Роль атэс в международном сотрудничестве в условиях глобализации экономики

Тип работы:
Реферат
Предмет:
Экономические науки
Узнать стоимость новой

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

© Мосолова О. В.
ИВ РАН
РОЛЬ АТЭС в МЕЖДУНАРОДНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ в УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ
В настоящее время процесс глобализации является доминирующим фактором мировой экономической жизни. Как отмечал В. С. Паньков, в публикациях международных организаций содержатся два классических определения глобализации экономики. Так, в докладе Генерального секретаря Кофи Аннана на юбилейной пятидесятой сессии Генеральной Ассамблеи ООН (1995 г.) она определяется как «всё более сложный комплекс трансграничных взаимодействий между физическими лицами, предприятиями, институтами и рынками», а в материалах МВФ — как «растущая экономическая взаимозависимость стран всего мира в результате возрастающего объёма и разнообразия международных сделок с товарами, услугами и мировых потоков капитала, а также благодаря всё более широкой диффузии технологий». 1
В целом глобализацию экономики можно определить как «диверсификацию, расширение, углубление и уплотнение всей системы транснациональных хозяйственных и культурных связей, что в конечном счёте придаёт им общепланетарное, глобальное измерение».2 Надо отметить, что, хотя основные импульсы развития процессов глобализации идут от экономики, крайне важны также социальные аспекты глобализации, её проявления в политике и культуре, во всей системе международных отношений.
Развитие процессов глобализации также непосредственно связано с научно — техническим прогрессом. Технический прогресс существенно уменьшил препятствия, стоявшие перед торговлей товарами и услугами, а также перед международной мобильностью капиталов. Научно — технический прогресс стал локомотивом и составной частью «новой» глобальной экономической системы. Р. Алкали определяет «новую экономику» так: «это экономика, связанная с интенсивным внедрением иннова-
ций и новых способов ведения бизнеса, которые влияют на рост производительности труда». 3
Институциональная структура мирового рыночного хозяйства, как и национальной экономики, предполагает активное использование методов государственного регулирования. Вместе с усложнением экономических систем значение государственного регулирования постоянно повышается. Государства играют ведущую роль в адаптации национальных экономик в мировое хозяйство. От способности страны интегрироваться в мировую экономику, производить конкурентоспособную продукцию, привлекать иностранные инвестиции зависят результаты её экономического развития.
Как отмечала Н. И. Иванова, достижение эффективного результата возможно лишь на базе долгосрочного взаимодействия бизнеса и государства, которое должно учитывать широкий спектр интересов предпринимателей, компаний и корпораций, населения и гражданского общества, государственных органов и учреждений. 4
Ещё одним важным фактором современного развития стало совместное решение усилиями различных стран общемировых экономических и научно — технических задач, развитие международных средств связи и массовой информации. Всё более активизируются совместные усилия стран мира для решения глобальных проблем современности (экологической, энергетической и т. п.). Все эти процессы обусловливают необходимость создания интеграционных объединений различных стран и групп стран для общего решения международных проблем.
Как справедливо заметила М. М. Максимова, реализация целей макроэкономической политики государства существенно усложняется в связи с быстрым ростом международной экономической взаимозависимости. 5 Растущий быстрыми темпами трансграничный оборот материальных, информационных и финансовых ресурсов оказывает воздействие на национальную экономику тем больше, чем глубже втянута страна в международное разделение труда. В связи с этим возникает насущный вопрос международной координации макроэкономической политики, под которой понимается «процесс, посредством которого страны модифицируют свою экономическую политику таким
образом, чтобы она носила взаимовыгодный характер с учётом международных экономических связей». 6
Различные формы регулирования международных экономических отношений предполагают заключение международных соглашений в рамках межгосударственных организаций и союзов. Глобализация мировой экономики приводит к созданию механизма глобального регулирования. Наиболее ярким проявлением тенденций глобализации стало углубление процессов экономической интеграции стран мира. На международной арене процессы экономической интеграции проявляются в создании региональных экономических союзов, т. е. в мировой экономике появляются целые объединения стран, выступающие фактически как единый экономический субъект.
Конкретные формы региональной интеграции — это создание зоны свободной торговли, таможенный союз и интеграция товарных рынков, создание общего рынка капиталов и рабочей силы, экономический и валютный союзы. Страны, заключающие региональные соглашения, стремятся с их помощью объединить экономические ресурсы, чтобы повысить свою конкурентоспособность на мировом рынке. «Ныне экономическая глобализация и регионализация идут рука об руку. Это отражает ситуацию, при которой государства стремятся получить абсолютный выигрыш от участия в мировой экономике и относительные преимущества в рамках региональных соглашений». 7
Сегодня одним из наиболее динамично развивающихся регионов мира, несомненно, является Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Лейтмотивом развития в регионе стала экономическая либерализация, региональная и глобальная интеграция. Наиболее крупной региональной организацией в АТР является Форум Азиатско-Тихоокеанского Экономического Сотрудничества (АТЭС). Эта организация была создана в 1989 г. в Канберре (Австралия).
В настоящее время экономики 21 страны — члена АТЭС составляют более половины глобального ВВП. На территории АТЭС проживает более чем 2.7 млрд. человек. Первичной целью АТЭС было способствовать экономическому росту и процветанию в регионе, с созданием в перспективе единой региональной экономики. АТЭС преследует эту цель посредством продвиже-
ния и развития торговой и финансовой (инвестиционной) либерализации, помощи развитию бизнеса, экономического и технического взаимодействия (кооперации).
Целью АТЭС является усиление региональной экономической интеграции путём отмены препятствий для торговли и инвестиций, усиления системы связей между поставками товаров и предоставлением услуг и улучшения условий для бизнеса. АТЭС постоянно стремится к улучшению действующей окружающей среды для бизнеса, улучшения доступа к торговой информации и упрощения законодательного процесса и процесса управления. АТЭС также содействует странам-членам в создании институциональных возможностей для получения сравнительных преимуществ от торговых и инвестиционных реформ. АТЭС способствует двусторонним и многосторонним переговорам по торгово-экономическим и научно-техническим вопросам в рамках соглашения ведущих стран мира «Структура сильного, устойчивого и сбалансированного роста в АТР».
Развитие эффективного частного сектора экономики является важным звеном успеха организации. Консультативный бизнес-совет (APEC Business Advisory Council (ABAC)), основанный в 1995 г., представляет интересы бизнеса в АТЭС. В него входят представители от каждой из 21 страны-члена АТЭС, а также специальные бизнес-представители, назначенные лидерами стран-членов АТЭС. Ежегодные саммиты АТЭС и регулярные встречи по вопросам промышленного развития (Industry Dialogues) также предоставляют возможности для региональных бизнес-лидеров взаимодействовать с лидерами АТЭС и выступать с ключевыми вопросами, влияющими на развитие бизнеса в регионе. АТЭС действует на основе не связанных обязательств и открытого диалога. Решения, принимаемые внутри АТЭС, основаны на принципе консенсуса и обязательства принимаются на добровольной основе.
АТЭС вносит важный вклад в продвижение концепции свободной торговли и инвестиций, экономического развития и процветания в АТР. Значительный прогресс был достигнут регионом на пути достижения целей Богорской декларации о свободной и открытой торговле и инвестициях в АТР к 2020 г. В настоящее время ключевыми приоритетами является расшире-
ние процессов либерализации региональной торговли и инвестиций в рамках АТЭС и продвижение дальнейших структурных
О
экономических реформ в странах — членах АТЭС.
Таким образом, в рамках АТЭС создаются условия для образования региональных полюсов экономического роста, формируется самая крупная в мире зона свободной торговли и инвестиций, которая способствует поддержанию международной конкурентоспособности и включению экономик стран АТР в систему современного мирового хозяйства.
Надо отметить, что на пути осуществления этой цели существует немало препятствий. Как отмечал Г. М. Локшин, это связано, в частности, с большим разнообразием исторических, политических, экономических и культурных различий между странами АТР. Поэтому, считает Г. М. Локшин, важным является не только конечный результат — трансформация всего АТР в зону свободной торговли товарами и услугами, свободного движения капиталов и трудовых ресурсов, а сам процесс движения к нему, обеспечивающий безопасность и политическую стабильность в регионе, устойчивый экономический рост и социальную стабильность внутри участвующих государств, которые стараются извлекать максимум выгоды для своего развития из реального сотрудничества и тесного взаимодействия со своими партнёрами по АТЭС. 9
Конечно, очевидно, что, при использовании общих закономерностей развития в условиях глобализации и широкого участия в международном сотрудничестве, каждая страна добивается успеха своим собственным путём. В то же время, понятие «развитие национальной экономики» включает в себя ряд общих для всех стран мира закономерностей развития национального хозяйства, которые могут быть использованы для разработки стратегии развития конкретной страны.
В целом в условиях глобализации в выигрыше оказываются прежде всего страны, обладающие конкурентоспособной экономикой, выдерживающие острую конкуренцию на мировых рынках, располагающие высоким уровнем научно-технического развития и высококвалифицированной, профессионально подготовленной рабочей силой. В условиях глобализации большую роль в развитии экономики страны и повышении уровня жизни
её населения играет активное участие страны в процессах международной экономической интеграции, а также членство в международных организациях.
Что касается России, то развитие взаимовыгодных торговоэкономических связей со странами АТР является одним из важных приоритетов её внешнеэкономической политики. Как отмечал К. Ю. Мурадов, в настоящее время «укрепилось понимание того, что условиями эффективной внешнеэкономической политики России является полноценная интеграция в глобальную торговую систему, а также участие в региональных экономических союзах, роль которых в мировой экономике постоянно возрастает». 10 Активное участие в АТЭС создаёт возможности для привлечения инвестиций и передовых технологий, в частности, на экономическое пространство Сибири и Дальнего Востока, а также доступа российских товаров на рынки стран-участниц Форума АТЭС.
В сентябре 2012 г. в России (Приморский край, г. Владивосток) прошёл 20-ый Форум АТЭС. Решение провести саммит АТЭС в Приморье было принято еще в 2007 г. За период подготовки к саммиту были реализованы крупные инфраструктурные проекты по развитию восточной части страны, и, в частности, Приморского края (в первую очередь, строительство газотранспортной системы «Сахалин-Хабаровск-Владивосток» и нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий Океан»), также были обновлены и преобразованы отдельные части Владивостока.
В ходе саммита президент России В. В. Путин провёл рабочие встречи со всеми представителями стран-участниц Форума АТЭС. На встречах обсуждались актуальные вопросы торговоэкономического сотрудничества и эффективности взаимовыгодной работы в целом, а также перспективы дальнейшего взаимодействия России и стран — членов АТЭС.
Итогом встречи стала совместная декларация, подписанная 21 страной-участницей саммита АТЭС-2012. Декларация конкретизирует меры по использованию достижений экономик региона в реализации приоритетов АТЭС, обозначенных в качестве ключевых на 2012 г.: 1) либерализация торговли и инвестиций- 2) региональная экономическая интеграция- 3) укрепление продовольственной безопасности. (Надо отметить, что страны-
участницы Форума АТЭС на данный момент уже ведут разработку мер, которые помогли бы стабилизировать продовольственный рынок. Предполагается, в частности, расширить доступ к продовольствию социально-уязвимых слоёв населения, а также привлечь инвестиции и инновационные технологии в сельское хозяйство) — 4) формирование надёжных транспортнологистических цепочек. (В частности, Россия предложила разработать более короткие и удобные маршруты перевозок между странами АТР и Европой) — 5) интенсивное взаимодействие для укрепления инновационного роста.
Эта декларация имеет несколько приложений: приложение А. Курс на инновационный рост- приложение В. Укрепление энергетической безопасности АТЭС. (В частности, участники саммита решили разработать план по сокращению совокупной энергоёмкости экономик к 2035 г. на 45% по сравнению с 2005 г.) — приложение С. Перечень экологических товаров АТЭС. (Участники саммита одобрили список экологических товаров АТЭС, в который входит 54 наименования товаров. Предполагается, что пошлины на них будут снижены к концу 2015 г. до 5% и менее (сейчас они достигают 25−30%). Пока речь, в основном идёт об энергетическом оборудовании и комплектующих для развития «зелёной энергетики», но в перспективе список экологических товаров будет расширяться) — приложение Э. Развитие взаимодействия в трансграничном образовании- приложение Е. Борьба с коррупцией и обеспечение транспарентности. 11
Важным итогом Форума стало предложение о создании единого образовательного пространства на территории АТР. Проект заключается в том, чтобы объединить научные центры, бизнес и образование. Также была заявлена возможность создания свободной экономической зоны торговли между Россией и странами АТР.
В рамках саммита был проведён ряд совещаний, посвящённых развитию отдельных регионов России, и, в том числе, -дальнейшему развитию Приморья и Красноярского края. В частности, было заключено несколько важных для развития этих регионов международных договоров. Был подписан меморандум о взаимопонимании между «Газпромом» и японским Агентством по природным ресурсам и энергетике относительно
строительства во Владивостоке завода по производству сжиженного природного газа, а также контракт на строительство в Красноярском крае лесохимического комплекса.
Подводя итоги саммита, В. В. Путин заявил, что задачи Форума полностью выполнены. «Удалось не только сохранить преемственность в деятельности АТЭС, но и обозначить новые горизонты, и, что очень важно, дать позитивный сигнал деловым кругам» — заявил президент России. 12
Как отмечали участники Второго азиатско-тихоокеанского форума, прошедшего 12−13 октября 2012 г. в Москве, совершенно очевидно, что поворот России в сторону Азиатско-Тихоокеанского пространства невозможен без ускоренного развития зауральской части России, существенного повышения качества жизни в Сибири и на Дальнем Востоке, дальнейшей модернизации производственной и социальной инфраструктуры восточной части страны. 13
Продолжением политики, заявленной Россией на саммите АТЭС во Владивостоке, стало заседание президиума Государственного Совета Р Ф, состоявшееся 29 ноября 2012 г. Заседание было посвящено вопросам развития Сибири и Дальнего Востока. На Заседании обсуждались вопросы реализации государственной программы развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 г., и, в частности, создания такой системы управления развитием, которая соответствовала бы задачам ускоренного подъёма восточных территорий России.
Выступая на Заседании, президент России В. В. Путин ещё раз подчеркнул, что необходимо в полной мере использовать соседство с динамичными странами АТР не только для подъёма дальневосточных территорий, но и для дальнейшего развития нашей страны в целом, а также активно участвовать в развитии интеграционных процессов на всём пространстве Азиатско-Тихоокеанского региона. 14
1 Паньков В. С. «Глобализация экономики: Qualis es et quo vadis?», МЭиМО, № 1, 2011, с. 16.
л
Эльянов А. Я. «Глобализация и догоняющее развитие», МЭиМО, N 1, 2004, с. 4.
3 Alkaly R. «The New Economy. Farrar, Straus and Giroux», N.Y., 2003, p. 20.
4 Иванова Н. И. «О формировании важнейшего сегмента инновационной экономики», МЭиМО, № 1, 2011, с. 121.
5 Максимова М. М. «Проблемы стабильности мировой экономики», МЭиМО, № 9, 2004, с. 9.
6 Там же.
Глобализация: Контуры XXI века, ч. II, М., 2004, с. 199.
о
Australian Government. Department of Foreign Affairs and Trade. Asia-Pacific Economic Cooperation (APEC). Overview.
(http: //www. dfat. gov. au/apec).
9 Локшин Г. М. «АТЭС во втором десятилетии XXI века» // «Владивосток 2012: АТЭС и новые возможности России», М., 2011, с. 68.
10 Мурадов К. Ю. «Опыт участия России в форуме АТЭС и её подготовка к председательству в АТЭС в 2012 г.» // «Владивосток-2012: АТЭС и новые возможности России», М., 2011, с. 165.
11 Vladtime. ru. Информационный канал. Новости Владивостока. (http: //www. vladtime. ru/hournews/12 848-itogi-sammita-ates-2012. html).
12 Мнения. т (http: //mnenia. ru/rubric/finance/sammit-ates-itogi).
13
Азиатско-Тихоокеанские ориентиры России после саммита АТЭС во Владивостоке, М., 2013, с. 5,7.
14 Там же, с. 24.

Показать Свернуть
Заполнить форму текущей работой