Современное музыкальное искусство и его эстетические ценности

Тип работы:
Реферат
Предмет:
Искусство. Искусствоведение
Узнать стоимость новой

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

Ахмедова Хавер Сурхай гызы
СОВРЕМЕННОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ЕГО ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ
В статье определяются особенности формирования музыкального искусства в современном мире, для чего выявлены основные направления изменения культурных ценностей. Исследовательским результатом являются отмеченные современные формы эстетических ценностей, наиболее распространенные в культурной среде. Автором показаны негативные процессы в формировании эстетической культуры, в частности, в азербайджанской музыке, и предложены пути их преодоления.
Адрес статьи: www. gramota. net/materials/3/2013/8−1/3. html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2013. № 8 (34): в 2-х ч. Ч. I. С. 22−25. ISSN 1997−292Х.
Адрес журнала: www. gramota. net/editions/3. html
Содержание данного номера журнала: www. gramota. net/materials/3/2013/8−1/
© Издательство & quot-Грамота"-
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www. gramota. net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: voprosv hist@gramota. net
УДК 378:7. 01:78 Философские науки
В статье определяются особенности формирования музыкального искусства в современном мире, для чего выявлены основные направления изменения культурных ценностей. Исследовательским результатом являются отмеченные современные формы эстетических ценностей, наиболее распространенные в культурной среде. Автором показаны негативные процессы в формировании эстетической культуры, в частности, в азербайджанской музыке, и предложены пути их преодоления.
Ключевые слова и фразы: эстетические ценности- музыкальная культура- музыкальное искусство- национальные культурные ценности- человеческая культура- духовно-эстетическое.
Ахмедова Хавер Сурхай гызы, к. филос. н., доцент
Бакинская музыкальная академия им. Уз. Гаджибейли, Азербайджан q. abbasova@mail. ru
СОВРЕМЕННОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ЕГО ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ®
Формирование искусства, как особой сферы человеческой культуры, имеет многоаспектный характер, но определяющим началом здесь является творческая деятельность художника. Подобная постановка проблемы требует особого подхода к восприятию того или иного художественного произведения, где мир идей и эмоциональное своеобразие принадлежат прежде всего тому обществу, в котором они созидаются. Практическая значимость художественных творений раскрывается, как известно, в результате исследования генезиса и структурного содержания того или иного произведения. Талантливое произведение приобретает своего исследователя в том случае, когда художественная ценность произведения находит своего потребителя, формируя гармонию эстетического и нравственного начал одновременно- известно, что «духовнонравственная компонента внутреннего мира человека инициирует процесс, который осуществляется для преодоления недостатков характера и расширения сектора ответственности и долга внутри своей самости, и определяет результат преобразования человеком самого себя» [2, с. 32].
Каковы эстетические ценности современного музыкального искусства? В каком направлении идет их развитие? Мы считаем, что анализ духовно-эстетических ценностей произведения художника должен быть основан на комплексном исследовании всех основных культурных ценностей современности, т. е. одной из задач здесь является анализ особенностей проявления современных культурно-эстетических ценностей в произведениях музыкального искусства.
Оценка эстетических ценностей художественных творений, даже будучи достаточно объективной в научных исследованиях, не может носить всеобъемлющий и категорический характер. Надеемся, что ряд наших идей могут оказаться полезными в научно-понятийном аспекте для будущих исследований в рамках указанной проблемы.
Прежде всего, отметим, что большую роль в оценке сущности эстетических ценностей играет личность оценивающего критика или исследователя, поскольку «личностное начало — неотъемлемое качество самой природы эстетического. Эстетическая реальность не является частью объективной действительности (природы, социума), как и не есть чистое пространство психического мира личности. Музыкальный эстезис как единичное воплощение эстетической сущности универсума раскрывается в феноменологическом пространстве субъект-объектных отношений музыканта (композитора, исполнителя, слушателя) и музыкальной действительности» [4, с. 116].
В этом плане духовный мир человека в современных условиях претерпел парадоксальные изменения, в связи с чем нравственные устои, эстетическое восприятие, философское миропонимание изменились в направлении, не совпадающем с общепринятыми духовными нормами. Многие ценности в духовной сфере человека, которые служили эталоном для формирования культурной среды в прошлом, превратились сейчас в ненужные эстетические материалы. Мир стал удивлять человека новыми, взаимоисключающими идеалами, которые в то же время отрицают прежние высокие духовные ценности, выработанные человечеством за многовековую историю своего развития.
Происходит прежде всего отрицание главных духовных ценностей, формирующих человеческое «Я», в том числе в национальной среде. Наблюдается хаотизация эстетических ценностей в целом в мировом пространстве, все идет к тому, что самосознание людей практически формируется по единым канонам мировых культурных ценностей. Каковы реальные культурные ценности, через которые формируется эстетический идеал современного человека, в том числе и в музыкальной сфере?
В контексте сказанного интересны высказывания ведущих специалистов в сфере искусства и культуры. Так, считается, что «в искусство теперь вторгается пестрая, многокрасочная предметно-чувственная сторона реального мира. Художники и писатели, зодчие и скульпторы проявляют исключительный интерес к гармоничности, изяществу и красоте чувственно воспринимаемой действительности. Одновременно они ищут наиболее эффективные способы и средства для воспроизведения богатства и разнообразия ее форм. И тут они обращаются к науке: оптике, математике, анатомии… Это обращение к науке не случайно: само искусство… непосредственно включается ими в сферу познавательной деятельности человека» [6, с. 63−64].
(r) Ахмедова Х. С., 2013
Информация в различных частях света будто идет из единого центра, где космополитическое начало доминирует над национальным и в какой-то мере носит всеобщий хаотический характер. Образно говоря, мощность звуковой амплитуды затрудняет определение как структуры, так и содержания современного музыкального искусства. Под этим сравнением кроется и определенная истина. Обратим внимание на то, что в любом регионе мира практически происходит хаотический процесс воздействия шумовой музыки на психику человека. Эта сила, воздействующая на психику слушателя, зрителя, подавляет здоровые проявления духовного мира человека. Мало того, в некоторых музыкальных произведениях сумасшедший набор звуков, аритмичной барабанной дроби приводит человека даже в состояние невменяемости. И это, к сожалению, называется современной культурной средой, формирующей доселе неизвестную музыкально-культурную область жизни, которая, как следствие, формирует в современном человеке нервную, болезненную реакцию. Появляются произведения, несущие в себе не добро, а антагонизм, зло, рассеиваемое между людьми. Теряется грань национальной музыкальной культуры, формируется агрессивная среда обитания человека в чувственном, антагонистическом, хаотическом мире. Описанные явления в культурном пространстве приводят в основном к духовной деградации и ограниченности мышления, его автономности. Таково реальное состояние духовной среды человека в современном мире.
К счастью, не все так плохо. Есть отдельные высокохудожественные, благородно звучащие музыкальные произведения, которыми восхищаются эстетически подготовленные для этого люди, хотя, как уже отмечалось, в музыкальном искусстве сегодня преобладает сиюминутное, непосредственное исполнение, таким же образом реализуется и художественное творчество. Говоря словами Гегеля, «в скульптуре и живописи художественное произведение предстоит нам как объективно существующий результат художественной деятельности, но не сама эта деятельность, как реальное живое творчество» [3, с. 228]. Но не так обстоит сегодня дело в исполнительском искусстве, ибо «если исполнитель действительно гениален, то возникающее отсюда художественное произведение получает совершенно своеобразную прелесть. Тогда мы воочию имеем перед собой не только произведение искусства, но и само реальное художественное творчество» [Там же, с. 340]. Увидеть воочию процесс художественного творчества в современной музыке через талантливых исполнителей можно, однако, лишь с условием соблюдения современных эстетических требований.
Перейдем к конкретным примерам. В начале XXI века музыкальная культура, в том числе и азербайджанская, развивается, основываясь на новых философских идеях постмодернизма и формируя соответствующие эстетические принципы. Собственное пространство становится тесным, поскольку философско-эстетические идеи распространяются по всему миру через становящуюся новую культуру мышления с большой скоростью. Через мир прекрасного, который безграничен и так необходим для духовно-нравственного обогащения всех людей на Земле, происходит взаимовлияние культурных ценностей и идей. Этот процесс шел испокон веков, однако в современную эпоху это происходит несколько по-другому- мы согласны с мнением исследователей о том, что «современная наука не есть механическое суммирование знаний, ведущее к появлению открытий: она иной раз отрицает доселе существующие понятия и представления о человеке и мире» [8, с. 69].
Подтверждением процесса положительного взаимовлияния культурных ценностей и идей мира является творческое наследие одного из азербайджанских композиторов, смело вошедшего в художественнодуховный мир не только азербайджанского, но и других народов мира. Мы имеем в виду творчество Ф. Ализаде, широко известного в европейских музыкальных кругах новатора-композитора. Так, Ф. Ализаде получила в Турецкой Республике заказ на создание оперы на тему турецкой исторической легенды «Бош бешик» («Пустая люлька»), с использованием национальных мотивов турецкой музыки (с ограниченным сроком исполнения), для премьерного исполнения в день открытия пятого по счету оперного театра в Турции. Заказ был принят, и за короткий срок благодаря таланту и стараниям автора произведение было написано- в день открытия оперного театра в городе Бурса состоялась премьера этого спектакля. Ряд новых сочинений этого композитора, исполненных по заказу в Германии, Сингапуре, в США и других странах мира, говорит об интеграционном характере современных эстетических культурных ценностей [1, с. 34].
М. Ростропович так отзывался о Ф. Ализаде: «А за два года до этого я услышал в Чикаго ее сочинение -Дервиш» на стихи Насими, написанное для классического камерного ансамбля, в ткань которого вплетены азербайджанские национальные инструменты. Композиция эта, исполненная всемирно известным оркестром под руководством прославленного американца Йо-Йо-Ма, была признана лучшей в исполинском проекте -Шелковый путь". Я сказал тогда, в Чикаго, следующее: -Я очень горжусь тем, что я тоже — бакинец!"" [Там же, с. 8].
Таким образом, удивителен мир культурных приоритетов, орбита которых бесконечно широка. Также и современный мир богат высокоталантливыми людьми, в том числе и в музыкальной сфере. Лучшие образцы музыкального фольклора народов различных континентов становятся достоянием других народов, что расширяет сферу взаимообогащения их эстетической культуры. Мы не можем назвать какую-либо отдельную страну с доминированием ее культуры над другими народами: процесс взаимообогащения бесконечен и происходит уже как естественный процесс. Философские идеи в мире культурных ценностей созревают раньше других сфер и быстрее становятся достоянием общественного сознания. В основном это касается идейных основ музыкального искусства. Не случайно в данном случае вспоминаются нам слова Рамиса да Парехи о том, что «вне сомнения, музыка оказывает величайшее влияние на душу человека, смягчая или возвышая ее» [7, с. 340].
Современные процессы формирования эстетических ценностей отражаются на эстетической природе и азербайджанской культуры. Последняя многоаспектна, она практически охватывает все стороны духовных ценностей, среди которых следует назвать не только народное творчество и профессиональное музыкальное искусство, но и принявшее широкие масштабы искусство шоу-бизнеса, коммерциализированное искусство, охватившее практически не только современную молодежь, но и все слои населения.
Хотят этого люди или нет, последний названный вид искусства, синтезировавший в себе различные стороны и виды искусства, объединяет в себе не только творческий процесс созидателей, но и возможности приобщения к широчайшим техническим средствам различного уровня, где уже появились свои высококвалифицированные специалисты. Интересно то, что не только профессионалы, но и не имеющие непосредственного отношения к искусству, в том числе к музыке, люди, вторгаясь в чувственно-эмоциональную сферу культуры, обладая при этом профессионально-техническими возможностями, превращаются в творцов культуры.
Вот что должно, как нам кажется, стать предметом исследования для философии искусства. Указанные лица становятся режиссерами, операторами, постановщиками, поэтами, сочинителями музыки, создавая фонограммы, клипы, сценарии грандиозных концертных программ с малым составом профессиональных музыкантов, добиваются массовости, привлечения огромного количества людей на создаваемые ими представления, шоу-концерты, развлекательные, многоплановые концертно-эстрадные, джазово-импровизационные, корпоративные, различных размеров и уровня исполнительского мастерства программы- даже скажем так: как ни странно, световыми эффектами, высокодецибельными, оглушительными звуковыми воздействиями на психику человека, абсолютно реально превращая многотысячную толпу зрителей в слушателей, достигают высоких экономических эффектов, дивидендов, что, в конечном итоге, приводит к тому, что называется популярной музыкальной культурой.
Мы это говорим не с осуждением, а реально констатируем существующие явления, которые становятся в конкретном и определенном смысле культурными ценностями своего времени. А отсюда — и новое эстетическое миропонимание. Естественно, формируются новые философские идеи о самосознании и мировоззрении. Мир не может не нивелировать существующие в жизни культурные ценности, поскольку они не носят каких-то национально-своеобразных характерных особенностей. Поэтому, исходя из реальных явлений в культурном процессе общественного развития, можно сделать выводы и квалифицировать это как эстетическую природу современного общественного сознания. Фактически ни молодое, ни старшее поколения не осваивают культурные профессиональные ценности. Происходит размежевание на элитарную и массовую культурную среду, а формирование эстетических и философских взглядов на мир реально происходит через практику жизни.
Здесь мы можем сделать определенные выводы о том, что по принципу «насильно мил не будешь» формируется и конкретный духовный мир людей. Изменились взгляды на классику как в народном, так и в профессиональном творчестве. Мощная сила искусства шоу-бизнеса стала доминирующей в человеческом сознании- сформировалось новое, естественное в процессе познания, культурно-философское, идейноэстетическое, художественно осознанное идейное начало. Таков современный мир, отрицать его невозможно, а наоборот, необходимо воспринимать все как есть и не искать иных позиций в отношении к культуре человека. Мы нигде, в том числе и здесь, не идентифицируем реальное с сугубо теоретическим или абстрактным. Мы идем от практики к теории восприятия, а оттуда к философско-эстетическим обобщениям. Исходим из реальных событий, происходящих в духовном мире общества.
Все-таки главная цель человека-художника в современном мире — облагораживание внутреннего состояния человека эстетически возвышенным, обогащающим духовный мир и природу его в движении к разумному и естественной любви к прекрасному. Однако «особенностью духа современной нам эпохи выступает зачастую картинное, целостное видение противоположных друг другу миров (например, -эстетического», -этического" и -теоретического"), а также превалирование будущего над настоящим, сама ликвидация опосредствующих звеньев между эмпирическими (чувственными) и -сверхчувственными мирами", -мечтательность" как оппозиция чистой рассудочности и примитивно-прагматическому духу" [5, с. 126]. В этом плане мы согласны с мнением специалистов о том, что «современна та тема, которая созвучна как можно большему числу слушателей, способна взволновать и затронуть все лучшее и возвышенное, что есть в них, обосновать подлинность Человека, утверждать его достоинство. Настоящее произведение искусства, где мысль выражена в той современной и ясной форме, к которой стремились самые разные и даже, казалось бы, полярно противоположные по стилю и технике письма великие художники, будет всегда понятно и близко людям» [1, с. 108].
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что эстетические вкусы и предпочтения людей в большей степени будут формироваться под влиянием общецивилизационных культурных процессов, на более прагматичном уровне, т. е. :
— в процессе духовно-эстетического развития человечества произошло многократное отрицание прошлых эстетических ценностей, появились новые, наиболее прогрессивные из которых — духовно-возвышенные, эмоционально востребованные в новых условиях бытия-
— в то же время нынешние условия цивилизационного развития требуют более утонченных эстетических ценностей, где некоторые элементы прошлого могут развиваться в тандеме с новыми художественными ценностями, отвечающими чаяниям эпохи.
В конечном счете эти художественно-эстетические ценности, становясь элементами художественной культуры, получают непреходящее значение для грядущих поколений.
Таким образом, через музыку на эмоционально-чувственном, а порой и бессознательном уровнях идет постижение идей единства и развития мира и человека, его гармонии и совершенства. Сегодня ускорение темпов и ритма жизни, развитие информационных технологий привели к росту возможностей воздействия музыки на сознание и чувства людей. К ее восприятию необходима особая подготовка через воспитание, условия социальной сферы и общие мировоззренческие установки эпохи. Мы считаем, что новые ритмы, сочетания жанров способствуют интернационализации музыки, возникновению диалога между Востоком и Западом, Севером и Югом, в то же время вымыванию из сознания музыкальных архетипов этнического менталитета.
Список литературы
1. Ализаде Ф. Триумфальное пересечение Востока и Запада. Баку: Шарг-Гарб, 2009. 129 с.
2. Бирюкова Э. А. Философские подходы к исследованию духовно-нравственной компоненты внутреннего мира человека // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 6 (32). Ч. 2. С. 30−33.
3. Гегель Г. В. Ф. Эстетика: в 4-х т. М.: Искусство, 1971. Т. 3. 624 с.
4. Корсакова И. А. Философско-эстетическая подготовка в музыкально-педагогическом образовании // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2011. № 6 (12): в 3-х ч. Ч. I. C. 115−118.
5. Лукьянов А. В., Рассолова И. Ю., Сафонова О. В. Идея дополнительности и духовная картина мира // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 1 (27). Ч. 1. С. 125−128.
6. Овсянников М. Ф. История эстетической мысли. М.: Высшая школа, 1978. 352 с.
7. Рамис да Пареха Б. Практическая музыка // Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения / составление текстов и общая вступительная статья В. П. Шестакова. М.: Музыка, 1966. С. 339−354
8. Философский мир музыки Франгиз Ализаде. Баку: Элм ве Техсил, 2011. 324 с.
MODERN MUSICAL ART AND ITS AESTHETIC VALUES
Akhmedova Khaver Surkhai gyzy, Ph. D. in Philosophy, Associate Professor Baku Musical Academy named after Uz. Gadzhibeili, Azerbaijan q. abbasova@mail. ru
The author determines the peculiarities of musical art formation in the modern world, for these purpose reveals the main directions of cultural values changes, tells that the research results are mentioned modern forms of aesthetic values, the most common
in culture medium, shows negative processes in aesthetic culture formation, particularly in the music of Azerbaijan, and suggests
the ways of their overcoming.
Key words and phrases: aesthetic values- musical culture- musical art- national cultural values- human culture- spiritual and aesthetic.
УДК 785
Искусствоведение
В статье рассматриваются содержательные планы программных фортепианных сочинений для детей, воплощающие образы театральной куклы. В качестве материалов исследования используются пьесы зарубежных и отечественных композиторов XIX—XX вв.еков. Работа опирается на установки интонационного и жанрового анализа, положения теории музыкального содержания и психологии музыкального восприятия. Автором выявлен комплекс жанрово-интонационных средств, используемых композиторами при создании музыкальных образов театральных кукол, а также обоснован вывод о соответствии этих средств особенностям детского музыкального восприятия.
Ключевые слова и фразы: фортепианная музыка для детей- театральная кукла- детская сюжетно-ролевая игра- семантический анализ музыкальной темы- психология детского музыкального восприятия.
Базилевич Мария Владимировна
Уральская государственная консерватория имени М. П. Мусоргского baziki21@mail. ru
ОБРАЗЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ КУКЛЫ В ДЕТСКОЙ ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКЕ®
Проблематика настоящей статьи находится в русле одного из приоритетных направлений современного музыкознания, посвященного исследованию музыкального содержания в произведениях, предназначенных для детей. Целью работы является рассмотрение образно-смыслового наполнения детской программной фортепианной музыки, воплощающей образы театральной куклы. Определяя актуальность избранной темы, подчеркнем многомерность феномена куклы, представляющего собой уникальный объект человеческой культуры и вызывающего активный исследовательский интерес у представителей различных областей научного знания — этнографов [1- 18], культурологов [7- 13], психологов, педагогов [14- 19]. К сожалению, в существующих музыковедческих исследованиях детской музыки [3- 4] специальное внимание кукле не уделяется.
В культурном пространстве, связанном с куклой, театральная кукла занимает особое место. С одной стороны, она генетически соотносится с древнейшими ритуально-обрядовыми орудиями, с другой — напоминает близкую и понятную всем детям игровую куклу. В сознании современного ребенка театральная кукла, по всей
(r) Базилевич М. В., 2013

Показать Свернуть
Заполнить форму текущей работой