Порядок взыскания недоимок, пеней и штрафов в законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах

Тип работы:
Диссертация
Предмет:
Административное право
Страниц:
212
Узнать стоимость новой

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

Актуальность темы исследования: Важнейшей задачей современной экономической политики России является реформирование системы налогообложения. За последние полтора десятка лет в этом направлении были достигнуты положительные результаты. Так, существенно сокращено общее число налогов и сборов, снижены ставки по ряду основных фискальных платежей, упорядочены налоговые льготы, реорганизовано налоговое администрирование. Однако, несмотря на все успехи, процесс реформирования по-прежнему сопровождается игнорированием предусмотренной Конституцией Р Ф (ст. 57) и Налоговым кодексом РФ (п. 1 ст. 3, п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 24) налоговой обязанности, вплоть до открытого противодействия контрольной деятельности налоговых органов со стороны отдельных налогоплательщиков.

Вследствие подобного отклоняющегося поведения лиц, обязанных уплачивать налоги и сборы, налоговая задолженность в консолидированный бюджет Российской Федерации на 1 января 2005 года составила 879,0 млрд. рублей и, по сравнению с данными официальной статистики от 1 января 2004 года, увеличилась на 356,7 млрд. рублей, т. е. на 68,3%. Ещё больших размеров достигла задолженность по уплате налоговых санкций и пеней, которая на 1 января 2005 года превысила задолженность по налогам и сборам на 4,8% и составила 921,1 млрд. рублей. Доначисления по крупнейшим налогоплательщикам за истекший год привели к тому, что совокупная задолженность по налоговым платежам, санкциям и пеням в консолидированный бюджет РФ по состоянию на 1 января 2005 года составила 1,8 трлн. рублей и с начала 2004 года увеличилась на 0,7 трлн. рублей или на 64,7% (Приложение 1: таблицы № 1, № 5). Всего же, по экспертным оценкам1, государство ежегодно недополучает от 30% до 40% подлежащих уплате в бюджетную систему РФ обязательных платежей.

Важность затронутого вопроса раскрывается через призму ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой бюджет — это форма не только образования, но и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового

См.: Кучеров И. И. Налоги и криминал (историко-правовой анализ). — М.: ГМП & laquo-Первая образцовая типография& raquo-, 2000. С. 19. обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Следовательно, от полноты и своевременности поступления налогов и других обязательных платежей, во многом зависит то, как именно выдаются заработная плата рабочим и служащим государственных и муниципальных предприятий, учреждений и организаций, а также пенсии и пособия пенсионерам, каким образом функционируют системы государственного медицинского страхования и занятости населения, когда построят новые квартиры для очередников, сколько средств будет выделено для поддержки отечественной науки, культуры и образования, насколько будут дееспособны силы правопорядка и обороны страны.

Поэтому в тех случаях, когда налоговая обязанность не исполняется добровольно, должны & laquo-срабатывать»- предусмотренные законодательством РФ механизмы принудительного взыскания. И здесь очень важно, чтобы, с одной стороны, эти способы и средства обеспечивали эффективное взыскание своевременно не поступивших в казну налоговых платежей, соответствующих пеней и штрафов, а с другой стороны — гарантировали соблюдение также закреплённых в Конституции Р Ф неотъемлемых прав и экономических свобод налогоплательщиков.

На необходимость комплексного решения означенной проблематики указывает и то обстоятельство, что общественные отношения, складывающиеся в процессе взыскания сумм недоимок, пеней и налоговых санкций, независимо от различий в основаниях и условиях, имеют общие правовые и экономические признаки. С юридической точки зрения, взыскание — это реализация государством предусмотренных законом мер принуждения налогоплательщика к должному исполнению возложенных на него налоговых обязанностей и мер наказания за допущенные правонарушения. С экономической точки зрения, взыскание — это всегда расходы для налогоплательщика и источник прямых или косвенных доходов для государственного бюджета и бюджета муниципальных образований. Новизна подобного системного рассмотрения правового института взысканий в налоговой сфере в значительной степени и обуславливает актуальность темы проведённого автором исследования.

Работа уполномоченных органов в части взыскания задолженности по обязательным платежам имеет свою специфику и должна строиться с учётом положений законодательства о налогах и сборах, об исполнительном производстве, а равно таможенного, административного, арбитражного процессуального, гражданского процессуального и других отраслей законодательства РФ. Однако, несмотря на большое количество образующих названные отрасли законодательства нормативных правовых актов, приходится констатировать как низкую эффективность существующего в настоящее время механизма взыскания недоимок, пеней, штрафов, так и отсутствие чётко регламентированного порядка взаимодействия налоговых, правоохранительных, судебных и исполнительных органов, которые вовлечены в процесс произвол-ства подобных взысканий. Об этом, в первую очередь, свидетельствует динамика увеличения судебных споров, связанных с законодательством о налогах и сборах, свыше 80% из которых составляют споры о взыскании недоимок, пеней и налоговых санкций.

Таким образом, принятая Государственной Думой Р Ф 16 июля 1998 года первая часть Налогового кодекса РФ не смогла решить всех насущных проблем, поскольку в соответствие с требованиями времени необходимо приводить не только законодательство о налогах и сборах, но и множество & laquo-устаревших»- нормативных актов иной отраслевой принадлежности. Кроме того, постоянные изменения и редакции текстов законов в сфере налогов и сборов, решая одни вопросы, одновременно ставят перед правоприменительной практикой множество других, требующих не менее тщательного осмысления и сопоставления с уже действующими правовыми нормами. Автор предлагает своё разрешение этих проблем.

Степень научной разработанности темы исследования: Вопросы правового регулирования взыскания сумм недоимок, пеней и штрафов, особенно в условиях динамично развивающегося отечественного законодательства о налогах и сборах, уже не раз оказывались в центре внимания ведущих учёных.

2 См., например: Пансков В. Г. О некоторых назревших проблемах налогового законодательства // Налоговый вестник. 1999. № 6. С. 4- Налоговый контроль: налоговые проверки и производство по фактам налоговых правонарушений: Учебно-практическое пособие / Под ред. д.ю.н., проф. Ю. Ф. Кваши. — М.: & laquo-Юристъ»-, 2001. С. 13- Ларичев В. Д., БембетовА.П. Налоговые преступления. -М.: & laquo-Экзамен»-, 2001. С. 121, и др.

Такие дореволюционные авторы, как Н. К. Бржеский, В. А. Лебедев, И. Х. Озеров, Н. И. Тургенев, М. П. Шариф, а равно наши современники М. В. Карасёва, Ю. А. Лукаш, С. Б. Пронин, В. В. Стрельников, A.C. Титов и другие, затрагивали в своих работах отдельные способы взыскания недоимки и (или) пени по налогам и сборам, особенности бесспорного и судебного производства по данной категории дел. Причём в публикациях, вышедших в свет до вступления в силу части первой Налогового кодекса РФ, пеня рассматривалась исключительно в качестве меры ответственности за налоговые правонарушения, тогда как впоследствии она была отнесена к способам обеспечения исполнения налоговой обязанности. A.B. Брызгалин, О. Н. Горбунова, В. В. Мудрых, В. Г. Пансков, С. Г. Пепеляев, Г. В. Петрова, Н. И. Химичева, Д. Г. Черник касались вопросов исполнения налоговой обязанности и ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах. Д. В. Винницким и

B.А. Соловьевым были предложены критерии отграничения фискальных взиманий от смежных правовых институтов. В трудах Ю. Ф. Кваши, И. И. Кучерова, И. А. Орешкина, И. Н. Соловьёва и О. Ю. Судакова исследовались различные стороны возмещения недоимки как разновидности ущерба по уголовным делам о налоговых преступлениях, аспекты выявления задолженности по налогам и сборам в ходе проведения мероприятий налогового контроля и привлечения нарушителей к налоговой ответственности. В. М. Горшенев, Е. Г. Лукьянова, И. М. Погребной, О. В. Староверова, Н. Д. Эриашвили занимались разработкой общетеоретических проблем производств в юридическом, в том числе и налоговом процессе. В свою очередь, И. Г. Гарипов, В. М. Жмячкин,

C.А. Кукушкина, Д. Я. Малешин, Б. С. Салюков, С. М. Чемерикин акцентировали своё внимание на исполнительном производстве по решениям о взыскании обязательных платежей, которые принимаются налоговыми органами, таможенными органами и судами. Особенности бухгалтерского и налогового учёта взыскиваемых с налогоплательщика сумм стали объектом пристального внимания Е. М. Ашмариной.

Однако в имеющейся на сегодняшний день научной и методической литературе не содержится комплексного анализа столь значимых для общества и государства налоговых правоотношений, которые складываются по поводу взыскания сумм недоимок, пеней и штрафов. Более того, эти исследования не отражают тех изменений, которые произошли за последнее время в законодательстве о налогах и сборах, таможенном законодательстве и законодательстве об исполнительном производстве, в силу чего несколько утратили свою практическую значимость.

Объект и предмет исследования: Объектом диссертационного исследования является комплекс общественных отношений, которые складываются в процессе взыскания сумм задолженности по налогам (сборам), пеням и штрафам с налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов и иных обязанных лиц.

Предметом исследования выступают правовые нормы, определяющие материальные и процессуальные основания для взыскания недоимок, пеней, а также штрафов за нарушения законодательства о налогах и сборах- правовой статус и полномочия органов, осуществляющих взыскание указанных обязательных платежей- практика бесспорного и судебного порядков взыскания с организаций и физических лиц, признаваемых субъектами налогообложения.

Цель и задачи исследования: Цель исследования заключается в комплексном системном анализе процессуальных налоговых правоотношений по взысканию сумм недоимок, пеней и штрафов, позволяющем выявить недостатки нормативного регулирования соответствующих процедур и обосновать предложения по совершенствованию законодательства РФ о налогах и сборах.

Для достижения обозначенной цели предполагается решить следующие задачи:

— провести теоретический анализ законодательства, регламентирующего порядок взыскания сумм недоимок, пеней и налоговых санкций-

— охарактеризовать правоотношения по взысканию названных выше обязательных платежей-

— определить место органов исполнительной и судебной ветвей власти, а также их должностных лиц в деле обеспечения и защиты фискальных интересов государства и муниципальных образований-

— обобщить практику деятельности налоговых и таможенных органов, судов, службы судебных приставов, а равно иных компетентных органов по взысканию сумм недоимок, пеней и штрафов-

— путём сопоставления статистических данных определить эффективность предусмотренных законодательством о налогах и сборах способов взыскания обязательных платежей-

— обосновать необходимость изменения и дополнения действующего законодательства в целях усовершенствования тех положений, которые определяют условия, основания, сроки и порядок взыскания недоимок, пеней и налоговых санкций-

— выработать пути повышения эффективности деятельности органов, осуществляющих налоговый контроль, принудительное исполнение и судебное разбирательство по делам о взыскании сумм недоимок, пеней и штрафов.

Методология и методика исследования- Общей методологической основой явилась теория о системном подходе к изучаемым в соответствии с принципом единства науки и практики явлениям.

В ходе работы над диссертацией использовались общенаучные (анализ, синтез, обобщение, дедукция, индукция и др.), а равно частнонаучные (исторический, сравнительно-правовой, формально-юридический (статутный), структурный, функциональный, лингвистический, контент-анализ и др.) методы исследования.

Теоретико-правовая основа исследования: Теоретической базой для изучения рассматриваемой проблемы стали научные труды в области общей теории права и юридического процесса, а также финансового, налогового, таможенного, бюджетного, административного, исполнительного, арбитражного процессуального и гражданского процессуального права.

В силу межотраслевого характера диссертационного исследования его правовую основу составили законы и подзаконные нормативные правовые акты, входящие в систему конституционного законодательства, законодательства о налогах и сборах, таможенного законодательства, бюджетного законодательства, законодательства об исполнительном производстве, административного законодательства Российской Федерации и иностранных государств. Наряду с этим значительное внимание уделено постановлениям и определениям Конституционного Суда Р Ф, Пленумов Высшего Арбитражного Суда Р Ф и Верховного Суда Р Ф. Кроме того, изучены посвященные затрагиваемой в настоящей работе тематике инструкции, методические рекомендации, регламенты, обзоры и информационные письма МНС России (ныне Федеральной налоговой службы), Минфина России, ГТК России (ныне Федеральной таможенной службы), Минюста России, ВАС РФ и ВС РФ.

Эмпирическая база исследования: Эмпирической основой исследования послужили официальные обзоры и статистические отчёты о результатах работы территориальных подразделений МНС России (ФНС России), Службы судебных приставов Минюста Р Ф (ФССП России), федеральных арбитражных судов и судов общей юрисдикции. Диссертантом также использованы материалы конкретных дел о взыскании с налогоплательщиков (плательщиков сборов и налоговых агентов) сумм недоимок, пеней и штрафов- заключения по итогам прокурорских проверок- пресс-релизы должностных лиц высших органов исполнительной и судебной власти.

Научная новизна исследования и положения, выносимые на защиту: Данная работа является комплексным научным исследованием порядка взыскания обязательных платежей, как с общетеоретических позиций, так и в практической плоскости. Научная новизна состоит в том, что автором применён ранее практически не использовавшийся для изучения налогово-правовых явлений принцип разделения налогового процесса на самостоятельные стадии. Одновременно в диссертационном исследовании показаны определённые недостатки не только порядка регулирования указанных правоотношений новейшим законодательством РФ о налогах и сборах, но и недостатки применения предусмотренных этим законодательством правовых средств взыскания сумм недоимок, пеней и штрафов на практике.

На счёт важнейших результатов, полученных автором лично, можно отнести выработку таких понятий, как & laquo-налоговые процессуальные правоотношения по взысканию недоимки и пени& raquo-, & laquo-налоговые процессуальные правоотношения по взысканию штрафов& raquo-, а также & laquo-срок давности взыскания недоимки и пени& raquo-- вычленение в налоговом процессе обязательных и факультативных стадий- обозначение системы мер взыскания недоимок, пеней и штрафов- определение оснований применения таких мер, содержания и научной классификации- установление соотношения мер взыскания с другими мерами налогово-процессуального принуждения.

Вышеизложенное позволило автору вынести на защиту следующие основные положения:

1. По действующему законодательству РФ о налогах и сборах взыскивать можно только недоимку, пени и штрафы, а вовсе не налоги, которые уплачиваются налогоплательщиками (плательщиками сборов, налоговыми агентами) и соответственно взимаются налоговыми и иными уполномоченными органами.

2. Порядок взыскания недоимок, пеней и штрафов — это комплексный процессуальный институт, урегулированный нормами не только законодательства о налогах и сборах, но и нормами законодательства об исполнительном производстве, гражданского, арбитражного процессуального и гражданского процессуального законодательства.

3. Принудительное исполнение налоговой обязанности и взыскание штрафов за налоговые правонарушения являются самостоятельными факультативными стадиями налогового процесса.

4. Органами принудительного исполнения наряду с органами Федеральной службы судебных приставов РФ должны признаваться налоговые и таможенные органы.

5. Взыскание недоимки и пени с налогового агента в бесспорном порядке допустимо только в случае, когда он удержал причитающуюся сумму налога с налогоплательщика, но не перечислил её в бюджет. Если же налоговый агент по каким-либо причинам не только не перечислил, но и не удержал сумму налога у налогоплательщика, то взыскание недоимки и пени с такого налогового агента должно производиться в судебном порядке.

6. Срок давности взыскания недоимки и пени по налогам и сборам для физических лиц и организаций должен быть единым и составлять шесть месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

7. Институт взыскания недоимок, пеней и налоговых санкций за счёт дебиторской задолженности должен быть выделен в самостоятельный раздел Налогового кодекса РФ и Федерального закона & laquo-Об исполнительном производстве& raquo-.

8. Бесспорное взыскание налоговых санкций возможно только при законодательном закреплении действенных механизмов и гарантий рассмотрения жалоб налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов, иных лиц) по существу и установлении ответственности налоговых органов за злоупотребления административными полномочиями.

9. Наиболее эффективной мерой погашения сумм недоимок, пеней и штрафов является направление требования налогового (таможенного) органа, тогда как среди мер взыскания указанных обязательных платежей наиболее эффективной следует признать взыскание денежных средств с банковских счетов налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента).

10. Положения законодательства РФ о налогах и сборах, гражданского законодательства и законодательства об исполнительном производстве, которые определяют порядок принудительного отчуждения имущества, должны быть приведены во взаимное соответствие в части сроков взыскания недоимок, пеней и штрафов за счёт имущества организации и физического лица, процедур исчисления сроков исковой давности, количества очередей изымаемого имущества, а также правового статуса и компетенции уполномоченных на взыскание органов.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования: Теоретическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в нём положения раскрывают существенные стороны процессуальных налоговых правоотношений по взысканию недоимок, пеней и налоговых санкций, служат целям комплексного изучения подотрасли налогового процессуального права и, в конечном итоге, способствуют развитию науки как налогового, так и финансового права в целом.

Практическая значимость настоящей диссертационной работы заключается в том, что её результаты могут найти отражение в нормотворческой деятельности по устранению пробелов и усовершенствованию предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, а также законодательством об исполнительном производстве правовых механизмов взыскания сумм недоимок, пеней и штрафов. Кроме того, сделанные автором выводы с равным успехом могут быть использованы в правоприменительной деятельности налоговых и иных компетентных органов, а также в учебном процессе при преподавании и изучении курсов налогового и финансового права.

Апробация результатов исследования: Наиболее важные положения диссертации содержались в выступлениях автора на многочисленных научно-практических конференциях и изложены в опубликованных им работах. Кроме того, разработанные диссертантом рекомендации и выводы были реализованы в деятельности налоговых и правоохранительных органов, широко используются при чтении лекций и проведении семинарских занятий по учебным дисциплинам & laquo-Налоговое право& raquo- и & laquo-Финансовое право& raquo- в Академии экономической безопасности МВД России.

Структура и объём диссертационного исследования: Диссертация состоит из введения, трёх глав, в свою очередь, включающих в себя восемь параграфов, а также заключения, приложений и списка использованной литературы. Общий объём соответствует требованиям, предъявляемым ВАК России к работам данного рода.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налоговая система любого современного государства с рыночной экономикой выступает одним из главных инструментов воздействия на хозяйственные отношения. В новейшей истории Российской Федерации налоги и сборы рассматриваются как основной источник формирования бюджетов государства и муниципальных образований. Согласно бюджетному законодательству налоговые доходы составили порядка 75,5% доходной части федерального бюджета, запланированного на 2004 год, 67,1% доходной части федерального бюджета, запланированного на 2005 год и 62,8% доходной части федерального бюджета, запланированного на 2006 год. Именно поэтому своевременное и полное исполнение возложенной государством на своих подданных налоговой обязанности следует рассматривать как залог успешного экономического, социального и политического развития общества. Гарантиями стабильности такого цивилизованного развития призваны служить правовые методы и средства принудительного взыскания обязательных платежей, которые, с одной стороны, позволяют публичной власти эффективно и быстро восполнять потери казны и сделать реальным принцип неотвратимости наказания, а с другой, — обеспечить закреплённые международными соглашениями и внутренним законодательством страны экономические права и свободы. Причём для нормальной работы налоговой системы очень важно, чтобы применяемые к недоимщику либо правонарушителю принудительные меры были обоснованными и учитывали реальные возможности налогоплательщика.

Причины образования задолженности по обязательным платежам и нарушений законодательства о налогах и сборах определяются моральными, экономическими и организационно-техническими факторами. В массовом сознании современного российского общества уклонение от выполнения налоговых обязанностей рассматривается если не как доблесть, то, во всяком случае, как проявление разумного поведения человека. Относительно малая вероятность попасть под налоговый контроль при наличии слабых мест и противоречий в законодательстве о налогах и сборах, в том числе позволяющих избежать обращения взыскания на имущество, буквально подталкивает ряд хозяйствующих субъектов к систематическим нарушениям. Переломить указанную негативную тенденцию возможно только посредством формирования у недобросовестных налогоплательщиков убеждения в неизбежности применения к ним мер принудительного исполнения налоговой обязанности и ответственности в виде налоговых санкций.

Правовой институт взыскания недоимок, процентов, пеней и штрафов за нарушения налоговых обязательств прошёл достаточно длительный путь исторического развития. Его формирование началось одновременно со становлением налоговых систем первых государственных образований, когда обязательные сборы приобрели более или менее постоянный и всеобщий характер. Изначально меры понуждения к выплате фискальных платежей носили карательный характер. Во многом их содержание определялось классовой принадлежностью неплательщика, а индивидуальная ответственность подменялась групповой. Ярким примером тому служит просуществовавший на протяжении многих веков институт круговой поруки. Лишь в конце XIX — начале XX веков акцент принудительных мер сместился в сторону индивидуализации имущественных взысканий. Однако многие положения дореволюционного налогового законодательства заслуживают более пристального внимания и могут быть успешно использованы в наши дни. В числе таковых следует назвать правила о передаче имущества недоимщика в доверительное управление, о выкупе налоговой задолженности третьими лицами, о выплате вознаграждения проявившим особое рвение сотрудникам властных органов, и лицам, содействовавшим отысканию имущества, на которое должно быть обращено взыскание.

По своей юридической природе налоговые правоотношения по взысканию обязательных платежей следует признать процессуальными. Как и всякие иные налоговые правоотношения, имеющие правовосстановительную либо охранительную направленность, они вызываются к жизни правовыми аномалиями, и, будучи инструментом государственного управления, способствуют обеспечению публичных интересов в налоговой сфере. С учётом выявленных формально-юридических признаков принудительное исполнение налоговой обязанности, а также взыскание штрафов за совершение налоговых правонарушений должны рассматриваться как самостоятельные факультативные стадии налогового процесса. Что же касается оснований взыскания недоимки, пени и налоговой санкции, то их следует разделять на две группы: материально-правовые и процессуально-правовые. Причём многие основания представляют собой сложный состав юридических фактов.

Сделанные автором выводы стали возможны благодаря новейшим исследования в юридической науке, признавшим процессуальное право одним из важных блоков правовой материи. И хотя учёным до сих пор не удалось прийти к единому мнению относительно понятия налогового процесса и его системы, общее мнение всё же сводится к тому, что охрана и защита прав, свобод, а также законных интересов субъектов налоговых правоотношений возможны только посредством установления чёткого порядка, условий, последовательности и сроков совершения соответствующих действий и издания влекущих юридические последствия актов.

Отсюда можно предположить, что по мере развития налогового права блок налогово-процессуальных норм будет расширяться и совершенствоваться, и в структуре права его объём станет куда более значительным. Вполне вероятно, что в ближайшее время процессуальное налоговое право оформится в полноценную подотрасль налогового права.

Обязательными участниками правоотношений по взысканию со стороны государства являются органы принудительного исполнения. В число этих органов наряду с органами Федеральной службы судебных приставов также следует включать налоговые и таможенные органы. Однако деятельность названных органов нуждается в реформировании и нормативном урегулировании таким образом, чтобы, во-первых, повысить эффективность мер взыскания, а во-вторых, исключить имеющие место злоупотребления со стороны должностных лиц этих органов. При этом специфика исследуемых налоговых правоотношений подводит к мысли о необходимости передачи дел о взыскании обязательных платежей, как и иных налоговых споров, в подведомственность специальных судебных органов, что предполагает развитие в России полноценной системы административной юстиции.

Бесспорное взыскание денежных средств допускается исключительно с расчётных и валютных счетов налогоплательщика (налогового агента). Очерёдность и порядок списания денежных средств с банковских счётов организаций и физических лиц относится к предмету гражданско-правового регулирования. Используемое в НК РФ понятие & laquo-имущество»- также является гражданско-правовой категорией, что само по себе не может препятствовать его использованию и в целях налогообложения.

Положительную роль сыграла законодательная новелла о передаче налоговым органам полномочий по представлению интересов казны в делах о банкротстве. Характерной чертой дел о банкротстве должника является запрет на заключение мирового соглашения в части сумм задолженности по налогам и сборам, а также пеням и штрафам, начисленным за нарушения законодательства о налогах и сборах.

Не только теоретический интерес, но и вполне практическое значение имеет дискуссия о соотношении налоговой и административной ответственности, поскольку именно она позволяет ответить на вопрос о том, какие санкции и в каком порядке могут взыскиваться с виновного при нарушении норм законодательства РФ о налогах и сборах.

С нашей точки зрения, ответственность за налоговые правонарушения является административной ответственностью, поскольку взыскание всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли), а также различного рода штрафов носят преимущественно не восстановительный, а карательный характер и выступают наказанием за налоговые правонарушения. При таких обстоятельствах параллельное существование схожих порядков взыскания штрафов за совершение налоговых правонарушений и за нарушение норм административного законодательства в области налогов и сборов необоснованно увеличивает объёмы нормативного материала и вводит в заблуждение рядовых налогоплательщиков. Поэтому на общем фоне разбросанности, бессистемности и дублирования норм об ответственности за нарушения налогового законодательства, всё более актуальной представляется необходимость их объединения и систематизации в рамках КоАЛ РФ.

Вместе с тем, учитывая сложившуюся правоприменительную практику и относительно низкое качество налогового контроля, предлагаемое реформирование институтов налоговой и в целом административной ответственности, первое время должно идти по пути судебного порядка взыскания штрафов за нарушения законодательства о налогах и сборах.

Сегодня положения, регламентирующие взыскание обязательных платежей находятся в НК РФ, АПК РФ, ГПК РФ, ФЗ & laquo-Об исполнительном производстве& raquo-, ФЗ & laquo-О несостоятельности (банкротстве)& raquo- и т. д. Исходя из этого, порядок взыскания недоимок, пеней и штрафов следует признать комплексным правовым институтом, объединяющим в себе нормы различной отраслевой принадлежности, которые так или иначе направлены на защиту и обеспечение стабильности налоговой системы.

Исследования показали, что основной и наиболее эффективной мерой погашения недоимки и пени является направляемое неисправному налогоплательщику требование об уплате налогов и сборов. Если же говорить непосредственно о способах принудительного взыскания недоимок, пеней и налоговых санкций, то среди них по степени эффективности лидирует бесспорное списание денежных средств, находящихся на банковских счетах налогоплательщика. В 2004 году в ходе проведения всех мер взыскания должниками было погашено налоговой задолженности на сумму 275,1 млрд. рублей, из которых 211,5 млрд. рублей или 76,9% уплачено добровольно, а в результате проведения исполнительных действий должниками погашено задолженности на сумму 26,8 млрд. рублей или 11,8% от принятой к исполнительному производству. Вместе с тем, имеются все предпосылки для совершенствования совместной работы подразделений ФНС России и ФССП России по обращению взыскания на иное имущество и дебиторскую задолженность недоимщиков, а также лиц, совершивших налоговые правонарушения.

Реализация предусмотренных НК РФ способов взыскания осложняется противоречиями в действующем законодательстве, поскольку ещё при создании многих норм налогового права нередко нарушаются принципы определенности и недвусмысленности. В частности, в противоречие с ключевыми положениями Конституции Р Ф входят установленный НК РФ бесспорный порядок взыскания недоимки, пени и штрафов с организаций и индивидуальных предпринимателей при судебном порядке взыскания с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Кроме того, в действующем законодательстве РФ о налогах и сборах отсутствует чёткое определение срока давности взыскания сумм недоимок и пеней с организаций- должным образом не установлен момент исполнения налоговой обязанности (при списании денежных средств с банковских счетов он вообще не определён) — не закреплены процессуальные основания взыскания по результатам камеральной проверки- отсутствует единый порядок списания безнадёжной к взысканию задолженности по обязательным платежам. Остаётся неясным и порядок оценки подвергаемого взысканию имущества, который, безусловно, должен учитывать влияние рыночных критериев оценки рисков и деловой репутации, а также колебаний валютных курсов.

Таким образом, на фоне постоянных редакций и дополнений части второй НК РФ создаётся впечатление, что законодатель попросту игнорирует объективно назревшую потребность внесения изменений в первую часть основного налогового закона страны. Более того, имеющиеся ныне попытки обособить процесс кодификации норм законодательства о налогах и сборах от общего процесса кодификации административно-правовых, финансово-правовых и гражданско-правовых норм неизбежно приводят к нарушению целостности правовой системы.

Проведённое автором исследование показывает, что конкретными мерами, которые могут быть использованы для устранения законодательных пробелов и совершенствования налогово-правового механизма взыскания недоимок, пеней и штрафов, должны стать:

1. Нормативное закрепление приоритета гражданско-правового регулирования при наложении взыскания на имущество должника в рамках налоговых правоотношений, особенно в части очерёдности списания денежных средств с банковских счётов налогоплательщика.

2. Ограничение количества банковских счетов налогоплательщика, имеющего в течение длительного времени устойчивую, существенную и не снижающуюся задолженность по платежам в бюджет.

3. Реабилитация института & laquo-счетов недоимщика& raquo- с одновременным введением нормы об ответственности за уклонение от исполнения обязанности по открытию счёта недоимщика и предоставления соответствующей информации в налоговый орган.

4. Запрещение физическим и юридическим лицам создавать новые предприятия до погашения ими сумм недоимок по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, числящимся за предприятиями, в которых они являются учредителями.

5. Введение в НК РФ института направления лицу, совершившему налоговое правонарушение, требования об уплате сумм штрафов.

6. Определение и унификация сроков исполнения инкассовых поручений, сроков давности взыскания задолженности по обязательным платежам, а также сроков предъявления к исполнению актов налоговых, таможенных, судебных и иных уполномоченных органов.

7. Придание дебиторской задолженности неисправного налогоплательщика статуса полноценного объекта правоотношений по взысканию недоимок, пеней и штрафов.

8. Предоставление уполномоченным органам возможности наложения ареста в виде запрета на распоряжение имуществом, которое поступит в собственность недоимщика только в будущем в течение ближайших 12 месяцев.

9. Широкое использование в налоговых правоотношениях согласительных процедур, в том числе посредством судебного разбирательства, реорганизации или ликвидации юридического лица.

10. Налаживание более высокого уровня взаимодействия и информационного обмена между государственными органами, осуществляющими взыскание недоимок, пеней и штрафов, а также органами и лицами, которые призваны оказывать этим органам необходимую помощь.

11. Искоренение случаев необоснованного направления требований об уплате недоимки и пени путём своевременного и полного переноса задекларированных налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) сведений в ведущиеся налоговым органом лицевые счета.

К приведённому здесь списку предложений следует добавить необходимость более чёткого распределения прав, обязанностей и ответственности между налоговыми органами и налогоплательщиками, улучшение финансового обеспечения и материально-технического оснащения, а также повышение образовательного уровня сотрудников налоговых, таможенных и иных органов принудительного исполнения. Большая часть разработанных автором новелл была воплощена в законопроекте & laquo-О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации& raquo- (Приложение 2).

Реализация этих мер на практике в комплексе с иными, сделанными в процессе исследования выводами, позволит уполномоченным на взыскание обязательных платежей органам власти значительно повысить эффективность своей деятельности не только в сфере защиты фискальных прав государства и муниципальных образований, но и в области обеспечения имущественных прав налогоплательщиков.

Претворяя в жизнь налоговые реформы, всякий раз необходимо тщательно просчитывать последствия их воздействия на финансово-хозяйственную деятельность участников гражданского оборота и более отдаленные социально-экономические перспективы. Отсутствие единого подхода к проблемам совершенствования правового регулирования взыскания недоимок, пеней и штрафов, а также чёткого представления о концепции преобразования законодательства РФ, этапах и основных направлениях государственной стратегии поддержки предпринимательства, способно привести к бессистемному обновлению норм об обращении взыскания на имущество в различных отраслях законодательства, неравномерности развития и даже к дублированию его отдельных институтов.

Таким образом, целенаправленная работа по сокращению и ликвидации недоимок по налоговым платежам в бюджеты всех уровней требует не только повышения собираемости налогов путём ужесточения платежной дисциплины и применения мер принудительного характера (обращения взыскания на имущество должников, привлечения к ответственности руководителей предприятий-неплательщиков и др.). На повестку дня сегодняшнего должны быть вынесены вопросы о принятии мер по выявлению способов сокрытия или уменьшения объектов налогообложения, совершенствования налогового администрирования, а также повышения эффективности неналоговых методов государственного регулирования экономики.

178

Показать Свернуть

Содержание

Глава 1. Понятие взыскания недоимки, пени и штрафа в налоговом праве.

§ 1. Исторический обзор порядка взыскания налоговой задолженности и финансовых санкций в России и зарубежных странах.

§ 2. Общая характеристика правоотношений по взысканию недоимки, пени и штрафа.

§ 3. Налоговое производство по взысканию недоимки, пени и штрафа.

Глава 2. Основания и способы взыскания недоимки и пени.

§ 1. Взыскание недоимки и пени за счёт денежных средств, находящихся на банковских счетах.

§ 2. Взыскание недоимки и пени за счёт иного имущества.

§ 3. Взыскание недоимки и пени за счёт дебиторской задолженности.

Глава 3. Основания и способы взыскания штрафов за совершение налоговых правонарушений.

§ 1. Материально-правовые основания взыскания налоговых санкций.

§ 2. Процессуально-правовые основания и способы взыскания налоговых санкций.

Список литературы

1. Нормативные акты1. Законы

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12. 12. 1993) //Российская газета. 25. 12. 1993 № 237.

3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24. 07. 2002 № 95-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3012.

4. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31. 07. 1998 № 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.

5. Временные правила для земских учреждений по делам о земских повинностях / Свод Законов Российской империи. Т. 4. СПб.: Государственная типография, 1886.

6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30. 11. 1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26. 01. 1996 № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.

8. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14. 11. 2002 № 138-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.

9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30. 12. 2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

10. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31. 07. 1998 № 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.

11. О внесении изменений в статью 15 Закона Р Ф & laquo-Об основах налоговой системы в Российской Федерации& raquo-. Федеральный закон от 18. 11. 1998 г. № 173-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 47. Ст. 5705.

12. О государственной гражданской службе Российской Федерации. Федеральный закон от 27. 07. 2004 № 79-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.

13. О лицензировании отдельных видов деятельности. Федеральный закон от 08. 08. 2001 № 128-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. № 33 (часть I). Ст. 3430.

14. О налоговых органах Российской Федерации. Закон Р Ф от 21. 03. 1991 № 943−1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 15.

15. О несостоятельности (банкротстве). Федеральный закон от 26. 10. 2002 № 127-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 43. Ст. 4190.

16. О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций. Федеральный закон от 25. 02. 1999 № 40-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1999. № 9. Ст. 1097.

17. О федеральных органах налоговой полиции. Закон Р Ф от 24. 06. 1993 № 5238−1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 29. Ст. 1114.

18. О Центральном Банке Российской Федерации (Банке РФ). Федеральный закон от 10. 07. 2002 № 86-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2790.

19. Об исполнительном производстве. Федеральный закон от 21. 07. 1997 № 119-ФЗ // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3591.

20. Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР. Закон РСФСР от 10. 10. 1991 № 1734−1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 46. Ст. 1543.

21. Об основах налоговой системы в Российской Федерации. Закон Р Ф от 27. 12. 1991 № 2118−1 //Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 11. Ст. 527.

22. Об оценочной деятельности в Российской Федерации. Федеральный закон от 29. 07. 1998 № 135-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3813.

23. Общий устав Российских железных дорог / Свод законов Российской Империи. Т. 12. Ч. 1. СПб.: & laquo-Деятель»-, 1842.

24. Свод уставов о пошлинах / Свод законов Российской Империи. Т. 5. СПб.: & laquo-Деятель»-, 1842.

25. Свод уставов об акцизных сборах / Свод законов Российской Империи. Т. 5. СПб.: & laquo-Деятель»-, 1842.

26. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28. 05. 2003 № 61-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2003. № 22. Ст. 2066.

27. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13. 06. 1996 № 63-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

28. Устав о земских повинностях. Свод уставов о повинностях / Свод законов Российской Империи. Т. 4. Кн. 2. СПб.: & laquo-Деятель»-, 1842.

29. Устав о податях. Уставы Казённого Управления / Свод законов Российской Империи, повелением государя императора Николая Павловича составленный. Т. 5. СПб.: В Типографии Второго Отделения Собственного Его Императорского Величества Канцелярии, 1842.

30. Устав о прямых налогах. Свод уставов о повинностях / Свод законов Российской Империи. Т. 5. СПб.: & laquo-Деятель»-, 1842.1. Подзаконные акты

31. К хлебному налогу. Телеграмма всем Губпродкомам № 746/Бх. от 28/V/1921 г.

32. Методические рекомендации по порядку наложения ареста на имущество налогоплательщика (плательщика сборов) в обеспечение обязанности по уплате налога. Утверждены Приказом МНС РФ от 31. 07. 2002 г. №БГ-3−29/404 // Экономика и жизнь. 2002. № 36.

33. Методические рекомендации по применению части первой Налогового кодекса РФ таможенными органами. Письмо ГТК РФ от 31. 05. 2000 № 0106/14 407 // Таможенные ведомости. 2000. № 8.

34. О безналичных расчётах в Российской Федерации. Положение Центрального Банка Р Ф № 2-П от 03. 10. 2002 // Вестник Банка Р Ф. 2002. № 74.

35. О дополнительных мерах по совершенствованию процедур обращения взыскания на имущество организаций. Постановление Правительства Р Ф от 27. 05. 1998 № 516 // Собрание законодательства РФ. 1998. № 22. Ст. 2472.

36. О мерах по обеспечению безусловного исполнения решений о взыскании задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам. Указ Президента Р Ф от 29. 05. 1998 № 604 // Собрание законодательства РФ. 1998. № 22. Ст. 2414.

37. О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения.

38. О передаче функций Федерального долгового центра при Правительстве Р Ф Российскому фонду федерального имущества. Постановление Правительства Р Ф от 21. 12. 2000 № 980 // Собрание законодательства РФ. 2000. № 52 (Часть II). Ст. 5156.

39. О порядке осуществления безналичных расчётов физическими лицами в Российской Федерации. Положение Банка России от 01. 04. 2003 № 222-П // Вестник Банка России. 2003. № 24.

40. О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения). Положение Банка России от 31. 08. 1998 № 54-П // Вестник Банка России. 2001. № 73.

41. О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам. Постановление Правительства Р Ф от 12. 02. 2001 № 100 // Собрание законодательства РФ. 2001. № 8. Ст. 752.

42. О признании утратившими силу некоторых указов Президента Российской Федерации. Указ Президента Р Ф от 15. 11. 1997 № 1233 // Собрание законодательства РФ. 1997. № 47. Ст. 5379.

43. О реализации арестованного, конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства. Постановление Правительства Российской Федерации от 19. 04. 2002 № 260 // Собрание законодательства РФ. 2002. № 17. Ст. 1677.

44. О сборе подушных денег на содержание армейских и гарнизонных полков. Ч. 2. О полковнике и офицеры. Указ Петра Первого. СПб.: печ. при Сенате, 1724.

45. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти. Указ Президента Р Ф от 09. 03. 2004 № 314 // Собрание законодательства РФ. 2004. № 11.

46. О типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти. Постановление Правительства Р Ф от 19. 01. 2005 № 30 // Собрание законодательства РФ. 2005. № 4. Ст. 305.

47. О федеральном казначействе РФ. Постановление Правительства Р Ф от 01. 12. 2004 № 703 // Собрание актов Президента и Правительства Р Ф. 2004. № 49. Ст. 4908.

48. Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации. Указ Президента Р Ф от 25. 11. 2003 № 1389 // Собрание законодательства РФ. 2003. № 48. Ст. 4659.

49. Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке РФ. Инструкция Центрального Банка Р Ф от 30. 03. 2004 № 111-И // Вестник Банка России. 2004. № 29.

50. Об упорядочении отдельных актов Банка России. Указания Банка России от 15. 06. 2004 № 1451-У // Вестник Банка России. 2004. № 35.

51. Письмо Минфина Р Ф от 22. 01. 2001 № 04−01−10/14 // СПС & laquo-Консультант Плюс& raquo-.

52. По применению Положения о взыскании не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей. Инструкция Минфина СССР от 12. 06. 1981 г. № 121 // СПС & laquo-Консультант Плюс& raquo-.

53. Положение о взимании налогов. Утверждёно ЦИК СССР и СНК СССР 02. 10. 1925 г. // Собрание законодательства СССР. 1925. № 70. Ст. 518.

54. Положение о взыскании не внесённых в срок налогов и неналоговых платежей. Утверждено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26. 01. 1981 № 3820-Х // Свод законов СССР. Т. 5. С. 502.

55. Положение о лицензировании оценочной деятельности. Утверждено Постановлением Правительства Р Ф от 07. 06. 2002 № 395 & laquo-О лицензировании оценочной деятельности& raquo- // Собрание законодательства РФ. 2002. № 23. Ст. 2192.

56. Положение о порядке производства дел исполнительных Санкт-Петербургской полиции. Утв. 01 апреля 1838 г. С приложениями. -Санкт-Петербург, 1838.

57. Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Утверждён приказом МНС РФ от 02. 04. 2002 № БГ-3−32/169 // Российская газета. 22. 05. 2002. № 89.

58. Правила производства денежных начётов. Утверждены Постановлением Совета Министров СССР от 15. 06. 1958 // СП СССР. 1958. № 13. Ст. 103.

59. Учреждения для управления губерний Всероссийския Империи, в коих столицы. (БЛАГОЧИСТИВЕЙШИЯ САМОДЕРЖАВНЕЙШИЯ ВЕЛИКИЯ ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ ВТОРЫЯ). Спб., Генва-ря4 дня 1780.

60. Акты органов судебной власти

61. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17. 03. 2003 г. № 71 & laquo-Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой НК РФ& raquo- // Вестник ВАС РФ. 2003. № 3.

62. Постановление Пленума ВАС РФ от 28. 02. 2001 г. № 5 & laquo-О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации& raquo- // Вестник Высшего Арбитражного Суда Р Ф. 2001. № 7.

63. Постановление Пленума ВАС РФ от 20. 03. 2002 г. № 8479/01 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Р Ф. 2002. № 8.

64. Постановление Пленума В С РФ и Пленума ВАС РФ от 11. 06. 1999 г. № 41/9 & laquo-О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса РФ& raquo- // Российская газета. 06. 07. 1999. № 128.

65. Постановление Президиума ВАС РФ от 30. 06. 1998 г. № 2374/98 // СПС & laquo-Консультант Плюс& raquo-.

66. Постановление Президиума ВАС РФ от 04. 08. 1998 г. № 7595/97 // Вестник ВАС РФ. 1998. № 11.

67. Постановление Президиума ВАС РФ от 01. 09. 1998 г. № 4095/97 // Вестник ВАС РФ. 1998. № 11.

68. Постановление Президиума ВАС РФ от 02. 02. 1999 г. № 6705/97 // СПС & laquo-Консультант Плюс& raquo-.

69. Постановление Президиума ВАС РФ от 24. 07. 2001 г. № 3246/01 // Вестник ВАС. 2001. № 12.

70. Постановление Президиума ВАС РФ от 04. 07. 2002 г. № 10 335/01 // Вестник ВАС РФ. 2002. № 10.

71. Постановление Президиума ВАС РФ от 12. 04. 2005 г. № 14 452/04 // СПС & laquo-Консультант Плюс& raquo-.

72. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 11. 03. 2001 № 1089/5 // СПС & laquo-Консультант Плюс& raquo-.

73. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 26. 11. 2002 г. № АЗЗ-1251/02-СЗа-Ф02−3446/02-С1 // СПС & laquo-Консультант Плюс& raquo-.

74. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 15. 05. 2002 № Ф03-А59/02−2/756 // СПС & laquo-Консультант Плюс& raquo-.

75. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 08. 02. 2000 г. № А56−24 538/99 // СПС & laquo-Консультант Плюс& raquo-.

76. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27. 11. 2001 г. №А56−19 855/01 // СПС & laquo-Консультант Плюс& raquo-.

77. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10. 06. 2002 г. №А56−19 657/99 // СПС & laquo-Консультант Плюс& raquo-.

78. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 31. 10. 2003 г. №А56−27 775/0 // СПС & laquo-Консультант Плюс& raquo-.

79. Постановление ФАС Центрального округа от 12. 09. 2002 г. № А08−2079/02−20 // СПС & laquo-Консультант Плюс& raquo-.

80. Решение Верховного Суда Р Ф от 01. 07. 1999 г. №ГКПИ 99−484 // СПС & laquo-Консультант Плюс& raquo-.

81. Решение Верховного Суда Р Ф от 31. 05. 2001 г. №ГКПИ 01−804 // СПС & laquo-Консультант Плюс& raquo-.

82. Решение Верховного Суда Р Ф от 26. 08. 2002 г. №ГКПИ 2002−954 // СПС & laquo-Консультант Плюс& raquo-.

83. Монографии, учебники, учебные пособия, комментарии

84. Агапов А. Б. Административная ответственность: Учебник. М.: & laquo-Статут»-, 2002.

85. Алексеев С. С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М.: & laquo-НОРМА»-, 2001.

86. Алексеев С. С. Проблемы теории права. Курс лекций в 2-х томах. Т. 2. -Свердловск: Сред. Уральск, кн. изд-во, 1973.

87. Алекспенко М. М. Взгляд на развитие учения о налогах у экономистов А. Смита, Ж. -Б. Сея, Рикардо, Сисмонди и Д. -С. Милля. Харьков, 1870.

88. Алёхин А. П., Кармолицкий A.A., Козлов Ю. М. Административное право РФ: Учебник. -М.: & laquo-Зерцало»-, 1999.

89. Артемов Н. М., Аишарина Е. М. Правовые основы налогообложения в РФ: Учебное пособие. -М.: & laquo-Профобразование»-, 2003.

90. Ашомко Т. А., Проваленко О. М. Налоговый кодекс: правонарушение и ответственность. М.: ООО НПО & laquo-Вычислительная математика и информатика& raquo-, 2001.

91. Бабаев В. К., Баранов В. М., Толстик В. А. Теория права и государства в схемах и определениях: Учебное пособие. -М.: & laquo-Юристь»-, 1999.

92. Вельский К С. Финансовое право: Наука, история, библиография. -М.: & laquo-Юристь»-, 1995.

93. Большой юридический словарь / Под. ред. А. Я. Сухарева, В. Д. Зорькина, В. Е. Крутских. -М.: «ИНФРА'М», 1997. VI.

94. Большой юридический словарь / Под ред. А. Я. Сухарева, В. Е. Крутских. -М.: «ИНФРА*М», 2003.

95. Борисов А. Н., Махров И. Е. Комментарий к положениям НК РФ, КоАП РФ и УК РФ об ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах. М.: & laquo-Юридический дом & laquo-Юстицинформ»-, 2003.

96. Брызгалин A.B., Берник В. Р., Головкин А. Н. и др. Налоги и налоговое право в схемах. М.: «Аналитика-Пресс», 1997.

97. Брызгалин A.B., Берник В. Р., Головкин А. Н. и др. Налоговая ответственность: Штрафы, пени, взыскания. -М.: «Аналитика-Пресс», 1997.

98. Веселовский М. П. Обозрение законодательства главных государств Европы по финансовым и землехозяйственным делам. СПб.: Типография В. Безобразова и комп., 1864.

99. Винницкий Д. В. Налоги и сборы: Понятие. Юридические признаки. Генезис. М.: & laquo-НОРМА»-, 2002.

100. Винницкий Д. В. Субъекты налогового права. М.: & laquo-НОРМА»-, 2000.

101. Гаджиев Г. А., Пепеляев С. Г. Предприниматель налогоплательщик — государство. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации: Учебное пособие. — М.: & laquo-ФБК — ПРЕСС& raquo-, 1998.

102. Галаган И. А., Глебов В. П. Процессуальные нормы и отношения в советском праве (в & laquo-непроцессуальных»- отраслях) / Науч. ред. И. А. Галаган. -Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1985.

103. Гензель П. П. К вопросу о налоговой реформе СССР. М.: 5-я типография Транспечати НКПС & laquo-Пролетарское слово& raquo-, 1925 г. Отдельный оттиск из & laquo-Вестника финансов& raquo-, 1925. № 9.

104. Гензель П. П. Система налогов Советской России. Москва-Ленинград: & laquo-Экономическая жизнь& raquo-. Тип. рабочего издательства & laquo-Прибой»- им. Евг. Соколовой, 1924.

105. Годме U.M. Финансовое право / Пер. и вступ. статья P.O. Халфиной. -М.: & laquo-Прогресс»-, 1978.

106. Гойцман-Калинский КВ., Иванец Г. И., Червонюк В. И. Элементарные начала общей теории права: Учебное пособие для вузов / Под общей ред. д.ю.н., проф. В. И. Червонюка. Право и закон, М.: & laquo-КолосС»-, 2003.

107. Горшенев В. М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. М.: & laquo-Юридическая литература& raquo-, 1972.

108. Горшенев В. М. Шахов И.Б. Контроль как правовая форма деятельности. -М.: & laquo-Юридическая литература& raquo-, 1987.

109. Грисимова E.H., Макарова O.A., Ильюишхин H.H. Налоговый кодекс Российской федерации. Часть 1. Схемы. Пояснения. Комментарии / Под ред. Н. М. Голованова. СПб.: & laquo-Юридический центр & laquo-Пресс»-, 1999.

110. Гурвич М. А. Советское финансовое право. М.: & laquo-Госюриздат»-, 1952.

111. Даль В. М. Толковый словарь русского языка. Современная версия. -М.: ЗАО Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 2002.

112. Дудин А. П. Объект правоотношения. Вопросы теории. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1980.

113. Евстигнеев E.H., Викторова Н. Г. Основы налогообложения и налогового законодательства. СПб: & laquo-Питер»-, 2004.

114. Жмячкин В. М., Кукушкина С. А. Особенности обращения взыскания на ценные бумаги и дебиторскую задолженность в исполнительном производстве. М.: ООО «Городец-издат», 2002.

115. Зарипов В. М. Законные способы налоговой экономии. М.: & laquo-ИД ФБК ПРЕСС& raquo-, 2003.

116. Иоффе О. С. Спорные вопросы учения о правоотношении. Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1957.

117. Иоффе О. С., Шаргородский М Д. Вопросы теории права. -М.: & laquo-Госюриздат»-, 1961.

118. Карасева М. В. Финансовое право. Общая часть. М.: & laquo-Юристъ»-, 1999.

119. Карасёва М. В. Финансовое право. Общая часть: Учебник. М.: & laquo-Юристъ»-, 2000.

120. Карасева М. В. Финансовое правоотношение. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1997.

121. Комментарий к Налоговому кодексу РФ, части первой (постатейный) / Под ред. A.B. Брызгалина. М.: «Аналитика-Пресс», 1998.

122. Кудрявцев В. Н. Закон, поступок, ответственность. М.: & laquo-Наука»-, 1986.

123. Курс лекций по теории государства и права. В 2-х частях / Под общ. ред. Н. Т. Разгельдеева и A.B. Малько. Саратов: Г. П. & laquo-Аткарская типография& raquo-, 1993. Ч. 2.

124. Кучеров И. И. Налоговое право России: Курс лекций. М.: Учебно-консультационный центр & laquo-ЮрИнфоР»-, 2001.

125. Кучеров И. И., Судаков О. Ю., Орешкин И. А. Налоговый контроль и ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах / Под ред. д.ю.н., проф. И. И. Кучерова. М.: & laquo-Центр ЮрИнфоР& raquo-, 2001.

126. Кучерявенко М. П. Курс налогового права: в 6 томах. Том 1: Генезис налогового регулирования: в 2 частях. Часть 2. Харьков: «Jlerac», 2002.

127. Кучерявенко Н. П. Основы налогового права. Харьков, 2001.

128. Кучерявенко Н. П. Теоретические проблемы правового регулирования налогов и сборов в Украине. Харьков, 1997.

129. Панин Б. Е. Этот многоликий налоговый мир (Вступительная статья). / Всё начиналось с десятины: этот многоликий налоговый мир. Пер с нем. Общ. ред. и вступ. статья Б. Е. Панина. М.: & laquo-Прогресс»-, 1992.

130. Ларичев В. Д., Бембетов А Л. Налоговые преступления. М.: & laquo-Экзамен»-, 2001.

131. Лебедев В. А. Финансовое право: Учебник. М.: & laquo-Статут»-, 2000 г.

132. Лукьянова Е. Г. Теория процессуального права. М.: Издательство & laquo-НОРМА»-, 2003.

133. Малешин Д. Я. Исполнительное производство (функции суда). М.: ООО «Городец-издат», 2003.

134. Мёринг X. Деньги для борьбы с неверными. Финансирование крестовых походов и налоги на духовенство / Всё начиналось с десятины: этот многоликий налоговый мир. Пер с нем. Общ. ред. и вступ. статья Б. Е. Панина. -М.: & laquo-Прогресс»-, 1992.

135. Морав П. Всеобщий пфенниг. Новые налоги и единство империи в XV -XVI веках / Всё начиналось с десятины: этот многоликий налоговый мир. Пер с нем. Общ. ред. и вступ. статья Б. Е. Панина. М.: & laquo-Прогресс»-, 1992.

136. Морозова И. Б., Треушников А. И. Исполнительное производство. М.: «Городец-издат», 2002.

137. Мудрых В. В. Ответственность за нарушения налогового законодательства: Учебное пособие для ВУЗов. М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2001.

138. Нагорная Э. Н. Налоговые споры: соотношение гражданского и налогового законодательства. -М.: ЗАО & laquo-Юридический Дом & laquo-Юстицинформ»-, 2002.

139. Налоги: Учебник для вузов / Под ред. д.э.н., проф. Д. Г. Черника. -М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2002.

140. Налоги: Учебное пособие / Под ред. Д. Г. Черника. М.: & laquo-Финансы и статистика& raquo-, 1994.

141. Налоги и налоговое право: Учебное пособие / Под ред. A.B. Брызгалина. -М.: «Аналитика-Пресс», 1998.

142. Налоговое законодательство. Сборники информационно-издательского отдела Народного Комиссариата Продовольствия. Вып. I, II, V. М.: Государственное издательство. 3-я типография М.С.Н.Х. (при Наркомпроде), 1921.

143. Налоговое право: Учебник / Под ред. к.ю.н. С. Г. Пепеляева. -М.: & laquo-Юристь»-, 2004.

144. Налоговое право: Учебное пособие / Под ред. С. Г. Пепеляева. М.: «ФБК-Пресс», 2000.

145. Налоговое право России: Учебник для вузов / Отв. ред. д.ю.н., проф. Ю. А. Крохина. М.: & laquo-НОРМА»-, 2003.

146. Налоговый контроль: налоговые проверки и производство по фактам налоговых правонарушений: Учебно-практическое пособие / Под ред. д.ю.н., проф. Ю. Ф. Кваши. М.: & laquo-Юристь»-, 2001.

147. Научно-практический комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу РСФСФ / Под ред. д.ю.н., проф. М. К. Треушникова М.К. -М.: & laquo-Городец»-, 2000.

148. Обзор деятельности министерства финансов в царствование Александра III (1881−1894 гг.) СПб.: Типография В. Киршбаума, 1902.

149. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах. Изд. 2-е перераб. и доп. Отв. ред. проф. М. Н. Марченко. Т. 2. М.: ИКД «Зер-цало-М», 2002.

150. Озеров И. Х. Основы финансовой науки. Вып. II. Бюджет. Формы взимания. — Местные финансы. — Государственный кредит: Курс лекций, читанный в Московском университете. 4-е издание, дополненное — М.: типография т-ва И. Д. Сытина, 1914.

151. Орт Э. О королевской казне и земельном кадастре. Развитие налогов во Франкском государстве / Всё начиналось с десятины: этот многоликий налоговый мир. Пер с нем. Общ. ред. и вступ. статья Б. Е. Ланина. -М.: & laquo-Прогресс»-, 1992.

152. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение / Учебник для вузов. М.: МЦФЭР, 2003.

153. Пепеляев С. Г. Правовое положение органов государственной налоговой службы. М.: & laquo-Инвест Фонд& raquo-, 1995.

154. Петрова Г. В. Налоговое право: Учебник для вузов. М.: Издательская группа «ИНФРА'М — НОРМА& raquo-, 1997.

155. Петрова Г. В. Общая теория налогового права. М.: & laquo-ИД ФБК-ПРЕСС", 2004.

156. Постатейный комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. д.ю.н., проф. П. В. Крашенинникова. -М.: & laquo-Статут»-, 2003.

157. Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. Часть первая / Под общей ред. В. И. Слома и A.M. Макарова. -М.: & laquo-Статут»-, 2000.

158. Правовые основы бухгалтерского и налогового учета, аудита в РФ: Учебник для вузов / Отв. ред. Е. М. Ашмарина. М.: & laquo-Юристъ»-, 2004.

159. Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов. Под общ. ред. академика РАН, д.ю.н., проф. B.C. Нерсесянца. М.: & laquo-НОРМА»- (Издательская группа & laquo-НОРМА — ИНФРА’М"), 2001.

160. Пронин С. Б. Взыскание задолженностей по налогам. М.: «Статс-Кво 97», 1998.

161. Пронин С. Б. Обращение взыскания задолженностей по налогам и другим обязательным платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды на имущество организаций. -М.: ЗАО & laquo-Бухгалтерский бюллетень& raquo-, 1998.

162. Пушкарева В. М. История финансовой мысли и политики налогов / Учебное пособие. М.: & laquo-Финансы и статистика& raquo-, 2001.

163. Ровинский Е. А., Иванов Б. А., Барышев М. И. Финансовое право: Учебник. -М.: & laquo-Юридическая литература& raquo-, 1971.

164. Социальная революция и финансы. Сборник III к Конгрессу Коммунистического Интернационала Н К Финансов. М.: Первая Московская фабрика заготовления государственных знаков, 1921.

165. Стартов Ю. Н. Административные суды в России: новые аргументы & laquo-за»- и & laquo-против»- / Под ред. к.ю.н., проф. В. И. Радченко. М.: & laquo-Норма»-, 2004.

166. Стартов Ю. Н. Нарушение налогового законодательства и юридическая ответственность. Воронеж: ИПФ Воронеж, 1995.

167. Староверова О. В., Эриашвти Н. Д. Налоговый процесс: Учебное пособие для вузов / Под. ред. проф. Н. М. Коршунова. М.: «ЮНИТИ-ДАНА», & laquo-Закон и права& raquo-, 2004.

168. Сорокин В. Д. Административно-процессуальное право: Учебник для юридических вузов. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004.

169. Стрельников В. В. Правовой режим пени в налоговом праве: Учебное пособие / Под ред. С. Г. Пепеляева. М.: & laquo-Статут»-, 2004.

Заполнить форму текущей работой