Особенности мотивации при девиантных поведенческих проявлениях у подростков

Тип работы:
Реферат
Предмет:
Психология
Узнать стоимость новой

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

УДК 159. 923:316. 6
ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ПРИ ДЕВИАНТНЫХ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЯХ У ПОДРОСТКОВ
Спирина В. Л.
Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия (199 034, Санкт-Петербург,
наб. Макарова, д. 6.), e-mail: violaspirina@mail. ru_
В работе анализируются особенности мотивации девиантного поведения, которое характерно именно для подросткового возраста, и для значительной части подростков связанно с экспериментированием и выбором неадекватных способов самутверждения в процессе взросления. Показано, что личностные характеристики и отношение к нормам и ценностям, препятствующие проявлениям девиантного поведения, формируются в процессе социализации. Употребление психоактивных веществ и рискованное сексуальное поведение являются наиболее распространенными видами девиантного поведения среди подростков. Изучение мотивов девиантного поведения позволяет понять, каким психологическим смыслом для подростков наполнены определенные виды поведения. Как подростки объясняют свои действия и поступки, какие причины обусловливают девиантное поведение в целом и отдельные его виды.
Ключевые слова: мотивация, подростки, девиантное поведение.
MOTIVATION FEATURES IN CASE OF DEVIANT FORMS OF BEHAVIOR AMONG ADOLESCENTS
Spirina V.L.
Saint-Petersburg State University, St. Petersburg, Russia (199 034, St. Petersburg, Makarova emb., 6), e-mail:
violaspirina@mail. ru_
In this paper we analyse motivation features of deviant forms of behavior, which is typical for adolescents, and for a large part of teenagers appears due to experimentation and choosing adequate ways of self-esteem within the process of growing-up. It is shown that personal attributes and attitude to norms and values, which obstruct deviant behavior demonstration, are formed in the process of socialization. Application of psychoactive substances and risky sexual behavior are the most common forms of deviant behavior among adolescents. Studying of deviant behavior motivations allows to understand, which psychological sense exists for adolescents in particular ways of behavior, how teenagers explain their actions, which reasons determine deviant behavior
and its particular forms. _
Keywords: motivation, adolescents, deviant behavor
Введение
Несмотря на длительную историю проведения исследований и реализации превентивных программ в области профилактики рискованного поведения подростков в сфере здоровья, уровень девиантного поведения среди подростков остается достаточно высоким, что делает актуальным дальнейшие исследования в данной области. Мотивация является одним из самых важных внутренних факторов, который, наряду с личностными особенностями и ситуацией, оказывает влияние на поведение.
Традиционно мотивация определяется как психическая «сила», лежащая в основе направленности, интенсивности и устойчивости поведения. При закладке основ современных концепций мотивации большое значение имели работы А. Маслоу, Ф. Герцберга, Д. МакКлелланда.
В отечественной психологии это работы Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, А. Р. Лурии, Д. Н. Узнадзе, Д. Б. Эльконина, Л. И. Божович. Исследования в области мотивации включают изучение структуры мотивационной сферы, связи мотивов с потребностями, целями, установками.
В области изучения мотивации проведено большое количество исследований, из которых мотивации девиантного поведения подростков посвящено немного работ, как правило, связанных с изучением мотивации определенных видов проблемного поведения. Аналитический обзор литературы, представленный в данной работе был проделан с целью выделения наиболее значимых аспектов в личностном развитии и в процессе социализации, которые оказывают влияние на становление мотивационной сферы подростков.
Мотивационные аспекты девиантного поведения подростков
Отклоняющееся от нормы поведение подростков может быть рассмотрено на континууме нормальное поведение — поведение риска — девиантное поведение -делинквентное поведение. В качестве причин отклоняющегося от нормы поведения рассматриваются (21) клинические аспекты, которые проявляются в нарушениях развития детей (например, умственная отсталость или аутистическое расстройство), или социальные аспекты, которые проявляются в нарушенном поведении (например, нарушения внимания, активности и социального поведения). Нарушения развития и нарушения поведения обычно пересекаются друг с другом.
Девиантное поведение — это поступок, действие человека (группы лиц), не соответствующее официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе (культуре, субкультуре, группе) нормам и ожиданиям (9). Большое количество исследований посвящено изучению проявлений различных видов девиантного поведения именно в подростковом возрасте. Это связано с тем, что подростковый возраст — это период формирования личности, связанный с экспериментированием, желанием все попробовать. Часть этого процесса развития сопряжена с готовностью к рискованному поведению, будь то занятия экстремальными видами спорта, незащищенный секс или употребление психоактивных веществ.
По мнению С. Холла (1904) (по: 16), период отрочества связан с концепцией «storm and stress» и наиболее адекватно отражает смятение, свойственное внутреннему миру подростка. Это идея о непреодолимом разрыве между потенциальными возможностями отрочества и его реальными возможностями в обществе. В середине XX века в области построения концепций, объясняющих особенности подросткового возраста, преобладали две основные темы. В одном из подходов акцентировалось внимание на разрыве между наступлением сексуальной и социальной зрелости подростка. Другой подход связан с
изучением влияния группы сверстников на выбор моделей поведения. Исследования показали, что семья и сверстники могут являться альтернативными референтными источниками выбора моделей поведения. При этом девиантные подростки характеризуются особой значимостью группы сверстников в детерминации их взглядов и поведения.
По данным (1), курящие подростки в полтора раза чаще, чем некурящие, обращались за помощью и поддержкой к друзьям в сложных жизненных ситуациях. Исследование (2) также показало, что если не зависимые от психоактивных веществ подростки склонны в первую очередь искать социальную поддержку у семьи, то зависимые обращаются к друзьям и значимому другому.
С точки зрения мотивационных теорий «ожидания — значимости», мотивация к действию состоит в желании и намерении осуществить или избежать определенного события или состояния, так как оно обладает позитивной или негативной значимостью.
Установлена связь систем подкрепления поведения с поведенческими и эмоциональными проблемами: чувствительность к вознаграждению являлась фактором риска экстернальных проблем (проблем поведения и гиперактивности), а чувствительность к наказанию была фактором риска интернальных проблем (эмоциональных симптомов и проблем со сверстниками) (18).
Связь потребностей с мотивацией показана в исследованиях, посвященных изучению типа поведения, который называется «поиск новых ощущений». Показана связь этого типа поведения со склонностью к социально рискованному поведению, в частности к наркотизации (12, 13).
Одним из важных аспектов поведения риска является желание или намерение незамедлительного удовлетворения общечеловеческих желаний. Соответственно способность к добровольной отсрочке вознаграждения рассматривается как черта, противоположная импульсивности (5).
По результатам исследований Л. И. Божович (6), у детей младшего школьного возраста можно наблюдать наличие конфликта между одновременно существующими разнонаправленными мотивационными тенденциями. При этом сам ребенок не участвует сознательно в регулировании этой борьбы, не организует свои мотивационные тенденции. У старших детей уже наблюдается произвольная организация поведения. Развитие структуры мотивационной сферы характеризуется сменой доминирующих мотивов по содержанию, возрастанием роли опосредствованных потребностей и все большей их иерархизацией. Усвоение моральных норм осуществляется в деятельности ребенка через их осознание, принятие, переживание, обретение личностных смыслов для самого ребенка. Ю. Б. Гиппенрейтер (11) нравственное развитие рассматривает как формирование и становление
положительных черт личности. Ребенок ориентируется на образец поведения взрослого, эти образцы становятся внутренними регуляторами (мотивами) поведения. Мотивационная структура в наиболее развитой форме предполагает усвоение определенных моральных ценностей. Социально-значимые мотивы рассматриваются как признак зрелой личности.
Мотивация связана с ценностями и нормами общества, которые усваиваются индивидом в процессе социализации. Социализация — это процесс усвоения правил поведения и приобретения системы представлений и установок, позволяющих человеку эффективно функционировать как члену общества. В основе формирования социального существа лежит установление отношений с другими людьми. Привязанность — это специфическая продолжительная связь, образующаяся между двумя людьми, это нормативное явление в развитии, встречающееся почти у всех детей. Согласно автору теории привязанности Дж. Боулби (7) необходимым условием сохранения психического здоровья детей в раннем детстве является наличие эмоционально теплых, близких, устойчивых и продолжительных отношений с матерью (или лицом постоянно ее заменяющим). Привязанность и поведенческие реакции, связанные с ней формируются на первом году жизни и свойственны человеку в течение всей жизни. На протяжении подросткового периода и во взрослом возрасте происходит изменение в переживании привязанности, в том числе меняется тот круг лиц, которым адресуется поведение привязанности. Ашб'-^гШ й а1. (1978) (по: 20) выделили три основных типа отношений привязанности: надежная, избегающая и амбивалентная. В исследованиях были показаны преимущества надежного типа привязанности в формировании ценностей патриотизма, а также преимущества надежного типа в адаптации к травмирующим обстоятельствам.
По данным исследований (20), большинство подростков, особенно мальчиков, причастно в большей или меньшей степени к мелким правонарушениям. Результаты социально-психологических исследований позволяют выдвинуть предположение, что делинквентность используется стратегически, особенно мальчиками, чтобы создать себе репутацию среди группы сверстников. Делинквентную репутацию можно рассматривать как альтернативный путь приятия и престижа, отличный от «академического». В исследовании нормальной популяции подростков обнаружили, что многие виды делинквентного поведения, в том числе употребление наркотиков, кража, агрессия, вандализм и гражданские правонарушения, почти неизменно выполнялись в присутствии других. Ориентация на группу была особенно характерна для более тяжких проступков, например, скорее для вандализма, чем для прогулов. Девочки с большей вероятностью совершали преступления в группах. При возможности добиться успеха на работе по окончании школы, а позже в
стабильных сексуальных и семейных отношениях причастность к делинквентности снижается и перестает производить впечатление на значимых других.
Согласно К. Бартолу (4), выделяют группу неисправимых преступников, у которых нарушения поведения наблюдаются до 10 летнего возраста, и группу правонарушителей в юности, у которых нарушение поведения начинается в подростковый период, после 10 лет и обычно прекращается к 18 годам. Одной из характерных черт, отличающих поведение большинства хронических правонарушителей, является синдром дефицита внимания и гиперактивность. Сверстники зачастую отвергают таких детей, поскольку они вызывают раздражение и неприязнь. Подростки группы правонарушителей в юности предпочитают совершать такие преступления, которые символизируют приобщение к привилегиям взрослых и позволяют продемонстрировать независимость от родительского контроля. В качестве примеров можно привести вандализм, преступления, связанные с наркотиками и алкоголем, воровство и статусные правонарушения, наподобие побегов из дома или прогулов в школе.
При сравнении учащихся 3, 6, 8 и 11 классов (29) выяснилось, что с возрастом все большее число ребят готовы следовать за товарищами в неблаговидных делах. По мере возрастания влияния сверстников снижались положительные оценки отцов. Однако, те ребята, которые сохраняли положительное мнение о своих отцах и взрослых вообще, были не склонны следовать дурному примеру сверстников.
В теории контроля под контролем понимаются сдерживающие факторы, имеющиеся у индивидуума в виде интернализованных норм, а также контролирующее влияние и авторитет социальных институтов. Существуют внутренние и внешние механизмы социального контроля, действие которых противостоит негативным проявлениям девиантного поведения. Внешний контроль осуществляется различными социальными институтами, организациями (семья, школа, здравоохранение, полиция и др.). Внутренний контроль основан на интернализованных ценностях и нормах, связан с развитием процессов саморегуляции поведения.
В исследовании ценностных ориентаций и поведенческих рисков (22) приняли участие 553 подростка (11−18 лет). Были выделены группы подростков с нормативным поведением, подростки группы риска и девиантные подростки. Данные, полученные в результате исследования, позволяют сделать некоторые выводы относительно системы ценностей современных подростков и их восприятии окружающей действительности. У нормативных подростков первые три места в рейтинге ценностей занимают благополучие, семья, авторитетность. У девиантных подростков — семья, вольность, благополучие. Лидирующие позиции в рейтинге ценностей современных подростков занимает семья: будь
то значимые отношения с родителями, любовь или создание собственной семьи. У девиантных подростков отмечается сниженная потребность в познании и выраженное стремление к «вольности» как «свободе от» (зачастую в противозаконном ключе). Одним из результатов исследования стало то, что более трети респондентов не сумели закончить предложения о желаниях и целях, что говорит о том, что система ценностей современных подростков не является в полной мере проясненной и отрефлексированной.
Исследования мотивации отдельных видов девиантного поведения подростков представлены в литературе работами в области аддиктивного поведения, рискованного сексуального поведения, вандализма, побегов из дома, воровства, чрезмерной лживости, агрессивного поведения.
Наиболее распространенными видами девиантного поведения среди подростков являются употребление психоактивных веществ и рискованное сексуальное поведение. Анализ мотивации употребления психоактивных веществ подростками позволил выделить следующие основные виды мотивов. Это стремление к снятию нервно-психического напряжения, то есть употребление как реакция преодоления стрессогенных переживаний (14, 19). Это гедонистические мотивы, связанные с эмоциями, индуцированными приемом веществ и поиском новых ощущений (19, 3). Это мотивы, связанные с конформизмом, самоутверждением (3, 13). Это мотивы, связанные с выражением протеста (13, 23). Протективным фактором в отношении употребления психоактивных веществ выступает наличие социальных установок относительно здоровья и законопослушного поведения (13, 26).
Мотивация сексуального поведения подростков во многом определяется их разделением либерально-консервативных ценностей, которые отражают отношение к таким аспектам сексуальной жизни как раннее начало, вступление в сексуальные отношения до брака, моногамия-полигамия, использование средств контрацепции. Нормативные представления подростков о сексуальных отношениях представлены в работе В. С. Собкин, Е. В. Баранова (24). Среди мотивов вступления в сексуальные отношения молодежи выделяют эмоционально-коммуникативные (любовь, желание эмоционального контакта) и гедонистически-развлекательные (стремление к получению удовольствия) мотивы (17). Кроме того, поскольку сексуальность для подростка нечто запретное и рискованное, раньше всего вовлекаются в него те, кто любит риск и самопроверку и нуждается в самоутверждении (17, 15). Более раннее начало половой жизни статистически связано с разными формами девиантного поведения, курением, алкоголизацией и наркотизацией (10).
Результаты и обсуждение
Таким образом, можно говорить о девиантном поведении, характерном именно для подросткового возраста, и для значительной части подростков связанного с экспериментированием и выбором неадекватных способов самутверждения в процессе взросления. Личностные характеристики и отношение к нормам и ценностям, препятствующие проявлениям девиантного поведения, формируются в процессе социализации. В подростковом возрасте семья и сверстники могут являться альтернативными референтными источниками выбора моделей поведения. При этом девиантные подростки характеризуются особой значимостью группы сверстников в детерминации их поведения. Употребление психоактивных веществ и рискованное сексуальное поведение являются наиболее распространенными видами девиантного поведения, достаточно часто встречаются совместно и представляют угрозу для здоровья подростков. Изучение мотивов девиантного поведения позволяет понять, каким психологическим смыслом для подростков наполнены определенные виды поведения. Как подростки объясняют свои действия и поступки, какие причины обусловливают девиантное поведение в целом и отдельные его виды. Знание и учет особенностей мотивации девиантного поведения подростков может быть использован в планировании профилактических программ в сфере здоровья и превенции противоправного поведения.
Статья подготовлена в рамках проекта «Прогнозирование девиантной и делинквентной активности подростков на основе специально разработанной диагностической методики» реализуемого на факультете психологии Санкт-Петербургского государственного университета № НИР 8. 39. 1064. 2012 в период с 05. 06. 2012 г. по 31. 12. 2013 г.
Список литературы
1. Александров А. А., Котова М. Б., Розанов В. Б., Климович В. Ю. Профилактика курения у подростков. Вопросы психологии. № 2. 2008. С. 55−61.
2. Акимова М. К., Семенов С. Ю. Стили защитно-совладающего поведения у зависимых и не зависимых от психоактивных веществ подростков. Вопросы психологии. № 5. 2008. С. 54−64.
3. Амбрумова А. Г., Трайнина Е. Г. К вопросу о саморазрушающем поведении подростков/ Саморазрушающее поведение у подростков. Л., 1991.
4. Бартол К. Психология криминального поведения. СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. -352 с.
5. Блэкборн Р. Психология криминального поведения — СПб.: Питер, 2004, — 486 с.
6. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка/ Изучение мотивации поведения детей и подростков Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежной. М.: «Педагогика». 1972. — 352 с.
7. Боулби Д. Привязанность: пер. с англ. /Общ. Ред. И вступ. Статья Г. В. Бурменской. — М.: Гардарики, 2003. — 447 с.
8. Бузина Т. С. Феномен «поиска ощущений» и проблема профилактики СПИДа в наркологии/ Вопросы наркологии. 2. 1994., М.: «Медицина». С. 84−88.
9. Гилинский Я. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». — СПб. Изд-во «Юридический центр Пресс», 2004.- 520
10. Гилинский Я., Гурвич И., Русакова М., Симпура Ю., Хлопушин Р. Девиантность подростков: Теория, методология, эмпирическая реальность. Учебно-научное издание. СПб.: Медицинская пресса. 2001. — 200 с.
11. Гиппенрейтер Ю. Б. О природе человеческой воли/ Психологический журнал. Т. 26. № 3. 2005. С. 15−24.
12. Гульдан В. В., Корсун А. М. Поиск впечатлений как фактор приобщения подростков к наркотикам/ Вопросы наркологии. 2. 1990., М.: «Медицина».
13. Гульдан В. В., Шведова М. В. Психологический анализ мотивообразующих факторов наркотизации/ Саморазрушающее поведение у подростков. Л., 1991.
14. Гурвич И. Н. Социальная психология здоровья. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1999. — 1023 с.
15. Ивченкова Н. П., Ефимова А. В., Аккузина О. П. Установки подростков по отношению к началу половой жизни. Вопросы психологии. № 3. 2001. С. 49−57.
16. Кле М. Психология подростка: (психосексуальное развитие)/ Пер с фр. — М.: Педагогика, 1991. — 176 с.
17. Кон И. С. Сексуальная культура в России: клубничка на березке. — М.: ОГИ, 1997. — 464 с.
18. Кузнецова В. Б., Слободская Е. Р. Опросник для изучения чувствительности к наказанию и вознаграждению у детей/ Психологический журнал. 2010. Том 31. № 2, с. 104−113.
19. Лысков Б. Д. Поведенческие аномалии подросткового возраста/ Наркоситуация в вузе: Оценка и мониторинг: Учеб. Пособие/ И. Н. Гурвич, А. А. Березников, Ю. В. Гранская и др.- Под ред. И. Н. Гурвича. — СПб., 2005. — 348 с.
20. Перспективы социальной психологии/ Пер. с англ. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. -688 с.
21. Клиническая психология/ Под ред. М. Перре. У. Баумана. — СПб.: Питер, 2003.
22. Смирнова А. Н. Ценностные ориентации и поведенческие риски подростков/ Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2011. Вып.3. С. 351−358.
23. Собкин В. С., Абросимова З. Б., Адамчук Д. В., Баранова Е. В. Проявления девиации в подростковой субкультуре. Вопросы психологии. 2004, № 3. С. 3−19.
24. Собкин В. С., Баранова Е. В. Социально-психологические особенности переживания сексуального опыта в подростковом возрасте/ Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 55−67.
25. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб.: Питер- М.: Смысл, 2003 — 860 с.
26. Цветкова Л. А., Антонова Н. А. Распространенность рискованных форм поведения в сфере здоровья среди студентов младших курсов/ Вестник СПбГУ. Сер 12. 2010. Вып. 4. С. 83−93.
29. Экман П. Почему дети лгут?: Пер. с англ. — М.: Педагогика-Пресс, 1993. 272 с. Рецензенты:
Гурвич И. Н., д. псх.н., профессор кафедры социальной психологии факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета, г. Санкт-Петербург. Хрусталева Н. С., д. псх.н., профессор, зав. кафедрой кризисных и экстремальных ситуаций факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета, г. Санкт-Петербург.

Показать Свернуть
Заполнить форму текущей работой