Жанр портрета в творчестве ивана рыбачука

Тип работы:
Реферат
Предмет:
Искусство. Искусствоведение
Узнать стоимость новой

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

УДК 7. 07−05 М. В. Алексеева
жанр портрета в творчестве ивана рыбачука
Анализируется ряд портретных работ из творческого наследия художника Ивана Рыбачука (1921−2008). Выбор портретов для анализа обусловлен стремлением автора заострить внимание читателей на главных чертах портретного мастерства художника вне зависимости от социального статуса персонажа, будь то художник, актер, рыбак, моряк, представитель народностей Крайнего Севера. И. В. Рыбачука отличает умение вглядываться в характер человека, находить в нем черты неповторимой индивидуальности и передавать их посредством различных художественных приемов. В зависимости от возраста и личности героя художник выбирал цветовую палитру работы, манеру мазков, постановку композиции в целом.
Ключевые слова: живопись, художник, Иван Васильевич Рыбачук, жанр портрета.
Portrait genre in the art works of Ivan Rybachuk. MARIA V. ALEKSEEVA (Far Eastern Federal University, Vladivostok).
This article analyzes the portrait genre in the art works of Ivan Rybachuk (1921−2008). The choise of portraits for the analysis is made due to the author’s desire to focus the reader’s attention on the main features of the portrait skills of the artist regardless of the social status of the model, whether it is an artist, actor, fisherman, sailor, representatives of the native peoples of the North. The author concludes that an important advantage of Ivan Rybachuk as an artist is the ability to look into the character of a person portrayed. Like a psychologist, he penetrated into the heart of every portrayed person, finding and reflecting the unique personality of each character of his work.
Key words: painting, artist, Ivan Rybachuk, portrait.
Иван Васильевич Рыбачук (1921−2008) — Народный художник России, почетный академик Российской академии художеств, ветеран Великой Отечественной войны, член Приморской организации Союза художников России с 1947 г.
В 1955 г. 34-летний Рыбачук показал свои работы на Всесоюзной выставке маринистов, а уже в 1956 ему, первому из приморских художников, предложили сделать персональную выставку в Москве, в выставочном зале Союза художников СССР. На ней было представлено 125 произведений. В 1978 г. его персональная выставка в 245 картин была показана не только в Москве, но и в Ленинграде, Челябинске, Иркутске, Новосибирске, Астрахани, Магадане. А еще были всероссийские, зональные, тематические — десятки выставок, на которых Рыбачук с честью представлял свой регион.
И. В. Рыбачук был очень трудолюбивым художником, оставил огромное творческое наследие: в течение четырех лет, прошедших после его смерти, на выставках появляются новые, ранее не экспонировавшиеся работы разных лет, издаются буклеты
и каталоги. Однако искусствоведческого исследования его творческого пути пока не опубликовано.
В живописи Рыбачука в разные периоды превалируют то жанр пейзажа, то портрет, то сюжетная композиция. В данной работе рассматривается жанр портрета.
Персонажи портретов Рыбачука часто изображены, что называется, на рабочем месте, и это не случайно — ведь именно в работе более всего раскрывается личность. На палубе, на ветру, в судовой медсанчасти, у гарпунной пушки, у пограничной полосы, в стойбище оленеводов, за разделкой китов видит зритель его героев. Они многократно проверены суровыми условиями работы и жизни- после таких испытаний на Севере остаются лишь самые сильные, ответственные и надежные. Такие люди интересны Рыбачуку-художнику, и для того чтобы их найти, он отправлялся на рыбацких сейнерах, ледоколах, военных кораблях в северные широты, на Камчатку, Чукотку и Курилы, открывая для советского искусства новые земли и новых героев. За мастерство в этом жанре Рыбачук в 1954 г. удостоен Серебряной медали Российской академии
АЛЕКСЕЕВА Мария Владимировна, магистрант кафедры культурологии и искусствоведения Школы искусства культуры и спорта (Дальневосточный федеральный университет, Владивосток). E-mail: M-J& lt-mist14jul@mail. ru>-
© Алексеева М. В., 2013
Работа выполнена в рамках Государственного задания Минобразования и науки РФ по теме «Междисциплинарные исследования механизмов межкультурной коммуникации в Азиатско-Тихоокеанском регионе», 2013 г.
2013 • № 2 • гуманитарные исследования в восточной сибири и на дальнем востоке 27
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
художеств. В 1957 г. Всесоюзным комитетом выставки изобразительного искусства ему было выдано удостоверение на право сбора этюдного материала к картинам на тему «Советская Чукотка» и описанию пейзажей Камчатки и Курильских островов к выставке на Всемирном фестивале молодежи и студентов1.
И. В. Рыбачук написал портреты людей из самых разных слоев общества: художников, актеров, известных деятелей и т. п.- рыбаков, моряков, пограничников- представителей малых народностей Крайнего Севера.
Выбор портретов для анализа в данной статье (а их число, по словам дочери художника, приближается к сотне) обусловлен стремлением выявить главные стилевые черты портретного мастерства художника, вне зависимости от социального статуса портретирумого.
Большое влияние на стиль и характер творчества Рыбачука наложило его художественное образование. В школьные годы он в течение четырех лет посещал кружок рисования С. Г. Чискидова, ученика П. С. Евстафьева, который был, в свою очередь, учеником И. Е. Репина. С 1950 г. учится на живописном отделении Владивостокского художественного училища у М. А. Костина и В. С. Здановича.
В ранних работах И. В. Рыбачука можно наглядно проследить влияние лучших традиций худож-ников-передвижников. Характерным примером является его «Автопортрет» [2] (см. вклейку). Он представляет собой погрудное изображение, причем фигура взята сбоку, а голова развернута в три четверти оборота на зрителя. Этот прием вносит динамику в композицию. По характеру изображения портрет является камерным. Нейтральный фон выполнен в серо-коричневых тонах. Все внимание художник сосредоточил на лице, оно выполнено в технике мелких мазков, используется большое количество оттенков. Плечи и одежда написаны в эскизной манере, без проработки деталей. Это заставляет зрителя сосредоточить внимание на лице. В автопортрете изображен характер автора. Сомкнутые губы говорят о его внутренней собранности, решительности. Пристальный взгляд, направленный на зрителя, придает изображаемому определенный драматизм.
Жемчужиной наследия мастера считается «Портрет художника Ясенкова» [3]. По типу изображения этот портрет является парадным. Работа написана в эскизной манере, без тщательной, детальной проработки, характерной для академического парадного портрета. Контраст между выбранным ти-
1 Государственный архив Приморского края, далее ГАПК. Ф. личных дел. Д. 1. Док. 1.
пом парадного портрета и личностью модели: лицо человека из народа, мешковато сидящее пальто — и острый взгляд художника- небрежно накинутое модное белое кашне и руки в карманах — все это создает яркий, запоминающийся образ, окрашенный долей приятельской иронии по отношению к модели. На заднем плане видны картины, зрителю ясно, что на портрете изображен художник. Динамичность работе придает поворот фигуры в три четверти. Лицо и верхняя часть фигуры выписана более тщательно, мелкими, разнонаправленными мазками, с разнообразием оттенков. Нижняя часть, как и фон, дана единым объемом, с минимальной детализацией. Манера исполнения дает понять зрителю, что художник пишет человека, с которым хорошо знаком лично. Иван Васильевич был близко знаком с некоторыми своими коллегами. Подтверждением этому являются дружеские шаржи на таких приморских художников, как С.П. Ясен-ков, П. Т. Киприянов, К. И. Шебеко, В. Г. Пыстогов, П.В. Мулдин2.
Одним из ярких женских портретов Рыбачука является портрет Е. А. Соловьевой, Заслуженной артистки РСФСР [3] (см. вклейку). Поясное изображение артистки выполнено на нейтральном фоне, используются различные оттенки золотисто-охристого цвета, которые передают выразительность одухотворенного лица. В отличие от мужских портретов, здесь художник приближается к академической живописи. Мягкие переходы цвета, гладкое письмо, легкая припухлость капризных губ, нежная родинка подчеркивают женственность и обаяние актрисы. Композиция динамичная, но ритм поворота головы женщины плавный, как бы неспешный, полный достоинства и сознания силы своей привлекательности. Художнику удалось отразить богатый внутренний мир актрисы.
Одним из шедевров портретной живописи И. В. Рыбачука является работа «Молодой матрос» 1971 г. [1] (см. вклейку). Художника интересовала личность молодого моряка. Ему удалось создать тонкое взаимодействие планов портрета: мелкие бледно-сиреневые мазки фона, переходящие внизу в синее море, а вверху в голубое небо, позволяют подчеркнуть волевую фигуру матроса, написанную более резкими мазками. Контраст цвета и манеры прорисовки обеспечивает динамику образа. Лицо освещено солнцем, он пристально вглядывается в даль, осанка выдает юного, открытого всему новому молодого человека. Руки написаны почти в эскизной манере: молодой человек только что передал семафорными флажками какой-то сигнал и чувствуется незавершенность движения.
2 ГАПК. Ф. личных дел. Д. 2. Док. 11, 12.
28
гуманитарные исследования в восточной сивири и на дальнем востокЕ • № 2 • 2013
Жанр портрета в творчестве Ивана Рыбачука
М. В. АЛЕКСЕЕВА
Большая любовь к морской теме И. Рыбачука обеспечила любовь к его творчеству коллектива преподавателей и студентов Морского государственного университета г. Владивосток. На сайте университета3 творчеству И. В. Рыбачука посвятил аналитический материал известный искусствовед В. И. Кандыба (см. также [4]). Там же приведены основные данные биографии художника, список его выставок, работ с указанием мест их хранения.
Иван Васильевич Рыбачук стремился передать особенности характеров изображаемых людей. К каждому персонажу у художника был особенный подход. Работа «Вахтенный штурман» [3] выполнена чуть позднее, чем «Молодой матрос», но характер мазков в ней совершенно иной. Более крупные, «квадратные» мазки передают суровость характера и образа жизни главного героя. Лицо персонажа насыщено темными оттенками и прорисовано более детально. Фигура сильно контрастирует с однотонным светлым фоном. Художник подчеркивает таким образом, что персонажем портрета является зрелый мужчина, в отличие от портрета юного матроса, где возраст персонажа передан через многообразие цветового решения, и в частности фона.
Личность персонажа Рыбачук пытается «схватить» и в портретах представителей малых народностей Крайнего Севера. Одним из первых среди художников он начал разрабатывать эту тематику, изображая коренных жителей с уважением к их культуре, передавая особенности их характеров.
Два ранних портрета, «Чукчаночка» и «Сын Чукотки» [3] (см. вклейку), написаны в один и тот же год, но различаются по манере письма. Портрет молодой представительницы коренного народа крайнего Севера выполнен мелкими, слегка хаотичными мазками. Поворот головы и взгляд снизу вверх выдает застенчивость. Хаотичность мазков при написании одежды добавляет образу некую игривость, что подчеркивает юность и непосредственность главной героини. Более плавные мазки и цветовые переходы привлекают внимание к лицу портретируемой. Фон работы выполнен однородными мазками, делящими пространство на три го-
ризонтальные зоны: голубое небо, сиреневые горы и расцветающая земля. Велика роль потока света в работе, усиливающая жизнерадостность образа.
Картина «Сын Чукотки» более монохромна по цветовому решению, в отличие от жизнерадостных ярких цветов портрета чукчаночки, поскольку на ней изображен зрелый и мудрый житель Чукотки. Художник использует более сглаженные мазки, плавные цветовые переходы, приглушенные охристые оттенки. Горизонтальные мазки фона задают некую монотонность и размеренность образу. Холодное, но в то же время живое море в нижней части картины почти сливается с фоном. Плечи жителя Чукотки подобны скалам, вырастающим на фоне моря, что подчеркивает коренную связь героя с силами природы.
Таким образом, И. В. Рыбачука отличает умение вглядываться в характер человека, будь то простой рабочий или известный деятель, находить в нем черты неповторимой индивидуальности и передавать их посредством различных художественных приемов. В зависимости от возраста и личности героя художник выбирал цветовую палитру работы, манеру мазков, постановку композиции в целом. Динамика стилевого подхода Рыбачука заслуживает тщательного анализа.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Иван Рыбачук. Выставка к 90-летию со дня рождения: буклет / вступ. ст. Л.И. Варламовой- Примор. гос. картинная галерея. Владивосток: ЛИТ, 2011. 24 с.
2. Иван Рыбачук: Владивосток — город и люди: буклет / Примор. гос. картинная галерея, Примор. отд-ние Союза художников России / ред. -сост. и куратор выставки О. Зотова. Владивосток: Колизей-Принт, 2007. 28 с.
3. Иван Рыбачук — из собрания Приморской картинной галереи / авт. -сост. Л. Варламова- Примор. гос. картинная галерея. Владивосток, 2006. 21 с.
4. Кандыба В. И. Художники Приморья. Л.: Художник РСФСР, 1990. 125 с.
3 Иван Рыбачук. Живопись. Владивосток. URL: http: //vm. msun. ru/Litsalon/Hudsalon/Ribahuk/Ribashuk. htm.
2013 • № 2 • ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ 29

Показать Свернуть
Заполнить форму текущей работой