История кафедры детской онкологии

Тип работы:
Реферат
Предмет:
Медицина
Узнать стоимость новой

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

ОБМЕН ОПЫТОМ
DOI: 10. 15 690/onco. v2i2. 1345
1, 2
В.Г. Поляков1, 2, Н.А. Сусулева1, 2, Е.И. Бойченко1, 2, И.В. Глеков1, 2, Р.В. Шишков1 Т.Т. Валиев1, 2, И.В. Нечушкина1, 2, Ю.В. Шишкин1
1
Российский онкологический научный центр им. Н. Н. Блохина, Москва, Российская Федерация Российская медицинская академия последипломного образования, Москва, Российская Федерация
2
История кафедры детской онкологии
Развитие детской онкологии, создание и расширение сети специализированной помощи детям по всей стране невозможно без постоянного последипломного обучения специалистов — детских онкологов. Кафедра детской онкологии реализует последипломную подготовку врачей по детской онкологии в Российской Федерации. В статье представлена история кафедры детской онкологии, цели и пути решения поставленных перед ней задач, перспективы дальнейшего развития.
Ключевые слова: педиатрическая онкология, постдипломное обучение.
(Для цитирования: Поляков В. Г., Сусулева Н. А., Бойченко Е. И., Глеков И. В., Шишков Р. В., Валиев Т. Т., Нечушкина И. В., Шишкин Ю. В. История кафедры детской онкологии. Онкопедиатрия. 2015- 2 (2): 139−144. Doi: 10. 15 690/onco. v2i2. 1345)
Становление и развитие детской онкологии, создание и расширение сети специализированной онкологической помощи детям по всей стране невозможно без формирования и постоянного совершенствования кадров — специалистов детских онкологов. Эту первостепенную задачу и стала выполнять созданная по инициативе основоположника отечественной детской онкологии Льва Абрамовича Дурнова (рис. 1) и возглавляемая им до 2005 г. кафедра детской онкологии, которая с февраля 1990 г. существовала в виде курса при кафедре онкологии ЦОЛИУВ (Центрального ордена Ленина института усовершенствования врачей, ректор — профессор В.В. Гаврюшов), а в феврале 1993 г. курс был реорганизован в самостоятельную кафедру детской онкологии Российской медицинской академии последипломного образования (РМАПО, ректор — академик РАН Л.К. Мошетова). С 2005 г. кафедрой детской онкологии руководит
ученик Л. А. Дурнова академик РАН В. Г. Поляков (рис. 2).
Преподаванием детской онкологии стали заниматься наиболее опытные сотрудники института
Рис. 1. Лев Абрамович Дурнов
139
V.G. Polyakov1, 2, N.A. Susuleva1, 2, E.I. Boychenko1, 2, I.V. Glekov1, 2, R.V. Shishkov1, 2,
T.T. Valiev1, 2, I.V. Nechushkina1, 2, J.V. Shishkin1
1 Institute of Pediatric Oncology and Hematology N.N. Blokhin Russian Cancer Research Center,
Moscow, Russian Federation
2 Russian Medical Academy of Postgraduate Education, Moscow, Russian Federation
History of Pediatric Oncology Academic Department
Development of pediatric oncology, formation and spread of specialized cancer care for children across the country is impossible without educational training of specialists — pediatric oncologists. Academic Department of Pediatric Oncology provide postgraduate specialized training in the Russian Federation. The paper presents the History of the of Pediatric Oncology Academic Department, its capabilities, goals, objectives and future prospects.
Key words: pediatric oncology, postgraduate education.
(For citation: Polyakov V.G., Susuleva N.A., Boychenko E.I., Glekov I.V., Shishkov R.V., Valiev T.T., Nechushkina I.V., Shishkin J.V. History of pediatric oncology academic department. Onkopediatria. 2015- 2 (2): 139−144. Doi: 10. 15 690/onco. v2i2. 1345)
ОБМЕН ОПЫТОМ
140
Рис. 2. Владимир Георгиевич Поляков проводит занятия с курсантами кафедры
детской онкологии со стажем практической работы 15−18 лет: канд. мед. наук Е. И. Бойченко, докт. мед. наук, проф. Ю. В. Пашков, канд. мед. наук Н. А. Сусулева. В период становления сотрудники кафедры опирались на большой опыт обучения предмету и методические подходы к преподаванию дисциплины на кафедре взрослой онкологии (заведующий кафедрой — член-корр. РАН, профессор И.В. Поддубная). Кафедрой разработана унифицированная (типовая) учебная программа по детской онкологии с учебными и учебно-тематическими планами различных циклов, которую перерабатывали, вносили необходимые изменения соответственно современным достижениям науки и практики в детской онкологии. Так-же были разработаны квалификационные требования по специальности «Детская онкология» на II, I и высшую квалификационные категории и квалификационные тесты (рис. 3). Для проведения на высоком методическом уровне педагогического процесса были подготовлены учебники и методические пособия по основным разделам детской онкологии (рис. 4). Сотрудники кафедры принимали активное участие в написании лекций, руководств и глав в монографиях.
Актуальность последипломной подготовки врачей по детской онкологии обусловлена пре-
Рис. 3. Программы и квалификационный тест по детской онкологии
жде всего данными статистики, указывающими на ежегодный рост заболеваемости злокачественными новообразованиями у детей и высокую смертность от злокачественных опухолей (по данным Всемирной организации здравоохранения, 2-е место среди причин смертности). Одной из главных причин, объясняющих высокую детскую смертность от злокачественных опухолей, является то, что до 75% детей поступают в специализированные онкологические отделения в далеко зашедших стадиях опухолевого процесса (III-IV стадии). Основными причинами запущенности является низкая онкологическая настороженность и отсутствие базовых знаний по детской онкологии у врачей неонкологического профиля. Существует прямая зависимость результатов лечения от свое-
Рис. 4. Учебники и методические пособия по детской онкологии
временности поставленного диагноза и оказания адекватной специализированной помощи. Детская онкология как наука быстро развивается, появляются новые технологии обследования и лечения, внедрение которых дает возможность излечить все большее число больных в недалеком прошлом фатального недуга. На современном этапе усиливается значение не только борьбы за выживание детей с онкопатологией, но и качество из жизни, для чего проводятся комплексные мероприятия по ранней реабилитации больных, внедряются режимы рискадаптированного и органосохраняющего лечения. При этом возрастает роль врачей общего профиля в участии на всем протяжении лечебного процесса и последующем наблюдении за онкологическими больными.
Программа детской онкологии вобрала в себя широкий круг общих теоретических вопросов онкологии и частных специфических проблем детской онкологии. Особое значение программа дополнительного обучения врачей по детской онкологии приобрела после введения в 1997 г. специальности «Детская онкология» в номенклатуру специальностей специалистов с высшим и послевузовским
ОНКОПЕДИАТРИЯ / 2015 / том 2 / № 2
медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения РФ.
Цели, контингент и формы последипломного образования врача-специалиста детского онколога в переработанной программе определены в соответствии с приказами Министерства здравоохранения РФ:
• № 705н от 9 декабря 2008 г. «Об утверждении порядка совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников" —
• № 210н от 23 апреля 2009 г. «О номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения РФ" —
• № 415н от 7 июля 2009 г. «Об утверждении квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения».
В последние годы были приняты новые Федеральные законы РФ: от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» и от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Эти законы регулируют нововведения в системе последипломного образования. Поэтому созданные обучающие программы для повышения квалификации или профессиональной переподготовки стали более актуальными и ориентированными на конкретный планируемый результат. Это значит, что определяющим становится способность и готовность врача решать профессиональные задачи на основе полученных знаний и умений. В программах уточняются, какие компетенции у врача уже есть, и они будут совершенствоваться, а какие новые компетенции должны сформироваться на основе изучения данного курса. Содержание программ приближено к требованиям практического здравоохранения: сюда входят знание порядков и стандартов оказания медицинской помощи. Обязательным элементом программ является изучение фундаментальных дисциплин в соответствии со спецификой специальности — детской онкологии, усвоение врачами конкретных вопросов врачебной этики и деонтологии, необходимого объема знаний и практических навыков, смежных с детской онкологией дисциплин, ургентных состояний, медицины катастроф и ряда других. Программа является учебно-методическим нормативным документом, определяющим содержание и организационно-методические формы дополнительного образования врачей детских онкологов прежде всего в клинической ординатуре, на циклах профессиональной переподготовки, повышения квалификации как составной части непрерывного последипломного образования по специальности «Детская онкология».
В клиническую ординатуру принимаются врачи, имеющие высшее профессиональное образование по специальностям «60 103 Педиатрия» и «60 101 Лечебное дело». Обучение ведется с отрывом от основного места работы. Продолжительность обучения 2 года.
Интеграция России в систему европейского образования сталкивается с несоответствием минимального срока профессиональной подготовки специалистов после окончания медицинских вузов (в странах Евросоюза — 3−5 лет, в России — 2 года). Ставится вопрос о целесообразности прохождения годичной интернатуры по педиатрии перед ординатурой по детской онкологии, особенно для врачей с высшим профессиональным образованием по специальности «Лечебное дело», когда базовых знаний по педиатрии недостаточно, а это необходимое условие для понимания особенностей детской онкологии и правильного ведения больных. Однако сложность такой подготовки связана с низким финансовым обеспечением обучающихся врачей. После окончания ординатуры врачи продолжают совершенствовать свои знания и набирать практический опыт на рабочих местах в специализированных отделениях под патронажем наставников — опытных врачей детских онкологов с большим стажем работы, а также путем стажировок в крупных центрах детской онкологии в России и за рубежом.
За период существования кафедры детской онкологии обучение в ординатуре прошли 30 человек.
Ординаторы, проявившие склонность к научным исследованиям и принимавшие в них активное участие, имеющие печатные работы, получают рекомендации для поступления в аспирантуру на кафедру онкологии (10 человек) или в академическую аспирантуру РОНЦ им. Н. Н. Блохина и пополняют кадровый состав НИИ детской онкологии.
На цикл профессиональной переподготовки по специальности «Детская онкология» принимают врачей, имеющих высшее профессиональное образование по одной из специальностей: «60 101 Лечебное дело», «60 103 Педиатрия», а также при наличии послевузовского профессионального образования по одной из специальностей: «Педиатрия», «Детская хирургия», «Онкология» и стажа работы в детской онкологии свыше 5 лет.
Профессиональная переподготовка возможна лишь для ограниченного контингента врачей, которые работают в детской онкологии свыше 5 лет и имеют практический опыт в детских онкологических клиниках, но, в силу ряда причин, не прошли профессиональной подготовки по специальности.
Нормативный срок обучения на цикле профессиональной переподготовки составляет 576 часов аудиторных занятий.
Слушатели, освоившие образовательную программу профессиональной переподготовки и успешно прошедшие государственную итоговую
141
ОБМЕН ОПЫТОМ
142
аттестацию, сдавшие квалификационный экзамен, получают диплом профессиональной переподготовки государственного образца и сертификат специалиста.
Целью циклов повышения квалификации (в прежних программах — циклы общего усовершенствования) является дальнейшее пополнение знаний специалиста по актуальным вопросам детской онкологии, более глубокое освоение практических навыков в соответствии с предъявленными к нему профессионально-должностными требованиями. На цикл принимаются врачи детские онкологи, имеющие стаж работы по специальности 10 лет и более. Нормативный срок повышения квалификации составляет 144 часа аудиторных занятий. Периодичность обучения на циклах общего усовершенствования должна быть не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности.
Слушателям, освоившим образовательную программу повышения квалификации и успешно прошедшим итоговую аттестацию, сдавшим квалификационный экзамен, выдается документ установленного образца (свидетельство) об общем усовершенствовании и сертификат специалиста.
Присоединение России к европейскому пространству высшего образования предусматривает модернизацию подходов к системе непрерывного послевузовского образования врачей с использованием системы зачетных единиц- разработку и внедрение новых форм и технологий в соответствии с принципами европейской образовательной системы. Сюда входит и дистанционное обучение. Подписанная 19 июня 1999 г. министрами высшего образования 29 европейских стран Болонская декларация предусматривает «переориентацию медицинского образования и медицинской практики во имя здоровья каждого». В соответствии с Болонской декларацией, основой учебного процесса должно быть приобретение компетенций, а не время, потраченное на их получение. Компетенции имеют несколько уровней, каждый из которых базируется на усвоении предыдущего.
• Уровень «Знать» — чисто теоретическое знание.
• Уровень «Знать как» — применение знаний.
• Уровень «Показать как» демонстрирует способность использовать определенное знание или
принимать определенные решения.
• Уровень «Сделать» демонстрирует его в каждодневной работе.
Система зачетов определяет активность врача в усвоении новых знаний и методик и обсуждении своего опыта, его участие в проводимых школах по различным вопросам детской онкологии, симпозиумах, конференциях, съездах, публикациях.
Целью циклов повышения квалификации (тематического усовершенствования) является совершенствование теоретических и практических навыков по отдельным разделам и направлениям детской онкологии в соответствии с характером работы и занимаемой должностью. Нормативный срок
обучения на цикле составляет 72, 108 и 144 аудиторных часа.
При подготовке студентов в медицинских институтах педиатрического профиля на кафедрах детской хирургии выделен курс по детской онкологии, где в ограниченное время даются основы детской онкологии. При этом возрастает роль подготовки таких преподавателей по детской онкологии, обеспечение их всем методическим материалом. Последипломное обучение врачей по детской онкологии может осуществляться на факультетах усовершенствования врачей, которые сейчас начинают функционировать в виде курсов детской онкологии на кафедрах детской хирургии, и для этих курсов также необходимо готовить преподавательские кадры. Этим обеспечивается единый подход в преподавании дисциплины с учетом современных представлений относительно проблем этиопатогенеза, развития, диагностики и лечения опухолевых заболеваний детского возраста.
Немаловажную роль в детской онкологической службе играет средний медицинский персонал, специально подготовленный для работы в детских онкологических учреждениях с учетом специфики работы. В связи с этим необходима подготовка преподавателей медицинских колледжей и медицинских училищ по детской онкологии. С 1995 г. на кафедре детской онкологии осуществляется работа по подготовке преподавательских кадров на специально разработанных циклах повышения квалификации продолжительностью 3 нед (108 аудиторских часов).
Важным также является знакомство с проблемами детской онкологии организаторов здравоохранения на 2-недельных циклах повышения квалификации, направленных на улучшение системы организации онкологической помощи детям. На подобных циклах организаторы здравоохранения проникаются важностью проблем детской онкологии и необходимостью их решения, становятся активными борцами за качество оказываемой помощи детям с онкопатологией.
Циклы повышения квалификации для врачей различного профиля продолжительностью 2 нед, а также прерывистые циклы — 144 аудиторных часа, распределенных в течение 4−6 мес, призваны служить пропаганде знаний по детской онкологии среди врачей общелечебной, общепедиатрической сети, что должно привести к улучшению ранней диагностики и оказанию своевременной квалифицированной помощи пациентам. Идеально прохождение тематического цикла по детской онкологии каждым врачом, который так или иначе контактирует с детьми с онкопатологией, включая и взрослых специалистов, для правильного ведения лиц, перенесших в детстве онкологическое заболевание, уже переступивших детский возраст. Это касается хирургов, терапевтов, акушеров-гинекологов и других специалистов.
ОНКОПЕДИАТРИЯ / 2015 / том 2 / № 2
Клинической базой кафедры детской онкологии РМАПО с момента ее создания является НИИ детской онкологии и гематологии РОНЦ им. Н. Н. Блохина, имеющий 150-коечный фонд. Это позволяет использовать огромный потенциал научно-практической деятельности института, уникальный клинический материал, накопленный за 40-летний период. Курсанты кафедры имеют возможность ознакомления с передовыми научно-техническими достижениями и концепциями в онкологии вообще и в детской онкологии в частности. Благодаря регулярно проводимым в РОНЦ им. Н. Н. Блохина научно-практическим конференциям, школам, симпозиумам и др., в том числе с международным участием, курсанты кафедры под руководством специалистов высокого класса осваивают все этапы диагностики и лечения злокачественных опухолей детского возраста. На семинарах рассматриваются вопросы стратегии и тактики обследования и лечения детей с онкопатологией, разбираются конкретные сложные случаи из практики, решаются клинические задачи, отрабатываются клинические навыки в работе с пациентом в условиях консультативной поликлиники и стационара. Кафедра располагает всем необходи-
мым современным арсеналом учебно-методических средств: от хорошо оснащенной клинической базы до высококачественных технических средств обучения (компьютерный класс, видеофильмы, современные зарубежные и отечественные протоколы лечения). Кроме сотрудников кафедры к работе с курсантами привлечены ведущие специалисты НИИ ДОГ РОНЦ им. Н. Н. Блохина: генетики, патоморфологи, радиологи, иммунологи и др. Несмотря на известные экономические трудности, число курсантов, прошедших обучение на кафедре детской онкологии РМАПО, с каждым годом увеличивается. Кафедра ежегодно проводит 11−12 различных циклов. За 25 лет работы обучение на кафедре прошли свыше 1500 специалистов детских онкологов и около 4500 врачей неонкологического профиля. Широка география подготовки врачей по детской онкологии — от регионов на Дальнем Востоке до европейской части России, стран ближнего и дальнего зарубежья.
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ
Авторы данной статьи подтвердили отсутствие финансовой поддержки/конфликта интересов, о которых необходимо сообщить.
143
ЛИТЕРАТУРА
1. Руководство по детской онкологии. Под ред. акад. РАМН Л. А. Дурнова. М: МИКЛОШ. 2003. 514 с.
2. Клинические лекции по детской онкологии: Учебное пособие: Ч. I. Под ред. Л. А. Дурнова. М.: Медицинское информационное агентство. 2004. 271 с.
3. Клинические лекции по детской онкологии. Ч. II. Под ред. Л. А. Дурнова. М.: ООО «Медицинское информационное агентство». 2006. 240 с.
4. Детская онкология. Национальное руководство. Под ред. М. Д. Алиева, В. Г. Полякова, Г. Л. Менткевича,
С. А. Маяковой. М.: Практическая медицина. 2012. 684 с.
5. Руководство по химиотерапии опухолевых заболеваний. Под ред. Н. И. Переводчиковой, В. А. Горбуновой. М.: Практическая медицина. 2015. С. 505 581.
6. Опухоли у детей. Рациональная фармакотерапия в онкологии. Руководство для практикующих врачей. Глава 61. Под ред. акад. РАН М. И. Давыдова, проф. В. А. Горбуновой. М. :Литтерра. 2015. С. 609 661.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Поляков Владимир Георгиевич, доктор медицинских наук, академик РАН, заместитель директора НИИ ДОГ ФГБНУ «РОНЦ им. Н.Н. Блохина», заведующий кафедрой детской онкологии ГБОУ ДПО «РМАПО» МЗ РФ
Адрес: 115 478, Москва, Каширское ш., д. 24, тел.: +7 (499) 324-44-88
Сусулева Наталья Александровна, доктор медицинских наук, врач детский онколог НИИ ДОГ ФГБНУ «РОНЦ им. Н.Н. Блохина», профессор кафедры детской онкологии ГБОУ ДПО «РМАПО» МЗ Р Ф Адрес: 115 478, Москва, Каширское ш., д. 24, тел.: +7 (905) 573-78-79, e-mail: susuleva@mail. ru
Бойченко Елена Игоревна, кандидат медицинских наук, врач детский онколог НИИ ДОГ ФГБНУ «РОНЦ им. Н.Н. Блохина», доцент кафедры детской онкологии ГБОУ ДПО «РМАПО» МЗ Р Ф Адрес: 115 478, Москва, Каширское ш., д. 24, тел.: +7 (499) 324-73-53
Глеков Игорь Викторович, доктор медицинских наук, профессор, заведующий отделением радиологическим НИИ ДОГ ФГБНУ «РОНЦ им. Н.Н. Блохина», профессор кафедры детской онкологии ГБОУ ДПО «РМАПО» МЗ РФ
Адрес: 115 478, Москва, Каширское ш., д. 24, тел.: +7 (499) 324-73-53

Показать Свернуть
Заполнить форму текущей работой