Место и роль гражданского воспитания в системе образования Российской Федерации (анализ образовательных документов)

Тип работы:
Реферат
Предмет:
Народное образование. Педагогика
Узнать стоимость новой

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ
УДК 37. 017. 4(47)
ББК Ч420. 052+Ч404. 1(2Рос) ГСНТИ 14. 25. 05 Код ВАК 13. 00. 02
Гребенев Игорь Васильевич,
доктор педагогических наук, профессор, Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского- 603 950,
Нижний Новгород, пр. Гагарина 23, к. 3- e-mail: Grebenev@phys. unn. ru.
Салехи Захра Мотаахед,
аспирант Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского- 603 950, Нижний Новгород, пр. Гагарина 23- e-mail: Zsalehi22@gmail. com.
МЕСТО И РОЛЬ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ)
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: гражданское воспитание- гражданственность- система образования РФ- образовательные документы.
АННОТАЦИЯ. Образовательная система каждого государства имеет индивидуальные особенности, их специфика определяется целями государства. Это проявляется на разных уровнях системы образования: школа, внеклассная и внешкольная работа, работа с учебниками и др. Однако первостепенное значение в этой связи имеют официальные государственные документы. В них систематизированы цели и задачи, которые государство ставит перед образовательными учреждениями в разных областях образования, и в том числе в сфере гражданского воспитания. Таким образом, в статье рассмотрены основные образовательные документы Российской Федерации (в том числе Национальная доктрина образования, концепция модернизации образования, государственные программы гражданского и патриотического воспитания, методические письма Министерства образования в сфере гражданского воспитания и т. д.) с целью выявления в них задач, которые государство ставит перед системой образования с точки зрения гражданского воспитания. Методологической основой для проведения работы является контент-анализ текста документов. В результате исследования образовательных документов были выявлены следующие параметры, выступающие в качестве цели и задач гражданского воспитания: формирование гражданской компетентности личности, воспитание учащихся в духе патриотизма, формирование правовой компетенции учащихся, привитие гражданам чувства гордости и глубокого почитания символов Российской Федерации, формирование у учащихся чувства толерантности и чувства ответственности.
Grebenev Igor Vasilyevich,
Doctor of Pedagogy, Professor at Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Russia.
Salehi Zahra Motaahed,
Postgraduate student at Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Russia.
THE PLACE AND ROLE OF CITIZENSHIP EDUCATION IN THE EDUCATIONAL SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION (ANALYSIS OF EDUCATIONAL DOCUMENTS)
KEY WORDS: citizenship education, citizenship, the educational system of the Russian Federation, educational documents.
ABSTRACT. Educational system of each state has its individual peculiarities, and their specificities are defined through the state'-s objectives. It is revealed on different levels of educational system: school, extraclass and ex-traschool activities, teacher'-s explanatory work etc. However, the official acts thereupon have the primary importance. They systematise goals and objectives, which the government brings to educational establishments in various fields of education, including the field of citizenship education. Therefore, main educational documents of the Russian Federation are examined in this article (including the National Doctrine of Education, the concept of educational modernisation, government programmes of civic and patriotic education, instructions of Ministry of Education in the scope of citizenship education etc.) for the purpose of bringing to light goals which the government addresses to the educational system in terms of citizenship education. The content analysis of the text of a document is a methodological basis for the execution of work. The results of educational documents research revealed the following characteristics, acting as goals and objectives of civic education: the formation of civic competence of a personality, the education of students in the spirit of patriotism, the development of legal competence of students, cultivating a sense of pride and profound respect for symbols of the Russian Federation, the development of tolerance and responsibility in students.
Образование является одним из самых важных факторов развития современного общества. В XXI веке резко увеличивается потребность государства в высокообразованных, культурных гражда-
© Гребнев И. В., Салехи З. М., 2015
нах, уважающих свою Родину и умеющих вести межнациональные диалоги.
В «Концепции модернизации российского образования от 11. 01. 2002» необходимость существенных изменений в систе-
ме образования обуславливается следующими факторами:
— ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору-
— переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности-
— возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества [11].
Таким образом, одной из основных задач правительство Российской Федерации видит развитие системы образования с уклоном на воспитание сознательного гражданина своей странны, обладающего достаточным уровнем знаний и культуры, чтобы не только развивать свое государство, но и достойно представлять его на мировой арене. Согласно программе развития воспитания в системе образования России на 19 992 001 гг., за которой последовало одобрение аналогичной программы на период 20 022 004 гг., одной из главных целей государственной образовательной политики является гражданское и патриотическое воспитание [14].
В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» от 4 октября 2000 г. указана связь образовательной программы с проблемами развития российского общества, в результате чего государство ставит перед системой образования следующие цели:
— восстановление статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки, высоких технологий и экономики-
— создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России-
— развитие культуры межэтнических отношений-
— воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью [7].
В «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации от 21 мая 2003 г.» зафиксировано, что в стране в конце ХХ — начале XXI века «резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма» [6]. Именно патриотизм как явление
способен восстановить исконно русский дух каждой отдельной личности и объединить народ в единое гражданское общество [4].
Патриотически настроенный, достойный гражданин российского государства должен любить Родину, быть преданным своему Отечеству, стремиться служить его интересам и быть готовым на самопожертвование с целью защиты государства. Именно такое отношение к своей Родине является «важным внутренним мобилизующим ресурсом развития общества» [6].
На сегодняшний день наиболее эффективным способом формирования гражданственности являются уроки и воспитательные мероприятия, которые входят в курс гражданского образования [1].
Главной целью гражданского образования, согласно Письму от 15 января 2003 г. «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации», является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе [9, с. 3]. Эта же цель была ранее зафиксирована в Письме Министерства образования РФ от 6 февраля 1995.
Наша главная задача — выявить составляющие гражданского воспитания, зафиксированные в образовательных документах Российской Федерации. Для реализации поставленной цели государство предусматривает решения нескольких важнейших задач, которые стоят перед правительством и образовательными учреждениями.
1. Формирование гражданской компетентности личности [11]:
— познакомить учащихся с их правами и обязанностями-
— научить реализовывать полученные знания на практике.
В примерной образовательной программе начального образования за 2010 год также находится подтверждение данной задачи:
— формирование представлений об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении-
— формирование элементарных представлений о правах и обязанностях гражданина России [12].
Наличие этих целей в программе для начального этапа образования говорит об острой необходимости в формировании компетентности гражданина, начиная с самого раннего сознательного возраста ребенка.
2. Воспитание учащихся в духе патриотизма.
Согласно государственной программе патриотического воспитания граждан РФ на 2001−2005 годы, патриотически развитая личность «способна успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время» [3]. Основной задачей составители данной программы видят в «формировании патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранении и развитии чувства гордости за свою страну» [3].
Гражданское воспитание неразрывно связано с патриотическим. Учителя и преподаватели должны учитывать национальные особенности русского патриотизма: «высокую гуманистическую направленность российской патриотической идеи, соборность и законопослушание, общность как устойчивую склонность и потребность россиян к коллективной жизни, особую любовь к родной природе». [6]
Патриотизм является одной из основных черт гражданственности. Поэтому «воспитание ребенка в духе любви к Родине» является одной из задач, прописанных в примерной основной образовательной программе начального общего образования за 2010 год.
В концепции патриотического воспитания молодежи в Общероссийской общественно-государственной организации «ДОСААФ» на период до 2020 года рассмотрено состояние мотивации к служению в армии за прошлые десятилетия и выявлено, что уровень мотивированности среди молодежи слишком низкий. Поэтому появляется задачи:
— формировать у молодежи отношение к защите Отечества как к священному долгу и обязанности гражданина РФ-
— обеспечить моральную и психологическую готовность населения к военной службе [5].
3. Формирование правовой компетенции учащихся.
— воспитание уважения к Конституции Российской Федерации [8],
— воспитание уважения к закону [11]-
— воспитание уважения к нормам общественной жизни [6]-
— воспитание уважения к правам, свободам, обязанностям человека [12].
В постановлении министерства «О гражданско-правовом образовании учащихся образовательных учреждений Российской Федерации» от 19. 03. 96 подчеркивается важность развития правовой грамотности, что переход к правовому государству невозможен без развития правового образования [10].
В документе «Стратегия развития исторического и обществоведческого образо-
вания в общеобразовательных учреждениях» от 28. 12. 94 подчеркивается, что для установления демократического устройства необходимо расширять знания в области Конституции Р Ф, прав человека, института гражданства, уважения отдельно взятого индивида, народов и культур [15].
4. Привитие гражданам чувства гордости и глубокого почтения к символам Российской Федерации — герба, флага, гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества [6]. Эта же цель предусматривается в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016−2020 годы» [2].
В программе воспитательной работы по патриотическому воспитанию школьников «Я — гражданин России» 2013−2018г. В качестве одной из задач программы указано, что нужно формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России [13].
5. Формирование у учащихся чувства толерантности, уважения к чужому мнению, нетерпимого отношения к ксенофобии, этнофобии, шовинизму. [9, с. 5].
Россия является федеративной державой, обладает огромной территорией, на которой проживает множество народов. Каждая народность имеет набор собственных культурных ценностей. В понятие достойного гражданина входит также осмысление человеком себя как части единого государства с множеством культур. Каждый человек должен уважительно относиться к системе ценностей других народностей на территории одной державы.
Школа обязана привить учащимся осознание того, что «патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму, шовинизму» [6].
6. Формирование у учащихся чувства ответственности
— ответственность за окружающую среду-
— формирование ответственности за выполнение своих социальных ролей [9, с. 5].
Культура поведения достойного гражданина включает в себя уважительное отношение к природным ресурсам государства. Учащиеся должны осознавать важность тесного взаимодействия природных, социальных и экономических ресурсов страны.
— Формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения.
— Развитие умения отвечать за свои поступки.
— Формирование негативного отношения к нарушениям порядка в классе, до-
ма, на улице, к невыполнению человеком его обязанностей [12].
Таким образом, в результате анализа действующих нормативных документов, нами были выявлены следующие параметры, характеризующие гражданское воспитание и одновременно определяющие цели и задачи его организации в учебных заведениях и внешкольной среде: 1) формирование гражданской компетентности личности, 2) воспитание учащихся в духе патриотизма, 3) формирование правовой компе-
тенции учащихся, 4) привитие гражданам чувства гордости и глубокого почитания символов Российской Федерации, 5) формирование у учащихся чувства толерантности, 6) формирование у учащихся чувства ответственности.
Задача школы — воспитать всесторонне развитого, достойного гражданина своего государства и не упустить ни одного из регламентированных государством факторов гражданского образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Азаров В. А. Технология критического мышления в учебной и воспитательной работе в качестве классного руководителя. URL: http: //lib. znate. ru/docs/index-158 856. html.
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016−2020 годы». URL: http: //bda-expert. com/2015/04/gosudarstvennaya-programma-patrioticheskoe-vospitanie-grazhdan-rossijskoj-federacii-na-2016−2020-gody-proekt.
3. Государственная программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2001−2005 гг. М., 2001. URL: http: //www. ainros. ru/ssylki/patr_vos. htm.
4. Ильич Л. В. Современный российский патриотизм: сущность, особенности, основные направления // studia humanitatis. № 2. 2013.
5. Концепции патриотического воспитания молодежи в Общероссийской общественно-государственной организации «ДОСААФ» на период до 2020 года. URL: http: //www. dosaaf. ru/2012−12−27−22−42−58/3120.
6. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации: от 21 мая 2003 г. № 2 (12)-п4, URL: http: //www. gospatriotprogramma. ru/the-concept-of-patriotic-education-is-the-basis-of-the-state-program-/on-approval-of-the-concept-of-patriotic-education-protocol-. php.
7. Национальная доктрина образования в Российской Федерации: Постановление от 4 октября 2000 г. N 751, г. Москва. 2000. URL: http: //elementy. ru/Library9/Doctrina. htm.
8. О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Письмо Минобразования Р Ф от 6. 02. 1995.
9. О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Письмо Минобразования Р Ф, Информационно-методическое письмо Минобразования Р Ф № 13−51−08/13 от 15. 01. 2003. 13 ст.
10. О гражданско-правовом образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации: Письмо М О РФ от 19. 03. 96. N 391/11. 1996. URL: http: //www. edu. ru/db-mon/mo/data/d96/l39111. html.
11. Приложение к приказу Минобразования России от 11. 02. 2002. N 393. О концепции модернизации российского образования. На период до 2010 года. URL: http: //www. edu. ru/db/mo/data/d02/393. hаtml.
12. Примерная основная образовательная программа начального общего образования // М., 2010. URL: http: //www. twirpx. com/file/239 457.
13. Программа воспитательной работы по патриотическому воспитанию школьников «Я — гражданин России» 2013−2018г. URL: http: //festival. 1september. ru/articles/418 015.
14. Программа развития воспитания в системе образования России на 1999−2001 годы. От 18. 10. 99. N 574. М., 1999. URL: http: //www. edu. ru/db/mo/Data/d99/n574. html.
15. Стратегия развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях: решение коллегии МО РФ от 28. 12. 1994 г. URL: http: //window. edu. ru/cata-log/pdf2txt/467/22 467/5800?p_page=9.
LITERATURE
1. Azarov V. A. Tekhnologiya kriticheskogo myshleniya v uchebnoy i vospitatel'-noy rabote v kachestve klassnogo rukovoditelya. URL: http: //lib. znate. ru/docs/index-158 856. html.
2. Gosudarstvennaya programma «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossiyskoy Federatsii na 20 162 020 gody». URL: http: //bda-expert. com/2015/04/gosudarstvennaya-programma-patrioticheskoe-vospitanie-grazhdan-rossijskoj-federacii-na-2016−2020-gody-proekt.
3. Gosudarstvennaya programma patrioticheskogo vospitaniya grazhdan Rossiyskoy Federatsii na 20 012 005 gg. M., 2001. URL: http: //www. ainros. ru/ssylki/patr_vos. htm.
4. Il'-ich L. V. Sovremennyy rossiyskiy patriotizm: sushchnost'-, osobennosti, osnovnye napravleniya // studia humanitatis. № 2. 2013.
5. Kontseptsii patrioticheskogo vospitaniya molodezhi v Obshcherossiyskoy obshchestvenno-gosudarstvennoy organizatsii «DOSAAF» na period do 2020 goda. URL: http: //www. dosaaf. ru/2012−12−27−22−42−58/3120.
6. Kontseptsiya patrioticheskogo vospitaniya grazhdan Rossiyskoy Federatsii: ot 21 maya 2003 g. № 2 (12)-p4, URL: http: //www. gospatriotprogramma. ru/the-concept-of-patriotic-education-is-the-basis-of-the-state-program-/on-approval-of-the-concept-of-patriotic-education-protocol-. php.
7. Natsional'-naya doktrina obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii: Postanovlenie ot 4 oktyabrya 2000 g. N 751, g. Moskva. 2000. URL: http: //elementy. ru/Library9/Doctrina. htm.
8. O grazhdanskom obrazovanii uchashchikhsya obshcheobrazovatel'-nykh uchrezhdeniy Rossiyskoy Federatsii. Pis'-mo Minobrazovaniya RF ot 6. 02. 1995.
9. O grazhdanskom obrazovanii uchashchikhsya obshcheobrazovatel'-nykh uchrezhdeniy Rossiyskoy Federatsii. Pis'-mo Minobrazovaniya RF, Informatsionno-metodicheskoe pis'-mo Minobrazovaniya RF № 13−5108/13 ot 15. 01. 2003. 13 st.
10. O grazhdansko-pravovom obrazovanii uchashchikhsya v obshcheobrazovatel'-nykh uchrezhdeniyakh Rossiyskoy Federatsii: Pis'-mo MO RF ot 19. 03. 96. N 391/11. 1996. URL: http: //www. edu. ru/db-mon/mo/data/d96/l39111. html.
11. Prilozhenie k prikazu Minobrazovaniya Rossii ot 11. 02. 2002. N 393. O kontseptsii modernizatsii rossiyskogo obrazovaniya. Na period do 2010 goda. URL: http: //www. edu. ru/db/mo/data/d02/393. hatml.
12. Primernaya osnovnaya obrazovatel'-naya programma nachal'-nogo obshchego obrazovaniya // M., 2010. URL: http: //www. twirpx. com/file/239 457.
13. Programma vospitatel'-noy raboty po patrioticheskomu vospitaniyu shkol'-nikov «Ya — grazhdanin Rossii» 2013−2018g. URL: http: //festival. 1september. ru/articles/418 015.
14. Programma razvitiya vospitaniya v sisteme obrazovaniya Rossii na 1999−2001 gody. Ot 18. 10. 99. N 574. M., 1999. URL: http: //www. edu. ru/db/mo/Data/d99/n574. html.
15. Strategiya razvitiya istoricheskogo i obshchestvovedcheskogo obrazovaniya v obshcheobrazovatel'-nykh uchrezhdeniyakh: reshenie kollegii MO RF ot 28. 12. 1994 g. URL: http: //window. edu. ru/cata-log/pdf2txt/467/22 467/5800?p_page=9.
Статью рекомендует д-р пед. наук, профессор К. Д. Дятлова.

Показать Свернуть
Заполнить форму текущей работой