Российское высшее образование в контексте интеграционных процессов

Тип работы:
Реферат
Предмет:
Народное образование. Педагогика
Узнать стоимость новой

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

УДК 316. 42
НАТАШКИНА Елена Юрьевна — к. соц.н., ассистент кафедры ПТБ Саратовского государственного технического университета им. Ю. А. Гагарина (410 054, Россия, г. Саратов, Политехническая ул., 77- rogacheva. eu@yandex. ru)
СЛЕПУХИН Александр Юрьевич — д. соц.н., профессор- профессор кафедры САС Саратовского государственного технического университета им. Ю. А. Гагарина (410 054, Россия, г. Саратов, Политехническая ул., 77- ays@sstu. ru)
РОССИЙСКОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
Аннотация. В современном мире международная деятельность является важным показателем эффективности вуза. Несмотря на огромный потенциал российского высшего образования, существует негативная тенденция снижения присутствия России на мировом рынке образовательных услуг. В статье рассмотрены основные факторы, обусловливающие данную ситуацию, приведен дескриптивный анализ государственной статистики в области международной деятельности. Проанализировано общественное мнение по вопросу о том, какую позицию занимает российское высшее образование в мире, а также о необходимости развития интернационализации.
Ключевые слова: интернационализация, международная деятельность, высшее образование
На всем протяжении человеческой истории одной из основных тенденций развития глобального социума выступает усиление важности международного измерения. В контексте интеграционных тенденций и процесса глобализации нельзя оставить без внимания и высшее образование России, которое имеет свои традиции, достижения и признанные во всем мире научные школы.
По итогам исследования компании Economist Intelligence Unit, которая является подразделением английского журнала Economist, российское высшее образование находится на 13-м месте в общемировом рейтинге и на 8-м — в европейском1. Несмотря на это, на международном рынке образовательных услуг Россия занимает незначительную позицию. Россия ежегодно ухудшает свои результаты (в 2012 г. — 32-я позиция, 2013 г. — 33-я, 2014 г. — 34-я). По итогам 2015 г. Россия разделила 33-ю позицию в рейтинге с Китаем [Южакова, Каракчиева 2015: 8].
Согласно данным, приведенным в Бюллетене о высшем образовании, доля иностранных студентов, обучавшихся в России в 2014/2015 учебном году, составила 4,3% общего числа студентов (в 2013/2014 учебном году — 3,6%) [Южакова, Каракчиева 2015: 11]. Основная часть иностранных студентов приходится на страны СНГ, Балтии и Грузии (77%), намного меньше студентов из стран Азии (16,3%) и Африки (4,8%)2.
Рассмотрев основные статистические данные, характеризующие позицию российского высшего образования в международном контексте, можно сделать вывод, что существует негативная тенденция снижения присутствия России на мировом рынке образовательных услуг. На наш взгляд, данную ситуацию обусловливают как внешние факторы, например суровый климат, неразвитая инфраструктура, трудности в изучении русского языка, так и особенности самой системы высшего образования. Одной из таких отличительных особенностей является высокая доля среднего профессионального образования, коэффициент выпуска которого составляет 25,7%, что по мировым меркам является
1 Российская система образования вошла в топ-10 лучших в Европе. — Сайт Профессионального союза работников народного образования и науки РФ. Доступ: http: //www. edunion. ru/Rossiyskaya_sistema_ obrazovaniya_voshla_v_top-10_luchshih_v_ Evrope/ (проверено 29. 09. 2015).
2 Российский статистический ежегодник. 2013: статистический сборник. М.: Росстат. 2013. С. 233.
завышенным. Преобладающим типом образования в мире является высшее образование. В развитых странах число людей с высшим образованием в 2 раза больше, чем со средним профессиональным, в России же — в 1,7 раз меньше [Интернационализация… 2010: 85].
Значительно завышена и доля заочной формы обучения — 50% общего числа студентов. По мнению М. Агранович, несмотря на технический прогресс, качество заочного образования сильно уступает очному, что также оставляет определенный негативный след.
Следующим важным показателем состояния и масштабов системы образования является продолжительность обучения на всех уровнях. В России школьное образование по продолжительности уступает и развитым, и развивающимся странам: например, в Европе 92% детей проходят обучение с 3 до 19 лет1. На российскую систему высшего образования данная ситуация оказывает отрицательный эффект, уровень знаний студентов, поступивших в вуз, оказывается ниже требуемого. Появляется необходимость компенсировать недостаток знаний на более высоких ступенях образования.
Одной из основных проблем высшего образования, по мнению Л. Семеновой, является несоответствие подготовки специалистов требованиям рынка труда и, как следствие, невостребованность потенциальных кадров [Семенова 2011: 88]. Данная ситуация порождает опасные социальные последствия: безработицу, нисходящую социальную мобильность, длительную интеграцию молодежи в общество, их материальную зависимость от родителей. Причина перечисленных явлений — несогласованность действий вузов и институтов занятости (отсутствие планирования подготовки кадров).
Эффективность системы высшего образования также зависит от уровня ее финансирования, который определяется экономическим развитием страны (уровнем ВВП). Государственные расходы на образование по отношению к ВВП в 2015 г. (по сравнению с 2014 г.) снизились с 4,25% до 4,14% (в 2013 г. — 4,36%). Вместе с тем государственные расходы на высшее образование уменьшились с 0,73% ВВП до 0,71% (в 2013 г. — 0,77%) [Южакова, Каракчиева 2015: 5]. Таким образом, недостаточное финансирование сказывается на квалификации кадров, материальной базе, качестве предоставляемых услуг, препятствует модернизации экономики.
Министр образования и науки Д. Ливанов, в свою очередь, отметил, что, несмотря на увеличение финансирования с 2000 г. в 20 раз, качество высшего образования не растет2. По его словам, существует несколько причин сложившейся ситуации. Прежде всего, это неэффективная система управления, которая долгие годы является неизменной и не соответствует вызовам современного мира, «и плохая инфраструктура, в которую действительно долгие десятилетия не инвестировались серьезные ресурсы"3. Министр также назвал одной из причин «невысокую академическую репутацию» российских вузов в мире.
Учитывая весь потенциал системы высшего образования России, перечисленные особенности и являются причиной столь низкого положения страны на международном образовательном рынке. Несмотря на это, за последние годы Россия добилась значимых результатов в сфере международного сотрудничества.
Нами проведен дескриптивный анализ государственной статистики (мате-
1 Education at a Glance 2012: OECD Indicators. — OECD Publishing. URL: http: // dx. doi. org/10. 1787/eag-2012-en (accessed 27. 07. 2015).
2 Качество высшего образования в России не улучшается, заявил Ливанов. — РИА Новости. Доступ: http: //ria. rU/education/20 140 710/1015442729. html#ixzz3Auej0vJe (проверено 05. 07. 2014).
3 Министр образования и науки назвал причины, мешающие развиваться вузам. — РИА Новости. Доступ: http: //ria. rU/society/20 140 627/1013900078. html#ixzz3AufBmIE1 (проверено 05. 07. 2015).
риалы коллегий «Об итогах деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации за 2012 год и задачах на 2013 год», «Об итогах деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации за 2013 год и задачах на 2014 год», «Об итогах деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации за 2014 год и задачах на 2015 год») в области международной деятельности. Перечислим наиболее важные, на наш взгляд, меры, принятые в рамках реализации образовательной политики в международном контексте. Во-первых, создана новая договорно-правовая база научно-образовательного сотрудничества с такими государствами, как США, Великобритания, Франция, Италия, Германия, Канада, Китай, Индия, Вьетнам, а также с рядом стран СНГ, Латинской Америки и Африки. Одним из положений является закрепление прав российских ученых на использование интеллектуальной собственности, созданной в процессе совместных исследований. Принят закон от 3 декабря 2011 г. (вступил в силу 1 февраля 2012 г.) № 385-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур признания документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях», который способствует повышению конкурентоспособности российской системы высшего образования за счет привлечения высококвалифицированных специалистов из-за рубежа для образовательной и научно-исследовательской деятельности, развития международной академической мобильности, признания документов об образовании, полученных гражданами РФ в зарубежных вузах. В рамках данного закона в 2012 г. выдано 9 448 свидетельств о признании документов об уровне образования или квалификации, полученных в иностранных вузах1.
Необходимо отметить, что активизировалась политико-дипломатическая поддержка проектов по модернизации экономики России. Министерством образования и науки разработаны конкретные задания для представительств РФ при различных международных организациях. Реализуется концепция государственной политики в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран. Для развития международной академической мобильности заключаются соглашения о партнерских связях между российскими и зарубежными вузами. Увеличивается поддержка сети филиалов российских университетов в странах СНГ и ШОС. Для укрепления культурно-цивилизационного и образовательного присутствия России в мире осуществляется продвижение научно-технических разработок, а также русского языка и русской культуры за границей. Например, в рамках перекрестных годов с Францией, Италией, Германией, КНР были организованы масштабные выставочные мероприятия, в которых приняли участие ведущие вузы мира.
Одним из направлений международного сотрудничества является подготовка специалистов для зарубежных государств. Но если в СССР экспорт образовательных услуг осуществлялся в контексте глобальных политических целей, то в XXI в. для России явным приоритетом стала экономическая деятельность. Например, происходит подготовка кадров для иностранных предприятий, осуществляющих сотрудничество с российским бизнесом.
Немаловажным направлением международной деятельности в области высшего образования является взаимодействие с иностранными выпускниками российских вузов в 67 странах мира. В 2012 г. министерство выделило 230 государ-
1 Об итогах деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации за 2012 год и задачах на 2013 год. К заседанию коллегии Минобрнауки России. — Официальный сайт Министерства образования и науки РФ. 2013. С. 103−104. Доступ: http: //минобрнауки. рф/документы/4701/файл/ 1948/13. 03. 20-справка.^ (проверено 24. 09. 2015).
ственных стипендий для студентов, принятых на обучение в российские вузы по рекомендациям ассоциации выпускников.
В 2014 г. Минобрнауки Р Ф разработало и утвердило постановление Правительства Р Ф от 20 июня 2014 г. № 568 «О мерах по социальной поддержке граждан Российской Федерации, самостоятельно поступивших в ведущие иностранные образовательные организации и обучающихся в них по специальностям и направлениям подготовки, качество обучения по которым соответствует лучшим мировым стандартам, и по обеспечению их трудоустройства в организации, зарегистрированные на территории Российской Федерации, в соответствии с полученной квалификацией». Данная программа нацелена на развитие кадрового потенциала России и «обеспечение российской экономики специалистами с уникальными компетенциями"1.
Для дальнейшего продвижения России на международный рынок образовательных услуг необходимо продолжать развитие договорно-правовой базы сотрудничества с другими государствами, осуществлять поддержку академической мобильности, проводить международные выставочные мероприятия, а также взаимодействовать с иностранными выпускниками российских вузов.
Чтобы проанализировать общественное мнение по вопросу о том, какую позицию занимает российское высшее образование в мире, а также о необходимости его модернизации, обратимся к исследованию «Высшая школа: новации желательные и нежелательные», проведенному ФОМом2. В данном исследовании использовался метод анкетирования, респондентами являлись представители 3 групп (Я = 709- 2014): 1) руководство вузов (Я = 107) — 2) молодежь в возрасте 18−25 лет (Я = 502) — 3) руководители предприятий (Я = 100).
Мнения респондентов об уровне развития российского высшего образования в большей степени являются оптимистическими, более 50% считают, что в данной сфере Россия — «передовая страна». Однако на вопрос о соответствии высшего образования запросам экономики и общественным потребностям мнения разделились: работодатели (51%) не согласны с тем, что российская высшая школа готовит специалистов, конкурентоспособных в условиях современных реалий, в свою очередь, руководители вузов (54%) и студенты (65%) имеют противоположное мнение и считают высшее образование достаточно современным. Одним из самых спорных был вопрос о том, какие вузы стоит поддерживать в первую очередь (передовые или региональные). Студенты (62%) и работодатели (53%) высказались в пользу поддержки сильнейших, руководство университетов (59%) выступило против такого подхода.
Важно отметить, что на вопрос о необходимости интернационализации высшего образования мнения совпали, практически все респонденты (90%) считают, что участие вуза в международной деятельности — это обязательное требование. К модернизации высшей школы положительно относятся также все респонденты, но данный процесс должен происходить с учетом сохранения лучших традиций и проверенных методов. Таким образом, проанализировав общественное мнение, можно сделать вывод, что существует потребность в развитии международной составляющей вузов, и эта потребность осознается обществом.
Можно сделать вывод, что усиление интернационализации является одной из тенденций развития высшего образования России. Дескриптивный анализ госу-
1 Об итогах деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации за 2014 год и задачах на 2015 год. К заседанию коллегии Минобрнауки России. — Официальный сайт Министерства образования и науки РФ. 2013. С. 103−104. Доступ: http: //xn--80abucjiibhv9a. xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE% D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/5417 (проверено 29. 09. 2015).
2 Высшая школа: новации желательные и нежелательные. — Фонд общественного мнения (ФОМ). Доступ: http: //fom. ru/blogs/11 515 (проверено 02. 02. 2016).
дарственной статистики показал, что за последние годы страна добилась значимых результатов в сфере международной деятельности. Несмотря на это, Россия занимает незначительную позицию на международном образовательном рынке. Причины — в особенностях системы высшего образования, к которым относятся: высокая доля среднего профессионального образования, в то время когда в мире преобладающим типом образования является высшее- завышенная доля заочной формы образования, которое сильно уступает очному по качеству- низкая продолжительность обучения на всех уровнях- несоответствие подготовки специалистов требованиям рынка труда- неэффективная система управления вузами, которая долгие годы является неизменной и не соответствует вызовам современного мира- неразвитая инфраструктура вузов- недостаточное финансирование. Однако существует потенциал развития международной составляющей института высшего образования России, который связан с переходом на европейскую систему образования, разработкой и реализацией программ двойных дипломов, материально-техническим переоснащением вузов. Кроме того, международная деятельность включена в рейтинговые показатели эффективности работы вузов, что является стимулом для ее развития.
Список литературы
Интернационализация высшего образования: тенденции, стратегии, сценарии будущего (под ред. М. Л. Агранович, И. В. Аржанова, В.А. Галичина). 2010. М.: Логос. 280 с.
Семенова Л. А. 2011. Особенности профессионально-трудового самоопределения молодежи. — Вестник Института социологии: Образование и молодежь в России. № 2. С. 87−105. Южакова Т., Каракчиева И. 2015. Бюллетень о сфере образования. Вып. 4. 18 с.
NATASHKINA Elena Yur'-evna, Cand. Sci. (Soc.), Saratov State Technical University named after Y.A. Gagarin (77Politechnicheskaya St, Saratov, Russia, 410 054- rogacheva. eu@yandex. ru)
SLEPUKHIN Aleksandr Yur'-evich, Dr. Sci. (Soc.), Professor, Saratov State Technical University named after Y.A. Gagarin (77Politechnicheskaya St, Saratov, Russia, 410 054- ays@sstu. ru)
RUSSIAN HIGHER EDUCATION
IN THE CONTEXT OF INTEGRATION PROCESSES
Abstract. The international activity is currently an important indicator of the effectiveness of the university. There is a negative tendency of decrease of Russia'-s presence in the world market of educational services. The article describes the main factors responsible for this situation, and gives a descriptive analysis of state statistics in the field of international activity. The public opinion on the question of the position of Russian higher education in the world, as well as on the need for its internationalization is analyzed.
Keywords: internationalization, international activities, higher education

Показать Свернуть
Заполнить форму текущей работой