К вопросу о специфике работы электронных спортивных СМИ

Тип работы:
Реферат
Предмет:
Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации (СМИ)
Узнать стоимость новой

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

5. http: //vemsky. ru/pubs/1022/Realtime-zhurnalistika_novye_zhanry_v_ no-vyh_media.
6. http: //www. chaskor. ru/article/manifest_novyh_media_30 805.
7. Pavlic J. V New Media Journalism // 21st Century Communication. A Reference Handbook. Volume 1 & amp- 2 / Ed. By William F. Eadie. — Los Angeles, 2009. — P. 643−651.
8. http: //www. mediascope. ru/node/524.
К ВОПРОСУ О СПЕЦИФИКЕ РАБОТЫ ЭЛЕКТРОННЫХ СПОРТИВНЫХ СМИ
© Яковлева Т. Б. *, Казанкина Е. В. *
Оренбургский государственный университет, г. Оренбург
В статье предпринята попытка анализа специфики работы электронных спортивных СМИ. Авторы представили основные формы подачи материала в сетевых СМИ по проблемам спортивной жизни, а также анализ спортивных программ на каналах Оренбургского телевидения.
Ключевые слова радиорынок, региональных массмедиа, сетевые СМИ, спортивная интернет-журналистика, прямое включение.
Электронные СМИ в массовых спортивных коммуникациях (радио, телевидение, Интернет) обладают набором собственных характеристик, функциональных особенностей. В системе региональных массмедиа радио продолжает оставаться самым популярным и широкодоступным средством информирования различных слоев населения.
Отсутствие специализированных спортивных радиостанций компенсируется большим количеством спортивных радиопрограмм, которые способны познакомить радиослушателей с полной информацией из мира спорта. Существующая структура радиорынка имеет значительный потенциал в решении актуальных задач по организации и координации спортивной деятельности на региональном уровне.
Телевидение, являясь в настоящее время наиболее массовым СМИ, выступает одним из организующих и стабилизирующих факторов в развитии спортивной массовой коммуникации на региональном уровне. Современная система регионального телевидения обладает всеми необходимыми качествами, обусловливающими ее полноценное функционирование. Главное -многоканальность: в одном регионе могут одновременно работать от трех до десяти местных каналов. Техническая база способна создавать качественный, конкурентоспособный продукт, используя такие технические прие-
* Доцент кафедры Журналистики, кандидат филологических наук.
* Студент факультета Журналистики.
мы, как замедленная съемка- стоп-кадр- повтор кадра- общий, средний и крупный планы- бегущая строка- анимационная инфографика и т. д. В соответствии с существующими телевизионными формами спортивная информация в регионах представлена в разных вариантах: в виде короткого двух-пятиминутного обзора в выпусках новостей, специализированного информационного выпуска, информационно-аналитических программ, многочасовых трансляций крупных состязаний (например, Эстафета Олимпийского огня). Тем не менее, спорт, занимая устойчивое положение на современном региональном телевизионном рынке, все еще остается недостаточно «раскрученной» темой. Местным телеканалам необходимо пересмотреть свою политику по отношению к нему и выработать такие концепции, которые делали бы спорт приоритетным тематическим направлением. В областях, где нет телепрограмм о спорте, может быть объединение нескольких телекомпаний с местными департаментами по спорту для создания совместного проекта о спортивной жизни всей межрегиональной общности.
Сегодня активно развиваются сетевые СМИ, успешно осваивающие в том числе и проблематику спорта. К основным группам сайтов относятся те, где отражены деятельность спортивных организаций, особенности того или иного вида спорта, отдельные спортивные соревнования, а также персональные странички спортсменов и странички болельщиков. Значительную группу составляют сайты, непосредственно связанные со спортивной интернет-журналистикой. К ним относятся спортивные порталы, спортивные интернет-СМИ, спортивные рубрики в неспециализированных интернет-изданиях, спортивные разделы на сайтах радиостанций и телекомпаний, онлайн-версии спортивных ТВ-каналов, спортивное интернет-радио и интернет-телевидение, онлайн-трансляции спортивных состязаний, спортивные информационные интернет-агентства.
Онлайн-трансляции спортивных состязаний — один из самых популярных видов спортивной информации в Интернете, дающий возможность аудитории проследить за спортивным соревнованием в режиме реального времени. В первую очередь, ним относятся текстовые, которые составляют 85−90% от всех видов онлайн-трансляций. Чаще всего они встречаются на сайтах спортивных команд, клубов, спортивных букмекерских контор. Среди аудиотрансляций выделяются собственные спортивные интернет-трансляции и трансляции (прямые включения) спортивных соревнований на традиционных радиостанциях, имеющих вещание в Интернете.
Существуют разновидности видеотрансляций:
— фрагментарные, представляющие яркие и кульминационные фрагменты соревнований-
— прямые и архивированные в Интернете телетрансляции спортивных соревнований. К сожалению, собственные онлайн-трансляции, достаточно быстро развивающиеся за рубежом, в России до сих пор не представлены.
В региональных СМИ активно используются при подготовке спортивных материалов современные журналистские технологии, особенности публицистического стиля. В большей степени это характерно для электронных СМИ, прежде всего для радиожурналистики. Сегодня на радио выделяют четыре ведущих типа спортивных программ:
— информационные-
— информационно-аналитические-
— аналитические-
— спортивные трансляции.
В соответствии с целевой программой, предполагается обеспечить публичность, открытость спортивной деятельности. СМИ помогут организовать эффективную пропаганду физической культуры и спорта, продвигать ценности здорового образа жизни, широко освещать соревнования, развивать социальную рекламу о спорте.
Вместе с тем система массовых спортивных коммуникаций, складывающаяся в нашей стране в постсоветский период, развивается, не отвечая общественным потребностям, что особенно заметно в регионах, и нуждается в повышении уровня ее организованности в соответствии с запросами общества.
Мы отмечаем, что сегодня активно развиваются сетевые СМИ, осваивающие в том числе и проблематику спорта. Это спортивные порталы, спортивные интернет-СМИ, спортивные рубрики в неспециализированных интернет-изданиях, спортивные разделы на сайтах радиостанций и телекомпаний, онлайн-версии спортивных ТВ-каналов, спортивное интернет-радио и интернет-телевидение, онлайн-трансляции спортивных состязаний, спортивные информационные интернет-агентства.
Телевидение и радио пока тяготеют больше к информированию, фрагментации материала, показывают чаще внешнюю, наиболее зрелищную сторону спортивной жизни, нередко оставляя за кадром существующие проблемы и негатив. Поэтому до зрителя и слушателя чаще всего доходит частичная информация, не позволяющая достаточно продуктивно оценить спортивное событие. Но, несмотря на этот факт, региональная спортивная журналистика все же находится на пути стремительного развития: совершенствование уже освоенных технологий (Интернет-вещание) и переход на целые каналы прямых трансляций спортивных событий. Чем активнее развиваются региональные спортивные СМИ, тем быстрее растет их аудитория. Тем самым повышается интерес населения к спорту. Региональная пресса должна помочь создать целостную картину спортивной жизни субъекта, основных ее проблем и тенденций, а также воспитывать культуру своей аудитории.
В связи с этой проблемой мы рассмотрели пример освещения большого спортивного события — «Встречу олимпийского огня в Оренбурге». За всю трансляцию мероприятия было 9 включений в эфир. Прямые включения
чередовались с интервью в студии. Около 30 человек стали участниками программы — это и спортсмены, и факелоносцы, и представители власти, и почетные гости города. Однако на наш взгляд, ведущей не удалось сделать запоминающейся ни одну беседу. В основном задавались однотипные вопросы, на которые следовали очень похожие ответы гостей («Какие чувства вы испытываете в данный момент?», «Показался ли Вам тяжелым факел?» и пр.). Возможно, редакторскому штабу нужно было рассмотреть вариант двух ведущих или их чередование в кадре — это определенно разнообразило бы программу.
Всего с февраля 2013 года, когда в информационном поле региона появились новости о проведении Эстафеты в Оренбурге, журналистами ГТРК было снято 15 материалов, чуть больше — на радио. Примерно столько же на канале «Планета» и других каналах (пресс-конференции). На следующий день после мероприятия в эфир телеканала ГТРК вышло 2 сюжета, над которыми корреспонденты работали вместе (текст и монтаж). В одном рассказывалось о начальном этапе Эстафеты. В другом — о церемонии зажжения чаши огня. На «Планете» вышло в эфир большое интервью с Анатолием Юденичем, спортивным обозревателем ОРТ, факелоносцем огня Олимпиады, и еще несколько коротких сюжетов. Кстати, Юденич был первым гостем в эфире ОРТ. Сопоставительный анализ монтированных материалов двух телеканалов показал, что в обоих случаях тема была представлена глубоко и достаточно ярко, грамотно написаны тексты, найдены интересные герои. И с технической, и с творческой стороны — в эфир вышли сильные сюжеты.
За 10 месяцев подготовки к этому событию на всех оренбургских телеканалах и других СМИ вышло около 10 материалов, где рассказывалось о готовности города к принятию огня. За несколько дней до Эстафеты технический брифинг с аккредитованными журналистами провела рабочая бригада из федерального оргкомитета Олимпиады, где корреспондентов, операторов и фотографов ознакомили с правилами съёмки мероприятия. За нарушение инструкции следовало лишение аккредитации. Таких случаев в Оренбурге не случилось.
Телеканал ОРТ «Планета» получил право на прямую трансляцию всей Эстафеты на всю область. Около 2 миллионов человек имели возможность в прямом эфире наблюдать за происходящим 22 декабря 2013 года. Телемарафон «Планеты» начался за 15 минут до прибытия огня Олимпиады в Оренбург и продолжался 7 часов 38 минут. ОРТ «Планета» обладает мощной современной аппаратурой, которая позволяет вести качественные прямые трансляции. С технической точки зрения ОРТ «Планета» ничем не уступает главным телеканалам страны. Однако над творческой составляющей необходимо серьезно работать — возможно, следует искать новые подходы к созданию материалов, чаще делать прямые включения в новостных выпусках, чтобы работа в прямом эфире на мероприятиях федерального значения не
представляла технической и психологической проблемы для оренбургских журналистов.
ГТРК «Оренбург» не работала в прямом эфире весь день. Были лишь прямые включения в дневной эфир новостного выпуска телеканала. В кадре журналисты появлялись уже только в стенд-апах. Проводя сравнительный анализ работы телеканалов в прямом эфире, мы пришли к выводу, что у ГТРК связь со студией в целом вышла качественнее. Предполагаем, здесь сказывается опыт журналистов: все крупнейшие мероприятия области в основном транслирует ГТРК, используя ПТС. Однако технически ОРТ «Планета» значительно превосходит по своим возможностям съемки и трансляции гостелерадиокомпанию.
На примере двух областных телеканалов (ОРТ «Планета» и ГТРК «Оренбург») мы рассмотрели особенности работы журналистов в прямом эфире при освещении спортивной темы на примере Эстафеты огня Олимпиады 2014.
Очевидно, что оренбургским журналистам не хватает практики при освещении спортивных событий общероссийского значения в прямом эфире. Об этом говорят многочисленные творческие просчеты, допущенные ведущими и корреспондентами, волнение, несогласованность между собой, досадные речевые ляпы. Однако технически вещание в регионе не уступает федеральному.
Все выше сказанное позволяет сделать вывод о том, региональные электронные СМИ Оренбуржья обладают достаточным потенциалом для дальнейшего развития.
Список литературы:
1. Войтик Е. А. Специфика спортивного репортажа на радио / Е.А. Вой-тик // Средства массовой информации в современном мире. — СПб.: Факультет журналистики СПбГУ 2004.
2. Михайлов С. А., Мостов А. Г. Спортивная журналистика / С. А. Михайлов, А. Г. Мостов. — СПб., 2005.
3. Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006−2015 годы». — М., 2006.
4. Яковлева Т. Б., Герцев Н. Э. К вопросу о потребностях современной аудитории СМИ // Тенденции, наработки, инновации, практика в науке = Tendencje, zbiory danych, innowacje, praktyka w nauce. 29. 04. 2014−30. 04. 2014. -ЛЮблин / Lublin.
5. http: //gtrk-orenburg. ru.

Показать Свернуть
Заполнить форму текущей работой