Адаптивные реакции на учебный процесс студентов-спортсменов с разным уровнем тревожности

Тип работы:
Реферат
Предмет:
Биология
Узнать стоимость новой

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

УДК 612 — 057. 875
АДАПТИВНЫЕ РЕАКЦИИ НА УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ
1Токаева Л.К., 2Павленкович С.С.
гГОУ ВПО «Саратовский государственный медицинский университет им. В. И. Разумовского Минздравсоцразвития России», Саратов, e-mail: normalf@yandex. ru-
2ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского», Саратов, e-mail: svpavlin@yandex. ru
Целью исследования явилась комплексная оценка адаптивных реакций на учебный процесс организма студентов педагогического вуза с разным уровнем тревожности. Контингент обследованных составили студенты-спортсмены в возрасте 17−19 лет. У юношей — спортсменов изучены психоэмоциональный статус, уровень здоровья, показатели умственной работоспособности и функциональное состояние сердечно-сосудистой системы в семестровый период и во время экзаменационной сессии. В ходе исследования установлена четкая зависимость между уровнем личностной тревожности студентов и характером их реактивности на информационные перегрузки: чем выше уровень тревожности студентов, тем ниже показатели умственной работоспособности, здоровья и функциональных возможностей системы кровообращения.
Ключевые слова: студенты, тревожность, адаптация, здоровье, умственная работоспособность, сердечнососудистая система
ADAPTIVE RESPONSE TO THE LEARNING PROCESS OF STUDENTS — ATHLETES WITH DIFFERENT LEVELS OF ANXIETY 1Tokaeva L.K., 2Pavlenkovich S.S.
1Saratov State Medical University VI. Razumovsky Health Ministry of Russia,
Saratov, e-mail: normalf@yandex. ru-
2Saratov State University named after N.G. Chernyshevsky, Saratov, e-mail: svpavlin@yandex. ru
The study was a comprehensive assessment of adaptive responses to the learning process of the body pedagogy students with different levels of anxiety. Contingent of students were surveyed — athletes aged 17−19 years enrolled in a degree in Physical Education. The young men — athletes studied psycho-emotional status, level of health, indicators of mental health and functional status of the cardiovascular system in a one-semester period and during the examination session. The study established a clear relationship between the level of personal anxiety of students and the nature of their responsiveness to information overload: the higher the anxiety level of students, the lower rates of mental health, health and functional capacity of the circulatory system.
Keywords: students, anxiety, adjustment, health, mental performance, the cardiovascular system
В настоящее время одной из важней- ются личностные характеристики и текущее
ших проблем системы высшего професси- психоэмоциональное состояние. Показатели
онального образования является адаптация умственной работоспособности — наиболее
организма студентов к учебной нагрузке. информативные и доступные критерии, по-
Серьезным испытанием организма является зволяющие дать комплексную характеристи-
информационная перегрузка студентов, воз- ку адаптации к учебному процессу [7].
никающая при изучении многочисленных Цель работы — изучение особенностей
учебных дисциплин, научный уровень и адаптивных реакций студентов-спортсме-
информационный объем которых все время нов с разным уровнем тревожности к усло-
возрастает [3]. Это обусловливает значитель- виям образовательного процесса.
ное напряжение адаптационно-компенсаторных систем организма [8], в отдельных Материал и методы исследования
Случаях Срыв ад^та^^ а также СущеСтвен- В исследовании приняли участие 300 юношей —
ное снижение умственной и физической ра- студентов 1−3 курсов факультета физической культу-
ботоспособности обучающихся. Адаптация ры Педагогического института Саратовского государ-
студентов факультета физической культуры ственного университета имени Н. Г. Чернышевского.
заслуживает особого внимания, так как обра- Оценка псих°эмоци°нального статна студентов
зовательный процесс студентов характеризу- осуществлялась с ммодью теста Ч.Д. Спилбергера
ется не только интенсивными умственными, и Ю Л. Ханина,™чностного опросник: а Г. Айзен-
ка, опросника самооценки эмоциональных состоя-
но и физическими нагрузками, что создает
т rj 5 «нии А. Уэссмана и Д. Рикса и тестового опросника
определенные ПредПосылки к ухудшению Дж. Тейлора [6]. При изучении умственной работо-
состояния их физического и психическо- способности использовали метод дозирования работ
го здоровья. Ведущим компонентом пере- во времени с помощью „корректурной пробы“ табли-
стройки умственной деятельности студентов цы В. Я. Анфимова с учетом следующих показателей:
и оказывающим влияние на направление и коэффициента точности выполнения задания (А), ко-
характер адаптационных изменений явля- эффициента умственной продуктивности (РХ объема
зрительной информации ^), скорости переработки информации (8) [9]. Уровень физического здоровья определяли экспресс-методом Г. Л. Апанасенко [1]. В качестве индикатора адаптационных возможностей организма студентов использовали функциональное состояние сердечно-сосудистой системы (ССС), которое оценивалось по следующим параметрам: частоте сердечных сокращений (ЧСС), систолическому, диастолическому и пульсовому артериальному давлению (САД, ДАД и ПД), коэффициенту выносливости (КВ), вегетативному индексу Кердо (ВИК) и адаптационному потенциалу (АП) Р. М. Баевского [2, 4, 5]. Исследования проводились в семестровый период и во время экзаменационной сессии. Регистрация психофизиологических и вегетативных показателей производилась в одно и то же время суток в день практических занятий по анатомии и физиологии человека, до экзамена и сразу после него. Исследования проводились в соответствии с требованиями Хельсинской Декларации Всемирной Медицинской Ассоциации (2000). Статистическую обработку данных проводили с помощью пакета программ „81айзйеа-5“. По каждой группе данных вычислялись среднее значение (М), ошибка среднего (ш). Достоверность различий оценивалась покритерию Стьюдента при р & lt- 0,05.
Результаты исследования и их обсуждение
Использование стандартных психологических тестов позволило распределить студентов на 3 группы по уровню личностной тревожности (ЛТ): с высоким, средним и низким уровнем тревожности. В 1-ю группу с высоким уровнем тревожности вошли 26,3% юношей, занимающиеся греко-римской борьбой, боксом и каратэ. Высокий уровень тревожности студентов данной группы можно объяснить спецификой видов спорта,
так как победа в них достигается благодаря способности спортсменов преодолевать психологический барьер в условиях угрозы физическому и психическому здоровью. 2-ю группу со средним уровнем тревожности составили 44,7% студентов-легкоат-летов. К 3-ю группе с низким уровнем тревожности были отнесены 29% студентов, занимающихся игровыми видами спорта, что свидетельствует о хорошей эмоциональной устойчивости, отличной адаптации, отсутствии напряженности, а также о склонности к лидерству и общительности.
Исследование уровня тревожности студентов в семестровый период показало, что во время обычных практических занятий у большинства обследованных (49,9%) юношей зафиксирован средний уровень реактивной тревожности (РТ), у 33,3% - низкий уровень РТ и у 17% - высокий уровень РТ. По результатам опросника самооценки эмоциональных состояний, у 71% юношей отмечается адекватная самооценка во время учебной деятельности, у 20% - высокая и лишь у 9% - низкая. Данные, полученные с помощью личностного опросника Г. Айзенка, показали, что практически всем обследуемым спортсменам, независимо от специализации, присущ экстравертивный тип личности.
При анализе результатов „корректурной пробы“ в начале практических занятий было установлено, что количественные и качественные показатели умственной работоспособности у юношей с разным уровнем ЛТ неодинаковы (табл. 1).
Таблица 1
Средние значения коэффициентов умственной работоспособности студентов-спортсменов
с различным уровнем тревожности (М ± ш)
Показатель Этап исследования Уровень тревожности
высокий (n = 79) средний (n = 1З4) низкий (n = 87)
А, усл. ед. До занятия 0,89і0,01 0,91і0,01 да 0,96і0,01 да
После занятия 0,84і0,01 * 0,89±0,01* да 0,9Зі0,01* да
До экзамена G, 61 і 0,0Н G, 77 і 0,0Н да 0,82 і 0,0Н да
После экзамена G, 65 і 0,0Ь 0,80 і 0,01 ¦ да 0, 85 і 0,01 ¦ да
Р, усл. ед. До занятия 1З67 і 1З, 9 142З і 8,1 да 1518 і 5,4 да
После занятия 12S6 і 1З, 2* 1420 і 8,2 да 150З і 5, З да
До экзамена S49 і 11,6^ 1197 і 7,7^ да 1З12 і 4,8^ да
После экзамена S62 і 11,4 1282 і 6, Ь да 1З56 і 4,2^ да
Q, бит До занятия S14 і 4,6 884 і 4, З да 9З2 і 4, З да
После занятия SG4 і 4,1 876 і 4,1 да 924 і 4,0 да
До экзамена 67S і 7, Н 759 і 5,2 ¦ да 8З1 і 4,8^ да
После экзамена 691 і 7,4 768 і 5,0 да 860 і 4,4^ да
S, бит/с До занятия З, 2 і G, G2 З, 6 і 0,01 да З, 8 і 0,01 да
После занятия З, 1 і G, G1* З, 5 і 0,01* да З, 7 і 0,01* да
До экзамена 2,6 і 0,0Н З, 2 і 0,0Н да З, 4 і 0,0 Н да
После экзамена 2,7 і 0,01 ¦ З, З і 0,01 ¦ да З, 5 і 0,01 ¦ да
Примечание: * - р & lt- 0,05 — сравнивались показатели до и после занятия- ¦ - р & lt- 0,05 — сравнивались показатели до и после экзамена- ¦ -р & lt- 0,05 — сравнивались показатели до занятия и до экзамена- ® — р & lt- 0,05 — различия достоверны относительно показателей юношей с высоким уровнем ЛТ.
Ш FUNDAMENTAL RESEARCH № 9, 2G11 Ш
Достоверно самые низкие показатели умственной работоспособности установлены у студентов с высокой ЛТ при сравнении с показателями юношей других групп (р & lt- 0,05). В конце практических занятий зафиксировано достоверное снижение коэффициентов точности выполнения задания, умственной продуктивности и скорости переработки информации у спортсменов с высокой ЛТ по сравнению с исходными показателями. Отметим, что у студентов со средней и низкой ЛТ при снижении аналогичных параметров коэффициент умственной продуктивности остался без изменений (р & lt- 0,05).
При сравнении уровня РТ юношей до и после практических занятий достоверных отличий не установлено, следовательно умственная нагрузка в семестровый период не вызывает резкого усиления тревожности.
Проведенный анализ распределения обследуемых юношей по уровню физического здоровья (УФЗ) с учетом уровня личностной тревожности позволил установить
определенную закономерность: чем выше уровень личностной тревожности юношей, тем ниже показатели физического здоровья. Так, в группе с высоким уровнем ЛТ преобладали юноши с показателями физического здоровья ниже среднего, что отражает сниженные резервные возможности их организма. Большинство юношей со средним уровнем ЛТ характеризовались средними показателями физического здоровья. В группе спортсменов с низким уровнем ЛТ зафиксированы достоверно более высокие показатели физического здоровья по сравнению с представителями двух других групп (р & lt- 0,05). Это свидетельствует о достаточных функциональных и резервных возможностях их организма.
При исследовании базисного состояния ССС у юношей с разным уровнем ЛТ большинство гемодинамических показателей у юношей во всех возрастных группах находятся в пределах физиологической нормы (табл. 2)
Таблица 2
Показатели функционального состояния ССС студентов-спортсменов с различным
уровнем тревожности (М ± ш)
Показатель Этап исследования Уровень тревожности
высокий (п = 79) средний (п = 134) низкий (п = 87)
ЧСС, уд. /мин До занятия 71,1 ± 0,5 66,7 ± 0,5да 62,5 ± 0,5да
После занятия 82,1 ± 0,5* 76,0 ± 0,7*да 69,7 ± 0,4*да
До экзамена 93,5 ± 0,4* 82,7 ± 0,3*» 80,6 ± 0,3*да
После экзамена 74,1 ± 0,3- 72,2 ± 0,1-да 70,9 ± 0,4-да
САД, мм рт. ст. До занятия 119,8 ± 0,5 118,3 ± 0,6 114,4 ± 0,5да
После занятия 124,4 ± 0,8* 123,5 ± 0,5* 117,7 ± 0,9*да
До экзамена 139,1 ± 0,5* 134,6 ± 0,3*да 131,7 ± 0,3 *да
После экзамена 123,5 ± 0,4- 123,1 ± 0,4- 121,3 ± 0,4-да
ДАД, мм рт. ст. До занятия 76,2 ± 0,6 74,5 ± 0,5да 73,2 ± 0,4да
После занятия 81,7 ± 0,6* 78,5 ± 0,6*да 74,9 ± 0,5*да
До экзамена 84,9 ± 0,3* 83,5 ± 0,2* 80,6 ± 0,4*да
После экзамена 79,4 ± 0,3- 78,3 ± 0,2- 74,8 ± 0,5-да
ПД, мм рт. ст. До занятия 43,6 ± 0,8 42,8 ± 0,8 41,2 ± 0,6да
После занятия 42,7 ± 1,0 45,0 ± 0,7* 42,8 ± 0,8
До экзамена 51,5 ± 0,5 50,9 ± 0,3 51,3 ± 0,3
После экзамена 46,9 ± 0,6- 45,0 ± 0,4- 46,5 ± 0,5-
КВ, усл. ед. До занятия 16,6 ± 0,3 16,1 ± 0,4 15,6 ± 0,3да
После занятия 19,8 ± 0,5* 18,5 ± 0,4*да 17,4 ± 0,3*да
До экзамена 18,5 ± 0,2* 17,3 ± 0,1* 15,9 ± 0,1да
После экзамена 16,2 ± 0,3- 14,6 ± 0,09-да 14,0 ± 0,09-
ВИК, % До занятия -7,6 ± 1,1 -12,1 ± 1,1да -17,6 ± 1,2да
После занятия 0,21 ± 0,9* -3,7 ± 0,9*да -7,7 ± 1,1*да
До экзамена 9,02 ± 0,5* 4,07 ± 0,3* - 0,22 ± 0,3*
После экзамена — 7,5 ± 0,1- - 8,5 ± 0,2- -5,6 ± 0,1-
АП, балл До занятия 2,09 ± 0,02 2,01 ± 0,02да 1,88 ± 0,01да
После занятия 2,32 ± 0,02* 2,13 ± 0,02*да 2,02 ± 0,01*да
До экзамена 2,68 ± 0,01* 2,54 ± 0,01*да 2,39 ± 0,01*да
После экзамена 2,2 ± 0,01- 2,32 ± 0,01- 2,09 ± 0,01-
Примечание: * - р & lt- 0,05 — сравнивались показатели до и после занятия- ¦ - р & lt- 0,05 — сравнивались показатели до и после экзамена- ¦ -р & lt- 0,05 — сравнивались показатели до занятия и до экзамена- ® — р & lt- 0,05 — различия достоверны относительно показателей юношей с высоким уровнем ЛТ.
Однако у юношей с высокой ЛТ достоверно более высокие значения ЧСС по сравнению со сверстниками других групп (р & lt- 0,05) указывают на менее экономную работу системы кровообращения. Среднее отрицательное значение ВИК у студентов во всех группах указывает на преобладание парасимпатического тонуса вегетативной нервной системы (ВНС). Адаптационный потенциал указывает на удовлетворительное состояние механизмов адаптации. К концу практических занятий умственная нагрузка привела к достоверному увеличению большинства гемодинамических показателей у всех студентов по сравнению с исходным вегетативным фоном (р & lt- 0,05). Более существенные изменения отмечены в группе юношей с высокой ЛТ, что выражается в достоверно более высоком увеличении ЧСС, КВ в отличие от юношей других групп (р & lt- 0,05) и повышение симпатического тонуса ВНС. Тем не менее средние значения АП, зарегистрированные после занятий, у юношей во всех группах свидетельствуют об удовлетворительной адаптации ССС к факторам среды.
Исследования, проведенные в период экзаменационной сессии, выявили тесную взаимосвязь между психофизиологическими показателями юношей с разным уровнем тревожности и исходным фоном физиологических функций.
Перед экзаменом большинство средних показателей психических функций оказались ухудшенными по сравнению с показателями семестрового периода: уровень РТ повышался до высокого уровня, экстраверт-ность снижалась до умеренного уровня, а адекватная самооценка — до низкого уровня.
По результатам «корректурного теста» в период экзаменационной сессии количественные и качественные показатели умственной работоспособности достоверно снижаются по сравнению с семестровым периодом, особенно у студентов с высокой ЛТ (р & lt- 0,05).
Во время экзамена значительные статистически значимые изменения отмечены во всех регистрировавшихся вегетативных показателях. ЧСС увеличивалась в пределах 23−32%, а АД — 13−15%. Наибольшие сдвиги КВ в сторону увеличения сильнее выражены у студентов с высокой ЛТ (р & lt- 0,05). Расчет ВИК показал возрастание симпатического тонуса ВНС у юношей с высокой и средней ЛТ, что свидетельствует о напряжении механизмов регуляции ССС. АП у юношей с высокой ЛТ указывает на функциональное напряжение системы кровообращения, тогда как у юношей со средней и низкой ЛТ приспособление ССС к
стрессовой ситуации протекает более благоприятно.
Сразу после экзамена все изучаемые параметры претерпели изменения по сравнению с показателями, зафиксированными до проведения экзамена. Во всех группах отмечена нормализация гемодинамиче-ских показателей, повышение тонуса парасимпатического отдела ВНС и возрастание адаптивных возможностей системы кровообращения.
Проведенные исследования подтвердили, что успешность обучения в вузе во многом определяется психоэмоциональным состоянием, в котором находится студент [8]. Сравнительное исследование психоэмоционального статуса, показателей умственной работоспособности и функционального состояния ССС на различных этапах учебной деятельности (текущие занятия и экзамены) показало более выраженные сдвиги по всем изучаемым параметрам у спортсменов с высокой личностной и реактивной тревожностью. Индивидуальные психофизиологические и физиологические особенности субъектов, проявляющиеся в своеобразии личностных характеристик, могут быть связаны с различиями в уровне активации коры головного мозга и отделов вегетативной нервной системы [10]. Таким образом, процесс адаптации студентов с разным уровнем тревожности к обучению в вузе имеет существенные различия, связанные с физиологической ценой деятельности в данных условиях.
Для решения задач по оптимизации и интенсификации учебного процесса, повышения уровня физического здоровья студентов и уровня адаптации к информационным перегрузкам необходимы более глубокие исследования психофизиологических показателей и физиологических систем студентов в период адаптации к условиям и режиму обучения в вузе и в период «профессионального старта».
Заключение
1. Эффективность процесса адаптации к условиям образовательного процесса определяется индивидуальными психофизиологическими характеристиками личности студентов и их физиологическими особенностями.
2. Основой психоэмоционального напряжения студентов является личностная тревожность.
3. Высокий уровень тревожности негативно влияет на состояние здоровья студентов, отражается на показателях умственной работоспособности, способствует развитию утомления и возрастанию нервозности, что,
в свою очередь, свидетельствует о достаточно низком уровне адаптации к условиям обучения.
Список литературы
1. Апанасенко Г. Л., Попова Л. А. Медицинская валеоло-гия. — Ростов-на/Д.: Феникс. — 2000. — 248 с.
2. Баевский Р. М., Берсенева А. П. Оценка адаптивных возможностей и риск развития заболеваний. — М.: Медицина. — 1997. — 236 с.
3. Бароненко В. А. Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента. — М.: Альфа-М: ИНФРА-М. -2009. — 336 с.
4. Вейн А. М. Заболевания вегетативной нервной системы. — М.: Медицина. — 1991. — 622 с.
5. Дубровский В. И. Валеология. Здоровый образ жизни. — М.: Флинта. — 1999. — 560 с.
6. Ильин Е. 11. Психология индивидуальных различий. -СПб.: Питер. — 2004. — 701 с.
7. Куинджи Н. Н., Степанова М. И. Современная технология обучения школьников и их влияние на здоровье // Гигиена и санитария. — 2000. — № 1. — С. 448.
8. Новикова И. А., Сидоров П. И., Соловьев А. Г. Познавательные психические процессы и личностные характеристики социально-дезадаптированных студентов // Гигиена и санитария. — 2002. — № 4. — С. 24−27.
9. Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других. — М.: АСТ-Пресс, 1999. — 367 с.
10. Солодков А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная. — М.: Советский спорт. — 2008. — 620 с.
Рецензенты:
Пучиньян Д. М., д.м.н., профессор, зам. директора ФГУ «Сар НИИТО» Минздрав-соцразвития России, и.о. главного научного сотрудника группы физиологии и патофизиологии, г. Саратов-
Онищенко А. Н., д.м.н., профессор кафедры физической культуры и спорта ГоУ ВПО «Саратовская государственная академия права», г. Саратов.
Работа поступила в редакцию 26. 05. 2011.

Показать Свернуть
Заполнить форму текущей работой