Управление образовательными проектами института с использованием проектно-ориентированных и поисковых методов обучения

Тип работы:
Реферат
Предмет:
Народное образование. Педагогика
Узнать стоимость новой

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

Инновации в образовании Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского, 2014, № 3 (4), с. 200−203
УДК 657. 47
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПРОЕКТАМИ ИНСТИТУТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ И ПОИСКОВЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
© 2014 г. Л. Ф. Суходоева, Н.Н. Никулина
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского
kommercia@bk. ru
Поступила в редакцию 18. 11. 2014
В основе формирования проектной модели обучения предпринимательству лежит компетентност-ный подход. Динамическое сочетание различных моделей обучения определяет новые принципы и методы обучения предпринимательству, поэтому рассматриваются два метода обучения: проектно-ориентированный и поисковый.
Ключевые слова: динамическая модель, компетентностный подход, вебинар, портфолио.
Предпринимательство как процесс создания ценностей путем формирования уникального набора ресурсов требует дополнительного обучения. Особенностью проектного обучения предпринимательству является прикладной характер подготовки кадров в соответствии с потребностями предпринимательских структур.
В основе формирования образовательных проектов обучения лежит компетентностный подход, знания, умения и навыки в профессиональных областях. Одним из основных требований реализации компетентностного подхода является формирование навыков деятельности [1].
В настоящее время происходит дифференциация и интеграция использования проектных моделей обучения. Проектные модели обучения через призму реальной деятельности характеризуются изложением материала, обусловленным спецификой деятельности, созданием новых знаний в процессе учебно-производственной деятельности, вариантностью учебных ситуаций.
Дидактическое сочетание различных моделей обучения позволяет сформулировать новые принципы обучения предпринимательству, а именно:
• системность и целостность комплексного формирования ключевых профессиональных компетенций-
• проблемность и практическая направленность формирования активной позиции посредством адаптации к динамике общественно-экономических отношений-
• целесообразность и формирование понимания информационно-профессиональной сущности поставленных задач-
• интегрированность, достижение единства знаний и умений в содержательном, структурном аспектах, целевых установках процесса формирования профессиональной готовности к деятельности в условиях конкурентной среды-
• открытость и динамичность, обеспечение адекватности учебно-информационной среды целевым установкам процесса формирования профессиональной готовности к деятельности в условиях конкуренции.
Перечисленные принципы обучения реализуются через методы, выбор которых определяется задачами обучения (табл.)
В данной статье мы остановимся на двух методах обучения, используемых в практике проектного обучения предпринимательству: видеотелеконференции (вебинар) и портфолио с использованием экспериментальной проверки влияния на качество образования [2].
Вебинар — это новый формат проектной модели обучения, проводится дистанционным образом через Интернет в режиме реального времени. Во время вебинара каждый из участников находится у своего компьютера, а связь между ними поддерживается через Интернет через веб-приложение. Доступ к вебинару имеют только авторизованные участники. Участники вебинара имеют возможность видеть транслируемую презентацию или копию экрана ведущего, слышать и видеть ведущего, участвовать в голосованиях и опросах.
При подготовке материалов вебинара по определенной теме (в соответствии с бюджетом рабочего времени по дисциплине) подробно рассматриваются практические вопросы, с использованием следующих приемов [3]:
Таблица
Использование активных методов обучения предпринимательству
Метод Целесообразное использование
Изучение конкретных ситуаций Предполагает возможность для обмена мнениями и принятия решений
Дискуссия Полезна для развития и отстаивания установок и мнений. Позволяет судить о результатах обучения
Диалог Возможность обмениваться ментальными моделями, формировать различное понимание проблем и ситуаций
Проектно-ориентированный «Мультиупражнения», соединяющие анализ и креативность
Ролевая игра Используется для развития навыков. При взаимодействии «лицом к лицу»
Ситуация/деловая игра Заставляет использовать практические навыки, связанные с принятием решений
Портфолио Предполагает разработку учебного курса с использованием образовательной технологии «Портфолио» и экспериментальную проверку ее влияния на качество обучения
Видео- и телеконференции (вебинар) Предоставляется возможность общаться с преподавателем, находящимся на значительном удалении, при дистанционной форме обучения через Интернет в режиме реального времени
Мозговой штурм через компьютерную сеть Специальное программное обеспечение позволяет анонимно участвовать в обсуждении. Результаты анализируются компьютером
• вызов — вопросы преподавателя с целью выявления уровня знаний студентов по данной теме-
• осмысление — задания индивидуальные для ознакомления с текстами, которые готовятся преподавателем заранее и высылаются студентам по электронной почте-
• рефлексия — при необходимости дополняют ответы на поставленные вопросы, происходит закрепление материала.
Обсуждение ведется в форме дискуссии, которая проводится в соответствии с заранее разработанными правилами. Студенты распределяются на несколько групп по жребию, отстаивают одну из позиций, выдвинутых в ходе дискуссии. Каждой группе дается 10−15 минут на постановку аргументов и обоснований. После проведенной дискуссии подводятся итоги по избранным теме.
Проведение вебинара должно сформировать у участников целостное представление о теме и необходимых расчетах. При подготовке материалов для проведения вебинара обязательно учитываются требования, характеризующие состояние рынка, цели, особенности, проблемы становления и развития бизнеса [4].
После видеоприветствия целесообразно отключить видеокамеру, презентацию проводить с аудиосопровождением. Все это в определенной мере снижает нагрузку на каналы связи, помогает ведущему чувствовать себя уверенно (используют приемы — осмысление и рефлексия).
В начале вебинара ведущий (преподаватель) предлагает участникам задавать вопросы сразу
по мере их возникновения, отвечать на них надо в отведенное время. Результаты опросов используются для выявления различий в мнениях участников по группам и по рассматриваемым вопросам. Управляя дискуссией, аудитория должна приходить к единому правильному пониманию поставленных вопросов по теме (отраженных в приеме — вызов). После проведения вебинара ведущему целесообразно пересмотреть запись вебинара, продумать возможность улучшения техники ведения вебинаров на будущее, выделяя типовые ошибки, и выявить лучшие практики.
Основным проектным методом обучения предпринимательству является технология «Портфолио». Цель использования данного метода — разработка учебного курса с использованием элементов интерактивной образовательной технологии «Портфолио» и экспериментальная проверка ее влияния на качество обучения в институте. Технология «Портфолио» состоит из фиксирования, накопления и аутентичного оценивания индивидуальных результатов студента в очередной период его обучения (рис. 1).
Структура технологии «Портфолио» начинается со следующих вызовов преподавателя (рис. 2):
• «Портфолио» работ предполагает, что студенты в качестве самостоятельной работы предоставляют рефераты, презентации и доклады по ним. Преподаватель определяет темы ла-бораторно-практических занятий, с которыми студенты знакомятся заранее.
202
Л. Ф. Суходоева, Н.Н. Никулина
Рис. 1. Структура технологии «Портфолио»
Рис. 2. Экспериментальная оценка «Портфолио»
• «Портфолио» документов — студентам предлагают заполнить по выбранной тематике формы документов (например, договор). Происходит осмысление сущности и содержания документа.
• «Портфолио отзыва» — после доклада, реферата и просмотра презентации студентам предлагается написать отзыв о проведенной работе, который должен содержать: краткую характеристику процесса, оценку содержания работ, достоинства работ, недостатки работ, рекомендательную оценку (прием рефлексии).
В настоящее время происходит дифференциация и интеграция использования моделей обучения. Традиционные модели обучения характеризуются последовательным изложением материала преподавателями-экспертами, ретрансляцией знаний от преподавателя к слушателю, низкой вариантностью учебных ситуаций, наличием преимущественно внешних образовательных стимулов. Новые модели обучения через призму реальной деятельности характеризуются изложением материала, обусловленным спецификой деятельности, созданием новых знаний в процессе учебно-производственной деятельности, более высокой вариантностью учебных ситуаций.
Следующий этап — экспериментальная проверка влияния технологии «Портфолио» на качество обучения.
Специфическими чертами проектной модели обучения предпринимательству являются: активное участие в данном процессе всех участников (преподавателя и студентов), которые формируют видение программы, компетент-ностные требования, целевую аудиторию, сочетание задач программы со стратегией развития. Она позволяет преподавателям разрабатывать теоретическое и практическое содержание программы, способы контроля и обратной связи со студентами, разнообразные учебные материалы [5].
Конечные результаты использования проектной модели обучения следующие:
• высокая учебная мотивация студента-
• развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности студента-
• формирование умения учится-
• количественные и качественные индивидуальные достижения-
• создание предпосылок и возможностей для успешной специализации по профилям-
• расширение возможности обучения и саморазвития.
Итак, использование проектной модели в обучении позволяет обеспечить подготовку специалистов по новым профилям, владеющих не только узкоотраслевыми знаниями, умениями и навыками, но и высокой профессиональной культурой, способных решать задачи опережающего формирования различных потребностей и интересов общества
Список литературы
1. Распоряжение правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р «О компетенции Федеральной целевой программы развития образования на 20 112 015 годы» // Справ. -правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. URL: http//www. consultant. ru (дата обращения 1. 02. 2013).
2. Ланских А. Теоретические и методические проблемы инновационной системы образования в Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации: Монография / А. Ланских и др. М.: Финакадемия, 2008. 276 с.
3. Блинов В. И. Концепция создания программ прикладного бакалавриата в системе профессионального образования Российской Федерации / Авт. -сост.: В. И. Блинов, Ф. Ф. Дудырев, Е. Ю. Есенина, А. Н. Лейбович, А. А. Факторович. М.: Федеральный институт развития образования, 2010. 17 с.
4. Васенин Е. И. Инновационный кластерный подход как путь повышения эффективности системы профессионального образования // Среднее профессиональное образование, 2013. № 1. С. 3−5.
5. Блинов В. И. Словарь-справочник современного российского профессионального образования / Авт. -сост. В. И. Блинов, И. А. Волошина, Е. Ю. Есенина, А. Н. Лейбович, П. Н. Новиков. Вып. I. М.: ФИРО, 2010.
MANAGEMENT OF AN INSTITUTE'-S EDUCATIONAL PROJECTS WITH THE USE OF PROJECT-ORIENTED AND SEARCH METHODS OF EDUCATION
L.F. Sukhodoeva, N.N. Nikulina
The project model of entrepreneurship training is based on the competency building approach. A dynamic combination of various training models determines new principles and methods of entrepreneurship training. In this paper, we consider project-oriented and search methods.
Keywords: dynamic model, competency building approach, webinar, portfolio.
References
1. Rasporiazhenie pravitel'-stva RF ot 7 fevralia 2011 g. № 163-r «O kompetentsii Federal'-noi tselevoi programmy razvitiia obrazovaniia na 2011−2015 gody» // Sprav. -pravovaia sistema «Konsul'-tant Plius» [El-ektronnyi resurs]. URL: http//www. consultant. ru (data obrashcheniia 1. 02. 2013).
2. Lanskikh A. Teoreticheskie i metodicheskie problemy innovatsionnoi sistemy obrazovaniia v Fi-nansovoi akademii pri Pravitel'-stve Rossiiskoi Federatsii: Monografiia / A. Lanskikh i dr. M.: Finakademiia, 2008. 276 s.
3. Blinov V.I. Kontseptsiia sozdaniia programm prikladnogo bakalavriata v sisteme professional'-nogo obrazovaniia Rossiiskoi Federatsii / Avt. -sost.: V.I. Blinov, F.F. Dudyrev, E. Iu. Esenina, A.N. Leibovich, A.A. Faktorovich. M.: Federal'-nyi institut razvitiia obra-zovaniia, 2010. 17 s.
4. Vasenin E.I. Innovatsionnyi klasternyi podkhod kak put'- povysheniia effektivnosti sistemy profession-al'-nogo obrazovaniia // Srednee professional'-noe obra-zovanie, 2013. № 1. S. 3−5.
5. Blinov V.I. Slovar'--spravochnik sovremennogo rossiiskogo professional'-nogo obrazovaniia / Avt. -sost. V.I. Blinov, I.A. Voloshina, E. Iu. Esenina, A.N. Leibo-vich, P.N. Novikov. Vyp. I. M.: FIRO, 2010.

Показать Свернуть
Заполнить форму текущей работой