Туристско-рекреационный комплекс Оренбургской области: анализ развития и проблемы информационно-статистического обеспечения управления на региональном уровне

Тип работы:
Реферат
Предмет:
Экономические науки
Узнать стоимость новой

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

Туристско-рекреационный комплекс Оренбургской области: анализ развития и проблемы информационно-статистического обеспечения управления на региональном уровне
АЛ. Мартынов, к.э. н, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области- Т. Н. Ларина, д.э. н, Оренбургский ГАУ
Туризм и рекреация являются одним из направлений стратегии развития Оренбургской области на период до 2030 г. Сохранённые природные объекты, интересные для туризма и спорта, богатый культурно-исторический опыт, накопленный в регионе, рассматриваются в числе значимых факторов развития региона [1]. Правовая и финансовая поддержка данного направления закреплена принятой в ноябре 2013 г. государственной программой Оренбургской области «Развитие физической культуры, спорта и туризма на 2014 — 2020 годы», в которой заявлено, что в регионе будет стимулироваться развитие культурно-познавательного, оздоровительного, экологического, паломнического, активного и других видов туризма [2]. Приоритетным направлением развития туризма в Оренбургской области является удовлетворение внутреннего спроса на туристские услуги, в том числе активное развитие лечебно-оздоровительной и спортивной рекреации на базе ресурсов речных долин, ландшафтов Предуралья, Ириклинского водохранилища, Бузулукского бора. В 2013 г. на федеральном уровне было принято решение
о включении туристско-рекреационного кластера «Солёные озёра», расположенного в г. Соль-Илецке, в федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации». Для реализации задач целевой программы правительством Оренбургской области разработан сводный план развития кластера, включающий мероприятия по поддержке формирования курорта круглогодичного функционирования, снижению антропогенной нагрузки на экосистему территории, что в конечном итоге должно обеспечить существенное повышение качества обслуживания туристов. Таким образом, очевидным фактом является выделение в системе региональной экономики туристско-рекреационного комплекса как объекта государственного управления. В свою очередь, это потребует развития системного информационно-статистического обеспечения принятия управленческих решений.
Совокупность всех имеющихся ресурсов (природных и созданных человеком), а также деятельности организаций и предпринимателей, посредством которых может вестись туристско-рекреационная деятельность на территории области и могут быть оказаны рекреационные, культурные, социальные услуги населению, представляет собой, по нашему мнению, региональный туристско-рекреационный комплекс.
Управление региональным туристско-рекреационным комплексом
. И.
Информационно-статистическое обеспечение О
к Ы
Туристско-рекреационный комплекс региона
& gt- Субъекты (регион, муниципальное образование, организации туризма и рекреации, предприниматели и т. д.)
& gt- Транспортная инфраструктура, жилищное и сервисное обслуживание
(транспорт, дорожная сеть, организации бытового, жилищного и коммунального обслуживания, общественное питание и т. д.)
& gt- Социальная инфраструктура (учреждения здравоохранения, санитарного контроля, культуры, образования, науки и т. д.)
& gt- Финансовая инфраструктур а
(комм ерческие банки, страховые организации и т. д.)
& gt- Экология и окружающая природная среда
& gt- Туристы, отдыхающие, путешественники
Рис. — Место статистической информации в управлении туристско-рекреационным комплексом
Статистическая информация играет в управлении туристско-рекреационным комплексом важную роль, заключающуюся в обеспечении органов власти и местного самоуправления достоверной и сопоставимой информацией для принятия решений и осуществления контрольных функций, для укрепления межведомственных отношений, оценки эффективности управленческих решений и измерения показателей туризма в масштабах национальной экономики (рис.). Система статистической информации о туристско-рекреационном комплексе должна обеспечить возможность проведения комплексного анализа его состояния и перспектив развития, обратную связь с потребителями туристских услуг, а также оказывать информационное содействие разработке маркетинговых стратегий, продвижению региональных турпродуктов на национальный рынок и в страны ближнего зарубежья.
В настоящее время информационно-статистическое обеспечение управления туристско-рекреационным комплексом в Оренбургской области включает в себя данные государственной статистики, а также данные, запрашиваемые правительством области от хозяйствующих субъектов — получателей государственных субсидий в рамках целевых программ по поддержке развития физической культуры, спорта, туризма. В системе Росстата сведения собираются на регулярной основе с 2004 г. В частности, в системе государственной статистики сбор статистической информации по туризму осуществляется с годовой периодичностью на сплошной основе по формам № 1-КСР «Сведения о деятельности коллективного средства размещения», № 1-турфирма «Сведения о деятельности туристской фирмы», № 1-услуги «Сведения об объёме платных услуг населению» (на сплошной основе по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, и на выборочной основе по малым предприятиям). Кроме того, отдельные показатели содержатся в формах № 1-ИП (услуги) «Сведения об объёме платных услуг, оказанных населению индивидуальным предпринимателем» (годовая, на выборочной основе), № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг» и приложении № 3 к форме № П-1 «Сведения об объёме платных услуг населению по видам» (ежемесячная, на сплошной основе).
Создание туристско-рекреационных продуктов и оказание услуг не являются для Оренбургской области традиционным видом деятельности, они в настоящее время не вносят значительного вклада в создание валового регионального продукта (по сравнению, например, с сельскохозяйственным или промышленным производством). Однако туристско-рекреационный комплекс, включающий в себя значительное число объектов, рабочих мест, является важной статьёй расходов потребительских бюджетов домашних хозяйств и привлекает всё
больший объём инвестиций в основной капитал. Так, только на развитие кластера «Солёные озёра» в ближайшие четыре года планируется инвестировать свыше 5,7 млрд руб. В настоящее время туризм Оренбуржья имеет в своём активе 133 туристские фирмы с численностью сотрудников, включая внешних совместителей и работников, выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера, 333 чел., 116 гостиниц, 27 санаториев и профилакториев, 20 туристских баз и домов отдыха, 2 санаторно-оздоровительных лагеря. Оказанием туристических услуг в 2012 г. занимались 126 туристических агентств, 3 турфирмы занимались туроператорской деятельностью, 3 — совмещали туроператорскую и турагентскую деятельность, 1 турфирма занималась экскурсионной деятельностью.
За 2012 г. туристическими фирмами Оренбургской области было реализовано 38 538 туристических путёвок, по сравнению с 2005 г. их количество возросло в 7 раз, из них 20 106 путёвок продано непосредственно населению (рост в 4 раза) на сумму 945,0 млн руб. Сумма комиссионных, агентских и иных вознаграждений составила 90,7 млн руб. В 2012 г. средняя стоимость одной путёвки обошлась населению в 47 тыс. руб., в том числе по территории России — в 19 тыс. руб., по зарубежным странам — в 55 тыс. руб., в 2005 г. соответственно 18, 13 и 29 тыс. руб.
Услугами туристических фирм в 2012 г. в Оренбургской области воспользовались 70,4 тыс. чел. (3,5% среднегодовой численности населения области). В туры по России в 2012 г. отправились 6039 чел., в страны СНГ — 148 чел. Путешествие в страны дальнего зарубежья осуществили 64,3 тыс. туристов области. Среди зарубежных туров в 2012 г. отдавалось предпочтение Турции (59,8% от общего количества туристов), Египту (18,5%), странам Европы (13,0%). Среди субъектов Приволжского федерального округа по числу туристических фирм и обслуженных туристов в 2012 г. Оренбургская область занимала седьмое место [3].
Гостиничную инфраструктуру области представляют 165 коллективных средств размещения с вместимостью 12 348 мест, из них 116 гостиничного типа и 49 специализированных с вместимостью соответственно 6916 и 5432 мест (табл. 1). Номерной фонд коллективных средств размещения в 2012 г. составил 4613 номеров с жилой площадью 96,2 тыс. м2. В 2012 г. в коллективных средствах размещения было размещено 334,9 тыс. человек, в том числе граждан России — 323,6 (96,6% от общего числа размещённых лиц), на долю граждан государств — участников СНГ и стран дальнего зарубежья приходилось соответственно 2,7 и 0,7%.
В соответствии с функциональным назначением коллективных средств размещения услугами специализированных средств размещения по-
сетители пользуются в основном в целях досуга, отдыха и лечения, услугами гостиниц и аналогичных мест проживания — в большинстве случаев в деловых и профессиональных целях. В Оренбургской области в период 1995 — 2012 гг. число гостиниц и аналогичных средств коллективного размещения увеличилось на 20,8%, номерной фонд — на 23,9%, вместимость средств размещения возросла соответственно на 62,9% (табл. 2). Рост числа и вместимости коллективных средств размещения обеспечил удовлетворение возросшего спроса на их услуги: за рассматриваемый период число ночёвок увеличилось на 20,2%. С развитием туристической деятельности на территории региона прогнозируется дальнейший рост спроса на услуги гостиниц и других средств коллективного размещения. Только в результате развития кластера «Солёные озёра» в период 2014 — 2018 гг. планируется создание более 3100 койко-мест в коллективных средствах размещения и 1600 дополнительных рабочих мест на объектах туристической инфраструктуры [4].
Специализация коллективных средств размещения сказывается и на продолжительности пребывания в них посетителей. В специализированных средствах размещения она составляет в 54% случаев от 1 до 3 дней и в 28% случаев — от 15 до 28 дней. В гостиницах 77% посетителей останавливаются на 1 — 3 дня и 13% - на 4 — 7 дней [5].
Добавим, что в развитии туризма большую роль играют предприятия общественного питания — рестораны, кафе, бары, закусочные и т. д. В Оренбургской области в 2012 г. функционировало 820 ресторанов, кафе, баров и 359 общедоступных столовых и закусочных. Оборот организаций общественного питания из года в год увеличивается. Так, в период 2009 — 2012 гг. оборот общественного питания ежегодно увеличивался в среднем на 12%. Оборот общественного питания области в 2012 г. сложился в объёме 13 539,3 млн руб. [6]. В расчёте на душу населения оборот общественного питания в 2012 г. составил 7,4 тыс. руб., и среди субъектов Приволжского федерального округа Оренбургская область занимала седьмое место.
1. Специализированные средства размещения в Оренбургской области
Показатель Год 2012 г. к 1995 г., %
1995 2000 2010 2011 2012
Число санаторно-курортных организаций и организаций отдыха 60 56 46 49 49 81,7
в них коек (мест) 6728 6648 5556 5628 5432 80,7
Из общего числа санаторно-курортных организаций и организаций отдыха:
санатории 10 13 14 15 14 140,0
в них коек (мест) 1396 1775 2266 2181 2061 147,6
санатории-профилактории 38 29 13 13 13 34,2
в них коек (мест) 3192 2656 1152 1158 1168 36,6
дома отдыха 4 5 1 2 2 50,0
в них мест 890 1074 51 169 169 19,0
базы отдыха*) 5 6 11 12 13 260,0
в них мест 591 416 911 1014 918 155,3
туристские базы 3 3 5 5 5 166,7
в них мест 659 727 516 496 506 76,8
Показатель Год 2012 г. к 1995 г., %
1995 2000 2010 2011 2012
Число гостиниц и аналогичных средств размещения 96 83 107 114 116 120,8
Номерной фонд гостиниц и аналогичных средств размещения, номеров 2124 1802 2362 2591 2632 123,9
Единовременная вместимость гостиниц и аналогичных средств размещения, мест 4246 3456 7401 7028 6916 162,9
Предоставлено ночёвок за год, тыс. 485,5 395,9 414,4 532,2 583,7 120,2
Примечание:* включая индивидуальных предпринимателей, предоставляющих услуги гостиниц и аналогичных им коллективных средств размещения, без микропредприятий
Примечание: включая одно-двухдневные
2. Основные показатели деятельности гостиниц и аналогичных средств размещения в Оренбургской
области (на конец года)
С созданием туристического продукта прямо или косвенно связаны платные услуги, оказанные населению по туризму, а именно санаторно-оздоровительные, туристские, услуги гостиниц и аналогичных средств размещения, культуры. В 2012 г. населению было оказано платных услуг на 64 752,9 млн руб., что в сопоставимых ценах на 5,9% больше предшествующего года. Доля услуг гостиниц и аналогичных средств размещения составляла 1,7% от всех платных услуг, оказанных населению, услуг культуры — 1,6, санаторно-оздоровительных услуг — 1,1 и туристических услуг — 0,9%. В расчёте на душу населения объём платных услуг в 2012 г. составил 32,1 тыс. руб., и среди субъектов Приволжского федерального округа Оренбургская область занимала шестое место [6].
Таким образом, в Оренбургской области активно развивается туристско-рекреационный комплекс. Катализатором этого процесса выступает совместное решение задач модернизации и развития сети средств размещения, дорожной инфраструктуры, общественного питания, санаторно-курортного обслуживания, формирования кадрового потенциала со стороны правительства области, организаций и предпринимателей. Очевидно, будет углубляться специализация организаций по туристско-рекреационному обслуживанию населения на муниципальном уровне (с учётом эффективности использования ресурсов Соль-Илецкого курорта, Бузулукского бора, Ириклинского водохранилища и др.), что будет способствовать росту объёмов вышеуказанных услуг и, следовательно, увеличению потока статистической информации об этих процессах.
В заключение отметим, что современная отечественная статистика туризма и рекреации требует существенного совершенствования методологии и методов сбора первичной информации. Основные проблемы в этой сфере статистического учёта и анализа связаны с разрозненностью потоков
информации, переходным состоянием в рамках интеграции России в мировые экономические отношения и адаптацией принятых международных стандартов учёта и статистики, отсутствием возможности отражения региональной специфики в федеральных статистических наблюдениях [7]. Эти проблемы актуальны и для Оренбургской области. Так, например, для министерства физической культуры, спорта и туризма Оренбургской области востребованными являются сведения об использовании индивидуальных средств размещения и доходах в данном сегменте рынка, о численности самостоятельных туристов из других регионов страны. Таких показателей в официальных государственных статистических наблюдениях на сегодняшний день нет. Одним из способов решения данной проблемы может стать организация дополнительных обследований туристских потоков на региональном уровне. Обследования, по нашему мнению, должны базироваться на основе методологических положений Росстата с участием специалистов заинтересованных министерств регионального правительства при условии решения вопросов финансирования региональных статистических работ.
Литература
1. Стратегия развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года. Постановление Правительства Оренбургской области от 20. 08. 2010. № 551-пп.
2. Государственная программа Оренбургской области «Развитие физической культуры, спорта и туризма» на 2014 — 2020 годы. Постановление Правительства Оренбургской области от 29. 11. 2013. № 1054-пп.
3. Деятельность туристских фирм в Оренбургской области: стат. бюл. / Оренбургстат. Оренбург, 2013. 9 с.
4. Сводный план развития туристско-рекреационного кластера «Солёные озёра». Правительство Оренбургской области. URL: http: //minsportturizm. orb. ru
5. Коллективные средства размещения в Оренбургской области: стат. бюл./ Оренбургстат. Оренбург, 2013. 16 с.
6. Торговля в Оренбургской области: стат. сб./ Оренбургстат. Оренбург, 2013. 179 с.
7. Мышлянцева С. Э. Анализ методологического аппарата статистики туристских потоков в Российской Федерации на региональном уровне // Вопросы статистики. 2013. № 11. С. 19 — 22.

Показать Свернуть
Заполнить форму текущей работой