Специфика содержательно-графической модели российских таблоидных газет «Жизнь» и «Зажигай!»

Тип работы:
Реферат
Предмет:
Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации (СМИ)
Узнать стоимость новой

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

ФИЛОЛОГИЯ
Вестн. Ом. ун-та. 2015. № 1. С. 241−243.
УДК 07
Т. В. Шкайдерова, А.В. Тривер
СПЕЦИФИКА СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ГРАФИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ РОССИЙСКИХ ТАБЛОИДНЫХ ГАЗЕТ «ЖИЗНЬ» И «ЗАЖИГАЙ!"* *
Представлены результаты исследования изданий таблоидного формата. Материалом исследования послужили как классические, западные, так и русские таблоиды (при этом первые — только в отношении внешнего оформления). На примере русских таблоидов демонстрируется их специфика (в сопоставлении с западными образцами) на уровне содержательной и графической моделей. Для верификации полученных наблюдений привлекаются электронные ресурсы — веб-сайты данных газет.
Ключевые слова: таблоид, таблоидное издание, дизайн газеты, юзабилити.
На рубеже XX—XXI вв. появляется понятие «издание таблоидного формата» как тип сенсационной массовой прессы. У данного понятия есть несколько вариантов толкования, которые определяются двояким понимание термина «формат»:
1. Формат — стандартизированный размер бумажного листа [7]. Это техническая характеристика издания.
2. Формат — специфическая внутренняя организация издания, соответствующая определенному стилю и жанру [3, с. 317].
Таким образом, издание таблоидного формата конституируется двумя составляющими: это точно определенный размер бумажного листа при печати (А3), а также способ подачи материала.
Исследователи А. Г Беспалова и Е. А. Корнилов выделяют следующие наиболее характерные черты таблоидных изданий [1, с. 142]:
• небольшой формат А3-
• значительное число иллюстраций, большая часть из которых, около 60%, — эротического характера-
• броские заголовки-
• малый объем статей аналитической тематики, основной текстовый материал — статьи о личной жизни знаменитостей, спорте, чрезвычайных происшествиях- повышенный интерес к тематике смерти-
• значимый объем рекламных материалов-
• развлекательная форма подачи материала, «понятие «инфотейнмент» (от англ. information — информация и entertainment — развлечение) выступает характерной чертой и таблоидного стиля, и всего процесса таблоидизации. Таблоид «облегчил» социально-политическую информацию и сделал ее более популярной, превратил новости в развлечение» [2, с. 107]-
• огромные тиражи (могут достигать 2 млн экземпляров).
Следовательно, говоря о таблоидах, подразумевают издания, выполненные на полосе формата А3, ориентированные на массового читателя и в соответствии с этим отдающие предпочтение статьям развлекательного характера и рекламным материалам.
Именно формат издания ведет к упрощению материалов и изменению формы их подачи. Все это находит отражение в так называемом агрессивном дизайне. «Дизайн издания — это художественное конструирование материалов. Цель дизайна — представить читателю публикуемые статьи таким образом, чтобы они воспринимались им логично и ясно. Дизайн предполагает качественный, эффективный результат, полученный в
* Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ «Новые медиа в России: исследование языка и коммуникативных процессов», проект № 14−04−487/14.
© Т. В. Шкайдерова, А. В. Тривер, 2015
242
Т. В. Шкайдерова, А.В. Тривер
процессе оформления, формообразования печатных полос и всего номера конкретного периодического издания» [6, с. 15]. Оформление таблоидов Америки и Европы можно считать классическим. Российские издания пользуются уже заданным шаблоном. Обобщим основные черты «классического» таблоида.
Для зарубежных таблоидов характерен броский стиль оформления заголовочного комплекса (дата выпуска, номер, периодичность, функциональное назначение и тематика, политическая ориентация и т. п. [3, с. 89]) и логотипа (графическое начертание фирменного наименования издания [3, с. 90]). Значимым элементом дизайна является цвет. Чаще всего это красный в сочетании с белым или желтым (красный используется с целью вызвать раздражение, создать чрезмерную напряженность, желтый цвет также очень динамичен и бросок, он призван привлечь к себе внимание читателя). Важно отметить, что обилие красного, желтого и белого цветов характерно для изданий, в которых отсутствуют аналитические материалы. Для тех таблоидов, в которых все же печатают аналитические статьи, цветовая палитра скромнее. Как правило, это черный и белый цвет.
Российские издания «Зажигай!» и «Жизнь» копируют способ оформления заглавной части и логотипа у западных образцов. В оформлении доминируют красный, желтый, белый и черный цвет. В этих таблоидах нет аналитических статей, не затрагиваются темы политики, экономики и бизнеса.
Очень важная специфическая черта западного таблоида — выделение заголовков и подзаголовков. Главный принцип дизайна таблоида — «чем крупнее, тем важнее». При этом следует обратить внимание на прием инвертирования — помещение белых заголовков на черном фоне или размещение заголовков на цветном фоне [3, с. 91]. Обложка западного таблоида является полноценной страницей с текстовым материалом, поэтому на нее может быть вынесено около 7−10 заголовков.
Главное отличие обложки российских изданий от указанных выше западных шаблонов заключается в том, что на нее не выносятся тексты статей, читатель видит только заголовки и подзаголовки. Адресат конструирует содержание номера только по иллюстрациям, которые сопровождают титульные заголовки. При этом заглавия могут быть вынесены в отдельный блок, объединяющий собой несколько статей, что нехарактерно для западных таблоидов, где у каждого материала свой отдельный заголовок- а кроме этого, большинство заголовков может быть выполнено в белом цвете, а не на цветном фоне.
Заголовки в изданиях «Жизнь» и «Зажигай!» напечатаны в большинстве случаев по-
верх фотографий. Они могут перекрывать человека, изображенного на фото или обрезать его, что недопустимо для качественных изданий и сложно для восприятия читателем. Далее рассмотрим еще один важный компонент дизайна таблоида — иллюстрации.
Иллюстрации в таблоидах играют очень важную роль. В номере они занимают около 70% по отношению к тексту. Картинка часто становится главной информационной составляющей текстового материала. Практически на каждой полосе присутствует фотография порнографического характера. Примечательно, что они могут становиться графическим элементом и выполнять, к примеру, функцию рамки или разделительной линейки.
Еще одной специфической чертой является хаотичное расположение материалов и фотографий на полосе, когда с первого взгляда невозможно определить, сколько статей напечатано на странице, какие иллюстрации с ними соотносятся. Из-за уменьшенного формата изданий текст в процессе верстки разделяется на колонки, количество которых может достигать 5 или 6 в западных таблоидах и 9 в российских. Это также создает у аудитории ощущение, что текста на полосе гораздо больше, чем в действительности. Я. В. Уайт в своем пособии «Редактируем дизайном» даже не выделяет в отдельную группу издания-девятиколонники, ограничиваясь набором текста лишь в 7 колонок [6, с. 52].
Поскольку материал разделен линейками и размещен по колонкам, можно говорить либо о горизонтальной верстке с вертикальными пересечениями, где горизонтально расположенных публикаций больше, либо о вертикальной с горизонтальными пересечениями, где больше вертикальных. Обычная горизонтальная или вертикальная верстка в изданиях таблоидного формата применяется крайне редко. Это же касается и симметричной верстки. Она характерна для политических программ, заявлений, т. е. для изданий более серьезного содержания [3, с. 111].
Специфической чертой российского таблоида является применение в дизайне элементов-выносок. К ним относятся овалы, звездочки, прямоугольники и другие фигуры. В зарубежных таблоидах выноски не используются.
На сайтах европейских и американских изданий применяются те же принципы, что и в дизайне их печатных версий. Однако основным критерием веб-дизайна является юзабилити (удобство пользователя при потреблении электронного продукта). Сайты с этой точки зрения сконструированы достаточно удачно: читатель может свободно ориентироваться на главной странице, а также получать значительно больше информации, чем при покупке печатного таблоида. Контент обновляется несколько раз в
Специфика содержательно-графической модели российских таблоидных газет…
243
день, существует возможность воспользоваться видеоматериалами. Некоторые сайты также ведут трансляцию телевизионных каналов в прямом эфире.
Среди проанализированных российских изданий только таблоид «Жизнь» имеет свой сайт. На нем нет дополнительных сервисов, сайт сконструирован очень просто. Телевизионных каналов издание не имеет, большим минусом можно также считать отсутствие на сайте видеороликов или музыки.
Таким образом, российские таблоиды в плане оформления требуют большей доработки. Определенные принципы верстки ухудшают читательское восприятие, а в некоторых случаях делают издание неряшливым, выполненным по макету «цирк». Таблоиды «Жизнь» и «Зажигай!» хотя и схожи в оформлении, все же издание «Жизнь» является более качественным (с точки зрения технического оформления).
При выявлении специфики российского таблоида необходимо также остановиться на жанровом своеобразии публикуемых в нем материалов. В российских таблоидных изданиях доминируют интервью, заметки, «мягкая новость» («рассказ о событии в хронологическом порядке в противоположность «жесткой новости», когда о событии рассказывают, начиная с самого важного и кончая наименее важным» [4, с. 27]) и фиче (такое описание события, которое не претендует на его объективность, но «позволяет читателю это событие пережить» [4, с. 28]).
Жанр интервью в российском таблоиде приобретает некоторые специфические черты. В отечественных таблоидах он занимает треть выпусков (5 или 6 статей на 14 страниц). Главная особенность материалов — их малая информативность. Основную информацию читатель получает из заголовков, подзаголовков, лида, иллюстраций и подписей к ним. Заголовки строятся преимущественно по принципу вынесения из основного текста какой-либо цитаты. Лид в некоторых случаях перестает играть роль элемента, призванного «зацепить» внимание читателя: журналист заранее раскрывает интригу, в результате чего обращаться к тексту уже необязательно.
Вопросно-ответная форма, характерная для жанра интервью, в таблоидах может нарушаться. Отметим, что достаточно сложно определить, к какому типу интервью относится та или иная статья, по формальным критериям напоминающая указанный жанр. Кроме того, в текст интервью могут быть введены элементы других жанров, например, комментария или заметки. Таким образом, жанр интервью становится гибридным. Он выступает некой рамкой, которая ограничивает текст. Это «упаковка», в которую автор заключает переработанные им сведения.
Заметка — второй по значимости жанр для таблоидных изданий, он занимает боль-
ше половины выпуска (в номере может быть около 50 заметок). Так же, как интервью, жанр заметки в таблоиде трансформируется и приобретает свою специфику.
Информационная составляющая текстов сводится к минимуму. При этом элементом содержания вновь становятся иллюстрации. Автор текста отвечает на два или три вопроса, редко следуя традиционной структуре жанра. Так, в заметке могут отсутствовать даже заголовок или лид.
Для таблоидов характерны мини-истории как основной тип заметок. Анонсов, аннотаций и других жанров не наблюдается.
Основной материал изданий таблоидного формата — статьи, укладывающиеся в рамки жанров (жанровых форм), — «мягкая новость» и фиче (5 текстов на 10 полос в одном номере). Они не входят в классическую теорию, однако по форме и содержанию соответствуют анализируемому в работе типу изданий. Как в случае с интервью и заметками, доминирующее положение занимают заголовки, лид и иллюстрации. Именно эти элементы можно считать в таблоиде ключевыми. Данная специфика определяется в первую очередь характеристиками читателя (массовая аудитория, которая не ставит своей целью последовательное вдумчивое чтение), а также уменьшенным форматом, который ведет, соответственно, к уменьшению объема статей и эмоциональному способу передачи материала.
Таким образом, таблоиды имеют свое жанровое своеобразие, которое выражается в максимальном упрощении материала, практически полной его визуализации, а также возможности нечетко следовать жанровым границам.
Полагаем, что специфика российского таблоида состоит в том, что газета, казалось бы, не самого лучшего качества, публикующая развлекательные статьи сомнительного содержания, пользуется огромной популярностью у читательской аудитории и выходит с тиражами, которых не могут добиться издания другого типа.
ЛИТЕРАТУРА
[1] История мировой журналистики / А. Г. Беспалова [и др.]. М. — Ростов н/Д.: Март, 2003. 331 с.
[2] Вартанова Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2003. 335 с.
[3] Волкова В. В., Газанджиев С. Г., Галкин С. И., Ситников В. П. Дизайн газеты и журнала: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2003. 224 с.
[4] Колесниченко А. В. Практическая журналистика: учеб. пособие. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та,
2008. 180 с.
[5] Редакторская подготовка изданий: учебник /
С. Г. Антонова [и др.] - под общ. ред. С. Г. Антоновой. М.: Изд-во МГУП, 2002. 4б8 с.
[6] Уайт Я. В. Редактируем дизайном: пер. с англ. М.: Университетская книга, 2009. 248 с.
[7] ГОСТ 5773–90. Издания книжные и журнальные. Форматы.

Показать Свернуть
Заполнить форму текущей работой