Спецкурс «Библиография культуры Сибири (1990-2010 гг.) » в подготовке специалистов библиотечно-информационной сферы

Тип работы:
Реферат
Предмет:
Культура и искусство
Узнать стоимость новой

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

К.А. Кузоро
СПЕЦКУРС «БИБЛИОГРАФИЯ КУЛЬТУРЫ СИБИРИ (1990−2010 гг.)»
В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЫ
Представлена концепция спецкурса «Библиография культуры Сибири (1990−2010 гг.)», преподаваемого будущим специалистам библиотечно-информационной сферы. Охарактеризованы основные направления, источники, особенности, значение библиографии культуры Сибири. Отмечены общекультурные и профессиональные компетенции, формируемые у студентов. Особое место уделяется формированию библиографической культуры, без овладения которой невозможна подготовка специалиста библиотечно-информационной сферы.
Ключевые слова: библиография- краеведение- Сибирь- культура.
В настоящее время наблюдается значительный интерес к краеведческой деятельности. Статистика выпуска краеведческой литературы в нашей стране в последние годы свидетельствует о ее непрекращающемся росте. Постоянную необходимость в краеведческой информации испытывают работники органов местного самоуправления, специалисты сферы образования, культуры и искусства, руководители учреждений и организаций, а также все те, кто интересуется историей и культурой края, его настоящим и будущим.
Публикация краеведческой литературы в России имеет давние традиции: уже первые русские летописи, по словам исследователей, «изобилуют фактами краеведческого содержания» [1. С. 17]. Значительный рост краеведческих изданий наблюдается в XVIII в., чему способствовали территориальное и хозяйственное освоение страны при Петре I, исследовательская деятельность российских ученых И. К. Кириллова, В. Н. Татищева, М. В. Ломоносова, С. П. Крашенинникова, П. И. Рычкова. В XIX в. происходит расширение и углубление краеведческих исследований, что связано с развитием науки, ростом самосознания. Исследованиями в то время занимались Общество любителей истории и древностей Российских- Императорское Русское географическое общество- Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии- государственные и военные ведомства- губернские статистические комитеты- научные учреждения Академии наук и университеты. Неоценимый вклад в описание быта и культуры различных слоев общества внесли писатели П.И. Мельников-Печерский, В. Г. Короленко, Н. С. Лесков, Г. И. Успенский и др. Исследования в области краеведения неразрывно связывались с публикациями книг, газет, журналов, географических словарей и т. д. [2. С. 28].
В советское время расцвет краеведения первых двух десятилетий сменился идеологическим давлением на краеведческие организации. Но несмотря на это, на местах деятельность краеведов-любителей продолжалась. Ведущую роль в краеведческой работе в советское время играли школы, благодаря которым организовывались конференции, экскурсии, экспедиции, краеведческие кружки, музеи, чтения, вечера и т. д. [2. С. 36].
В настоящее время на волне активизации краеведческой деятельности публикуются многочисленные и разнообразные краеведческие материалы. Под этим понятием объединяются книги, брошюры, журналы, газеты, статьи из сборников, продолжающихся изданий, журналов, газет, листовки, плакаты, музыкальнонотные, картографические материалы, авторефераты
диссертаций и другие произведения печати, полностью или частично (раздел, глава, параграф и т. п.) посвященные краю. Большой массив документных и электронных публикаций сложно обрабатывать- становится все труднее обеспечивать полноту охвата краеведческих источников. Поэтому важная роль в системе информационных ресурсов России принадлежит краеведческой библиографии, являющейся частью краеведения и в то же время выполняющей функцию его документального обеспечения.
Изучение различных аспектов краеведческой библиографии представляется значимым включать в программу подготовки специалистов библиотечно-информационной сферы.
Предлагаемый студентам кафедры Библиотечноинформационной деятельности Института искусств и культуры Томского государственного университета спецкурс «Библиография культуры Сибири (19 902 010 гг.)» посвящен библиографии культурной жизни Сибири — региона, уникального по обширности своей территории, по культурному, этническому и конфессиональному многообразию.
На территории Сибири проживают русские, татары, селькупы, ханты, манси, хакасы, тувинцы, алтайцы, шорцы, буряты и другие народы. Конфессиональная карта Сибири представлена православием (в том числе и старообрядчеством), католицизмом, протестантизмом, исламом, буддизмом, традиционными верованиями коренных народов.
Не менее многообразная и уникальная библиография культурного капитала Сибири, безусловно, нуждается в изучении, разработке теории и методики.
По словам специалиста по краеведческой библиографии И. И. Михлиной, «…территориальные рамки краеведческих пособий должны устанавливаться не путем простого механического выделения большего или меньшего территориального комплекса. Библиографические пособия составляются по территориям, представляющим собой единство, спаянное экономической, природной, исторической общностью» [3. С. 39]. В соответствии с вышесказанным спецкурс «Библиография культуры Сибири (1990−2010 гг.)» разделен на две части. Первая часть посвящена библиографии культурной жизни тесно взаимосвязанных в историческом и культурном отношении Алтайского края и Республики Алтай, Кемеровской, Новосибирской, Омской, Томской, Тюменской областей, Республики Хакасия и Республики Тыва. Во второй части рассматривается библиография культуры Красноярского края, Иркутской области, Забайкальского края, Республики Бурятии, Республики Саха (Якутии).
Хронологические рамки изучаемой библиографии: 1990−2010 гг. Выбор нижней хронологической границы обусловлен переменами, произошедшими в жизни нашей страны в начале 1990-х гг., благодаря которым сложилось новое государство с новыми приоритетами в культурной политике.
В библиографии отражены такие направления, как общие тенденции культурной политики- образование- физическая культура, спорт и туризм- деятельность средств массовой информации- библиотечное и книжное дело- музейное и архивное дело- художественная литература- изобразительное искусство, дизайн, архитектура- музыка и зрелищные искусства- культурнодосуговая деятельность- этносоциальные и этнокон-фессиональные процессы. Помимо этого приведена библиография законодательных актов в области культуры и искусства- делопроизводственных материалов- статистических и аналитических сборников.
Несмотря на то что основные направления библиографического исследования были заданы унифицированно, в отношении каждой из областей региона обозначился круг связанных исключительно с ней вопросов. К примеру, сохранение архитектурного наследия старинных сибирских городов — Тобольска, Томска, Омска, Тары- верования, обряды и обычаи алтайцев, хакасов, тувинцев, их народная медицина и быт- неповторимое тувинское горловое пение- вопросы этнокон-фессиональной идентичности тобольско-иртышских и томских татар- богатейшие рекреационные ресурсы Алтая и Бурятии и др.
Обозначились и междисциплинарные, сквозные темы: феномен сибирской городской культуры- культурное и социальное пространство города- культурная жизнь сибирского студенчества- молодежные субкультуры- проблемы формирования политической и правовой культуры населения- охрана природных и исторических памятников- менеджмент в сфере культуры.
При работе над библиографией были использованы:
— ресурсы Научной библиотеки Томского государственного университета-
— ресурсы Томской областной универсальной научной библиотеки им. А.С. Пушкина-
— информационные базы данных: Всероссийского института научной и технической информации Российской академии наук (ВИНИТИ РАН), Государственной публичной научно-технической библиотеки (ГПНТБ), Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН), Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН РАН), «Информкультура», «Авангард», «Консультант Плюс: региональное законодательство» и т. д. -
— электронные каталоги библиотек: Российской государственной библиотеки (РГБ), Российской национальной библиотеки (РНБ) — ГПНТБ СО РАН- Алтайской краевой универсальной научной библиотеки им. В.Я. Шишкова- Научной библиотеки Алтайского государственного университета- Научной библиотеки Кемеровского государственного университета культуры и искусства- Омской государственной областной научной библиотеки им. А.С. Пушкина- Научной библиотеки Тюменского государственного университета-
— Интернет-сайты областных администраций, университетов, музеев, библиотек, театров и т. д.
На основе библиографических данных можно выделить региональные центры, занимающиеся исследованиями в области культуры: ГПНТБ СО РАН- Новосибирский областной краеведческий музей- Тюменский государственный университет- Тюменский областной краеведческий музей им. И.Я. Словцова- Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского- Омский государственный педагогический университет- Кемеровский государственный университет культуры и искусств- Кемеровская областная научная библиотека им. В.Д. Федорова- Томский государственный университет- Томский областной краеведческий музей- Алтайская государственная академия культуры и искусств- Алтайский государственный краеведческий музей- Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова. Данные центры проводят научные конференции, регулярно публикуют монографии и сборники статей- университеты имеют собственные научные исторические и культурологические школы, занимающиеся краеведением.
Среди издательств, выпускающих литературу по культуре Сибири, можно выделить центральные («Наука», «Литературная Россия», «Пашков дом», «Научно-информационный издательский центр», «Издательство Государственного Эрмитажа», «Наследие») и местные («Аныяк», «Тувинское книжное издательство», «Хакасское книжное издательство», «Якутское книжное издательство», издательство ГПНТБ СО РАН, издательства Алтайского, Омского, Томского, Тюменского, Хакасского университетов). При этом доля местных издательств заметно преобладает.
Следует отметить, что монографий, посвященных культурной жизни Сибири, немного, в основном изучению этих вопросов посвящены статьи в журналах, сборниках докладов и тезисов научных конференций. Таким образом, исследование культурной панорамы региона носит событийный, очерковый характер, целостного осмысления темы пока не произошло. Это делает библиографический материал еще более ценным и необходимым для дальнейших исследований культурного пространства Сибири.
Рассмотрим основные группы библиографических источников.
Среди обобщающих монографий, посвященных культуре Омской области, можно выделить следующие исследования: Н. А. Миненко «Омск в панораме веков» (1999) — Н. А. Гулиева «Туризм региона» (2002) — В. Новикова «Омская область на пороге тысячелетий: политика, экономика, культура» (2003) — И. Ф. Петрова «Легенды и мифы старого Омска. Заметки краеведа» (2003) — В. С. Шарова «Омск: краткая история города» (2006).
Панорама культурной жизни Алтайского края представлена в монографиях В. В. Кузнецова «Земля Рубцовская: События. Факты. Люди» (1999) — А. Д. Остапова «Курорт Белокуриха» (2006) — Ю. М. Гончарова «Очерки истории города Бийска» (2009).
Культурное наследие Тюменской, Томской и Кемеровской областей рассматривается в работах Г. Скворцова «Храмы Томска» (1990) — В. М. Кимеева «Экому-
зеология. Национальные экомузеи Кузбасса» (1996) — В. Ф. Похабова «Культурное наследие русских Кузбасса» (2000) — Ю. К. Штальбаума «Театральное искусство Кузбасса» (2000) — Н. А. Миненко «Тюмень: летопись четырех столетий» (2003) — Ю. А. Дворяшина «Постижение Сибири: очерки просвещения и культуры Тюменского края» (2004) — Л. С. Романовой «Здесь начинался Томск. Прошлое, настоящее, будущее» (2004) — Т. Ю. Куперт «Музыкальное прошлое Томска (в письмах к А.Г. Рубинштейну)» (2006) — А. В. Палилей «Традиции шорского национального танца в творческой деятельности балетмейстеров» (2007).
Этническое и культурное своеобразие республик Хакасия и Тува представлено в следующих монографиях: П. А. Троякова «Героический эпос хакасов и проблемы изучения: исследования и приложения» (1991) —
З. К. Кыргыс «Песенная культура тувинского народа» (1992) — В. А. Карамашевой «Становление хакасской прозы: жанр, проблематика, характер» (1996) — Б.И. Тата-ринцева «Тувинское горловое пение. Проблемы происхождения» (1998) — О. М. Хомушку «Религия в истории культуры тувинцев» (1998) — В. Я. Бутанаев «Этническая культура хакасов» (1998) — З. В. Анайбан «Межнациональные отношения в Туве в 1990-е гг.: (по материалам этносоциологических исследований)» (1999) — Е.Т. Тано-вой «История возникновения и развития печати Тувы» (2006) — О. В. Субраковой «Язык хакасского героического эпоса» (2007) — Ю. А. Шибаевой «Одежда хакасов» (2008) — С. И. Вайнштейна «Загадочная Тува» (2009).
Культуре Восточной Сибири посвящены монографии В. Ц. Найдановой «Буддийская мистерия цам в Бурятии» (1997) — А. Г. Лукиной «Традиционная танцевальная культура якутов» (1998) — Г. Лопаткина «Летопись града Ачинска» (2000) — Е. В. Кислова «Памятники природы Кяхтинского района» (2001) — В. М. Булаева «Образ жизни населения как пример отражения национальной самобытности (на примере бурят Забайкалья)» (2002) — В. П. Барабаш «Страницы истории Красноярского краевого училища культуры» (2003) — Т. К. Солодухиной «Этнокультурное образование русских школьников в Бурятии: опыт разработки и реализации концепции» (2005) — «Музыкальная культура Красноярска» (2009).
Значительная часть публикаций содержится как в центральных, так и в местных научных журналах: «Со-цис», «Наше наследие», «Библиотековедение», «Библиотека», «Библиосфера», «Культура Сибири», «Сибирское богатство», «Сибирская старина», «Сибирский социологический вестник», «Наука в Сибири», «Вестник Тюменского государственного университета», «Омский научный вестник», «Вестник Омского государственного университета», «Вестник Томского государственного педагогического университета», «Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств», «Ученые записки Алтайского государственного института искусств и культуры», «Вестник Алтайского государственного аграрного университета», «Труды Алтайского государственного
краеведческого музея», «Ямал», «Вестник Бурятского университета», «Забайкалье: наука, культура, жизнь», «Вестник Иркутского лингвистического университета», «Труды Братского государственного технического университета».
Большую роль в формировании библиографической базы играют материалы международных, всероссийских и региональных научных конференций: «Маку-шинские чтения» (1990−2009) — «Язык — миф — культура народов Сибири» (Якутск, 1991) — «Урбанизация и культурная жизнь Сибири» (Омск, 1995) — «Россия и Хакасия: 290 лет совместного развития» (Абакан,
1998) — «Культура. Образование. Духовность» (Бийск,
1999) — «Культура и интеллигенция России: интеллектуальное пространство (Провинция и Центр): ХХ в.» (Омск,
2000) — «Культура и экономика региона» (Тюмень, 2000) — «Духовные истоки русской культуры» (Рубцовск, 2001) — «Экономика. Сервис. Туризм. Культура» (Барнаул, 20 022 009) — «Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития» (Омск, 2002) — «Библиотека и духовная культура нации» (Новосибирск, 2002) — «Историко-культурное развитие Западной Сибири в XVII—XX вв.» (Томск, 2002) — «Макарьевские чтения» (Горно-Алтайск, 2004−2009) — «Проблемы и перспективы подготовки специалистов для отрасли культуры и искусств» (Омск, 2004) — «Книга, общество, читатель: современные аспекты» (Новосибирск, 2004) — «Университеты как регионообразующие научно-образовательные комплексы» (Омск, 2004) — «Стратегия и тактика культурного туризма» (Улан-Удэ, 2004) — «Русский вопрос: история и современность» (Омск, 2007) — «Этносоциальные процессы в Сибири» (Новосибирск, 2007) — «Молодежь — Барнаулу» (Барнаул, 2009).
Дополняют библиографическую картину региона материалы сайтов областных администраций, областных департаментов (министерств) культуры, университетов, колледжей культуры и искусств, библиотек, музеев, архивов, театров, филармоний, домов творчества, центров культуры.
Обширная библиография, демонстрирующая различные аспекты культурного капитала Сибири, безусловно, окажется полезной для исследований в области истории, культурологии, истории культуры, искусствоведения, социологии, религиоведения, этнологии, а также для всех интересующихся культурной жизнью сибирского региона. Собранный материал является богатой базой для написания рефератов и курсовых работ, для самостоятельной исследовательской работы студентов.
Основная цель профессионального образования -подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией. В настоящее время центральным понятием в теории высшего образования становится понятие «профессиональная компетентность». Под профессиональной компетентностью специалиста понимается интегральная характеристика личности специалиста, представляемая комплексом компетенций в профессиональной сфере деятельности, включающая его личностное отношение к ней и к предмету. Компетентность направлена на формирование у учащегося способности и готовности применять свои знания и умения на практике при решении профессиональных задач, на формирование желания и способности учиться самому.
Основные задачи спецкурса «Библиография культуры Сибири (1990−2010 гг.)»: стимулировать мысли-
тельную деятельность студентов, способствовать формированию высокой библиографической культуры и интереса к истории и культуре Сибири.
В ходе изучения спецкурса студенты занимаются написанием рефератов и курсовых работ. Предлагаются темы как по библиографии культурной жизни отдельных областей с учетом их культурно-исторических особенностей, так и обобщающие темы: источники библиографии- тенденции развития документопотока по книжной культуре- библиография периодических изданий- официальные административные сайты- выявление информационных ресурсов по музейному, архивному, библиотечному делу, музыкальному, изобразительному искусству и т. д. В практических заданиях студентам предлагается проанализировать отраслевую систему научной информации в области культуры- оценить степень изученности отдельных регионов Сибири- сформировать файл Интернет-адресов учреждений культуры- провести тематический библиографический поиск- подготовить библиографический обзор.
Курс направлен на формирование общекультурных компетенций: культуры мышления- способности к обобщению, анализу социально значимых проблем и процессов- овладение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации. Среди профессиональных компетенций, формируемых спецкурсом, можно выделить следующие: способность создавать и предоставлять краеведческую информацию, отвечающую запросам пользователей- способность формировать документные фонды, базы и банки данных, обеспечивать их эффективное использование и сохранность- способность к изучению и анализу библиографического материала- готовность к использованию научных методов сбора и обработки информации- готовность к формированию информационной культуры пользователей библиотеки- готовность к реализации библиотечных программ в соответствии с региональными приоритетами культурной пол, а также образовательных и культурных программ для населения, созданию благоприятной культурно-досуговой среды.
Особое место среди профессиональных компетенций уделяется формированию библиографической
культуры, без овладения которой невозможна полноценная подготовка специалиста.
Традиционно под термином «библиографическая культура» понимается показатель уровня распространенности библиографических знаний в обществе, обеспеченности потребностей средствами библиографии, умения находить, оценивать и использовать эту информацию [4. С. 78]. Библиографическая культура определяется таким уровнем специализированных знаний и умений студента, который позволяет ему максимально полно удовлетворить свои потребности в информации и овладеть способами ее использования.
Библиография является одновременно и средством формирования библиографической культуры, и носителем технологии, дающей возможность понимания закономерностей формирования документных потоков, массивов. Библиографическая культура тесно связана с коммуникативной культурой и в значительной степени способствует ее развитию: расширяет представления студента о документированных формах информации, обогащает его эрудицию. Библиографическая культура помогает развитию у учащихся культуры письма и чтения, умения действовать в условиях избыточной информации, оценивать ее качественную сторону, критически переосмысливать. Библиографическая культура способствует более успешной и результативной научной деятельности студента, помогая вести самостоятельный научный поиск, оформлять результаты научного исследования, использовать библиографические поисковые системы, грамотно составлять список литературы при написании контрольной, курсовой, дипломной работы, научной статьи, доклада.
Таким образом, спецкурс краеведческой библиографии — важная часть профессиональных знаний библиотекаря, которыми должен владеть каждый специалист. Данный спецкурс показывает особенности развития библиографии Сибири, формирует общекультурные и профессиональные компетенции, библиографическую культуру, представление о крае как об исторически сложившейся природно-социальной системе, интерес и уважение к культуре родного края.
ЛИТЕРАТУРА
1. МамонтовА.В., ЩербаН.Н. Краеведческая библиография. М.: Книга, 1978. 166 с.
2. Косова Л. С. Краеведение. Томск: СКК-Пресс, 2006. 314 с.
3. МихлинаИ.И. Краеведческая библиография. М.: Либерея-Бибинформ, 2008. 176 с.
4. ЗиновьеваН.Б. Основы современной библиографии. М.: Либерея-Бибинформ, 2007. 104 с.
Статья представлена научной редакцией «Культурология» 15 декабря 2010 г.

Показать Свернуть
Заполнить форму текущей работой