Обоснование организационно-технологических методов повышения надежности и эффективности работы карьеров

Тип работы:
Диссертация
Предмет:
Геотехнология
Страниц:
306

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

Актуальность проблемы. Повышение эффективности функционирования глубоких карьеров и обеспечение комплексного использования различных ресурсов недр в настоящее время достигается за счет усложнения конструкции рабочей зоны, разработки месторождения участками с различной интенсивностью ведения горных работ, повышения концентрации оборудования в рабочей зоне. Колебания цен и спроса на минеральное сырье, изменение горно-геологических и горнотехнических характеристик эксплуатации месторождений вносят дополнительные сложности в управление работой карьера, требуют создания резервов по всем видам используемых ресурсов. В этих условиях возрастает роль надежности комплексного функционирования элементов производственной системы и организационной структуры горнодобывающего предприятия.

Традиционные методы повышения надежности работы карьеров заимствованы из теории надежности технических систем и предусматривают создание резервов за счет увеличения количества оборудования, численности персонала и запасов ресурсов. Использование этих методов без проведения организационных изменений внутри основных подсистем только ухудшает экономические показатели предприятия, приводит к отвлечению оборотных средств и не позволяет многим карьерам эффективно функционировать и устойчиво развиваться в изменяющейся рыночной среде.

Надежное функционирование основных элементов и подсистем карьера при выполнении производственных программ по срокам, сортам, объемам добычи и реализации минерального сырья, величине производственных затрат и балансовой прибыли является важным условием устойчивого существования и развития горнодобывающих предприятий.

Решение комплекса задач по повышению надежности и эффективности работы карьера может быть обеспечено за счет формирования & laquo-потоковых»- организационных структур на основе логистических принципов. В логистике отличительным признаком любой подсистемы предприятия является не столько их технологическая особенность или продуктовая направленность, сколько степень участия в генерации, переработке, продвижении и погашении потоков материалов, услуг, финансов и информации. При таком подходе все подсистемы предприятия оцениваются, исходя из их способности реализовывать функции, ориентированные на эффективную переработку потоков. Усиление в этих структурах информационных и финансовых связей позволяет расширить технологические возможности производственных систем, применять технологии, основанные на согласованном выполнении технологических операций при минимуме используемых ресурсов.

Обеспечение надежности функционирования горнодобывающих предприятий при минимальном запасе и расходе ресурсов базируется на развитии научно-методической базы теории надежности и разработке организационно-технологических методов повышения надежности и эффективности работы карьеров. Разработка и обоснование методов и механизма обеспечения надежности горного производства на основе реализации комплекса логистических принципов в этой связи приобретает особую актуальность.

Цель работы: Разработка методов и механизма управления резервами, в совокупности обеспечивающими повышение эффективности и надежности работы карьеров в условиях изменения горно-геологических и горнотехнических характеристик эксплуатации месторождений, колебания цен и спроса на минеральное сырье.

Основная идея диссертации заключается в том, что внедрение созданного на основе логистических принципов механизма управления резервами готовых к выемке запасов, материальных, трудовых и финансовых ресурсов обеспечивает повышение надежности работы карьеров при минимальных затратах на формирование резервов.

Объектом исследования является карьер как внутрипроизводственная логистическая система.

Предметом исследования являются организационно-технологические методы и механизм обеспечения надежности работы карьеров.

Положения, представленные к защите:

• Использование логистических принципов для формирования механизма управления резервами, предусматривающими системную формализацию материальных, трудовых, финансовых и информационных потоков горнодобывающих предприятий, позволяет сократить затраты на формирование резервов и обеспечить повышение надежности и эффективности работы карьеров.

• Надежность работы карьера на этапе проектирования и стратегического планирования обеспечивается ча счет комплексного управления состоянием трудовых ресурсов, техники, технологии и организации производства, а на этапе текущего и оперативного управления путем регулирования состава и последовательности технологических операций процессов открытых горных работ в соответствии с потребностями рынка минерального сырья.

• Оперативное выявление и устранение причин возникновения отказов, обеспечивающее значительное повышение надежности и эффективности работы карьеров, достигается оптимизацией технологических процессов открытых горных работ, представленных в виде потока унифицированных информационных заявок производственных звеньев на технологические операции и ресурсы. Критерием оптимальности оперативного управления резервами логистических потоков является минимум прироста количества отклонений от установленных значений качественных, временных, количественных и пространственных параметров при выполнении заявок производственных звеньев.

• Надежность работы карьеров при уменьшении опережения вскрышных работ обеспечивается управлением резервами готовых к выемке запасов путем последовательного использования схем развития горных работ, классифицированных по степени дискретности рабочей зоны карьера.

• Управление резервами готовых к выемке запасов и повышение производительности горно-транспортного оборудования при минимальном опережении вскрышных работ достигается увеличением дискретности рабочей зоны за счет формирования временных нерабочих бортов по фронту и по высоте карьерного пространства и создания условий для производительной работы горно-транспортного оборудования.

Обоснованность и достоверность научных положений, выводов и рекомендаций подтверждаются: представительным объемом исходных данных и широкой апробацией результатов исследований на рудных и строительных карьерах, угольных разрезах- соответствием полученных теоретических результатов фундаментальным положениям теорий эволюции социально-экономических систем, надежности и управления запасами- удовлетворительной сходимостью результатов, полученных различными методами исследований, между собой и сданными практики.

Научную новизну работы составляют:

• критерии и методы расчета надежности и ее обеспечения на этапах стратегического планирования и оперативного управления работой карьера-

• методика формирования механизма управления резервами предприятия, построенного на логистических принципах и позволяющего обеспечить устойчивое повышение надежности, необходимое для эффективной работы карьеров в условиях изменяющейся конъюнктуры на минеральное сырье-

• методика оценки уровня надежности работы карьера, заключающаяся в использовании системы количественных и качественных показателей в совокупности с моделями и методами теории нечетких множеств-

• классификация схем развития горных работ по степени дискретности рабочей зоны, определяющая метод изменения результирующего угла наклона рабочего борта карьера и схему горных работ в зависимости от объемов готовых к выемке запасов и условий работы горно-транспортного оборудования:

• метод формирования резервов, заключающийся в управлении параметрами потоков трудовых, материальных, финансовых и информационных ресурсов-

• методика формирования деловых компетенций персонала, предусматривающая управление системой знаний персонала в соответствии с системой решаемых ими задач.

Личный вклад автора состоит в:

• постановке вопроса, формировании целей и задач исследования-

• обосновании целесообразности использования различных критериев и методов расчета надежности и ее обеспечения на этапах стратегического планирования и оперативного управления работой карьера-

• разработке критериев и методов расчета надежности и ее обеспечения при оперативном управлении работой карьера-

• обосновании целесообразности использования логистических принципов при формировании механизма управления резервами предприятия-

• разработке методики оценки уровня надежности работы карьера с использованием моделей и методов теории нечетких множеств-

• разработке классификации схем развития горных работ по степени дискретности рабочей зоны-

• разработке принципов формирования и использования резервов горнодобывающего предприятия на основе управления системой компетенций персонала-

• проведении опытно-промыщленных проверок методов и механизма управления резервами карьеров.

Практическая ценность работы заключается в разработке и возможности реализации комплекса методов и методик, позволяющих: повышать эффективность и надежность работы карьеров в условиях колебания цен и спроса на минеральное сырье, изменения горно-геологических и горнотехнических характеристик эксплуатации месторождений- выбирать методы повышения надежности работы карьера в конкретных условиях эксплуатации- обеспечивать надежность работы карьеров при снижении запасов ресурсов и создавать базу для их эффективного функционирования в конкурентной среде.

Реализация результатов работы. Результаты работы использованы при: разработке систем нормирования и оплаты труда, рекомендаций по изменению проектов вскрытия и отвалообразования, планов горных работ на карьерах Тырныаузкого ВМК, Сорского М К, Башкирского МСК, Орловского и Жирекенского ГОКов, ОАО & laquo-Магнитогорский металлургический комби* нат& raquo-- разработке системы сбора, учета и анализа информации о расходе материальных и трудовых ресурсов, формировании системы управления • персоналом на ЗАО & laquo-Южуралавтобан»-, ОАО & laquo-Магнитогорский металлургический комбинат& raquo-- разработке бизнес-планов развития отдельных подразделений ОАО & laquo-Белорецкий металлургический комбинат& raquo-, ОАО & laquo-Трест Маг-нитострой".

Апробация результатов работы. Результаты исследований и основные положения диссертационной работы докладывались на конференциях & laquo-Проблемы повышения интенсификации производства& raquo- (Свердловск, 1984), & laquo-Технический прогресс на открытых горных работах Кузбасса& raquo- (Кемерово, 1984), & laquo-Повышение эффективности капитальных вложений на глубоких карьерах& raquo- (Свердловск, 1987), & laquo-Совершенствование методов изучения поисков и разведки, технологии добычи и переработки руд с целью ^ улучшения комплексного освоения недр и охраны окружающей среды& raquo-

Красноярск, 1991), & laquo-Состояние и перспективы развития научно-технического потенциала Южно-Уральского региона& raquo- (Магнитогорск, 1994), & laquo-Развитие сырьевой базы промышленного предприятия Урала& raquo- (Магнитогорск, 1995), & laquo-Проблемы безопасности железнодорожного транспорта& raquo- (Новосибирск, 1995), & laquo-Фундаментальные и прикладные исследования — транспорту& raquo- (Екатеринбург, 1995), & laquo-Проблемы развития металлургии Урала на рубеже XXI века& raquo- (Магнитогорск, 1996), & laquo-Совершенствование технологии поиска и разведки, добычи и переработки полезных ископаемых& raquo- (Красноярск, 1999), & laquo-Компьютерные технологии в горном деле& raquo- (Екатеринбург, ^ 1999), & laquo-Коммунальное хозяйство, энергосбережение, градостроительство и экология на рубеже третьего тысячелетия& raquo- (Магнитогорск, 2001), на международном научном симпозиуме & laquo-Неделя горняка& raquo- (Москва, 2002), на научном семинаре ИГД УрО РАН (Екатеринбург, 2001), на научном семинаре ИПКОН РАН (Москва, 2002), на заседаниях кафедр ПТ и ОРМПИ МГТУ, на ежегодных научно-технических конференциях МГТУ (Магнитогорск, 1983 -2001 гг.), научно-практических конференциях института НИИОГР (Челябинск, 1987−2001) и Удачнинского ГОКа (Удачный, 1989), на заседаниях технических советов Сорского молибденового комбината, Орловского и Жирекенского горно-обогатительных комбинатов, Башкирского медно-серного комбината, Белорецкого металлургического комбината, известково-доломитового и горно-обогатительного производства ММК, автотранспортного цеха треста & laquo-Магнитострой»-.

Публикации. По результатам исследований опубликовано 36 работ, в том числе 2 монографии и 2 учебных пособия.

Объем и структура работы. Диссертация изложена на 305 страницах машинописного текста и состоит из введения, шести глав, заключения, списка использованной литературы из 209 наименований, содержит 107 рисунков и 64 таблицы.

Выводы по главе:

1. Рациональный уровень концентрации горных работ зависит, в первую очередь, от эффективности работы персонала на уровнях от выполнения операций до организации и управления, во вторую очередь, от параметров горно-транспортного оборудования, транспортных коммуникаций, систем разработки. Ведение горных работ зонами концентрации на глубинных, на-горно-глубинных и нагорных карьерах при результирующих углах наклона рабочего борта свыше 10−12% позволяет значительно повысить интенсивность ведения горных работ на вскрышных уступах (20−40%) и производительность горного оборудования на (20−40%), снизить объем дорожного строительства, уменьшить количество переносов ЛЭП.

2. В связи с широким использованием временно нерабочих бортов при формировании рабочей зоны целесообразно в существующие классификации систем разработки ввести дополнительный признак, характеризующий степень вовлечения в разработку имеющегося фронта работ. По этому признаку все системы разработки с углубкой делятся на следующие группы:

• с равномерным развитием рабочей зоны-

• с ограничением действующей части рабочей зоны по фронту-

• с ограничением действующей части рабочей зоны по фронту и/или по высоте-

• различные комбинации этих способов.

3. Последовательное применение схем развития горных работ в соответствии с разработанной классификацией и в зависимости от изменяющихся горнотехнических условий эксплуатации карьера позволяет на 30−40% снизить удельные затраты за счет поддержания необходимых условий для высокопроизводительной работы оборудования и сформировать резервы фронта работ и оборудования для исключения сбоев в работе карьера. При значениях результирующего угла наклона бортов карьера до 7−15,5° наиболее целесообразно применение систем разработки с равномерным развитием рабочей зоны- до 26−28° - системы разработки с ограничением рабочей зоны по фронту- до 36−45°- с ограничением по фронту и высоте.

4. В условиях жесткой конкурентной борьбы внутренние возможности предприятия должны стать стратегическими ресурсами. Ресурсы, в числе которых опыт, квалификация специалистов и структура, производственных отношений, должны превратиться в систему компетенций. Такая система позволяет определять задачи, которые необходимо решать для повышения конкурентоспособности предприятия, обновлять и развивать знания, способствующие созданию реальных компетенций персонала предприятия. Под компетенцией понимается продукт взаимодействия процесса решения проблемы или задачи, знаний, творчества, ответственности и других способностей человека. Структура компетенций предприятия формируется в результате комбинации системы знаний персонала и системы решаемых ими задач.

5. С развитием структуры компетенций возникает необходимость глубокого и систематического повышения квалификации сотрудников, поскольку происходит децентрализация ответственности за принимаемые решения, при которой правила сотрудничества и управления сложно задавать & laquo-сверху»-. Требование повышения квалификации затрагивает не только профессиональные аспекты, но, прежде всего, освоение переговорной компетенции, знание стратегической ориентации предприятия и другие основополагающие компетенции, дающие возможность управлять системой задач, например при переходе от решения простой задачи к более сложной.

6. Разработка рекомендаций и оценка эффективности внедрения на карьерах организационно-технологических методов обеспечения надежности

6.1. Разработка практических рекомендаций по оценке надежности проектируемых и действующих карьеров

Для оценки надежности карьеров использованы методы, предложенные в третьей главе. На основании классификации объектов исследований выявляются разнородные факторы, влияющие на возникновение отказов и сбоев основных элементов карьера. С целью обоснованного выбора значимых факторов, влияющих на надежность элементов карьера, использовался метод экспертных оценок. В результате экспертного анализа и статистических наблюдений для карьеров горнообогатительного производства ОАО & laquo-Магнитогорский металлургический комбинат& raquo- была составлена таблица причин отказов основных элементов (см. табл. 3. 6). В ней приведены средние баллы и доли данного вида отказов, полученные соответственно в результате их ранжирования и на основании статистических оценок.

Для оценки надежности работы карьера на этапе текущего планирования и оперативного управления разрабатывается информационная система предприятия, с помощью которой фиксируются все отклонения при выполнении заявок.

Разработка информационной системы производится на основе отображения и фиксирования потока заявок и данных об их выполнении. Предлагается в структуру информационной системы включить подсистему оперативной информации и подсистему нормативно-справочной информации (см. рис. 5. 20).

Разработка информационной системы производится с учетом существующей структуры предприятия и выполняемых его подразделениями функций. Например, в структуру ЗАО & laquo-Южуралавтобан»-, включены производственные и вспомогательные подразделения. К производственным относятся следующие подразделения и службы: дорожное ремонтно-строительное управление (ДРСУ) — асфальтобетонный завод (АБЗ) — управление механизации (УМ) — цех дорожных ограждений (ЦДО). Функции управления и организации производственного процесса выполняют следующие производственные службы: производственный отдел (ПО) — технический отдел (ТО). Все остальные подразделения (бухгалтерия, коммерческий отдел, планово-экономическое бюро, юридический отдел, отдел персонала) являются, поддерживающими, призванными обеспечивать нормальную работу производственных подразделений.

Разработка концептуальной структуры базы данных информационной системы производится на основе отображения потока заявок и данных об их выполнении. Максимально полный и экономически оправданный учет информации обеспечивает регистрация затрат технологических звеньев по основным и дополнительным калькуляционным статьям на уровне «человек-машина».

Так, регистрация информации о затратах УМ производится отображением потока заявок на технические ресурсы и ремонтные операции, а также данных об их выполнении, подсистемами эксплуатации и ремонта (рис. 6. 1). i-----------------------------------------1

I УМ I I I I I--------------------------1 I

Рис. 6.1. Элемент концептуальной структуры базы данных (УМ)

Аналогично регистрируется информация о затратах остальных подразделений предприятия. Заявки на эксплуатацию технологического оборудования АБЗ и ЦДО, а также эксплуатацию оборудования, находящегося на балансе ДРСУ, совмещены с заявками на трудовые ресурсы, поэтому цепочка & laquo-заявка на технические ресурсы — выполнение заявки на технические ресурсы& raquo- не показана /20, www.ylibka.org.ua/.

С учетом отображения потока заявок и данных об их выполнении выстраивается концептуальная структура базы данных информационной системы (см. рис. 5. 21).

Первичным источником информации является заявка на технологический процесс (строительство или ремонт участка автодороги), в которой указаны сроки проведения работ и основные технико-экономические показатели: объемы строительства и плановая стоимость.

Затем ДРСУ и ТО производят, согласно техническому проекту, разбивку технологического процесса по технологическим операциям. Вид и количество технических устройств, персонала, материалов, времени, необходимых для выполнения заявки на технологическую операцию, регламентированы техническим проектом. Совокупность этих показателей по каждой технологической операции хранится в базе данных подсистемы НСИ (справочник & laquo-Нормы выполнения технологической операции& raquo-).

На основании этого справочного материала в адрес ДРСУ формируется заявка на технологическую операцию 1. В заявке указываются значения всех ее параметров: наименование объекта дорожного строительства- время начала и продолжительность выполнения технологической операции- вид технического ресурса и наименование сырьевого материала, необходимых для выполнения технологической операции- наименование специальности, разряд и количество требуемых работников- наименование технологической операции и объем работ, необходимый для ее освоения. В случае соблюдения норм технического проекта ТО подтверждает использование необходимых ресурсов в соответствии с проектом. В случае фактического отсутствия требуемых ресурсов предусмотрена возможность корректировки заявки.

В исходной заявке на технические ресурсы 1.3 указывается: номер исходной заявки- дата и время начала работ- наименование объекта дорожного строительства- вид технического ресурса- необходимое его количество (такое минимальное количество техники, при котором технологическая операция будет выполнена без нарушения нормативов) — заявленное количество (фактическая потребность в определенном типе технических ресурсов).

В исходной заявке на материальные ресурсы 1.2 указывается: номер исходной заявки- дата и время начала работ- наименование объекта дорожного строительства- наименование и количество требуемого сырьевого материала в установленных единицах.

Исходная заявка на трудовые ресурсы 1.1 содержит: номер исходной заявки- дату и время начала работ- наименование объекта дорожного строительства, наименование специальности и разряд работников, их количество.

Исходя из потребностей ДРСУ в материальных ресурсах (фракционный щебень, дорожные ограждения, асфальтобетонная смесь и т. п.), ПО формирует заявки на ресурсы в адрес соответствующих подразделений предприятия (АБЗ, ЦДО). Анализируя собственные потребности в ресурсах, все подразделения удовлетворяют их формированием заявок на технические (технологическое оборудование) (2. 1), сырьевые (компоненты и полуфабрикаты) (2. 2) и трудовые ресурсы (обслуживающий персонал) (2. 3) в адрес ПО.

На основании заявок 2. 2−2.3 и исходных заявок 1. 2−1.3 ПО формируется откорректированная заявка на материальные ресурсы в адрес ЦДО и АБЗ и сводная заявка на технические ресурсы 3.2 в адрес УМ. В заявке 3.2 указывается ее собственный номер и номер исходной заявки.

На основании сводной заявки УМ осуществляет распределение автомобильной и дорожно-строительной техники по объектам дорожного строительства, т. е. производит заполнение и выдачу путевых листов водителям автомобилей и машинистам дорожно-строительных машин (заявка 4. 1). В путевом листе указывается следующая информация: номер исходной заявки на технические ресурсы- гаражный номер технической единицы, показание спидометра при возвращении с прошлой смены, дата и время закрепления техники за объектом, марка и количество выданного топлива и масла, остаток топлива в баке.

Параллельно с распределением техники по объектам дорожного строительства формируются заявки на ее ремонт и техническое обслуживание 5.1. В данной заявке указывается: порядковый номер ремонта, гаражный номер ремонтируемой единицы техники, вид технического обслуживания или наименование ремонтной операции, пробег автомобиля на момент постановки в ремонт или наработка в мото-часах для дорожно-строительной техники, наименование или каталожный номер ремонтируемого узла или детали, остаток топлива в баке на момент постановки.

Техническое обслуживание и ремонт представляет собой сложный технологический процесс, поэтому заявка 5.1 генерирует заявки на ремонтные операции 5.2. Заявка 5.2 содержит следующую информацию: порядковый номер ремонта- наименование ремонтной операции- дата и время начала ремонта- номер ремонтного участка, производящего ремонт, и табельный номер ремонтника- наименование и количество необходимого при ремонте материала или инструмента.

Для выполнения заявки 5.1 необходима замена вышедших из строя деталей новыми. Для этого составляется заявка на замену детали 5. 3, в которой указывается: порядковый номер ремонта, наименование ремонтной операции, наименование заменяемой детали или узла, наименования складов соответственно откуда поступает новая деталь или узел и куда направляется вышедшая из строя деталь.

По окончании ремонта фиксируется выполнение заявки на ремонт, где указывается порядковый номер ремонта, дата и время окончания ремонта. Выполнение заявок на технические, материальные и трудовые ресурсы фиксируется составлявшими их технологическими звеньями. Выполнением заявки на технические ресурсы 4.2 будет являться сдача водителем автомобиля или машинистом ДСМ в конце рабочей смены путевого листа с заполненными графами о результатах работы на линии. Заполнение граф производится самим водителем или машинистом, правильность их заполнения подтверждается мастером участка дорожного строительства. Выполнение заявки на технические ресурсы содержит следующие сведения: гаражный номер техники, наименование маршрута, число ездок на маршруте, дата и время возвращения с линии, машино-часы работы и общие машино-часы для дорожно-строительных машин, вид простоя и время простоя техники.

При выполнении заявки на материальные ресурсы 3.1 фиксируются номер исходной заявки на материальные ресурсы и фактическое количество груза, отгруженного заявителю. При выполнении заявки на трудовые ресурсы 2.1 фиксируется закрепление работников за технологическими операциями (кроме водителей автомобилей, ДСМ, ремонтных рабочих — их работа фиксируется параллельно с выполнением своих заданий на смену). Закрепление работников за технологическими операциями производится посредством указания номера исходной заявки на работника и его табельного номера.

Выполнение заявок 2. 1, 3. 2, 4.2 соответствующими технологическими звеньями обеспечивает выполнение заявки на технологическую операцию 1, которое фиксируется ДРСУ с указанием номера заявки на технологическую операцию, фактической даты и времени окончания ее выполнения.

Для упрощения процедуры составления заявок используются данные, хранящиеся в справочниках подсистемы НСИ. Заявка, выполнение заявки и справочники НСИ представляют собой файлы информационной системы, взаимосвязь которых осуществляется посредством соответствующих полей баз данных.

Работа пользователей информационной системы с базами данных проиллюстрирована на примере выполнения заявки на технические ресурсы. В основу примера положена следующая производственная ситуация: автодороге № 8 необходимо 15. 05. 01 к 800 ч 9 автосамосвалов & laquo-КамАЗ»- для перевозки грунта, причем для выполнения запланированного объема работ без нарушения нормативов необходимо минимум 8 автосамосвалов. Кроме этого, необходим 1 бортовой автомобиль & laquo-КамАЗ»- для перевозки старых железобетонных звеньев и 1 автокран для их погрузки.

Потребность в технических ресурсах передается в виде телефонограммы сменным мастером накануне рабочего дня в офис ДРСУ. Заявка на технические ресурсы в адрес ПО формируется в виде трех исходных заявок: на 9 самосвалов, 1 бортовой автомобиль, 1 автокран. Формирование исходной заявки на технику осуществляется в файле & laquo-Исходные заявки на технику& raquo- (табл. 6. 1). При составлении исходных заявок значения граф 3, 4 выбираются из справочников НСИ соответственно & laquo-Объекты»- и & laquo-Виды техники.

В этот же день, вместе с заявкой с автодороги № 8, в ПО поступили заявки на технику еще от двух объектов: АБЗ и участка автодороги № 6. Причем АБЗ для работы на складе щебня необходим 1 бульдозер Б-170. Участок автодороги № 6 подал заявку на 3 автосамосвала & laquo-КамАЗ»- для вывоза мусора и 1 погрузчик L 35 В. В этот день больше заявок на технику в ПО не поступало. Исходные заявки на технические ресурсы от всех объектов на 15. 05. 01, формирующиеся в соответствии с порядком составления исходных заявок, будут представлены в ПО отдельным файлом в виде табл. 6.2.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В диссертации на основании выполненных автором исследований получены результаты, представляющие собой совокупность актуальных научно-технических решений по повышению надежности и эффективности работы карьеров в условиях изменения горно-геологических и горнотехнических характеристик эксплуатации месторождений, колебания цен и спроса на минеральное сырье, включающих создание механизма управления резервами ресурсов предприятия на основе логистических принципов, а также методик управления параметрами извлекаемых запасов, материальных, финансовых и информационных ресурсов, формирования необходимых деловых компетенций персонала, что имеет важное народнохозяйственное значение.

1. На основе анализа горнодобывающего предприятия как производственной логистической системы выделены два подхода к обеспечению надежности работы карьеров:

• структурный, основанный на выделении в карьере отдельных элементов, определении факторов, влияющих на их надежность, и дифференцированного управления надежностью на основе изменения взаимосвязей элементов между собой: использование этого подхода целесообразно на этапе проектирования карьера или стратегического планирования его работы-

• функциональный, основанный на представлении работы карьера в виде совокупности технологических процессов, представляющих собой очередь упорядоченных по времени операций, регулирование состава которых обеспечивает требуемый уровень надежности и эффективности работы карьера: данный подход используется на этапе текущего и оперативного управления.

2. Использование логистических принципов для исследования материальных и информационных потоков карьера позволило выявить и оценить простои его элементов и задержки в пропуске ресурсных потоков. Определено, что простои элементов возникают из-за недостаточной оперативности планирования и управления, отсутствия согласованности в работе производственных подразделений. Выявлено, что на отечественных карьерах для выполнения производственных программ используется сверх необходимого уровня: экскаваторов в 3−3,5 раза- буровых станков в 2,0−2,5 раза- автосамосвалов в 1,5−2,0 раза- бульдозерной техники в 3−3,5 раза- горных выработок в 1,5−5,0 раз- персонала в 20−25 раз.

3. Установлено, что применяемые на практике способы регулирования режима горных работ, основанные на переносе объемов вскрыши на будущие периоды, приводят к колебаниям по годам отработки месторождения ширины рабочей площадки в 2−3 раза, объема взрываемого блока в 4−5 раз, приведенного расстояния транспортирования в 5−15 раз, длины фронта работ в 5−25 раз, что приводит к усложнению организации работ в карьере, увеличению количества отказов, сбоев и является причиной снижения, в отдельные периоды работы карьеров, производительности буровых станков на 8−12%, экскаваторов на 8−24% и автосамосвалов в 5−15 раз.

4. Разработан способ формализованного описания продвижения материальных и информационных потоков в виде потока унифицированных заявок на технологические операции и ресурсы, использование которого позволяет выявлять причины отказов и оперативно устранять неэффективно работающие элементы карьера. Состав заявки включает набор данных, определяющих требования одного технологического звена к другому. Выполнение требований оценивается комплексом качественных, временных, количественных и пространственных показателей. Устранение неэффективных звеньев на исследуемых карьерах осуществлялось путем совершенствования их работы, замены на новые и передачи выполняемых функций сторонним предприятиям, что позволило снизить резервы ресурсов в технологических процессах в 1,3−1,5 раза.

5. Разработана методика оценки уровня надежности работы карьера, заключающаяся в совместном использовании качественных и количественных показателей на основе применения моделей и методов теории нечетких множеств. Для низших уровней надежности работы карьера характерно наличие дисбаланса резервов по видам ресурсов. На выполнение операций технологического процесса тратится не более 15−20% времени работы персонала и 12−15% фонда времени горно-транспортного оборудования. При этом практически полностью отсутствуют резервы, которые должны обеспечивать добычу минерального сырья требуемого качества в необходимых объемах и в заданные сроки. Основой достижения высокого уровня надежности работы карьера является формирование механизма управления резервами, критерием эффективности функционирования которого является минимум отказов и сбоев при выполнении установленных требований к срокам, качеству, объемам поставок минерального сырья потребителю и соблюдении ограничений по производственным затратам и получаемой прибыли. Формирование механизма управления резервами позволяет сократить запасы материальных ресурсов в 3−5 раз, количество резервного горно-транспортного оборудования в 1,5−2 раза и обеспечивать величину опережения вскрышных работ в зависимости от состояния рынка минерального сырья.

6. Разработаны методы обеспечения надежности функционирования карьеров, основанные на управлении резервами по трем основным логистическим потокам горнодобывающего предприятия: материальному, финансовому и информационному. Методами обеспечения надежности являются:

• оптимизация элементов системы — реализация этого метода осуществляется без изменения структуры системы и позволяет на 10−15% повысить эффективность работы отдельных технологических звеньев карьера-

• улучшение конструкции системы — осуществляется за счет применения совокупности технических, технологических и организационных приемов и решений для изменения отдельных элементов предприятия и связей между ними, что обеспечивает повышение эффективности работы отдельных технологических линий на 20−30% в результате воздействия на элементы логистической системы, препятствующие протеканию потоков с заданными значениями параметров-

• новые принципы использования системы — производится путем применения новых видов оборудования, новых технологий и позволяет на 30−70% повысить эффективность работы карьера-

• программно-целевое планирование и управление — производится частичным или полным изменением существующей логистической системы, предполагающим диверсификацию производства и освоение новых рынков, что позволяет в несколько раза повысить эффективность работы карьера.

7. Разработана классификация схем развития горных работ в карьерном поле по степени дискретности рабочей зоны карьера. Увеличение дискретности рабочей зоны карьера осуществляется путем ограничения ее действующей части по фронту и высоте участками временных нерабочих бортов, что позволяет создать в местах работы горного оборудования условия, обеспечивающие повышение его производительности в 1,8−2,2 раза. Оптимизация схемы вскрытия и отвалообразования по критерию минимума приведенного грузооборота позволяет в 1,5−3 раза снизить потребность в автомобильном транспорте, в 1,4−2 раза уменьшить годовые объемы строительства временных автомобильных дорог. Использование разработанной классификации позволит на стадии проектирования принять обоснованные решения по выбору схем развития горных работ для различной величины опережения вскрышных работ и обеспечить высокую надежность и эффективность работы карьеров.

8. Создание механизма управления резервами горнодобывающего предприятия позволяет расширить область применения схем развития горных работ с высокой дискретностью рабочей зоны без риска снижения производительности карьеров по полезному ископаемому. Применение этих схем позволяет: снизить текущие затраты на 10−40% за счет увеличения результирующего угла откосов бортов карьеров- сократить суммарные дискотированные затраты на отработку месторождения на 15−55%.

9. Необходимым условием обеспечения надежности работы карьера является требуемый уровень деловых компетенций персонала. Разработана методика формирования системы делового потенциала персонала предприятия, основанная на том, что в процессе обучения ведется поиск конкретных решений по повышению эффективности и надежности работы карьера в сложившихся условиях и выявление работников предприятия, способных обеспечить выполнение этих решений. В основу метода обучения персонала положена разработанная методика проведения деловых игр, позволяющая в процессе активного обмена информацией и отбора полезных решений обеспечить более глубокое понимание сути рассматриваемых проблем, а также эффективную подготовку персонала горнодобывающего предприятия.

10. Методы повышения надежности работы карьеров на основе создания системы управления резервами и формирования необходимых деловых компетенций персонала прошли апробацию при разработке и реализации 47 бизнес-планов, проектов и антикризисных программ горнодобывающих предприятий, использованы при проведении более 150 семинаров, тренингов и деловых игр по проблемам развития горнодобывающих предприятий Кемеровской, Челябинской, Иркутской и Ростовской областей, Приморского края, Хакасии. В зависимости от применяемого метода затраты на повышение надежности могут колебаться в пределах 0,1 — 30% от величины текущих затрат на содержание и эксплуатацию элементов логистической системы карьера, а эффективность самих методов доходит до 2,5 — 3 раз.

Показать Свернуть

Содержание

• Введение

1. Анализ направлений развития методов обеспечения надежности работы карьеров и постановка задач исследования

1.1. Тенденции динамики технико-экономических показателей работы карьеров

1.2. Организационные и технологические решения по повышению надежности и эффективности работы карьеров

1.3. Систематизация используемых понятий, определений и методов оценки надежности

1.4. Основные направления развития теории надежности производственных систем горнодобывающих предприятий

1.5. Цели, задачи и методы исследования

2. Разработка логистических принципов обеспечения надежности

• работы карьеров

2.1. Логистическое представление горнодобывающего предприятия

2.2. Способ формализованного представления технологических процессов на карьерах

2.3. Критерии эффективности функционирования карьера как логистической системы

2.4. Логистические принципы обеспечения надежности работы карьеров

3. Исследование методов оценки надежности работы карьеров

3.1. Факторный анализ надежности

3.2. Разработка комплекса моделей надежности работы карьера

3.3. Оценка резервов элементов и подсистем карьеров

3.4. Обоснование методики оценки уровня надежности

4. Обоснование методов и алгоритмов повышения надежности и эффективности работы карьеров

4.1. Создание математической модели управления надежностью и эффективностью

4.2. Разработка методов повышения надежности и эффективности

4.3 Разработка алгоритма управления надежностью

5. Формирование механизма управления резервами

5.1. Определение условий производительной работы горнотранспортного оборудования

5.2. Разработка и классификация схем развития горных работ по уровням надежности

5.3. Управление параметрами потоков материальных и финансовых ресурсов

5.4. Формирование деловых компетенций персонала

Разработка рекомендаций и оценка эффективности внедрения на карьерах организационно-технологических методов обеспечения надежности

6.1. Разработка практических рекомендаций по оценке надежности проектируемых и действующих карьеров

6.2. Реализация методов обеспечения надежности на карьерах

6.3. Оценка экономической эффективности внедрения методов обеспечения надежности на карьерах

Список литературы

1. Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. М. Сов. радио, 1974. — 272 с.

2. Андрейчиков А. В., Андрейчикова О. Н. Анализ, синтез, планирование решений в экономике. М. Финансы и статистика, 2000. — 368с.

3. Анистратов Ю. И. Исследование технологических грузопотоков на карьерах со скальными породами Дисс. д-ра техн. наук. — М., 1997.- 270 с.

4. Анистратов Ю. И. и др. Способ отработки крутопадающего месторождения крутыми слоями с развитием фронта работ по спирали //Изв. вузов. Горный журнал. -1991,-№ 4. -С. 31−33.

5. Арсентьев А. И. Вскрытие и системы разработки карьерных полей. М.: Недра, 1981. -278 с.

6. Арсентьев А. И. Взаимодействие горных работ в рабочей зоне карьера // Горный журнал. -1984. -№ 9.

7. Арсентьев А. И. Некоторые законы горной науки //Изв. Вузов. Горный журнал. -1984. № 9.

8. Арсентьев А. И. Определение производительности и границ карьеров. М.: Недра, 1970. -320 с.

9. Арсентьев А. И. Принятие решений о параметрах карьеров. Л.: ЛГИ, 1982. — 58 с.

10. Арсентьев А. И. Проблема принятия решений// Современные принципы теории проектирования карьеров. Л.: Наука, 1987. -256 с.

11. Астахов А. С, Изыгзон Н. Б. Риск, надежность и адаптируемость инвестиционных решений// Открытые горные работы. 2000. — № 2. — С. 39−44.

12. Астахов А. С. Динамические методы оценки эффективности горного производства. М.: Недра, 1973. — 272 с.

13. Балуберг И. В. Становление и сущность системного подхода. М., 1973.

14. Бастан П. П., Азбель Е. И., Ключкин Е. И. Теория и практика усреднения руд. М.: Недра, 1979. -255 с.

15. Бахин В. В. Определение параметров рабочей зоны при нормировании запасов горной массы в условиях меднорудных карьеров: Автореф. дис. канд. техн. наук. -М., 1987. -22 с.

16. Беликов Ю. И. и др. Взаимосвязь технологических процессов при высокой концентрации горных работ. //Технология открытых горных работ. -Киев, 1976. -С. З-6.

17. Блинов В. М., Галкин В. А., Гейгер Э. Проблемы поведения организаций и людей в организациях // Проблемы реструктуризации угледобывающих предприятий НИИОГР. Челябинск, 1997. — Вып. 2. — С. 18−24.

18. Богачев А. Ф. Управление запасами горной массы и надежность работы карьеpa. M.: Недра, 1979. — 200 с.

19. Большая Советская Энциклопедия / Гл. ред. A.M. Прохорова. М.: Сов. энцик-лоп., 1974. — Т. 18: Н-О. — 632 с.

20. Большая Советская Энциклопедия / Гл. ред A.M. Прохорова. М.: Сов. энцикл., 1974, — Т. 9: Е-И. — 205 с.

21. Большой энциклопедический словарь. М.: & laquo-Большая Рос. энцикл. »-- С. Пб.: & laquo-Норинт»-, 1997. -1456 с.

22. Бочкарев А. и др. Семь нот менеджмента. -3-е изд., доп. М.: ЗАО & laquo-Журнал Эксперт& raquo-, 1998. — 424 с.

23. Бусленко Н. П. Моделирование сложных систем. М.: Наука, 1978.

24. Васильев М. В., Штукатуров К. М., Ткачев А. Ф. Железорудные карьеры. М.: Недра, 1982, — 262 с.

25. Веснин В. Р. Основы менеджмента: Учебник. М.: & quot-Триада ЛТД& quot-, 1996. — 384 с.

26. Гавришев С. В., Трофимов С. В., Устюжанин B.C. Проблемы экологии при формировании карьерного пространства зонами концентрации //Проблемы безопасности железнодорожного транспорта: Тез. докл. -Новосибирск, 1995. С. 67−68.

27. Гавришев С. В., Трофимов С. В., Устюжанин B.C. Формирование производственной среды диспетчера производства // Проблемы безопасности железнодорожного транспорта: Тез. докл. Новосибирск, 1995. — С. 34−35.

28. Гавришев С. Е. Повышение организационной надежности работы карьеров при снижении технических и технологических резервов // Разработка мощных рудных месторождений: Межвуз. сб. науч. тр. Магнитогорск: МГТУ, 1999. — С. 136−141.

29. Гавришев С. Е. Влияние параметров систем разработки с углубкой карьера на интенсивность горных работ // Интенсификация горных работ на угольных разрезах: Межвуз. сб. науч. тр. Кемерово: КузПИ, 1988. — С. 144−146.

30. Гавришев С. Е. Обоснование рациональной последовательности формирования рабочей зоны карьеров при разработке крутопадающих месторождений: Дис. канд. техн. наук. Магнитогорск, 1990. -164 с.

31. Гавришев С. Е. Оценка надежности работы карьера при выборе порядка формирования карьерного пространства // Развитие сырьевой базы промышленного предприятия Урала: Тез. докл. Магнитогорск, 1995. — С. 49−50.

32. Гавришев С. Е. Способы формирования рабочей зоны глубоких карьеров // Разработка мощных рудных месторождений: Межвуз. сб. науч. тр. Магнитогорск: МГТУ, 2000. -С. 182−187.

33. Гавришев С. Е. и др. Согласование производительности звеньев экскаваторно-автомобильного комплекса //Изв. вузов. Горный журнал. 1989. — № 9. — С. 82−84.

34. Гавришев С. Е., Грязнов М. В. Оценка величины организационных резервов на карьерах с автомобильным транспортом // Совершенствование технологии поиска и разведки, добычи и переработки полезных ископаемых: Тез. докл. -Красноярск: КИЦМ, 1999. С. 89−90.

35. Тез. докл. Магнитогорск: МГТУ, 2001. — С. 20−21.

36. Гавришев С. Е., Куватова Г. И. О необходимости учета условий эксплуатацииоборудования при проектировании глубоких карьеров // Повышение эффектив1. ности капитальных вложений на глубоких карьерах: Тез. докл. Свердловск, 1987. -С. 8−9.

37. Гавришев С. Е., Лапаев В. Н., Саканцев М. Г. Перспективные, адаптивные и текущие границы угольных разрезов // Проблемы реструктуризации угледобывающих предприятий: Сб. трудов НИИОГР. Челябинск, 1997. — С. 80−81.

38. Гавришев С. Е., Макаров A.M., Рахмангулов А. Н. Методы и алгоритмы адаптации предприятий к рыночной среде // Вопросы формирования и эффективного функционирования рыночной системы: Межвуз. сб. науч. тр. Магнитогорск: МГТУ, 2001.

39. Гавришев С. Е., Макаров A.M., Рахмангулов А. Н. Организационные проблемы надежности технологических систем карьеров // Вопросы формирования и эф* фективного функционирования рыночной системы: Межвуз. сб. науч. тр. Магнитогорск: МГТУ, 2001.

40. Гавришев С. Е., Макаров A.M., Рахмангулов А. Н. Организационные проблемы ц надежности технологических систем карьеров // Вопросы формирования и эффективного функционирования рыночной системы: Межвуз. сб. науч. тр. Магнитогорск: МГТУ, 2001.

41. Гавришев С. Е., Носов А. Н., Сидоренко В. Н. Расчет параметров системы разработки при развитии фронта работ по спирали И Изв. вузов. Горный журнал. -1991,-№ 6. -С. 26−30.

42. Гавришев С. Е., Рахмангулов А. Н. О механизме обеспечения надежного функционирования логистической системы //Проблемы адаптации предприятий: Труды НИИОГР. Вып. 4. Екатеринбург: УрО РАН, 1999. — С. 15−18.

43. Гавришев С. Е., Рахмангулов А. Н., Трофимов С. В. АРМ диспетчера-распределителя внешних вагонопотоков горнодобывающего предприятия // Компьютерные технологии в горном деле: Тез. докл. Екатеринбург: УГГГА, 1999. — С. 7374.

44. Гавришев С. Е. и др. Методика выбора варианта внутризаводских перевозок // Науч. сообщения НТЦ-НИИОГР. Вып. 1. Челябинск- Екатеринбург: Рекпол, 1999. -С. 63−65.

45. Гавришев С. Е., Рахмангулов А. Н., Трофимов С. В. Один из методов согласования работы производства и транспорта II Фундаментальные и прикладные исследования транспорту: Тез. докл. — Екатеринбург, 1995. — С. 217−218.

46. Гавришев С. Е., Сидоренко В. Н. Границы применения непрерывного и дискретного способов развития карьерного пространства II III Всесоюз. науч. -техн. конф. молодых ученых: Тез. докл. Свердловск, 1986. — С. 41−42.

47. Гавришев С. Е., Трофимов С. В. Совершенствование структуры оперативного управления на АОЗТ & laquo-Кальцит»- // Состояние и перспективы развития научно-технического потенциала Южно-Уральского региона: Тез. докл. Магнитогорск, 1994. -С. 36−37.

48. Гавришев С. Е., Трофимов С. В. Структурная технология на горном транспорте // Проблемы развития металлургии Урала на рубеже XXI века: Тез. докл. Магнитогорск, 1996. -С. 87−88.

49. Гавришев С. Е., Трофимов С. Е. Метод динамического расчета производственных программ поставщиков в целях адаптации к состоянию транспорта II Развития сырьевой базы промышленного предприятия Урала: Тез. докл. Магнитогорск, 1995. — С. 47−48.

50. Гадасин В. А., Ушаков И. А. Надежность сложных информационно-управляющих систем. М.: Сов. радио, 1975. — 192 с.

51. Гаджинский A.M. Логистика. М.: Информационно-внедренческий центр & quot-Маркетинг"-, 1998. — 228 с.

52. Галиев С. Ж. Оптимизация параметров горнотранспортных систем карьеров на основе имитационного моделирования: Дис. д-ра техн. наук. Апматы, 1997. — 391 с.

53. Галкин В. А. Технологические основы проектирования и планирования грузопотоков на рудных карьерах с автомобильным транспортом: Дис. д-ра. техн. наук. Магнитогорск, 1987. — 290 с.

54. Галкин В. А., Гавришев С. Е., Сидоренко В. Н. Оценка работы горнотранспортного оборудования на некоторых карьерах МЦМ СССР. Рукоп. пред-ставл. МГМИ: Магнитогорск, 1984 — с. Деп. в ЦНИИцветмет экономики и информации. 19. 11. 84, № 1178−84.

55. Галкин В. А., Макаров A.M. О сдельной и повременной оплате труда //Горный информационно-аналитический бюллетень /МГГУ. -1996. Вып.2.- С. 13−18.

56. Галкин В. А., Макаров А. М., Каплан А. В. Эталонный час на карьерном автомобильном транспорте //Проблема разработки месторождений глубокими карьерами: Тез. докл. Челябинск, 1996. — С. 176−177.

57. Галкин В. А. и др. Проектирование горных работ при формировании карьерного пространства зонами концентрации. Магнитогорск: МГМИ, 1991. — 57 с.

58. Галкина Н. В. Управление процессом адаптации горнодобывающего предприятия к экономическим параметрам среды: Дис. канд. экон. наук Челябинск, 2000. -136 с.

59. Галкина Н. В., Важенина Л. Н., Устинова С. А. Алгоритм адаптации горнодобывающего предприятия // Науч. сообщения НТЦ-НИИОГР. Вып.1. -Екатеринбург: УрО РАН, 1999. -С. 61−62.

60. Гальянов А. В. Технология формирования качества руды при открытой разработке месторождений: Дис. д-ра. техн. наук. Екатеринбург, 1996. — 350 с.

61. Гальянов А. В., Лаптев Ю. В. Рудоподготовка на карьерах (Вопросы теории и практики). Екатеринбург: ИГД УрО РАН, 1999. — 427 с.

62. Ганицкий В. И. Научные основы организации производства на карьерах с техникой циклического действия: Автореф. дис. д-ра техн. наук. М.: МГИ, 1975.

63. Ганицкий В. И. Организация производства на карьерах. М.: Недра, 1983. — 232 с.

64. Гетопанов В. Н., Рачек В. М. Проектирование и надежность средств комплексной механизации. М.: Недра, 1986. — 208 с.

65. Горная энциклопедия / Гл. ред. Е.А. Козловский- Ред. кол.: М. И. Агошков, Л.К.

66. Антоненко, К. К. Арбиев и др. М.: Сов. энцикл., — 1991. Т.5. — 541 с. И 74. ГОСТ 27. 002−89. Надежность в технике: Термины и определения. — М.: Изд-востандартов, 1990. -37 с.

67. Грачев Ф. Г., Гребенькова В. Г. Ширина рабочих площадок уступов на карьерах // Горный журнал. 1980. — № 4. — С. 28−31.

68. Гриняев С. Нечетная логика в системах управления// Компьютера. 2001. -№ 38(415). — С. 20 — 26.

69. Гродзинский Д.М.и др. Надежность и старение биологических систем. Киев: Наук, думка, 1987. -176 с.

70. Гусаков А. А. и др. Организационно-технологическая надежность строительства. М.: SvR-Apryc, 1994. — 472 с.

71. Гэлловэй Л. Операционный менеджмент. СПб.: Питер, 2001. — 320 с.

72. Де Калуве Л., Маркс Э., Петри М. Развитие школы: модели и изменения. Калу& raquo- га: КаИС, -239 с.

73. Деминг У. Е. Выход из кризиса. Тверь: Апьба, 1993. — 501 с.

74. Егоров В. Н. Экономические проблемы надежности производственных систем:

75. Дис. д-ра техн. наук. Иваново, 1990. -289 с.

76. Ермолаев В. А. Развитие технологии открытой угледобычи при разработках сложно структурных месторождений: Дис. д-ра техн. наук. Кемерово, 1996. — 340 с.

77. Ильин С. А. Направления исследования и совершенствования технологии открытой разработки месторождений высотного типа // Горные науки и промышленность. М.: МГИ, 1989. — С. 205−210.

78. Истомин В. В. и др. Терминология открытых горных работ. М.: МГИ, 1987. 96 с. 1 87. Итоги работы угольной промышленности — М.: Росуголь, 1996.- № 12 -38 с.

79. Капица С. П., Курдюмов С. П., Малинецкий Г. Г. Синергетика и прогнозы будущего. М.: Эдиториал УРСС, 2001. — 228 с.

80. Каплан А. В. Совершенствование управления развитием угледобывающего предприятия: Дис. канд. экон. наук. Челябинск, 2001. — 129 с.

81. Квитка В. В., Арсентьев А. И. Минимизация интегрального критерия риска при выборе производительности карьера // Проектирование открытой и подводной разработки месторождений: Межвуз. Л/ЛГИ, 1982. — С. 39 — 44.

82. Ковальчук А. Б., Никитина Е. А., Соколовский Р. И. Энергетическая эффективность угольного топливного цикла. М., 1996. -17с.

83. Козовой Г. И. Организационно-технологическое обеспечение инновационной f деятельности угледобывающего предприятия: Дис. д-ра техн. наук. СПб- 1 1998. -244 с.

84. Козовой Г. И. Пути снижения издержек производства при концентрации горных работ на шахте & quot-Распадская"-: Актовая лекция /СПГГИ. СПб., 1997. — 61с.

85. Козырев B.C., Карманов Б. А. Некоторые итоги работы угольной и металлургической промышленности стран СНГ//Горный журнал. 1998. — № 1. — С. 3−6.

86. Корнилков С. В. Управление рабочей зоной действующих и проектируемых глубоких карьеров: Дис. д-ра техн. наук. Екатеринбург. 1997. -277с.

87. Корнилков С. В., Каплан В. М. О количественной взаимосвязи показателей системы разработки и схемы вскрытия карьерного поля //Изв. вузов. Горный журнал. -1989. -№ 1. -С. 18−21.

88. Кравчук И. Л. Организация возможности совершенствования системы обеспечения безопасности труда на угольных шахтах: Дис. канд. техн. наук. Челябинск, 1995. -141 с.

89. Кузнецов В. И. Научное обоснование преобразования производственного объединения по открытой разработке угольных месторождений в эффективную компанию: Дис. д-ра техн. наук, в виде науч. доклада Кемерово, 1997. -51 с.

90. Кузнецов В. И. Реструктуризация угледобывающего объединения. Челябинск: Рекпол, 1997. — 92 с.

91. Кумачев К. А., Майминд В Я. Проектирование железорудных карьеров. М.: Недра,-1981. -464 с.

92. Лапаев В. Н. Разработка методики определения границ разрезов в условиях рынка: Дис. канд. техн. наук.- Челябинск, 1997. 118 с.

93. Лель Ю. И. Методы расчета параметров устойчивой работы автотранспорта глубоких карьеров: Дис. д-ра техн. наук. Екатеринбург, 1999. -292 с.

94. Линев В. Л. Определение параметров рабочей зоны карьера с участками временно нерабочего борта // Горный журнал. -1986. № 5. — С. 15−17.

95. Линев В. П., Рубинштейн С. Б. Обеспечение безопасности горных работ при использовании временно нерабочих бортов // Горный журнал. 2001. — № 5. — С. 19−23.

96. Линев В. П., Рубинштейн С. Б., Холодняков Г. А. Регулирование текущего коэффициента вскрыши углом наклона рабочих бортов карьера //Горный журнал, 2001, № 5. -С. 23−26.

97. Лопатников Л. И. Экономико-математический словарь. М.: Наука, 1987. — С. 326.

98. Макаров A.M. Повышение эффективности технологического автомобильноготранспорта оперативным управлением подсистем карьера: Дис. канд. техн. наук. Челябинск, 1990. — 59 с.

99. Макаров A.M. Теоретические основы и методы обеспечения жизнеспособности угледобывающего предприятия: Дис. д-ра техн. наук. Челябинск, 1997. — 205 с.

100. Малышев Ю. Н. Угольная промышленность России, её состояние и перспективы // Уголь. 1995. — № 1. — С. 3−5.

101. Маркин Ю. П. Анализ внутрипроизводственных резервов. М.: Финансы и статистика, 1991. -160 с.

102. Машиностроение. Надежность машин. Т. IV-3 / Клюев В. В, Болотин В. В., Соснин Ф. Р. и др.- Под общ. ред. Клюева В. В. М.: Машиностроение, 1998. — 592 с.

103. Мельников Н. В. Краткий справочник по открытым горным работам. М.: Недра, 1982. -414 с.

104. Менар К. Экономика организаций. М.: ИНФРА-М, 1996. -160 с.

105. Месарович М., Мако Д., Такахара И. Теория иерархических многоуровневых систем. -М.: Мир, 1973. 344 с.

106. Мильнер Б. З. Теория организации. М/. ИНФА- М, 1999. — 336 с.

107. Михайличенко В. В. Эффективная самоорганизация предприятия угледобычи -Автореф. дис. д-ра техн. наук. Челябинск, 2000.

108. Михальченко В. В., Рубаник Ю. Т., Гавришев С. Е. Анализ экономической эффективности транспортной технологии открытой угледобычи // Разработка мощных рудных месторождений: Межвуз. сб. науч. тр. Магнитогорск: МГТУ, 2000. — С. 187−195.

109. Михальченко В. В., Рубаник Ю. Т., Хотинский A.M. Синхронизация работы предприятий открытой угледобычи с динамикой рыночного спроса. Кемерово: Куз-бассвузиздат, 2000. — 176 с.

110. Надежность технических систем: Справочник/ Ю. К. Беляев, В. А. Богатырев, В. В. Болотин и др.- Под ред. А. И. Ушакова. М.: Радио и связь, 1985. — 608 с.

111. Налимов В. В., Чернова Н. А. Статистические методы планирования экстремальных экспериментов. М.: Наука, 1965. — 240 с.

112. Научные основы проектирования карьеров / Под общ. Ред. В. В Ржевского. М.: Недра, 1971. -600 с.

113. Нейман Дж. Вероятностная логика и синтез надежных организмов из ненадежных компонент: Пер. с англ. //Автоматы/ Под ред. А. А. Ляпунова. М.: ИЛ, 1956.

114. Нецветаев А. Г. Обоснование параметров рабочих зон и экскавационного оборудования для разработки сложноструктурных месторождений: Автореф. дис. канд. техн. наук. М.: ИГД им. А. А. Скочинского, 1988. — 14 с.

115. Нецветаев А. Г. Организация логистической системы углепроизводства в условиях рынка: Дис. д-ра техн. наук. Челябинск, 1999. -269 с.

116. Нецветаев А. Г., Хотинский A.M. Аналитическая модель расчета производительности системы & quot-экскаватор транспортные средства& quot-// Вестник КузГТУ. — 1998.4. -С. 70−71.

117. Нормы технологического проектирования горнорудных предприятий черной металлургии с открытым способом разработки. Л.: Изд-во Гипроруда, 1977.

118. Нормы технологического проектирования горнорудных предприятий цветной металлургии с открытым способом разработки. Утверждены МЦМ СССР 28. 02. 1986 г. -144 с.

119. О состоянии и направлениях развития экономики в условиях рыночных отношений // Экономика угольной промышленности /ЦНИЭИуголь. -1994. -№ 2.

120. Оводенко Б. К., Аршинов С. С. Временные нерабочие борта в карьерах. -Л.: Наука, 1977. -144 с.

121. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 ООО слов и фразеологических выражений / Рос. АН. языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., доп.- М.: Азбуковник, 1999. 944 с.

122. Окороков В. Р. Надежность производственных систем. Л.: Изд-во Ленингр. унта, 1972. — 167 с.

123. Ольховский A.M. Комплексная оценка факторов, определяющих поддержание производственной мощности глубоких карьеров в период эксплуатации: Авто-реф. дис. канд. техн. наук. Свердловск, 1985. — 18 с.

124. Основы проектирования эффективной и устойчивой работы предприятий Хакасской горнорудной компании: Аналитическая записка по результатам деловой игры / ОАО & laquo-Молибден»-, ОАО & laquo-Разрез Черногорский& raquo-. ОАО & laquo-Разрез Чалпан& raquo-, НТЦ-НИИОГР. Сорск, 1999. 39 с.

125. Первозванский А. А. Математические модели в управлении производством. М.: Наука, 1975. — 615 с.

126. Пешков А. А. и др. Открытая разработка месторождений на больших глубинах II Горный журнал. 1998. — № 5. — С. 63 — 74.

127. Пешков А. А. Оценка инерционности и гибкости решений о параметрах глубоких карьеров // Развитие технологий рационального освоения недр при открытой разработке месторождений. М.: ИПКОН, 1992. — С. 31 — 37.

128. Пешков А. А. Управление развитием горных работ на глубоких карьерах: Дис. д-ра техн. наук. М., 1997. — 339 с.

129. Пешков А. А. Управление развитием горных работ на глубоких карьерах /Под ред. акад. К. Н. Трубецкого. М.: ИПКОН РАН, 1999. — 331 с.

130. Пешков А. А., Трубецкой К. Н. Развитие принципов управления режимом горных работ на глубоких карьерах при комплексном освоении месторождений// Развитие теории открытых горных работ. М.: МГИ, 1991. — С. 38 — 46.

131. Пешков А. А., Трубецкой К. Н., Мацко Н. А. Современные методы оценки экономической эффективности применения новой горной техники // Горный журнал.- 1995. № 3. — С. 17−22.

132. Пешков А. А., Трубецкой К. Н., Мацко Н. А. Методы оценки эффективности инвестиций горных предприятий // Горный журнал. 1993. — № 2. — С. З -11.

133. Пешков А. А., Трубецкой К. Н., Мацко Н. А. Определение области применения способов разработки крутопадающих залежей с использованием заранее сформированного выработанного пространства // Горный журнал. 1994. — № 1.- С. 51 59.

134. Пешков А. А., Трубецкой К. Н., Тимченко О. А. Определение технологического содержания понятия & quot-глубокий карьер& quot- // Развитие методов проектирования рудников при комплексном освоении месторождений. М. :ИПКОН, 1989. — С. 8−21.

135. Пешков А А., Федоров В С Регулирование объемов добычи попутных полезных ископаемых за счет изменения параметров рабочей зоны карьера // Комплексное освоение месторождений бассейна КМА. М: ИПКОН, 1990. — С. 59 — 69.

136. Пикапов В. А. Организационные основы объединения угледобывающих предприятий: Дис. канд. техн. наук. Челябинск, 1997. -126 с.

137. Повышение эффективности производства ЗАО & quot-Шахта Распадская& quot-: Инвестиционный проект / НТЦ-НИИОГР. Междуреченск, 1999. -20 с.

138. Политехнический словарь / Редкол.: А. И. Ишлинский (гл. ред.) и др. М.: Сов. Энцикп. 1989. -656 с.

139. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. К решению парадокса времени. -М.: Эдиториал УРСС, 2001. 240 с.

140. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М.: Эдиториал УРСС, 2001. — 312 с.

141. Прокопенко С. А. Теория и методы организации конкурентного взаимодействия углепроизводителей: Дис. д-ра техн. наук. Челябинск, 2000. — 285 с.

142. Прыкин Б. В. Технико-экономический анализ производства. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 399 с.

143. Пустыльник Е. И. Статистические методы анализа и обработки наблюдений. М.: Наука, 1968. — 288 с.

144. Пушкин В. Г. Проблемы надежности. Философский очерк. М.: Наука, 1971. -191 с.

145. Развитие Александринской горнорудной компании с учетом строительства обогатительной фабрики: Бизнес-план/ НТЦ-НИИОГР. -1999. -49 с.

146. Рахмангулов А. Н. и др. Транспортная логистика. Магнитогорск: МГТУ, 2000. — 372 с.

147. Решетняк С. П. Обоснование и разработка схем циклично-поточной технологии с внутрикарьерными передвижными дробильно-перегрузочными комплексами -Автореф. дис. д-ра техн. наук. СПб.- 1999. — 46 с.

148. Ржевский В. В. Открытые горные работы: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч 2. Технология и комплексная механизация. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Недра, 1985. — 549 с.

149. Ржевский В. В. Открытые горные работы. Ч I. Процессы открытых горных работ. -М.: Недра, 1985. -549 с.

150. Ржевский В. В., Томаков П. И. Основные направления интенсификации открытых горных разработок месторождений полезных ископаемых // Интенсификация добычи полезных ископаемых открытым способом. М.: МГИ, 1984. — С. 4−13.

151. Родионова В. Н. Система организации производства на промышленных предприятиях в современных рыночных условиях: Автореф дисс. д-ра экон. наук. -Воронеж, 1996. 35 с.

152. Рубинштейн С.Б.и др. Оптимизация границ карьеров при разработке крутопадающих месторождений // Горный журнал. 2001. — № 5. — С. 19−20.

153. Сидоренко В. Н. Повышение эффективности эксплуатации глубоких карьеров с автомобильным транспортом формированием зон концентрации горных работ: Дис. канд. техн. наук. Магнитогорск, 1987. -187 с.

154. Симарев Н. Н. Определение главных параметров карьера при поэтапной отработке комплексных месторождений полезных ископаемых: Автореф. дис. канд. техн. наук. Л., 1990. -19 с.

155. Словарь-справочник менеджера/ Под ред. М. Г. Лапусты. М.: ИНФА-М, 1996. — 608 с.

156. Смирнов В. А., Соколов В. Г. Системное моделирование надежности плановых решений. Новосибирск: Наука, 1984. -224 с.

157. Соколовский А. В. Методические основы организации инвестиционного процесса на угольных разрезах: Дисс. канд. техн. наук, Челябинск, 1997. — 128 с.

158. Структура система, организация — технология: понятия, взаимосвязи, применение: Аналит. Записка по материалам семинара / ОАО & quot-Кузбассразрезуголь"-, НТЦ-НИИОГР. — Междуреченск, 1997. — 16 с.

159. Тащев А. К., Смагин В. Н. К проблеме количественной оценки уровня интенсификации общественного производства: Препр. /АН СССР, Урал. Науч. Центр. -Свердловск: УНАН СССР, 1985. 22 с.

160. Теория и практика открытых разработок / Под ред. Н. В. Мельникова. М.: Недра, 1979.

161. Томаков П. И., Дерябин А. А., Мельцер Ю. Л. Панельная разработка уступов // Уголь. 1983. — № 6. — С. 29−32. 176 177,178179. 180. 181. 182,183,184. 185. 186 187 188 189. 190 191 192.

162. Тренев Н. Н. Предприятие и его структура: Диагностика. Управление. Оздоровление. М.: ПРИОР, 2000. — 240 с.

163. Трубецкой К. Н. Методология и основные направления развития горных работ// Горный информационно-аналитический бюллетень. Вып.1. М.: МГГУ. 1996. -С. 4−14.

164. Фрейдина Е. В., Коваленко А. С., Руденко О. А. Влияние надежности горнотранспортного оборудования на производительность системы & laquo-карьер»- II ФТПРПИ. 1975. — № 1. — С. 58−64.

165. Фрейдина Е. В., Коваленко А. С., Фазалов Г. Т. Оценка надежности технологических систем разрезов, использующих железнодорожный транспорт //Открытая угледобыча в Кузбассе. Кемерово, 1976. — С. 33−37.

166. Холл Р. Х. Организации: структуры, процессы, результаты. СПб.: Питер, 2001. -512 с.

167. Холодняков Г. А. Определение границ карьера по расчетному эксплуатационному коэффициенту добычи // Проблемы теории проектирования карьеров. Л.: ЛГИ, 1988. -С. 31−34.

168. Холодняков Г. А. Проектирование карьеров, разрабатывающих комплексные месторождения. Л.: ЛГИ, 1987. — 84 с.

169. Хохряков B.C. Открытая разработка месторождений полезных ископаемых. -М.: Недра, 1982. -280 с.

170. Хохряков B.C. Проектирование карьеров. М.: Недра, 1980. — 336 с.

171. Хохряков B.C. Оценка эффективности инвестиционных проектов открытых горных разработок. Екатеринбург: УГГА, 1996. -180 с.

172. Чигрин В. Д. Обоснование и разработка принципов создания системы управления промышленной безопасностью в угольной отрасли в условиях рыночной экономики: Дис. канд. тех. Наук. М., 1999. — 131 с.

173. Шитов Д. И. Определение проектной производительности карьера с учетом ее вероятностного характера // Изв. вузов. Горный журнал. 1981. — № 3. — С. 14 -19.

174. Яковлев В. А. Теория и практика выбора транспорта глубоких карьеров Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние1989. -240 с.

175. Яковлев В. Л. и др. Новые подходы к поэтапному проектированию и отработке глубоких карьеров //Открытые горные работы, 2001. пилотный номер. — С. 57−59.

176. Якубенко Л. В. Технология горных работ при формировании рабочей зоны глубоких карьеров диагональными блоками: Автореф. дис. канд. техн. наук. -Днепропетровск, 1985. 19 с.

177. Яновский А. В. Основы реструктуризации угольной промышленности России. -М. :Недра, 1995. -136с.

178. Feigenbaum A.V. Total Quality Control. MacGraw Hill Book Company. 1983. — p. 530.

179. Genichi Taguchi. Introduction to Quality Engineering. Design Quality into Product and Processes Asian Productivity Organisation. Tokyo. -1986. p. 179.

180. Gold rath E. M. And Fox R.E. The Race. North River Press. Inc. -1986. p. 179.

181. Kenichi Ohmae. The Boderfess World Power and Strategy in the interlinked economy, Fontana Publishing. 1992. — p. 272.

Заполнить форму текущей работой