Реструктуризация информационной системы региональных распределительных комплексов на основе применения инновационного логистического инструментария

Тип работы:
Реферат
Предмет:
Экономические науки
Узнать стоимость новой

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНАЛЬНЫХ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ЛОГИСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ
ХАЛЫН В.Г. ,
аспирант, Ростовский государственный экономический университет («РИНХ»), e-mail: vg@sklp. biz
Обозначены пути логистической реструктуризации информационной составляющей потоковых процессов, функционирующих в рамках региональных распределительных комплексов, выявлен ряд мер логистического развития информационной системы управления комплексом складирования и грузопереработки, представлены основы процесса формирования инновационного логистического инструментария управления, направленные на развитие логистической инфраструктуры в рамках повышения эффективности функционирования региональных логистических распределительных комплексов.
Ключевые слова: региональный логистический распределительный комплекс- инновационный инструментарий логистического управления- информационная система управления складским комплексом.
The author has indicated the ways of the logistics restructuring of the information component of the flow processes, that function on the level of the regional distribution centers and suggested a number of measures of the logistics development of the information system for management of warehousing and cargo handling complexes. There has been presented the basis of the formation process of innovative logistics management tools, that are supposed to develop logistics infrastructure in order to make the work of regional logistics complexes more efficient.
Keywords: regional logistics complex- innovative logistics management tools- information warehouse complex management system.
Коды классификатора JEL: O18, R13.
Мировая глобализация и растущая динамичность развития рыночной экономики предопределяют потребности внутренних рынков и ставят новые задачи перед экономикой регионов России. Для того чтобы успешно функционировать в рыночных условиях, полноценно удовлетворять потребности экономических субъектов, в системе товародвижения на региональном уровне организации логистических систем должна быть сформирована система региональных распределительных центров.
При формировании системы региональных распределительных центров необходимо учитывать состояние и возможности экономики регионов РФ, а также мировую практику развития распределительных систем. Значительный рост объемов товародвижения и, соответственно, динамика передвижения материальных и информационных потоков, предопределяют качественные изменения в организации и функционировании региональных распределительных центров. Но в данный момент, в сложившихся экономических условиях, распределительная система регионов характеризуется недостаточной развитостью складской и логистической инфраструктуры и с трудом встраивается в общую логистическую систему распределения Российской Федерации. В результате снижается производительность и эффективность функционирования складского комплекса страны.
Это обстоятельство требует существенного пересмотра механизма функционирования распределительной системы регионов России на основе логистического подхода, подразумевая под ним формирование логистических систем организационно-экономического, информационного и иного порядка, назначение которых состоит не только в обеспечении более совершенного уровня обслуживания потребителей,
© В. Г. Халын, 2011
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2
но и в активизации выполнения международных требований в области ответственного хранения грузов.
Отсюда следует высокая актуальность решения задач, направленных на развитие логистической инфраструктуры, в частности на реформирование и рациональное размещение региональных логистических распределительных комплексов (РЛРК), как неотъемлемой и ключевой составляющей, обеспечивающей повышение эффективности функционирования распределительной системы РФ.
Сегодня в России идет процесс формирования экономики инновационного типа, предполагающий интенсивное развитие и внедрение информационных технологий, обоснованное создание конкурентной среды в сфере товародвижения, развитие сотрудничества и взаимодействия в системе экономических взаимоотношений между участниками процесса распределения продукции. Логистика и логистический менеджмент предполагают усиление интеграционных тенденций в региональной экономике, требуют поиска оперативных и функциональных рыночных механизмов, обеспечивающих эффективное функционирование распределительного комплекса страны.
Формирующаяся в России экономика инновационного типа может быть охарактеризована, как:
• Экономика информационного общества, где информация является одновременно продуктом и предметом труда.
• Экономика сетевых форм организации бизнеса, с созданием товаросопроводительных цепей, обеспечивающих каналы товародвижения.
• Экономика сервисного типа, с усилением значения услуг, направленных на удовлетворение интересов потребителя и главным принципом развития бизнеса.
Выделение непрофильного бизнеса из структуры компаний открывает перспективы для развития аутсорсинга, в частности, развития региональных логистических распределительных центров (РЛРЦ), как звена в сети товародвижения страны. Развитие интернет-технологий и использование их в логистической деятельности позволяет дистанционно управлять материальным потоком, не привязываясь к месту и времени, концентрируясь на решении конкретной задачи — удовлетворении потребности конечного получателя (потребителя) продукции, с решением этой задачи в рамках оптимизации единой логистической сети.
Логистическая сеть объединяет в единую бизнес-схему предприятия сферы производства и организации торговой, транспортной, складской и иной инфраструктуры, специализирующейся на оказании услуг, и осуществляет координацию их действий посредством единой информационной сети.
Таким образом, РЛРЦ, встраиваясь в сетевую организацию бизнес-процессов, оптимизируя использование всех видов ресурсов, координируя внутрипроизводственные и внешние связи, становятся важным звеном уникальной инновационной Сети современного этапа эволюции бизнеса.
На основании изучения потребностей компаний, представленных на внутреннем рынке России в настоящее время, к структуре российского рынка логистических услуг можно добавить потребность в следующих услугах дополнительного сервиса (рис. 1):
• Услуги кросс-докинга (Cross-Docking — переотправка, отгрузка товаров поступивших на склад минуя зону хранения).
• Услуги по логистике возвратов — прием возвратного груза у клиентов, экспедирование на склад, сортировку, разбраковку и переупаковку, оформление документации.
• Услуги по подготовке и оформлению товаросопроводительной документации в объеме требований как российского законодательства, так и конкретных Поклажедателей или грузополучателей.
• Структурные логистические услуги.
Применение компьютерных технологий интеграции систем провайдера и Поклажедателя, оперативный обмен информацией, в целях быстрого реагирования на изменение материального потока, позволяет Поклажедателю поддерживать товарный запас на оптимальном уровне, тем самым в конкретной цепи поставок снижать издержки и увеличивать объемы продаж.
• Предоставление провайдером оперативной отчетно-аналитической информации Поклажедателю об остатках, оборачиваемости, комплектации, партионном учете, сроках годности и т. п.
• Консалтинговые услуги по адаптации клиентов, входящих на региональный рынок для продвижения своей продукции.
• Утилизация отходов.
• Учет, хранение и вторичное использования оборотной тары.
При этом уже существующие структурные услуги необходимо дополнить такими инновационными предложениями для российского рынка как:
• транспортные услуги — оказываются с отслеживанием в реальном режиме времени местоположения транспортных средств и прогнозированием времени доставки (через системы спутникового слежения), что позволяет оптимально рассчитать время поступления продукции на РЛРК или конечному получателю продукции, способствуя оптимизации внутрилогистических процессов-
складские услуги — включают в себя не только углубленную обработку грузов — фасовку, переупаковку, создание новой товарной единицы (ТЕ) (комплектация и единая упаковка нескольких единиц продукции), но и производство, и нанесение на продукцию маркировочных ярлыков (стикеров) с информацией и шрих-кодированием, необходимых для розничной (и/или мелкооптовой) реализации продукции Поклажедателя конечному потребителю.
Рис. 1. Услуги дополнительного сервиса1
Рис. 2. Инновационные черты, дополняющие структурные логистические услуги2
Данный вид сервисной услуги позволяет Поклажедателю получить конкурентное преимущество перед иными Поставщиками продукции розничного Продавца (ритейлера), т.к. освобождает ритейлера от дополнительных затрат по предпродажной подготовке продукции в объеме, необходимом для розничной реализации конечному покупателю.
1 Авторская разработка
2 Авторская разработка
ТЕ1ОДА ЕООМОМЮУБ ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2
TERRA ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2
Анализируя современную структуру рынка логистических услуг, нельзя обойти вниманием существующую классификацию операторов данного вида услуг [6, с. 37]:
• 1 PL (First Party Logistics) — все операции с продукцией выполняет сам собственник самостоятельно-
• 2 PL (Second Party Logistics) — независимые логистические операторы, оказывающие услуги по транспортировке и управлению складскими помещениями-
• 3 PL (Third Party Logistics) — независимые логистические операторы, оказывающие расширенный перечень услуг, включающий в себя углубленную обработку грузов (складирование, перегрузку, фасовку и т. п.) и услуги по ответственному хранению со значительной добавленной стоимостью. Услуги оказываются лично или с привлечением субподрядиков-
• 4 PL (Fourth Party Logistics) — системные логистические операторы, осуществляющие интеграцию всех звеньев логистической цепи поставок, управление сетевой логистикой на основе информационной системы, управляющей ресурсными и материальными потоками-
• 5 PL (Fifth Party Logistics) — «виртуальный логистический сервисный провайдер" — оператор, использующий ноу-хау в управлении логистическими сетевыми предприятиями без управления физическими процессами.
Сегодня в России слабо представлены отечественные логистические провайдеры уровня 3 PL, (уровня 4 PL — практически нет), обеспечивающие основное достоинство данного уровня — комплексный, взаимоувязанный подход к решению всех задач, стоящих перед отдельными звеньями (транспорт и транспортная логистика, складская логистика, управление поставками и отгрузками и т. п.). РЛРЦ по определению должны отвечать уровню 3 PL, т.к. через управление материальным потоком, в т. ч. транспортировкой, складированием, запасами продукции, достигается оптимальная оборачиваемость материальных ресурсов, и как следствие через снижение издержек достигается желаемый уровень повышения конкурентоспособности и рентабельности бизнеса Поклажедателя.
Все услуги, предлагаемые логистическими провайдерами, имеют одну цель — повысить эффективность функционирования бизнеса обслуживаемых фирм и организаций за счет совершенствования технологий бизнес-процессов и способствовать его дальнейшему развитию. На данный момент в России чаще всего задачу повышения эффективности бизнеса решают за счет снижения затрат, а не совершенствования бизнес-процессов. Инновационный подход к созданию нового типа РЛРЦ и должен заключаться, на наш взгляд, во включении в его деятельность отдельных услуг, характерных для логистического провайдера уровня 4 PL, и тем самым через совершенствование базовых услуг 3 PL-провайдера, в том числе и оказывая влияние на бизнес-процессы обслуживаемых фирм, обеспечить поступательное развитие практической логистики в России на инновационной основе.
Роль РЛРЦ в современной, а особенно в экономике недалекого будущего, соизмерима с расширением функций за пределы материального и информационного потоков, в результате чего активное включение в сервисный поток будут только возрастать.
Сервисный поток — новое направление в инновационной логистической деятельности РЛРЦ. Сюда относятся услуги РЛРЦ Поклажедателю по организации страхования (перестрахования) хранимых и (или) перевозимых грузов, услуги по предоставлению оборудованных площадок для организации сервисного обслуживания техники и оборудования, обучающих центров направленных на продвижение продукции на рынке, центров продаж, рекламы и маркетинга, возможность аренды погрузочной техники и техники для перемещения продукции с оператором или без такового, а также сервисные услуги по подготовке и электронному обмену аналитической информацией, учету оборотной тары и упаковки, утилизации отходов и другие услуги.
С объединением в деятельности РЛРЦ функций по обслуживанию материального, информационного и сервисного потока можно говорить о создании нового типа логистического центра — Регионального логистического распределительного комплекса (РЛРК).
Согласно мнению профессора Афанасенко И. Д., «совокупность потоков — материальных, информационных, финансовых и сервисных выражается через производное понятие «экономический поток» [5].
Одной из реальных форм существования и обслуживания экономического потока и должны стать РЛРК.
РЛРК органично вписываются и в понятие интегрированной логистики. Интегрированная логистика основывается на необходимости различных предприятий, входящих в цепь поставок, работать на общий конечный результат.
Одной из важнейших функций деятельности РЛРК является сокращение времени на обработку продукции и увеличение скорости ее оборачиваемости. Выполнение этой функции требует эффективной организации современных логистических процессов, передвижение которых невозможна без применения информационных технологий.
Рассматривая всю совокупность анализируемых процессов современного экономического потока, можно говорить о необходимости включения РЛРК в следующие процессы интегрированной логистики механизма функционирования распределительной системы регионов России на инновационной основе:
¦ В товаропроводящей сети — интеграция Поставщика (продавца), Провайдера, Мелкооптового покупателя, Ритейлера (розничного продавца), Потребителя, т. е. субъектов логистической деятельности, направленной на Продукт (Товар), т. е. объект деятельности. В процессе прохождения Продукта по логистической цепи товародвижения происходит доведение его до необходимой кондиции необходимой (или предлагаемой) Потребителя (ю) на момент получения им Продукта.
Например: При проведении конкретной акции по продвижению продукции на рынке или организации оперативного сбыта имеющейся продукции перед получением Товара с улучшенными свойствами, Ритейлером или Поставщиком продукции принимается решение по изменению комплектации или объединению различных товарных единиц, с созданием новой товарной единицы, продукции уже находящейся в цепи товародвижения (например, у логистического Провайдера) или возврат имеющихся Товаров у Ритейлера не Поставщику, а логистическому Провайдеру для проведения вышеуказанных действий с товаром. Дополнительной, по сути адаптивной функцией является маркировка новой товарной единицы (Товара) по заданию, шрих-кодом и указанием информации необходимой для возможности продажи данного товара Ритейлером Покупателю. Здесь же можно привести примеры с продажей товара к праздникам — Новому году, 23 Февраля, 8 Марта и т. п., которые требуют или специального оформления, или комплектации, с последующим изменением оформления, комплектации, маркировки и т. п. в отношении нереализованной продукции.
¦ В информационном обеспечении — интеграция провайдеров IT-услуг. Оперативное дистанционное управление процессом товародвижения не возможно без сопряжения различных систем учета товародвижения, отлаженных и адаптированных у каждого конкретного участника логистической цепи под собственные нужды. Здесь объективно и логично, в качестве организатора, выступить логистическому провайдеру.
¦ В процессном управлении (управление бизнес-процессами) — необходимость интеграции в товаропроводящей сети и информационном обеспечении, а так же оказание большого количества сервисных услуг всем конкретным звеньям логистической цепи логистическим Провайдером, который изначально является важным звеном в формировании структуры бизнес-процессов, так и как следствие — важной частью становления структуры управления бизнес процессами.
Рассматриваемые функции РЛРК напрямую указывают влияние на его органичную встраиваемость в структуру интегральной логистики уровня 4PL, без развития которой в будущем российская экономика не сможет соответствовать международному уровню оказания логистических услуг и участвовать в процессах международного разделения труда и механизмов товародвижения. Актуальность данного положения значительно возрастет с вступлением России в ВТО.
Различия в основных процессах логистики распределительной системы, в которые интегрируется РЛРК, наглядно продемонстрированы на рисунке 3.
Таким образом, преимущество РЛРК заключается в эффективном участии в таких ключевых звеньях бизнес-процесса цепи поставок, как управление выполнением заказов, информационно-аналитическое и практическое обслуживание, поддержка и развитие производственных процессов потребителей собственных услуг и конечных потребителей, доведение качества продукции до ее коммерческого использования, управление возвратными материальными потоками, предоставление услуг дополнительного сервиса. Перспективными задачами РЛРК являются усилия по координации различных процессов и совершенствованию бизнес-процессов обслуживания клиентов. Важной составляющей частью услуг дополнительного сервиса может являться также оказание РЛРК консалтинговых услуг по адаптации клиентов, входящих на региональный рынок для продвижения своей продукции. Данный вид услуг способствует развитию регионального конкурентного потенциала, привлечению новых компаний, расширению межрегиональных связей и развитию российской товаропроводящей сети в целом.
С учетом проведенного анализа, рассматривая позиционирование РЛРК в существующей классификации логистических провайдеров, можно говорить о создании нового, инновационного провайдера и предложить обозначать его в классификаторе дополнительным индексом — «i» (innovation).
Например: 3 PLi (Third Party Innovation Logistics) — провайдер инновационных логистических услуг. Данный индекс может присваиваться провайдеру, оказывающему комплекс инновационных услуг по обслуживанию материального, информационного и сервисного логистического потока.
Введение индекса «i» в классификатор провайдерских услуг органично вписывается в определения инновационной логистики, инновационного потенциала логистики, инновации в логистике, данные учеными Афанасенко И. Д. и Борисовой В. В. [5] как качественные характеристики и организационные
TERRA ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2
TERRA ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2
приемы, способность и новый подход к функциям логистики, обеспечивающий устойчивое генерирование и внедрение нововведений во всех ее функциональных областях
Рис. 3. Процессы логистики распределительной системы, в которые интегрируется РЛРК
Создание РЛРК, по своей сути, является новацией в логистике, развивает ее инновационный потенциал, создает новую качественную характеристику и организационные приемы — инновационную логистику.
Реализация новой структуры функционирования распределительной системы страны, основанной на инновационной реструктуризации региональных распределительных центров, даст возможность России полнее использовать свои географические и геополитические преимущества и занять достойное место в мировой глобальной экономике.
ЛИТЕРАТУРА
1. Альбеков А. У., Грибов Е. М. Закономерности развития транспортно-складской логистики на региональном уровне. Ростов-н/Д: РГЭА, 1999.
2. Аникин Б. А. Логистика / Под ред. Аникина Б. А., Родкиной Т. А. М.: Т К Велби, Изд-во Проспект, 2007.
3. Гаджинский А. М. Современный склад. Организация, технологии, управление и логистика: учеб. Практическое пособие. М.: Т К Велби, Изд-во Проспект, 2007.
4. НиколайчукВ.Е. Логистический менеджмент: Учебник. М.: «Дашков и К0», 2009.
5. Основы логистики: Учебник для вузов / Под ред. В. Щербакова. СПб, 2009.
6. Gericke J. Etappen biz zum 5PL // LOGISTIC HEUTE. 2003. № 4. p. 37.

Показать Свернуть
Заполнить форму текущей работой