Преодоление социального отчуждения как условие снижения делинквентности в подростковом возрасте

Тип работы:
Диссертация
Предмет:
Психологические науки
Страниц:
297
Узнать стоимость новой

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

Актуальность исследования. Произошедшие в последние десятилетия изменения в социально-экономической и культурной сферах жизни россиян, наряду с позитивными результатами, способствовали также усилению у молодого поколения правового нигилизма и потребительского отношения к жизни, что нашло выражение в увеличении числа делинквентных проявлений среди несовершеннолетних.

На сегодняшний день в России усилиями органов внутренних дел и прокуратуры создана и функционирует система предупреждения правонарушений, совершенных несовершеннолетними, однако уровень правонарушений среди подростков остается достаточно высоким. Во многом это связано с тем, что в профилактической работе с подростками недостаточно внимания уделяется изучению и устранению психологических корней делинквентности.

Ряд ученых, изучавших проблему делинквентности (Ю.М. Антонян, М. И. Еникеев, В. И. Эминов, Э. Дюркгейм, Р. К. Мертон, К. Кеннистон, М. Симен и др.), связывают ее причины с феноменом социального отчуждения. Однако до настоящего времени методы снижения склонности подростков к делинквентному поведению путем преодоления отчуждения не разработаны. В связи с этим специалисты органов внутренних дел и системы образования не располагают необходимыми для профилактической работы методами, направленными на устранение психологических причин делинквентного поведения подростков.

Решение данной проблемы заключается в дальнейшем изучении связи делинквентного поведения с отчуждением, выявлении специфики отчуждения в подростковом возрасте, а также в разработке психологической программы преодоления отчуждения как условия снижения делинквентного поведения подростков.

Состояние и степень разработанности проблемы. Начало изучению проблемы отчуждения было положено еще в античной философии

Аристотель, Платон). Однако попытки построения стройной теории отчуждения берут свое начало в классической философии (Г.В. Ф. Гегель, JI. Фейербах, К. Маркс и др.).

С появлением в психологии таких направлений, как психоанализ и бихевиоризм, феномен отчуждения начал активно исследоваться и психологами. Отчуждение рассматривалось как особый внутриличностный конфликт, берущий свое начало в раннем детстве (3. Фрейд), и связывалось с социальными условиями, в которых развивается индивид (Э. Фромм, К. Хорни, Э. Шахтель).

В современной психологии рассматривается связь феномена отчуждения с общественными отношениями (Л.С. Выготский), влияние деятельности и ее мотивации на формирование отчуждения (А.Н. Леонтьев), место и значение смыслоутраты в структуре отчуждения (Д.А. Леонтьев) — разработана психодиагностическая методика определения отчуждения (E.H. Осин) — определены критерии и психологические механизмы отчуждения в сфере учебного труда студента (В.Н. Косырев) — предложены пути преодоления отчуждения путем формирования Я-концепции (М.З. Шогенов). Особо значимым для нашей работы стал вывод ученых о том, что отчуждение является категориальной оппозицией (противоположностью) идентификации (В.А. Абраменкова,

К.А. Абульханова-Славская, А. Е. Горбушин, A.A. Меграбян, B.C. Мухина, В. А. Петровский, М. В. Полевая и др.).

Проблема влияния отчуждения на делинквентное поведение впервые была поставлена в социологических и криминологических трудах (М. Вебер, Я. И. Гилинский, Э. Дюркгейм, И. С. Кон, В. Т. Лисовский, Р. Мертон и др.), позже аналогичные исследования начали проводиться в психологии. Отечественные ученые-психологи уделяют этой проблеме внимание преимущественно в связи с подростковыми группами риска (A.A. Александров, Б. Н. Алмазов, С. А. Беличева, Л. И. Божович,

А.Д. Глоточкин, Ю. А. Клейберг, М. А. Ковальчук, Я. Л. Коломинский, А. Е. Личко, В. В. Новиков, В. Ф. Пирожков, A.A. Реан, Ю. Ю. Черво и др.).

Подводя итог анализу работ, посвященных проблеме отчуждения и подростковой делинквентности, необходимо отметить, что возможность снижения делинквентности путем преодоления отчуждения в психологической науке исследована недостаточно. Именно это обстоятельство и обусловило выбор темы настоящей диссертации.

В связи с этим возникают противоречия:

• между актуальной для подросткового возраста проблемой отчуждения и недостаточным вниманием исследователей к ее изучению-

• между отдельными наработками в области отчуждения и делинквентного поведения и недостаточной изученностью отчуждения как психологической предпосылки противоправного поведения подростков-

• между имеющимся опытом коррекции делинквентного поведения подростков и отсутствием психологической программы по снижению подростковой делинквентности путем преодоления отчуждения.

Выявленные противоречия позволяют обозначить проблему, которая заключается в том, что в теории и практике остается непроработанной возможность снижения склонности подростков к делинквентному поведению путем преодоления социального отчуждения. Невозможность подростков справиться самостоятельно с отчуждением без соответствующей психологической помощи может привести к дальнейшей деформации личности и усилению тенденции к делинквентному поведению. Этим обусловлена актуальность выбранной темы исследования.

Объект исследования: феномен социального отчуждения у делинквентных подростков.

Предмет исследования: снижение делинквентности подростков путем преодоления социального отчуждения.

Цель исследования: изучить влияние социального отчуждения на подростковую делинквентность, разработать и апробировать программу преодоления отчуждения как условия снижения делинквентности в подростковом возрасте.

Задачи исследования:

1) провести теоретико-методологический анализ литературы по проблемам отчуждения и подростковой делинквентности-

2) определить психологические условия возникновения социального отчуждения в подростковом возрасте-

3) выявить степень выраженности отчуждения у делинквентных подростков в разных сферах жизнедеятельности-

4) определить способы преодоления социального отчуждения, способствующие снижению делинквентности в подростковом возрасте-

5) разработать и апробировать программу, направленную на снижение уровня делинквентности у подростков средствами преодоления социального отчуждения.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что преодоление социального отчуждения может стать эффективным условием снижения делинквентности у подростков, если: рассматривать социальное отчуждение подростка как психологическую предпосылку делинквентного поведения в подростковом возрасте- учитывать психологические условия, способствующие формированию отчуждения, и особенности его проявления в разных сферах жизнедеятельности- оказывать подростку психологическую помощь, направленную на удовлетворение социальных потребностей в основных сферах жизнедеятельности, коррекцию личностных качеств и выработку навыков адекватной идентификации с субъектами, отличающимися просоциальной направленностью личности.

Методологическую основу исследования составили: принцип детерминизма (Л.И. Анцыферова, A.B. Петровский, C. JI. Рубинштейн и др.), фундаментальные идеи отражения личностью окружающей действительности (К.А. Абульханова-Славская, А. Г. Асмолов, A.A. Бодалев и др.), деятельностный подход к развитию личности (Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, С. Л. Рубинштейн и др.), принцип системности психических явлений (В.А. Барабанщиков, Б. Ф. Ломов, Э. Г. Юдин и др.), методологические принципы теории отношений (Л.И. Божович, А. Ф. Лазурский, В. Н. Мясищев, В.Н. Панферов).

Теоретической основой исследования явились психологические исследования по теории личности (Б.Г. Ананьев, Г. А. Асмолов, B.C. Мерлин и др.), идеи возрастного развития (Л.С. Выготский, A.B. Петровский, Э. Эриксон и др.), теоретические положения о сущности феномена отчуждения (В.В. Абраменкова, Э. Дюркгейм, К. Кеннистон, B.C. Мухина, Э. Фромм и др.), а также понимание причин преступного поведения (Ю.М. Антонян, К. Кеннистон, Ю. А. Клейберг и др.).

Методы исследования: 1) теоретико-методологический анализ литературных источников- 2) эмпирические методы исследования: беседа, & laquo-Опросник субъективного отчуждения для учащихся& raquo- С. Мадди, С. Кобэйса, М. Хувера (модификация E.H. Осина), & laquo-Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества& raquo- (Д. Рассел и М. Фергюсон), & laquo-Определение склонности к отклоняющемуся поведению& raquo- (А.Н. Орел), & laquo-Многофакторный опросник исследования личности& raquo- Р. Кеттелла (16 PF), методика & laquo-Уровень субъективного контроля& raquo- (УСК), & laquo-Методика исследования самоотношения& raquo- В. В. Столина, С. Р. Пантелеева (МИС) — Ъ) математико-статистические методы обработки результатов эмпирического исследования — описательный, сравнительный, корреляционный и регрессионный анализы, построение диаграмм рассеивания. Обработка и вычисления проводились с использованием программы «SPSS 13.0 for Windows».

Научная новизна исследования. Выявлен характер связи между социальным отчуждением и делинквентностью, раскрывающий новые возможности для снижения склонности к делинквентному поведению в подростковом возрасте.

Обоснована роль адекватной самоидентификации подростка и идентификации со значимыми другими, демонстрирующими просоциальные формы поведения, как средства преодоления отчуждения.

Определены сферы жизнедеятельности с высоким уровнем проявления отчуждения у делинквенных подростков: семья, учебная деятельность, общество, сфера самоотношения.

Разработана психологическая программа снижения делинквентности у подростков путем преодоления социального отчуждения в критических сферах жизнедеятельности, включающая работу непосредственно с самими подростками, направленную на коррекцию личностных особенностей и выработку навыков адекватной идентификации с носителями просоциальных образцов поведения, а также работу с родителями и педагогами, направленную на повышение уровня компетентности в вопросах воспитания и взаимодействия с делинквентными подростками.

Теоретическая значимость исследования. Теоретически обоснована возможность преодоления социального отчуждения как условия снижения делинквентности в подростковом возрасте.

Конкретизировано понятие & laquo-отчуждение»-, представляющее собой такое отношение человека к окружающему миру и к себе, при котором он сам, значимые другие и продукты его деятельности осознаются им как противоположные ему самому (от несходства до неприятия и враждебности), что выражается в соответствующих переживаниях субъекта (обособленности, одиночестве, отвержении, утрате Я) и сопровождается поведением, отличающимся от общепринятых норм и правил.

Выявлены личностные качества отчужденных подростков, проявляющиеся в каждой из сфер жизнедеятельности (высокая тревожность, низкий самоконтроль, неприятие себя), а также качества личности неотчужденных подростков (адекватная самооценка, уверенность в себе, высокий самоконтроль).

Описано возникновение делинквентного поведения как нарушение баланса между идентификацией и отчуждением | 28, ylibka.org.ua |.

Раскрыто психологическое содержание процесса преодоления социального отчуждения, включающего формирование у индивида адекватной идентификации (в том числе самоидентификации) с субъектами, отличающимися просоциальной направленностью личности, и развитие характерных для неотчужденной личности качеств.

Практическая значимость исследования. Разработана и апробирована психологическая программа по снижению делинквентного поведения подростков через преодоление социального отчуждения. Данная программа использовалась психологами в работе с подростками, стоящими на учете в органах внутренних дел в период летней лагерной смены.

Основные положения диссертации могут быть использованы в системе дополнительного образования детей для успешного развития личности и социально-психологической адаптации- на курсах повышения психологической компетентности педагогов по проблемам подростковой делинквентности и на занятиях с родителями в образовательных учреждениях, а также сотрудниками органов внутренних дел при проведении профилактической работы с подростками.

Материалы исследования использованы при подготовке и проведении областных научно-практических семинаров и круглых столов в г. Тамбове в целях профилактики делинквентного поведения подростков.

Выводы и результаты исследования применяются при изучении учебных дисциплин & laquo-Психология девиантного поведения& raquo-, & laquo-Юридическая психология& raquo-, & laquo-Психология субъекта& raquo- и др.

Достоверность и надежность полученных данных базируются на научной методологии и обеспечиваются комплексным подходом к изучению проблемы, согласованностью основных положений теоретической концепции с данными экспериментальных исследований- репрезентативностью выборки испытуемых- применением современных методов математико-статистической обработки и анализа экспериментальных данных.

Положения, выносимые на защиту:

1. Отчуждение представляет собой такое отношение человека к окружающему миру и к себе, при котором он сам, значимые другие и продукты его деятельности осознаются им как противоположные ему самому (от несходства до неприятия и враждебности), что выражается в соответствующих переживаниях субъекта (обособленности, одиночестве, отвержении, утрате Я) и сопровождается поведением, отличающимся от общепринятых норм и правил. Как и всякое отношение, отчуждение включает когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

2. Отчуждение у делинквентных подростков является результатом депривации социальных потребностей индивида в принадлежности, признании, уважении, что при определенных внешних и внутренних условиях приводит к совершению противоправных действий.

3. Наиболее остро отчуждение у подростков, склонных к делинквентному поведению, проявляется в семейных и школьных отношениях, в отношении к себе и отношении к общепринятым нормам поведения.

4. Преодоление отчуждения у делинквентных подростков возможно путем формирования у подростков качеств неотчужденной личности, навыков адекватной самоидентификации, нормализации отношений со значимыми другими в основных сферах жизнедеятельности.

5. Программа преодоления отчуждения у делинквентных подростков, построенная, с учетом когнитивного, эмоционального и поведенческого аспектов отчуждения, включает: блоки (работа с делинквентными подростками, работа с родителями, работа с педагогами и специалистами органов внутренних дел) — модули (коррекция качеств, присущих отчужденной личности, формирование навыков адекватной самоидентификации, развитие личностных качеств неотчужденной личности) — учебно-тематический план- содержание (лекторий и тренинг, состоящий из специально подобранных упражнений и игр).

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы диссертационного исследования обсуждались и получили одобрение на Международных научно-практических конференциях (Тамбов, 2008−2010 гг.- Москва, 2009- Самара, 2009- Владимир, 2010- Караганда, 2010) — на Всероссийских научно-практических конференциях (Тамбов, 2007−2009 гг.) — на научных конференциях аспирантов и преподавателей Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина (2008−2009 гг.) — в научно-теоретическом и прикладном журнале & laquo-Вестник Тамбовского государственного университета& raquo- (Тамбов, 2010) — на заседаниях кафедры общей психологии Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина. Апробация программы по преодолению отчуждения у подростков проводилась в подразделении по делам несовершеннолетних отдела № 1 Управления внутренних дел по г. Тамбову с января по май 2010 года. Результаты исследования внедрены в работу оздоровительного лагеря & laquo-Искорка»- Сосновского района Тамбовской области для подростков, состоящих на учете в органах внутренних дел.

Организация исследования. Опытно-экспериментальной базой исследования явились подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН) районных отделов внутренних дел № 1, № 2 УВД по г. Тамбову и МОУ школа № 24 г. Тамбова. Общее количество испытуемых — 176 человек в возрасте от 13 до 15 лет, из которых 97 подростков состоят на учете в ПДН (13 девочек и 84 мальчика).

Структура диссертации: диссертация состоит их введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Работа иллюстрирована таблицами, рисунками.

Выводы по второй главе

В ходе проведенного нами эмпирического исследования было установлено, что у всех делинквентных подростков наблюдается отчуждение, что дает основание для вывода о том, что отчуждение в подростковом возрасте является существенной психологической предпосылкой делинквентности.

Критическими сферами жизнедеятельности с высоким уровнем проявления отчуждения у делинквенных подростков: от себя, в семье, от учебной деятельности, от общества.

У неделинквентных подростков также как и у делинквентных, отчуждение наблюдается в значимых сферах жизнедеятельности: от себя, от семьи, от учебной деятельности и от общества. Однако у этих подростков в критических для делинквентности областях уровень отчуждения всегда имеет низкие показатели. Полученные результаты говорят о том, что высокий уровень отчуждения подростков в особенно значимых, для них сферах жизнедеятельности является предпосылкой делинквентного поведения.

Личностными качествами делинквентных подростков, связанными с показателем отчуждения в значимых сферах жизнедеятельности являются такие качества, как повышенная тревожность, низкий самоконтроль, неприятие себя, неадекватная самооценка. Это позволяет наметить новые подходы к профилактике правонарушений в подростковой среде путем работы с социальным окружением и целенаправленной коррекции их личностных качеств.

Программа преодоления отчуждения у делинквентных подростков должна включать одновременно работу непосредственно с подростками, направленную на формирование у них качеств неотчужденной личности и опосредованную работу через родителей и педагогов, направленную на повышение уровня компетентности в вопросах воспитания и взаимодействия с делинквентными подростками.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теоретический анализ и обобщение литературы по теме исследования показали недостаточную изученность феномена отчуждения, а также способов его преодоления у подростков с делинквентным поведением. В* то же время, изучение имеющихся отечественных и зарубежных источников по данной проблеме выявило множественность подходов к пониманию отчуждения. Первоначально отчуждение рассматривалось в сфере взаимосвязи с предметным и социальным миром, а затем было переведено в сферу психологических взаимосвязей. Объединяет все рассмотренные подходы, несмотря на разницу дефиниций, положение о том, что отчужденный человек утрачивает свою внутреннюю целостность, отворачивается от свой истиной природы- становится неспособным к самопознанию, поэтому не может адекватно оценивать себя, а через себя, ситуации и события.

Анализ зарубежных и отечественных исследований показывает, что. существуют различные теории возникновения делинквентного поведения: теория физических типов, социологические, правовые, а также теории, связывающие причины делинквентности-с отчуждением.

Связь делинквентности с отчуждением позволяет оказывать влияние на снижение склонности к противоправному поведению через преодоление отчуждения. Положение об отчуждении как о психологической предпосылке позволяет представить себе механизм его преодоления.

В целом, проведенное исследование подтвердило гипотезу о том, что отчуждение является предпосылкой делинквентности, а поэтому снижение склонности к делинквентному поведению в подростковом возрасте возможно путем оказания подростку психологической помощи, направленной на преодоление отчуждения в основных сферах жизнедеятельности' (семья, школа, референтная группа), коррекцию личностных особенностей, и выработку навыков адекватной самоидентификации с субъектами, отличающимися просоциальной направленностью личности.

Полученные в исследовании результаты позволяют также утверждать:

— личность формируется в результате протекания двух противоположных процессов: идентификации и отчуждения. Проблемы в развитии личности возникают тогда, когда баланс между идентификацией и отчуждением нарушен и сдвинут в сторону отчуждения, следствием чего нередко становится склонность к делинквентному поведению-

— отчуждение представляет собой такое отношение человека к окружающему миру и к себе, при котором он сам, значимые другие и продукты его деятельности осознаются им как противоположные ему самому (от несходства до неприятия и враждебности), что выражается в соответствующих переживаниях субъекта (обособленности, одиночестве, отвержении, утрате Я) и сопровождается поведением, отличающимся от общепринятых норм и правил-

— психологической предпосылкой отчуждения в подростковом возрасте является депривация, включающая невозможность индивида удовлетворить потребности в принадлежности, признании, уважении, что при определенных внешних и внутренних условиях приводит к совершению противоправных действий-

— особенно остро отчуждение у подростков, склонных& laquo- к делинквентному поведению, проявляется в следующих формах: отчуждение от себя, отчуждение от семьи, отчуждение от учебной деятельности, отчуждение от общепринятых норм и правил поведения-

— наиболее распространенными для отчужденных подростков являются такие качества личности как повышенная тревожность, низкий самоконтроль, неприятие себя, неадекватная самооценка-

— преодоление отчуждения у делинквентных подростков возможно путем формирования у подростков качеств неотчужденной личности, навыков адекватной самоидентификации, нормализации отношений со значимыми другими в основных сферах жизнедеятельности- разработанная программа преодоления отчуждения у делинквентных подростков построена с учетом содержательных особенностей когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов отчуждения в разных сферах жизнедеятельности подростков и включает: работу непосредственно с самими подростками и работу с их родителями и педагогами, направленную на повышение уровня их компетентности в вопросах воспитания и взаимодействия с делинквентными подростками- прогнозируемые результаты и критерии их оценки- учебно-тематический план- содержание (лекторий и тренинг, состоящий из специально подобранных психологических упражнений и игр). Апробация программы показала свою эффективность в процессе опытно-экспериментальной реализации в отделении по делам несовершеннолетних ОВД по г. Тамбову.

Однако проведенная работа не исчерпывает всего многообразия возможных направлений в исследовании проблемы преодоления отчуждения у подростков с делинквентным поведением. В рамках данной диссертационной работы не решены все вопросы, касающиеся феноменологии делинквентности. Это касается, прежде всего, динамики изучаемого явления, зависимости от адаптации подростков в образовательной среде, нуждается в изучении влияние индивидуально-типологических особенностей личности на развитие делинквентности и другое.

Показать Свернуть

Содержание

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

ВЛИЯНИЯ ОТЧУЖДЕНИЯ НА ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ 12 1Л. Феномен отчуждения в работах зарубежных и отечественных исследователей

1.2. Основные теоретические подходы к пониманию делинквентного 34 поведения

1.3. Влияние социального отчуждения на делинквентное поведение в подростковом возрасте Выводы по главе

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРЕОДОЛЕНИЯ ОТЧУЖДЕНИЯ У ДЕЛИНКВЕНТНЫХ ПОДРОСТКОВ

2.1. Организация и методы исследования

2.2. Особенности отчуждения и его влияние на делинквентость у подростков

2.3. Программа преодоления отчуждения для снижения делинквентного поведения подростков

2.4. Проверка эффективности программы преодоления отчуждения у подростков в работе отделения по делам несовершеннолетних Управления внутренних дел г. Тамбова

Выводы по главе

Список литературы

1. Абраменкова, В.В. Идентификация-отвержение как механизм развития индивидуальности личности в онтогенезе / В. В. Абраменкова // Психологические проблемы индивидуальности. Вып. 2. — М., 1984. — С. 6775.

2. Абраменкова, В. В. Опыт изучения идентификации отчуждения в групповой соревновательной игре / В. В. Абраменкова / Педагогические аспекты социальной психологии. — Минск, 1978. — С. 50−52.

3. Абраменкова, В. В. Проблема отчуждения в психологии / В. В. Абраменкова // Вопросы психологии. 1990: — № 1. — С. 5−12.

4. Абраменкова, В. В. Развитие коллективистской? идентификации и персонализация в детском возрасте / В. В. Абраменкова // Психология, развивающейся личности / под ред. A.B. Петорвского. -М., 1987.

5. Абраменкова, В.В., Три измерения феномена персонализации личности в социогенезе / В. В- Абраменкова- A.F. Асмолов // Личность и межличностные отношения в коллективе / под ред. A.B. Петорвского- -Ульяновск, 1988. -258 с.

6. Абульханова-Славская, К. А. Активность и сознание личности- как субъекта деятельности / К.А. Абульханова-Славская // Психология- личности в социалистическом обществе: активность и развитие личности. — М.: Наука, 1989. -с. 110−134.

7. Абульханова-Славская^ К. А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская М., 1980. — 335 с.

8. Абульханова-Славская, К. А. Сознание личности в кризисном обществе / К.А. Абульханова-Славская. М.: ИП РАН, 1995. — 193 с. 9: Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. м: Мысль, 1991. — 299 с.

9. Азарова, Т.В., Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Т. В. Азарова, О. И: Барчук, Т.В. Беглова^ М. Р- Битянова,

10. Е. Г. Королева, О. М. Пяткова / под общей ред. Битяновой М. Р. СПб.: Питер, 2007. — 304 с.

11. Александров, Ю., Подростковая психология и мотивы девиантного поведения / Ю. Александров, В. Олешкевич // Правозащитник. — 1997 — № 1 — С. 81−95.

12. Алексеев С. С. Право и поведение. / С. С. Алексеев,

13. B.Н. Кудрявцев. -М.: Юрид. лит., 1978. 191 с.

14. Алмазов, Б. Н. Социальное отчуждение. (Психолого-педагогический аспект) / Б. Н. Алмазов. М.: Дата Сквер, 2010. -168 с.

15. Антонян, Ю. М. Криминогенная роль психологического отчуждения личности / Ю. М. Антонян // Советское государство и право. -М.: Наука, 1988. -№ 8. С. 52−59.

16. Антонян, Ю. М. Психологическое отчуждение лиц, осужденных к лишению свободы / Ю. М. Антонян // Актуальные проблемы криминологии и исправительно-трудового права. Сборник научных трудов. М.: Изд-во ВЮЗИ, 1990. -С. 101−107.

17. Антонян, Ю. М. Психологическое отчуждение личности и преступное поведение. Генезис’и профилактика дезаптивных преступлений / Ю. М. Антонян. Ереван: Айастан, 1987. — 206 с.

18. Антонян, Ю. М. Психология преступника и расследования преступлений / Ю. М. Антонян, М. И. Еникеев, В. Е. Эминов. М.: Мысль, 1996. -358 с.

19. Антонян, Ю.М. Социально-психологическое отчуждение личности как криминогенный фактор (к постановке проблемы) / Ю. М. Антонян // Актуальные правовые вопросы борьбы с преступностью. -Томск: Изд-во Том. ун-та, 1988. С. 116−127.

20. Беккер, Г. Человеческое поведение: экономический подход / Г. Беккер. М.: ГУ ВШЭ, 2003. — 644 с.

21. Беличева, С. А. Основы превентивной психологии /

22. C.А. Беличева. -М., 1994. 221 с.

23. Белов, В. И. Ремесло отчуждения / В. И. Белов // Новый мир. М., 1988. -№ 6. -С. 164.

24. Бишоп, С. Тренинг ассертивности /С. Бишоп. СПб.: Питер, 2001. -208 с.

25. Бухановский, А. О. Общая психопатология: пособие для врачей /

26. A.О. Бухановский, Ю. А. Кутявин, М. Е. Литвак. -М.: Феникс, 2003. 416с.

27. Васильев, В. Л. Юридическая психология: Учебник для вузов/

28. B. Васильев. 5-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2003. — 656 с.

29. Вершок, А. Б. Потеря субъектности как внутренний симптом психологических проблем, связанных с отношениями / А. Б. Вершок, И. М. Первушина // Современные проблемы психоконсультирования и психотерапии. М.: РИПО ИГУМО и ИТ, 2010. — С. 5−8.

30. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб. -метод. пособие / Под ред. М. И. Рожкова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. -240 с.

31. Выготский, Л. С. История развития высших психических функций Л. С. Выготский // Собр соч. в 6 т -М., 1983. Т.З. — 344 с.

32. Выготский, Л. С. Проблемы возраста / Л. С. Выготский //Собр. соч. в 6 т., М.: Педагогика, 1984. — Т.4. — 259 с.

33. Гегель, Г. В. Ф. Сочинения Текст.: в 4 т. / Г. В. Ф. Гегель. М., 1959, — С. 227.

34. Гладкова, С. Аутотренинг. Антистрессовые методики /

35. C. Гладкова Ростов н/Д: & laquo-Феникс»-, 2002. — 320 с.

36. Гоббс, Т. Избранные произведения Текст., в 2 т. / Т. Гоббс. М., 1965. -2 т. -С. 158.

37. Грицанов, A.A. Человек и отчуждение / A.A. Грицанов,

38. B.И. Овчаренко. Минск: Высшая школа, 1991.- 126 с.

39. Гуревич, П. С. Философская антропология Эрика Фромма/ П. С. Гуревич / Послесловие. Э. Фромм.- Бегство от свободы. — М., 1990. -1. C. 262.

40. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения / Под ред. В. А. Никитина. М.: Просвещение, 1996. — 147 с.

41. Долгинова, О. Б. Одиночество и отчужденность в подростковом и юношеском возрасте / О. Б. Долгинова // Дис. канд. психол. Наук: 19. 00. 07 -СПб, 1996.- 150с.

42. Драгунова, Т. В. Кризис объяснили по-разному / Т. В. Драгунова // Хрестоматия по возрастной психологии. М., 1994, — С. 217.

43. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда / Э. Дюргейм. — М., 1996. -С. 370.

44. Евтихов, О. В. Практика психолоического тренинга / О. В. Евтихов. СПб.: Изд-во & laquo-Речь»-, 2007. — 256 с.

45. Емельянов, С. М. Практикум по конфликтологии / С. М. Емельянов. 2-е изд., перераб. — СПб.: Питер, 2001. — 400 с.

46. Зеленский, А. Ф. Криминологические и уголовно-правовые аспекты неосознаваемой психической деятельности / А. Ф. Зеленский // Сов. государство и право. 1984. — № 9. — С. 54−55.

47. Зиновьева, Д. М. Методологические возможности категории отчуждения в изучении психологии личности / Д. М. Зиновьева // Проблемы социальной психологии личности. Саратов, 2005. — Вып. 1. — С. 58−69.

48. Змановская, Е. В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения / Е. В. Змановская. М.: Издательский центр & laquo-Академия»-, 2004. -288с.

49. Иванов, В. Н. Девиантное поведение: причины и масштабы / В. Н. Иванов // Социально-политический журнал. 1995. — № 2. — С. 92−97.

50. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия / Под ред. Е. А. Левановой СПб.: Питер, 2007. — 208 с.

51. Камю, А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство: пер. с фр. / А. Камю. -М.: Политиздат, 1990. 415 с.

52. Клейберг, Ю. А. Психология девиантного поведения / Ю. А. Клейберг // Вопросы психологии. 1998. — № 5. — С. 141−145.

53. Клейберг, Ю. А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов / Ю. А. Клейберг. М.: Т Ц Сфера, 2003. — 160 с.

54. Клейберг, Ю. А. Социальные нормы и отклонения / Ю. А. Клейберг. 2-е изд. -М.: Вита-Пресс, 1997. — 140 с.

55. Кобазева, Ю. А. Динамика процесса социализации при переходе от младшего к старшему подростковому возрасту / Ю. А. Кобазева // Дисс. канд. психол. наук. М., 1995. — 173 с.

56. Ковалев, Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда / Г. А. Ковалев // Вопросы психологии. 1993. -№ 1. — С. 13−23.

57. Кон, И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1984. — 335 с.

58. Кон, И. С. Психология ранней юности: книга для учителя / И. С. Кон. -М.: Просвещение, 1989. 252 с.

59. Кондрашенко, В. П. Девиантное поведение у подростка /

60. B.П. Кондрашенко. Минск: Беларусь, 1988 — 204'с.

61. Косырев, В. Н. Отчуждение учебного труда как препятствие развитию личностного потенциала / В. Н. Косырев // Потенциал личности: комплексная проблема: материалы- VII Междунар. конф. Тамбов, 2008.1. C. 95−101.

62. Косырев, В. Н. Отчуждение учебного труда студента актуальная проблема высшего образования / В. Н. Косырев // Вестник Тамб. гос. ун-та. Сер. Гуманитарн. науки. — Тамбов, 2008. — Вып. 11 (67). — С. 54−58.

63. Косырев, В. Н. Психологический анализ учебного труда студента в контексте проблемы отчуждения / В. Н. Косырев // Ежегодник Института психологии: Сб. науч. тр. /Гл. ред.Е. А. Уваров. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2008. — № 4. — С. 32−44.

64. Краткий психологический словарь / Сост. JI.A. Карпенко- Под ред. A.B. Петровского- М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. 432 с.

65. Криминальная мотивация / Ю. М. Антонян, В. В. Гульдан, В. Н. Кудрявцев, В. В. Лунеев и др. // отв. ред. В. Н. Кудрявцев. М.: Наука, 1986. -304 с.

66. Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. А. И. Долговой. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2007. — 915 с.

67. Кристофер, Э. Тренинг лидерства / Э. Кристофер, JI. Смит. СПб.: Питер, 2002. — 320 с.

68. Кудрявцев, И.А., Психологический анализ смыслообразующих факторов делинквентного поведения подростков / И. А. Кудрявцев, Г. Б. Морозова, A.C. Потнин, А. Д. Корзякова, О. Ф. Семеновам // Психологический журнал. Т. 17. — № 5, 1996. — С. 76−89.

69. Кунигель, Т. В. Тренинг & laquo-Активизация внутренних ресурсов подростка& raquo- / Т. В. Кунигель. СПб.: Речь, 2006. — 101 с.

70. Кэррел, С. Групповая психотерапия подростков / С. Кэррел. — СПб.: Питер, 2002. 224 с.

71. Лазарянц, О. В. Проблема одиночества: психологические модели / О. В. Лазарянц // Вестник интегративной психологии. 2004. — Вып. 4. -2006. -С. 77−83.

72. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. — М., 1981,-584 с.

73. Личко, А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков /

74. A.Е. Личко. Л.: Медицина, 1983. — 256 с.

75. Ломброзо, Ч. Преступный человек / Ч. Ломброзо. М.: Эксмо, 2005. — 876 с.

76. Лунев, В. В. Преступность в XXI веке (методология прогноза) /

77. B.В. Лунев // Социологические исследования. — 1996. — № 7. С. 94.

78. Маркс, К. Сочинения Текст.: в 50 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. М.: Госполитиздат, 1968. — 42 т. — 264 с.

79. Меграбян, A.A. К проблеме отчуждения личности / A.A. Меграбян// Проблемы личности: Материалы симпозиума. М., 1969.1. С. 292−307.

80. Менте, М. Эфффективное использование ролевых игр в тренинге / М. Менте. СПб.: Питер, 2002. — 208 с.

81. Мертон, Р. Социальная структура и аномия / Р. Мертон // Социология преступности: Современные буржуазные теории. — М., 1966. -512 с.

82. Монина, Г. Б., Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители) / Г. Б. Монина, Е.К. Лютова-Робертс. СПб.: Речь, 2007. — 224 с.

83. Мухина, B.C. Проблема социогенеза личности / B.C. Мухина // Педагогические аспекты социальной психологии. Тезисы республиканской научно-теоретической конференции. — Минск: Пед. об-во БССР, 1978- -С. 26−37.

84. Мухина, B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов / B.C. Мухина. — 4-е изд., стереотип. — М.: Академия, 1999. — 456 с.

85. Нишнианидзе, О. О. Делинквентное поведение как форма деструктивной девиации / О. О. Нишнианидзе // Автореф. дис. канд. психол. наук: 22. 00. 06. -Курск, 2003. -22 с.

86. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества / Г. Маркузе // Пер. с англ., послесл., примеч. A.A. Юдина- Сост., предисл. В. Ю. Кузнецова. М: ACT, 2002. — 526 с.

87. Осин, E.H. Смыслоутрата как переживание отчуждения: структура и диагностика / E.H. Осин // Дисс. канд. психол. наук. М.: МТУ, 2007. -217 с.

88. Особенности обучения и психического развития школьников 13−17 лет / Под ред. Дубровиной И. В., Круглова Б. С. М.: Педагогика, 1988. — 192 с.

89. Пантелеев, С. Р. Методика исследования самоотношения (МИС) / С. Р. Пантелеев // Практикум по психодиагнистике: Конкретные психодиагностические методики. -М.: МГУ, 1989. С. 165−170.

90. Парцвания, B.B. Генеалогия отчуждения: от человека абстрактного к человеку конкретному / В. В. Парцвания. СПб.: Университетская книга, 2002. — 376 с.

91. Перешеина, М.В., Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений / М. В. Перешеина, М. Н. Заостровцева. М.: Т Ц Сфера, 2006. -374 с.

92. Петровский, В. А. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений / В. А. Петровский, М. В. Полевая // Психологический журнал. -М., 2000. -№ 1. -С. 28−36.

93. Полевая, М. В. Отчуждение как характеристика детско-родительских взаимоотношений / М. В. Полевая // Дис. канд. психол. наук: 19. 00. 07-М., 1998.- 155 с.

94. Полевая, М. В. Феномен отчуждения в психологии личности / М. В. Полевая. Балашов, 1996.

95. Поршнев, Б. Ф. Социальная психология и история / Б. Ф. Поршнев -М.: Наука, 1979. -235 с.

96. Практикум по девиантологии / Автор-составитель Ю. А. Клейберг. СПб: Речь, 2007. — С. 6−21.

97. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н. Ю. Хрящевой. СПб.: Речь, Институт тренинга, 2000. — 256 с.

98. Психологические тесты / По ред. А. А. Карелина: в 2 т. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — Т. 1.- 312 с.

99. Психология. Словарь / под общ. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. И доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.

100. Птичкина, E. JI. Внутрисемейные детерминанты поведения старших подростков / Е. Л. Птичкина // Автореф. дис. канд. психол. наук: 19. 00. 13. -М., 2001. -18 с.

101. Радина, Н.К. К проблеме использования тендерного анализа в психологических исследованиях / Н. К. Радина // Вопросы психологии. -1999. -№ 2. -С. 22−28.

102. Рай, JI. Развитие навыков эффективного общения / Л. Рай. СПб.: Питер, 2002. — 288 с.

103. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика: Методы и тесты: учебное пособие / Д. Я. Райгородский. Самара: Бахра-М, 2004. -672 с.

104. Раттер, М. Преступность несовершеннолетних: тенденции и перспективы / М. Раттер, Д. Гиллер. М., 1998. — 347 с.

105. Романин, А. Н. Основы психоанализа / А. Н. Романин. Ростов н/Д: Феникс, 2003. -320с.

106. Савченко, Ф. С. Профилактика аддиктивного поведения школьников: Учебно-методическое пособие / Ф. С. Савченко / Под ред. А. К. Колеченко. СПб.: КАРО, 2006. — 288 с.

107. Слободчиков, В. И. Интегральная периодизация общего психического развития / В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман // Вопросы психологии. 1996. — № 5. — С. 38−50.

108. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. — Минск: Харвест, 1998. -800 с.

109. Смит, М. Тренинг уверенности в себе / М. Смит // Пер. с англ. СПб: Речь. 244 с.

110. Современная буржуазная философия. Учеб. пособ. / Под ред. A.C. Богомолова, Ю. К. Мельвиля, И. С. Нарского. -М.: Высшая школа, 1978. 582 с.

111. Социальная психология. Словарь / под ред. М. Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / ред. -сост. Л.А. Карпенко/ под общ. ред. A.B. Петровского. М., 2006. -4 т. &mdash- с. 176.

112. Социологический словарь / Сост. А. Н. Елсуков, К.В. Шульга- Науч. ред. Г. Н. Соколова, И.Я. Писаренко- Минск: Университетская, 1991. — 528 с.

113. Социологический словарь Текст. / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б. С. Тернер / Пер. с англ., под ред. С. А. Ерофеева. М.: Экономика, 2000. -414 с.

114. Фейербах, JI. Избранные философские произведения Текст.: в 2 т./ JI. Фейербах. М.: Политическая литература, 1955. — 2 т. -942 с.

115. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. — М.: Политиздат, 1991. -560 с.

116. Фрейд, 3. & laquo-Я»- и & laquo-Оно»- Текст.: труды разных лет: в 2 т. / 3. Фрейд / сост. А. Григорашвили. Тбилиси: Мерани, 1991. — 1 т. — 398 с.

117. Фрейд, 3. Введение в психоанализ: Лекции / З. Фрейд / Пер. с немецкого Г. В. Барышниковой- лит. ред. Е. Е. Соколовой, Т. В. Родионовой. -М.: Наука, 1989−456 с.

118. Фромм, Э. Душа человека/ Э. Фромм / Общ. ред., сост. и предисл. П. С. Гуревича. -М.: Республика, 1992. 430 с.

119. Ш. Фромм, Э. Иметь или быть? / Э. Фромм / Общ. ред., сост. и предисл. П. С. Гуревича, пер. с англ. Н. Войскунской, И. Каменкович, Е. Комаровой, Е. Рудневой, В. Сидоровой, Е. Фединой., М. Хорькова. М.: Прогресс, 1990. — 336 с.

120. Фромм, Э. Мужчина и женщина / Э. Фромм. М.: ACT, 1998. 453 с.

121. Фромм, Э. Человек для себя / Э. Фромм / Пер. с англ. и послесл. Л. А. Чернышевой. Минск: Коллегиум, 1992. — 253 с.

122. Фурманов, И. А. Психология депривированного ребенка: пособиедля психологов и педагогов / И. А. Фурманов, Н. В. Фурманова. М.: ВЛАДОС, 2004. -319 с. '

123. Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер // Сост., пер. с нем. и комм. В. В. Бибихина М., 1997. — 326 с.

124. Ханипов, P.A. Подростково-молодежная делинквентность в современной России / P.A. Ханипов // Автореферат дис. кандидата социологических наук: 22. 00. 04. — Казань, 2007. — 24 с.

125. Харламов, A.B. Социальное отчуждение и социальная коммуникация (коллизии и противоречия духовной культуры) / A.B. Харламов // Общество и коммуникация. Новосибирск, 2003. — С. 2329.

126. Хоркхаймер, М. Диалектика Просвещения: Филос. фрагменты / М. Хоркхаймер, Т. Адорно. М.: Медиум, 1997. — 310 с.

127. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени: Самоанализ. / К. Хорни / Перевод с англ. В.В. Старовойтова- общ. ред. и послесл. Г. В. Бурменской. М.: Прогресс: Универс, 1993. — 497 с.

128. Хорсанд, Д. В. Какой я? Читайте вашего ребенка как книгу. 200 способов понять своего ребенка / Д. В. Хорсан. М.: ACT- СПб.: Сова, 2007. -233 с.

129. Чуфаровский, Ю. В. Юридическая психология: теоретические аспекты, практическое применение / Ю. В. Чуфаровский. М.: Право и Закон, 2004. — 320 с.

130. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. -М.: Педагогика, 1978. -304 с.

131. Юсупов, И. М. Социопатические предпосылки криминальных деяний / И. М. Юсупов. Казань, 1996. -253 с.

132. Agnew, R. Foundation for a General Strain Theory of Crime and Delinquency // Criminology, 1992. No 30. — P. 47−87

133. Alienation. Concept, terminology and meanings // Ed. by Jonson Fr, N. Y., 1973.

134. Becker, H. The Outsiders. The Free Press of Glencoe, 1963. P. 9.

135. Burton, A. On the nature of loneliness // Amer. J. Psychoanal. 1961. — V. 21. — № 1.

136. Davids, A. Alienation, social apperception and ego-structure // J. Consult. Psychol. 1955. -V. 19.

137. Duhzssen, A. Philosophic alienation and the problem of other minds // Philos. Rev. 1969. -V. 66. -№ 4.

138. Epperson, D. C. Some interpersonal and performance correlates of class-room alienation // School. R. 71 (Autumn). 1863.

139. Fromm, E. Human Nature and Social Theory. A Letter addressed to Vladimir Dobrenkov, in: Fromm Forum (English edition), Tubingen (Selbstverlag), No. 4 (2000). -P. 27−35.

140. Fromm, E. The sane society N. Y., 1955.

141. Keniston, K. The uncommited: Alienationed youth in American society. N. Y., 1965.

142. Leeman, M. Alienation and social learning in a reformatory // Amer. J. of Sociology. 1963. -V. 69.

143. Lemert, E. Social Pathology: A Systematic Approach to the Theory of Sociopathic Behavior. NY: McGraw-Hill, 1951.

144. Maddi, S.R., Hoover, M., Kobasa, S.C. Alienation and Exploratory Behavior // Journal of Personality and Social Psychology, 1982, Vol. 42, No. 5. P. 884 890.

145. Maddi, S.R., Kobasa S. C, Hoover, M. An Alienation Test // Journal of Humanistic Psychology. 1979. Vol. 19 No. 4. — P. 73−76.

146. McLellan, D. Alienation in Hegel and Marx. // P.P. Weiner (Ed.) Dictionary of The History of Ideas: Studies of Selected Pivotal Ideas. 5 vols. New York: Charles Scribner’s Sons, 1974. Vol. 1. — P. 37−41.

147. Meszaros, I. Marx’s Theory of Alienation. London: Merlin Press, 2006. 356 p.

148. Murphy, L. B. Social behavior and personality sympathy. N. Y., 1937.

149. Pine, D. S., Bruder G. E., Wasserman G. A., Miller L. S., Musabegovic A., Watson J. B. Verbal dichotic listening in boys at risk for behavior disorders // J. Am. Acad. Child Adolesc. Psychiatiy. 1997 Oct. V. 36. -N 10. P. 1465−1473.

150. Ray, J.J. Toward a definitive alienation scale // The Journal, of Psychology, 1982,-P. 67−70.

151. Ray, J. J- Who are the alienated? // JJ. Ray (Ed.) «Conservatism as Heresy». Sydney: A.N.Z. Book Co., 1974.

152. Rokach, A. Loneliness Then and Now: Reflections on Social and Emotional Alienation in Everyday Life // Current Psychology: Developmental, Learning, Personality, Social. 2004. Vol. 23. No. 1. — P. 24−40.

153. Schabracq, M., Cooper G. To be or not to be me: about alienation"// Counselling Psychology Quarterly, 2003, Vol. 16, No. 2. P. 53−79.

154. Schacht, R. Alienation. NY: Anchor Books, 1971. -294 p.

155. Schacht, R. The Future of Alienation. Chicago, IL: University of Illinois Press, 1994. 170 p.

156. Schahtel, E.G. On alienated concepts of identity // E. & M. Josephson. Man alone: Alienation in modern socity. N.Y. Dell Publishing, 1969. -P. 73−83.

157. Schmitt, R Alienation and Freedom. Westview Press, 2003.

158. Seeman, M. Alienation and Anomie // J. P. Robinson, P. R. Shaver, L. S. Wrightsman (Eds.) Measures of Personality and Social Psychological Attitudes. San Diego: Academic Press, 1991. Vol. 1. P. 291−371.

159. Tannenbaum, F. Crime and the Community. NY: Columbia University Press, 1 938 153. Yould, L. J. Conformity and marginality: Two faces of alienation // J: Soc. Issues. 1969. V. 25. N 2.

Заполнить форму текущей работой