Храм Спаса Нерукотворного в Абрамцеве. К вопросу интерпретации традиций северо-западной Руси и русского Севера

Тип работы:
Реферат
Предмет:
Искусство. Искусствоведение
Узнать стоимость новой

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

Скоробогачева Екатерина Александровна
ХРАМ СПАСА НЕРУКОТВОРНОГО В АБРАМЦЕВЕ. К ВОПРОСУ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ТРАДИЦИЙ СЕВЕРО-ЗАПАДНОЙ РУСИ И РУССКОГО СЕВЕРА
В статье анализируются архитектура, внутреннее убранство и история создания храма Спаса Нерукотворного в Абрамцеве. Поставлена проблема — рассмотреть воздействие искусства северо-западной Руси и Русского Севера. Цель статьи — обосновать значимость конкретных традиций в формировании неорусского стиля. Введены термины & quot-многовекторность художественных влияний& quot- и & quot-художественно-смысловой синтез& quot-. Автор заключает, что интерпретация северных традиций явилась значимой основой возрождения русского национального искусства на рубеже Х1Х-ХХ вв. Адрес статьи: www. gramota. net/materials/372 015/1 -2741. html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2015. № 1 (51): в 2-х ч. Ч. II. C. 171−177. ISSN 1997−292X.
Адрес журнала: www. gramota. net/editions/3. html
Содержание данного номера журнала: www. gramota. net/mate rials/3/2015/1−2/
© Издательство & quot-Грамота"-
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www. gramota. net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota. net
5. Клепацкая О. С. Цирк Марка Шагала на фоне русского авангарда // Вестник ВятГГУ. 2008. № 4 (1). С. 165−167.
6. Майкапар А. Клавесин, расписанный Марком Шагалом // Проблемы искусства Франции XX века: материалы научной конференции «Випперовские чтения-1989» / под общ. ред. И. Е. Даниловой. М.: Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, 1990. Вып. XXII. С. 112−117.
7. Райнер М. Музыка и театр в творчестве Марка Шагала в период с 1908 по 1910 годы // Шагаловский сборник: материалы X-XIV Шагаловских чтений в Витебске (2000−2004). Мн., 2008. Вып. 3. С. 60−67.
8. Шагал М. Ангел над крышами. Стихи. Проза. Статьи. Выступления. Письма / пер. с идиш, предисл., коммент. Л. Беринский. М.: Современник, 1989. 221 с.
9. Шагал М. Моя жизнь [Электронный ресурс] / пер. с фр. Н. С. Мавлевич- авт. послесл., коммент. Н. В. Апчинская. М.: Эллис Лак, 1994. 208 с. URL: http: //www. m-chagall. ru/library/Moja-zhizn1. html (дата обращения: 04. 12. 2014).
10. Marlow E. The Musical Icons of Marc Chagall [Электронный ресурс]. URL: http: //www. eugenemarlow. com/2013/09/30/ the-musical-icons-of-marc-chagall/ (дата обращения: 11. 07. 2014).
11. Rajner M. Chagall'-s Fiddler // Ars Judaica. 2005. P. 117−132.
12. Reich A. Adrift in Paris: Marc Chagall and the Negotia of Identity through Painting, 1911−1914 [Электронный ресурс]: Electronic Theses and Dissertations. Washington, 2012. 121 р. URL: http: //openscholarship. wustl. edu/cgi/viewcontent. cgi? article= 1744& amp-context=etd (дата обращения: 15. 07. 2014).
THEME OF MUSIC IN PAINTING AND GRAPHICS OF MARC CHAGALL
Safiullina Liliya Garifullovna, Ph. D. in Philology, Associate Professor Batyrshina Gul'-nara Ibragimovna, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Kazan (Volga Region) Federal University lilisafi@pochta. ru- arpegio@mail. ru
The article is devoted to the musical iconography of Marc Chagall, the semantic interpretation of music images that he created in the works of painting and graphics: a floating in the air violinist, a man-cello, biblical kings David and Solomon with a harp in their hands, trumpeting angels, a brother and a sister playing the mandolin, beasts, which are playing music, and klezmer ensemble, variety-circus and symphony orchestras. The theme of music is considered as cross-cutting in the works of Chagall determining the unique originality of his artistic world.
Key words and phrases: Marc Chagall- fine arts- painting- graphics- musical iconography- klezmer music.
УДК 7. 011. 26 Искусствоведение
В статье анализируются архитектура, внутреннее убранство и история создания храма Спаса Нерукотворного в Абрамцеве. Поставлена проблема — рассмотреть воздействие искусства северо-западной Руси и Русского Севера. Цель статьи — обосновать значимость конкретных традиций в формировании неорусского стиля. Введены термины «многовекторность художественных влияний» и «художественно-смысловой синтез». Автор заключает, что интерпретация северных традиций явилась значимой основой возрождения русского национального искусства на рубеже Х1Х-ХХ вв.
Ключевые слова и фразы: синтез северных традиций- Абрамцево- неорусский стиль- храмовая архитектура- живопись- философия- многовекторность художественных влияний.
Скоробогачева Екатерина Александровна, к. искусствоведения
Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова Skorobogacheva@mail. ru
ХРАМ СПАСА НЕРУКОТВОРНОГО В АБРАМЦЕВЕ. К ВОПРОСУ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ТРАДИЦИЙ СЕВЕРО-ЗАПАДНОЙ РУСИ И РУССКОГО СЕВЕРА (c)
В истории отечественной культуры середины XIX — начала ХХ века усадьба Абрамцево занимает особое место как центр возрождения национальных традиций в искусстве, литературе, духовной жизни. При этом интерпретация искусства северо-западной Руси и Русского Севера значима, как и достижение синтеза данных традиций и его воплощения в конкретных памятниках искусства, как в экстерьере, так и в интерьере храма Спаса Нерукотворного в Абрамцеве, что требует изучения, последовательного искусствоведческого анализа.
В качестве универсального научного метода в статье избран системный подход, также применен комплексный междисциплинарный подход. При работе также значимы методы исследования:
— искусствоведческий анализ произведений для раскрытия историко-художественного и религиозно-философского содержания памятников-
— историко-этнографический метод для изучения образцов народного художественного творчества-
© Скоробогачева Е. А., 2015
— метод сравнительного анализа, который необходим при обозначении художественной специфики конкретных памятников искусства.
В Абрамцеве под Москвой, в художественном круге С. И. Мамонтова, объединившем многих ведущих художников России, с конца 1870-х — начала 1880-х годов было положено начало неорусскому стилю, обращенному к возрождению древних национальных традиций. Однако значимость в этом сложном многоплановом процессе конкретных художественных влияний, в частности, северных, векторность их распространения недостаточно выявлены в научных исследованиях.
Следует обратиться к истории формирования в имении художественного центра. Известное имение, принадлежавшее в середине столетия Аксаковым, а с 1880-х годов — Мамонтовым, стало творческим пристанищем для писателей и поэтов, художников, скульпторов, зодчих. В усадьбе часто гостили: Н. В. Гоголь,
A. С. Хомяков, П. В. Киреевский, В. М. и Ап. М. Васнецовы, И. Е. Репин, М. М. Антокольский,
B. Д. и Е. Д. Поленовы, К. А. Коровин, В. А. Серов, М. А. Врубель- приезжали И. С. Тургенев, Ф. И. Тютчев, В. И. Суриков, М. В. Нестеров, А. В. и Н. А. Праховы.
Начиная с 1870-х годов, в Абрамцеве, прежде всего, благодаря меценату Савве Ивановичу Мамонтову и его супруге Елизавете Григорьевне царила особая атмосфера — дружеская, творческая. Рождались и были воплощены в жизнь многие новаторские для своего времени художественные идеи, ценные и в наши дни, над которыми работали вместе хозяева и гости усадьбы, и каждый вносил свою лепту в единое дело. Одно из таких начинаний — строительство храма Спаса Нерукотворного в Абрамцеве. Истории создания, образному и идейному решению, воплощению в нем влияний северо-западной Руси и Русского Севера посвящена статья.
Здесь на рубеже Х1Х-ХХ столетий создавались самобытные произведения национального искусства, релевантно, но при этом не компилятивно отражающие древние традиции. Виктор Васнецов работал над своими знаменитыми картинами: «Богатыри», «Три царевны подземного царства"1, «Каменный век», «Иван-Царевич на Сером Волке». Аполлинарий Васнецов начал писать образы старой Москвы. Михаил Врубель увлекся техникой майолики и исполнил в ней ряд скульптур. Вслед за В. Васнецовым к старине Руси и народному творчеству обратились К. Коровин, Е. Поленова, Н. Давыдова. С абрамцевским кругом связано появление в конце XIX века в окрестностях усадьбы абрамцево-кудринской резьбы по дереву, несколько брутальной по характеру исполнения, но вновь звучащей отголоском неорусского стиля2. Следовательно, уже с 1870-х годов была четко выявлена векторность художественной деятельности Абрамцева — синкретичное продолжение традиций русской старины, во многом воспринятой через Русский Север, что особенно явно, релевантно детерминировано в иератической интенции творчества В. Васнецова.
Что же представляло собой тогда имение Мамонтовых? Усадьба, расположенная в двенадцати верстах от Троице-Сергиевой лавры и неподалеку от монастыря в Хотьково, где в середине XIX столетия Сергей Тимофеевич Аксаков писал свои литературные труды. Савва Иванович и его супруга Елизавета Григорьевна, решив приобрести имение в окрестностях Москвы, остановили свой выбор именно на Абрамцево, оценив тенистый усадебный парк усадьбы, пейзажи родины святого Сергия Радонежского — стародавние леса, луговое раздолье, извилистые речки.
Виды усадьбы и ее окрестностей отражены в произведениях В. и Ап. Васнецовых, В. Поленова и В. Сурикова, И. Левитана и М. Нестерова, В. Серова и К. Коровина, И. Остроухова и А. Киселева. Каждый из образов по-своему правдив и поэтичен, свойственен как их времени, так и нашим дням. Словно и к Древней Руси обращены их пейзажи, что особенно характерно для проникновенно, тонко написанных этюдов Михаила Васильевича Нестерова. Безоглядные дали и задумчивые аллеи, пышное разноцветье лета и кристальная строгость осени с ярким обрамлением листвы — завораживающие картины русской природы, которые во многом определяли образ усадьбы, сохранившийся и сегодня.
Господский дом здесь напоминал об эпохе первой половины — середины XIX века, о прежнем хозяине -известном писателе и общественном деятеле Сергее Тимофеевиче Аксакове и его произведениях: трилогии «Семейная хроника», ее наиболее известной части «Детские годы Багрова внука», «Записки об уженье рыбы», сказке «Аленький цветочек». Философ и публицист И. А. Ильин в одной из своих лекций говорил: «Чтобы почувствовать и узнать Россию, необходимо обратиться к русской литературе» [9, с. 14]. Справедливость его слов подтверждают труды С. Т. Аксакова, многие из которых написаны в Абрамцеве, синкре-тичность их восприятия здесь, вместе с образами природы и произведениями искусства.
Сохраняя образ усадьбы, Мамонтовы сразу же начали расширять старый дом, который не мог вместить их большую семью и многочисленных гостей. Вскоре, к 1873 году, появились и другие постройки: мастерская и баня в неорусском стиле, лечебница- немного позднее, по замыслу Елизаветы Григорьевны, была построена школа для крестьянских детей. Н. В. Поленова, частый гость усадьбы, так характеризует жизнь в Абрамцеве 1870−1880-х годов: «Основавшись на развалинах старой помещичьей жизни, Мамонтовы с глубоким уважением к прошлому, связанному с именем Аксакова, взяли из него любовь к деревне, к русской природе, всю его духовную сторону и поэзию, известную патриархальность… Шестидесятые годы воодушевили их к активной работе на пользу народа. Ко всему этому они присоединили красоту и художественную одухотворенность, которые животворным началом прошли через всю их жизнь и дали Абрамцеву почетное место в истории развития русского искусства» [6, с. 18].
1 В 1880—1881 годах по заказу С. И. Мамонтова для кабинета правления Донецкой железной дороги В. М. Васнецовым были написаны полотна: «Три царевны подземного царства», «Ковер-самолет», «Битва скифов со славянами».
2 Е. Д. Поленова организовала в усадьбе С. И. Мамонтова в 1882 году столярно-резчицкую мастерскую. Здесь сначала учились, а затем работали резчики из окрестных сел: Хотькова, Ахтырки, Кудрина, Мутовки.
Храм Спаса, возведенный в 1881—1883 годах по проектам В. Д. Поленова и В. М. Васнецова архитектором П. М. Самариным, стал духовным сосредоточием округи, одной из вершин творчества абрамцевских художников, онтологическим воплощением духовных устоев русского народа. Созданный по образцу церкви Спаса на Нередице в Новгороде, он представляет собой центрическую трехапсидную однокупольную постройку — распространенный тип в древнерусской архитектуре, идейное, символичное решение которого восходит к византийской традиции, к постижению архитектурного пространства как сакрального, как воплощение высшего замысла совершенной красоты и иератического осмысления места человека в мире.
Храму Спаса Нерукотворного присущи лаконизм, синкретичность образа, изысканность линий и композиции и, вместе с тем, некоторая амбивалентно

Статистика по статье
  • 18
    читатели
  • 9
    скачивания
  • 0
    в избранном
  • 0
    соц. сети

Ключевые слова
  • СИНТЕЗ СЕВЕРНЫХ ТРАДИЦИЙ,
  • SYNTHESIS OF NORTHERN TRADITIONS,
  • АБРАМЦЕВО,
  • ABRAMTSEVO,
  • НЕОРУССКИЙ СТИЛЬ,
  • NEO-RUSSIAN STYLE,
  • ХРАМОВАЯ АРХИТЕКТУРА,
  • TEMPLE ARCHITECTURE,
  • ЖИВОПИСЬ,
  • PAINTING,
  • ФИЛОСОФИЯ,
  • PHILOSOPHY,
  • МНОГОВЕКТОРНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЛИЯНИЙ,
  • MULTI-VECTOR NATURE OF ARTISTIC INFLUENCES

Аннотация
научной статьи
по искусству и искусствоведению, автор научной работы & mdash- СКОРОБОГАЧЕВА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА

В статье анализируются архитектура, внутреннее убранство и история создания храма Спаса Нерукотворного в Абрамцеве. Поставлена проблема рассмотреть воздействие искусства северо-западной Руси и Русского Севера. Цель статьи обосновать значимость конкретных традиций в формировании неорусского стиля. Введены термины «многовекторность художественных влияний» и «художественно-смысловой синтез». Автор заключает, что интерпретация северных традиций явилась значимой основой возрождения русского национального искусства на рубеже XIX-ХХ вв.

Показать Свернуть
Заполнить форму текущей работой