Стратегия США по выходу из глобального экономического кризиса (когнитивный анализ)

Тип работы:
Реферат
Предмет:
Экономические науки
Узнать стоимость новой

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Стратегия США по выходу из глобального экономического кризиса (когнитивный анализ)
К.Е. Петров
В статье на основе анализа текстов американских политиков и экспертов сделана попытка представить американскую глобальную стратегию с помощью когнитивного картирования. В центре проблем, стоящих перед администрацией Б. Обамы, находится мировой экономический кризис. Однако вопросы национальной экономики волнуют США гораздо сильнее, поэтому проводится систематическая работа по отождествлению выхода из мирового кризиса с оздоровлением экономики США. Проблематика глобального восстановления спекулятивно используется для решения тактических задач удержания власти. План Обамы в таком контексте оказывается не более, чем популистским призывом. Между тем реальная стратегия США нацелена на сохранение рынков сбыта собственных товаров и втягивание Китая во все новые формы диалогов и институтов с целью контроля.
аанное исследование является частью работы по созданию прототипа системы когнитивного картирования сценариев ой политики, выполненной группой под руководством профессора МГИМО, директора центра глобальных проблем В. М. Сергеева. Главным методом, призванным помочь в решении этой амбициозной задачи, стало когнитивное картирование текстов не отдельного человека, а связанной социальной сети людей, влияющих на принятие ключевых решений. В данном случае, — сотрудников администрации президента США Б. Обамы, его советников, ведущих экспертов.
Современный мировой экономический кризис повлек за собой серьезные трансформации в мировом экономическом и политическом порядке. Более того, именно кризис заставил всех ключевых игроков современной международной системы изменить среднесрочные и долгосрочные стратегии развития. Данная работа анализирует изменения в онтологиях («картинах мира») главного системообразующего игрока мировой политики, коим являются США. Говоря более конкретно, когнитивному анализу подвергаются существующие у политического руководства и экспертного сообщества
США представления о потенциальных путях выхода из кризиса, о возможных структурных изменениях посткризисного мира. Именно эти представления, как ожидается, и лягут в основу новой антикризисной стратегии США и их курса в новом посткризисном пространстве мировой политики.
Характеристики выборки текстов. Для анализа были отобраны тексты выступлений, статьи и аналитические записки членов «ситуационной комнаты» Б. Обамы (его прямых подчиненных и ближайшего окружения). В общей сложности были проанализированы 72 текста официальных заявлений, 4 интервью, 9 статей, 3 аналитических доклада и 5 текстов слушаний, посвященных проблеме глобальной антикризисной стратегии США, из них 1 — в Палате представителей и 4 — в Сенате Конгресса США. Критериями выборки служили на начальном этапе упоминания словосочетаний «global recovery» и «exit strategy», на втором — экспертная сортировка на предмет соответствия содержания текста анализируемой проблематике.
Характеристика выборки спикеров. Уже в ходе первоначального контент-анализа текстов выяснилось, что основные спикеры по теме стратегии США в преодолении мирового
Петров Кирилл Евгеньевич — к. полит.н., н.с. Центра глобальных проблем Научно-координационного совета по международным исследованиям МГИМО (У) МИД России. Доклад на VI Конвенте РАМИ. Е-таі!: уе$ 1пік@тдіто. ги
кризиса жестко определены их институциональным и политическим статусом. Два ключевых тандема составляют топ-ньюсмейкеры финансового сектора США — министр финансов Т. Гайтнер, глава ФРС Б. Бернанке и непосредственно первые лица американской политики
— президент Б. Обама и государственный секретарь Х. Клинтон.
Кроме них, свои позиции высказывают ведущие экономисты (Л. Саммерс1, П. Кругман2, Дж. Стиглиц3, М. Фельдштайн4). Но в целом круг экспертов, публично выражающих соображения по проблеме глобальной антикризисной стратегии США, чрезвычайно узок. Альтернативных спикеров, практически, не наблюдается, зато каждая из выраженных ими точек зрения является альтернативной. Более 50% всех текстов принадлежат тройке авторов: Б. Клинтон, Б. Бернанке, Т. Гайтнер, при этом вклад Т. Гайт-нера примерно равен четверти всех высказываний, признанных нами в качестве уникальных. Это говорит нам о крайней степени влияния конкретных персон на данный дискурс.
Таким образом, мы вправе говорить о серьезной консолидации дискурса по теме стратегии США в преодолении мирового кризиса. В аналитическом плане видна закрытость темы для посторонних. Достаточно четкое разделение ролей может также указывать на неформальный договор о разделении сфер ответственности. Обама5 и Клинтон6 высказывают общие соображения, а Гайтнер и Бернанке стараются наполнить дискурс реальным содержанием и конкретными измеримыми показателями.
Анализ ключевых идей дискурса, выявленных при построении когнитивной карты.
При анализе ключевых идей, присутствующих в дискурсе по стратегии США по преодолению мирового кризиса, использовались две основных методики — количественный анализ плотности связей (Centrality Measures — Number of Connected Edges), предлагаемый программой «yEd Graph Editor», а также экспертное выделение узлов, обладающих свойствами системообразующих дискурсивных идей.
Перейдем к рассмотрению результатов программного анализа плотности связей.
Максимально плотный по количеству связей узел программа yEd Graph Editor считает как единицу (1. 0). Следовательно, представляется возможным утверждать, что узлы с плотностью связей от 0.5 до 1.0 можно считать узлами, интегрирующими вокруг себя основное пространство дискурса по преодолению мирового кризиса. Посмотрим, какие узлы обладают плотностью связей более 0. 5:
1. Восстановление национальной экономики США (1. 0) —
2. Восстановление мировой экономики (1. 0) —
3. Необходимость начать глобальное восстановление (0. 88) —
4. Макроэкономическое стимулирование, программы поддержки экономики (0. 68) —
5. США необходимо уменьшить бюджетный дефицит (0. 64) —
6. Починка финансового сектора (0. 64).
На грани порога в 0.5 единиц балансируют
следующие узлы:
— необходим прочный институциональный фундамент для будущего роста экономической и финансовой системы (0. 48) —
— сбалансированный и устойчивый рост, путь к процветанию (0. 48).
Поэтому их с некоторыми оговорками тоже можно занести в группу ключевых идей дискурса.
Из данного анализа ясно, что используемый программный инструмент позволяет успешно выделить наиболее ключевые, системообразующие идеи исследуемого дискурса. Основным критерием подобного выделения является количество связей, сходящихся в данном узле, то есть количество аргументов, непосредственно связанных с данным узлом. При этом очевидно, что это могут быть аргументы как большого количества разных спикеров, так и одного или всего лишь нескольких людей, приводивших большое количество аргументов в пользу данного тезиса, что и привело к выделению узла с этим тезисом в качестве ключевой идеи дискурса. Однако в данном конкретном случае все-таки наблюдается зависимость первого типа: большое количество связей от аргументов большого количества спикеров.
Очевидно, что перед нами ключевые идеи разных типов. Если попытаться их типологи-зировать так, чтобы это было справедливо для всей когнитивной карты, то вполне можно выделить 3 типа:
— Контексты.
— Решения.
— Проблемы.
При этом к контекстным идеям следует отнести:
— национальная экономика США восстановится (1. 0) —
— восстановление мировой экономики (1. 0) —
— необходимо начать глобальное восстановление (0. 88).
Следует дополнительно пояснить, что ключевые идеи дискурса с наибольшими весами в рамках нашего анализа — это именно контекстные идеи, а не проблемы или причины. Понятие «цель» в данном случае не используется принципиально, так как в данном случае дискурс не допускает возможности провала или недостижения. Прописанные выше ключевые идеи дискурса — это факты или кредо американской стратегии, к целеполаганию они не имеют отношения. Ясно, что спора вокруг них и постановки альтернативных целей быть не может. Никто не станет спорить с тем, что «восста-
новление американской экономики» есть благо. Таким образом, ключевым моментом формирования данной конфигурации дискурса является намеренная концентрация на неоспоримых системообразующих идеях. Отсутствие четкого плана выхода из мирового кризиса в данном контексте видится крайне удобной схемой избегания конфликта по поводу предлагаемых мер.
Интересно, что к этому же типу (контексты) относится и такая ключевая идея, как & quot-Сбалансированный и устойчивый рост, путь к процветанию& quot- (0. 48). Все это позволяет нам говорить о том, что американский дискурс относительно выхода из мирового экономического кризиса выстроен нормативистски, а не рационально. Ключевая идея — решение. В чистом виде — только одно: макроэкономическое стимулирование, программы поддержки экономики (0. 68). Еще 3 относятся к ключевым идеям-проблемам:
— США необходимо уменьшить бюджетный
дефицит (0,64) —
— починка финансового сектора (0. 64) —
— необходим прочный институциональный
фундамент для будущего роста экономической и финансовой системы. (0. 48).
Таким образом, первый вывод, который
можно сделать, звучит следующим образом: структура дискурса США в отношении преодоления мирового кризиса выстроена не по принципу проблема-решение, а по принципу разделения на внешнее и внутреннее и с особым упором на равнозначность причинно-следственной связи между фактом восстановления мировой экономики и фактом восстановления экономики США.
Перейдем теперь к содержательному анализу ключевых идей дискурса, как выделенных с помощью программных инструментов, так и выделенных экспертным путем:
1) доминирование контекстов показывает серьезнейшую зависимость экономических решений от политической повестки дня. Парадокс заключается в том, что, несмотря на то, что все эти ключевые идеи носят предельно экономический характер (восстановление экономик), логика целеполагания и достижения результата исключительно политизированы. Более того, именно псевдоэкономический (по экстерьеру) характер проблем, ставших ключевыми идеями курса Б. Обамы, позволяет легко уходить, ускользать от критики, как в свое время это позволяла делать Дж. Бушу-младшему & quot-война с террором& quot--
2) единственной ключевой идеей-решением, как это и можно было предположить, оказывается «макроэкономическое стимулирование», которое имеет на когнитивной карте множество контрагентов, содержание которых мы для наших целей опустим. Национальное государство и его бюджет, таким образом, остаются главным орудием в борьбе за мировое восстановление, и сбавлять обороты стимулирования
администрация будет, только когда восстановление станет & quot-самоподдерживающимся"-, как об этом говорит глава ФРС Б. Бернанке7. Публику постепенно готовят к снятию всех поддерживающих мер: и Б. Бернанке, и Т. Гайтнер8 утверждают, что рано или поздно бюджетная поддержка будет прекращена. Конкретных дат даже ориентировочно попросту не существует, то есть, по достижении политической установки & quot-восстановление"- весь дискурс будет подвергнут серьезнейшей трансформации, так как вместе с единственной контекстной интегрирующей идеей из него уйдут и ключевые идеи-решения. Вопрос заключается в том, что может удержать дискурс в рамках нынешней структуры, и какие его части останутся после того, как будет объявлена победа над экономическим кризисом и провозглашено восстановление экономики США. Есть все основания полагать, что это случится перед следующими президентскими выборами-
3) проблемы. Можно предсказать, что наиболее устойчивыми к воздействию чистой политической риторики, если принять погрешность в 0. 02 пункта как несущественную, окажутся выдвинутые на передний план дискурса три ключевые проблемы: бюджетный дефицит и либо а) новый финансовый сектор, либо б) его капитальный ремонт. И двойственность судьбы финансового сектора в данном случае двойственна совсем не случайно. Администрация Обамы до сих пор не выбрала генеральную линию общения с Уолл-стрит и не видно, чтобы в принципе хотела сделать этот окончательный выбор: реформа Уолл-стрит изнутри (капитальный ремонт9) или полная перестройка с нуля (& quot-демонтаж Уолл-стрит& quot-10).
Ключевые идеи дискурса, структурированные в виде метафор. Нет сомнений в том, что существуют интеграторы дискурса, «не видимые» аналитическим инструментарием программы. В первую очередь, к ним следует отнести системные метафоры, как актуализированные, так и завуалированные. Исходя из концепции работы, мы принимаем во внимание, в первую очередь, корневые метафоры, авторство которых принадлежит первым лицам государства, поскольку в таком случае, как правило, данная метафора, подобно вирусу, чрезвычайно быстро подхватывается и распространяется членами администрации, чиновниками, а также экспертами и представителями академической среды.
Сразу оговоримся, что одной из главных причин визуальной и концептуальной сложности (многоядерности) получившейся когнитивной карты является отсутствие в дискурсе единой стержневой метафоры или хотя бы веера однотипных метафор. На данный момент в дискурсе американской администрации есть, как минимум, четыре соперничающих метафорических видения относительного глобального кризиса. И лишь одна метафора может рассма-
триваться как относительно сильнейшая, но опять же недостаточно устойчивая для того, чтобы стать системообразующей. В этой связи гораздо сложнее дать прогноз на инварианты действий по отношению к узлам-проблемам, ибо разные метафорические конструкции по разному типологизируют как иерархию проблем, так и непосредственно способы их решения.
Типичным примером риторики смешения метафор является такое высказывание Т. Гай-тнера, сделанное им 1 июня 2009 году в Пекинском университете: & quot-Финансовая система стала выздоравливать. Но это только первый кирпич в фундаменте глобального восстановления& quot-11. Ниже мы подробнее разберем две метафоры, уместившиеся в двух предложениях. Отметим, что если уж министр финансов не знает, что ему делать, строить или лечить, то очевидно, что поиск решений будет трудным и мучительным:
1) метафора & quot-кризис — это болезнь & quot-. Вполне характерный подход к кризисам, как к болезням, традиционно присутствует в дискурсе, однако в целом метафора больного организма остается периферийной, так как ее использование предполагает написание целой истории болезни старой экономической системы и четкое определение очагов поражения, что крайне невыгодно в свете неопределенности итоговых решений администрации Обамы по деятельности Уолл-стрит. Пол Кругман: & quot-После успеха усилий по восстановлению необходимо обратиться к профилактическим мерам& quot-12-
2) метафора ремонта и строительства -& quot-глобальное восстановление — это всемирная стройка& quot-. Логично представить себе действия по выходу из кризиса как «перестройку» или возведение нового здания мировой финансовой системы с нуля, однако метафора фундаментального строительства постоянно размывается метафорой некапитального, косметического ремонта. Например, Х. Клинтон заявляет: & quot-Китай и США должны заложить фундамент более устойчивого, более сбалансированного глобального восстановления& quot-13, в связи с чем ее мысль часто сползает к банальному ремонту и редизайну, в частности, когда она постулирует: «Ремонт» глобальной экономики — приоритет и для США, и для Китая"14. Таким образом, в имплементации этой метафоры наиболее сложным для концептуализации оказывается вопрос архитектора, то есть вопрос ответственности. И поскольку особых успехов в ее разделении достичь не удается, метафора не может стать стрежневой, хотя несомненно, что тема обновления здания, начиная с самого фундамента, занимает важное место в концепутальной схеме выхода из кризиса. Архитектура же остается под большим вопросом. Не случайно альтернативные концепции, согласно когнитивной схеме, называют виновниками сложившейся ситуации Уолл-стрит. Метафора банкиров с Уолл-стрит как проектировщиков и архитек-
торов текущего кризиса прямо используется, как минимум, одним членом Recovery Board (Анна Бургер15) —
3) метафора перехода & quot-кризис — это транзит& quot-. Она интересна своей структурой, изначально указывающей на некоторую позитивность кризиса, его очищающее воздействие. Не все готовы согласиться с такой трактовкой и признать ранее существовавшие схемы убыточными. Обычное использование данной метафоры дает Т. Гайтнер: «Переход (метафора транзита) к более сбалансированной и стабильной глобальной экономике потребует существенных изменений в экономической политике и финансовом регулировании по всему миру"16. Можно предположить, что именно осознанная необходимость признать существовавшую до кризиса структуру полностью исчерпавшей себя мешает данной метафоре войти в полную силу-
4) метафора войны — & quot-кризис — это враг& quot-. Стандартная для американской политики и уже не раз использованная на самом высоком уровне метафора военного противостояния проявилась и в дискурсе глобального восстановления. Но во многом это является следствием инерции мышления. Приведем пример из выступления министра финансов США Т. Гайтнера: & quot-Американцы должны понять, что война за экономическое восстановление должна вестись на двух фронтах: стимулирование новых рабочих мест и частного инвестирования, а также восстановление кредита& quot-17. В целом, использование этой метафоры следует признать исключительно ситуативным и риторическим.
Краткие выводы метафорического анализа:
— отсутствие рационального ядра-
— отсутствие корневой метафоры-
— нормативный характер дискурса-
— метафора ремонта и строительства [мировой финансовой системы] имеет наибольшие шансы на то, чтобы стать корневой-
— стабильное существование данного дискурса можно прогнозировать лишь до следующей президентской кампании в США. Итак, далее мы переходим к анализу проблемных полей когнитивной карты.
Анализ базовых проблемных узлов карты В качестве важнейших ключей к пониманию стратегии следует отметить те блоки (узлы) когнитивной карты, которые пространственно соединяют два главных интегративных полюса когнитивной карты — восстановление мировой и американской экономик: а) узел-причина — взаимозависимость США и мира- б) узел-проблема
— усилия США должны быть поддержаны во всем мире- в) узел-проблема — препятствия на пути восстановления. На последний, третий пункт (узел препятствий) следует посмотреть более внимательно. В него входят следующие блоки:
— финансовая система работает против восстановления, углубляет и продлевает рецессию (наиболее ярко идея представлена у Т.
Гайтнера18, Б. Обама также разделяет ее19) —
— опасность возникновения новых пузырей (Л. Саммерс20, Дж. Стиглиц21) —
— китайская политика занижения юаня (П. Кругман22) —
— упущенная экономическая выгода от энергетической неэффективности (сенатор Р. Лугар23).
— Кроме того, к этому же блоку относится и одна альтернативная идея, слегка выходящая за официальный дискурс:
— виновники кризиса с Уолл-стрит все еще стоят у руля (А. Бургер24).
Таким образом, анализ показывает, что США пытаются решить несколько типов задач одновременно, что обуславливает плохую координацию в рамках системного ответа.
Задачи для внутренней политики:
— институциональная реформа собственного финансового сектора или ее имитация-
— повышение энергоэффективности и конкурентоспособности собственной экономики.
— Задачи для внешней политики:
— двухсторонний диалог с Китаем-
— политическая поддержка мировым сообществом шагов администрации Б. Обамы. Если использовать инструмент программы
«yEd Graph Editor» под названием Circular layout (Custom Groups), то описанная выше картина может быть дополнена ключевыми узлами, находящимися, с точки зрения компьютерного моделирования, «между» описанными выше установками:
— узел-решение — инновации как ключи к поддержке нашей национальной конкурентоспособности в глобальном мире, созданию рабочих мест и утверждению экономического роста в будущем25-
— узел-причина — долгосрочные вложения в систему здравоохранения, энергетику и об-разование26-
— узел-проблема — TOO BIG TO FALL. Интегрирующая дискурс идея: снижение
бюджетного дефицита США. Если посмотреть на ситуацию чуть шире, то главные проблемные
Таблица
№ Тип проблем Проблемы
1 Стратегические проблемы внутренней политики администрации Обамы • Бюджетный дефицит • Too big to fall • Устойчивый, стабильный рост экономики
2 Тактические проблемы внутренней политики администрации Обамы • Вовремя свернуть программы поддержки экономики • Починка финансовой системы • Повышение энергоэффективности и конкурентноспособности собственной экономики • Новая зеленая экономика Обамы
3 Стратегические проблемы внешней политики администрации Обамы • Бюджетный дефицит (именно так — в плане сохранения статус-кво долларовой системы) • Перекладывание ответственности за глобальное восстановление на Китай • Восстановление и увеличение американского экспорта • Всемирная поддержка политики США (в чем бы она не состояла) — по сути PR • Ревальвация юаня
4 Тактические проблемы внешней политики администрации Обамы • Помощь развивающимся рынкам (для восстановления рынка сбыта американских товаров) • Снятие с потребителей США ответственности за глобальное восстановление • Двухсторонний диалог с Китаем • Усиление роли G20 (перекладывание ответственности) • Прочный институциональный фундамент для будущего роста экономической и финансовой системы

узлы, описываемые с помощью дискурс-анализа и когнитивного картирования, требуют более серьезной типологизации (см. Таблица).
Если внимательно посмотреть на предложенную типологию (составленную на основе когнитивного картирования), становится понятно, что усилия, направленные на решение внешнеполитических проблем, будут весьма ограниченными. Ибо и сами проблемы очень утилитарны, а их решение необходимо, в конечном счете, только в той степени, в которой не удастся достичь внутренних целей внутренними же средствами. То есть, ревальвация юаня желательна, но если она не произойдет, то это станет удобным способом объяснять затягивание процесса восстановления мировой экономики. При этом и для внешних, и для внутренних проблем особую роль играет решение проблемы бюджетного дефицита.
Фактически, именно эта проблема является центральной для администрации Обамы27, так как необходимо одновременно и продолжать стимулирующие программы экономики, и сокращать дефицит бюджета, а в среднесрочной перспективе — и прекратить практику бюджетных дефицитов, угрожающих стабильности долларовой системы.
Модель будущего: возможные стратегии США. Общая цель как выход из кризиса смещается на периферию рассматриваемого дискурса и связывается (с целью начала экономического восстановления), группируется вокруг отношений с Китаем и мировыми институтами. Гораздо ближе к центру стоят такие цели, как начало восстановления и необходимость вос-
становления американской экономики как факт, вокруг которого строятся причины и следствия, факторы с положительным влиянием и факторы с отрицательным влиянием. Следует также учитывать, что принимаемые решения — не часть плана, а часть конъюнктурных колебаний в центре общественного мнения для максимизации сиюминутной поддержки.
Если привести ответ Б. Обамы для достижения глобального восстановления к редуцированному виду, то мы увидим следующий набор понятных мер без понятных путей достижения: увеличить спрос в мировом масштабе- «починить» финансовую систему- мобилизовать финансовые ресурсы для помощи развивающимся странам.
Petrov K.E. USA Strategy Towards Global Recovery (Cognitive Analysis).
Summary: Article is focused on analysis of the U.S. politics and experts texts in order to make American global strategy more clear with instruments of cognitive mapping. World economic crisis is in the centre of problems faced by Obama Administration. However national economy still prevails in agenda, that is why global recovery is systematically given the same status as national recovery. Global recovery problems are used to solve tactical aims of keeping the power. Obama’s plan in such context seems to be more of populist appeal. While real global strategy aims at maintaining markets for American goods and pulling China into new forms of dialogue and institutions in order to gain control over main rival development.
------------ Ключевые слова ------------------------------------------ Keywords ----------
мировой экономический кризис, внешняя политика global recovery, USA foreign policy, Obama
США, админисграция Обамы, дискурс-анализ, administration, discourse-analysis, cognitive mapping.
когнитивное картирование.
Примечания
1. Lawrence H. Summers Responding to an Historic Economic Crisis: The Obama Program. Remarks at the Brookings Institution, 2009 / [Электронный ресурс] http: //www. whitehouse. gov/administration/eop/nec/speeches/responding-to-an-historic-economic-crisis-the-obama-program
2. Krugman P. Taking On China, 2010 / The New York Times. March 14 [Электронный ресурс] http: //www. nytimes. com/2010/03/15/ opinion/15krugman. html
3. Stiglitz J. China and the Global Financial Crisis, 2009 / [Электронный ресурс] http: //www2. gsb. columbia. edu/faculty/jstiglitz/ download/speeches/International/2009_china_globalcrisis. pptx
4. Feldstein M. China'-s Recovery and Global Growth, 2009 / [Электронный ресурс] http: //www. nber. org/feldstein/projectsyndicate_ china'-srecovery_march2009. html
5. См. например: Obama B. First State of the Union Address, 2010 / [Электронный ресурс] http: //www. whitehouse. gov/the-press-office/remarks-president-state-union-address
6. См. например: Clinton H. Remarks at Plenary Session of the U.S. -China Strategic and Economic Dialogue, 2009 / [Электронный ресурс] http: //www. state. gov/secretary/rm/2009a/july/126 521. htm
7. Bernanke B. Speech At the Economic Club of Washington D. C, 2009 / [Электронный ресурс] http: //www. federalreserve. gov/ newsevents/speech/bernanke20091207a. htm
8. См.: Bernanke B. Remarks before The Economic Club of Washington — As Prepared for Delivery, 2009 / [Электронный ресурс] http: // www. federalreserve. gov/newsevents/speech/bernanke20091207a. htm
9. Geithner. T. Treasury Secretary Timothy F. Geithner'-s Strategic and Economic Dialogue Closing Statement, 2009 / [Электронный ресурс] http: //www. ustreas. gov/press/releases/tg239. htm
10. Obama B. The American Recovery and Reinvestment Plan Delivered at George Mason University in Fairfax County, 2009 / [Электронный ресурс] http: //www. americanrhetoric. com/speeches/barackobama/barackobamageorgemason. htm
11. Geithner T. The United States and China, Cooperating for Recovery and Growth, speech at Peking University, 2009 / [Электронный ресурс] http: //www. cfr. org/publication/19 549/
12. Krugman P. What to Do, 2008 / The New York Review of Books. Volume 55, Number 20.
13. Clinton H. Joint Press Availability With Secretary of the Treasury Timothy Geithner, 2009 / [Электронный ресурс] http: //www. state. gov/secretary/rm/2009a/july/126 600. htm
14. Clinton H. Remarks at Plenary Session of the U.S. -China Strategic and Economic Dialogue, 2009 / [Электронный ресурс] http: //www. state. gov/secretary/rm/2009a/july/126 521. htm
15. Burger A. Wall Street: the Real Roadblock to Economic Recovery, 2009 / [Электронный ресурс] http: //www. huffingtonpost. com/ anna-burger/wall-street-the-real-road_b_342 525. html
16. Geithner T. The United States and China, Cooperating for Recovery and Growth, speech at Peking University, 2009 / [Электронный ресурс] http: //www. cfr. org/publication/19 549/
17. Geithner T Secretary Geithner Introduces Financial Stability Plan // http: //www. ustreas. gov/press/releases/tg18. htm
18. См.: Geithner T Secretary Geithner Introduces Financial Stability Plan, 2009 / [Электронный ресурс] http: //www. ustreas. gov/ press/releases/tg18. htm или Geithner T Statement by Secretary Geithner at the G-20 Meeting of Finance Ministers and Central Bank Governors, 2009 / [Электронный ресурс] http: //www. ustreas. gov/press/releases/tg277. htm
19. Obama B. Barack Obama'-s Second State of the Union Address, 2010 / [Электронный ресурс] http: //stateoftheunionaddress. org/2010-barack-obama http: //www. whitehouse. gov/administration/eop/nec/speeches/responding-to-an-historic-economic-crisis-the-obama-program
20. Summers L. Responding to an Historic Economic Crisis: The Obama Program (Remarks at the Brookings Institution), 2009 / [Электронный ресурс] http: //www. whitehouse. gov/administration/eop/nec/speeches/responding-to-an-historic-economic-crisis-the-obama-program
21. Stiglitz J. China and the Global Financial Crisis, 2009 / [Электронный ресурс] http: //www2. gsb. columbia. edu/faculty/jstiglitz/ download/speeches/International/2009_china_globalcrisis. pptx
22. Krugman P. Taking On China, 2009 / The New York Times. March 14, 2010, 2009 / [Электронный ресурс] http: //www. nytimes. com/2010/03/15/opinion/15krugman. html
23. Lugar R. Testimony Before the Senate Committee on Foreign Relations, 2009 / [Электронный ресурс] // http: //ispu. org/policy_briefs/ articledetailpb-8. html
24. Burger A. Wall Street: the Real Roadblock to Economic Recovery, 2009 / [Электронный ресурс] http: //www. huffingtonpost. com/ anna-burger/wall-street-the-real-road_b_342 525. html
25. Pelosi N. Congress Will Continue to Work With President Obama to Build an Innovation Economy, 2009 / [Электронный ресурс] http: //www. house. gov/pelosi/press/releases/Sept09/innov. html
26. Geithner T. Treasury Budget Written Testimony (House Committee on Appropriations Subcommittee on General Government and Financial Services), 2009 / [Электронный ресурс] // http: //www. ustreas. gov/press/releases/tg581. htm
27. См.: Obama B. Barack Obama'-s Second State of the Union Address, 2010 / [Электронный ресурс]http: //stateoftheunionaddress. org/2010-barack-obama

Показать Свернуть
Заполнить форму текущей работой