Жилищно-коммунальное хозяйство: состояние, динамика развития, проблемы и перспективы 2003-2013

Тип работы:
Реферат
Предмет:
Государство и право
Узнать стоимость новой

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

Аналитическая работа на тему:

«Жилищно-коммунальное хозяйство: состояние, динамика развития, проблемы и перспективы 2003−2013»

Дубна — уникальная территория. Несмотря на то, что городу только 58 лет, ему удалось сохранить свой научно-технический потенциал, при этом он продолжает планомерно развиваться по многим направлениям. В Дубне успешно работает научно-производственный комплекс, развиваются предприятия малого и среднего бизнеса, ведется подготовка молодых кадров для многих отраслей хозяйства, на высоком уровне развития находятся информационные технологии, потребительский рынок и вся социальная сфера.

В эти годы основными приоритетами были:

1) развитие науки, высоких технологий и инновационного бизнеса;

2) совершенствование территории нашего города для комфортного проживания;

3) создание благоприятных условий для развития достойного качества жизни населения;

4) сохранение высокого уровня образования в Дубне,

5) развитие ОЭЗ ТВТ «Дубна», как уникальной площадки в РФ для инновационного бизнеса и последующего развития города Отчет Главы города об итогах работы за 2012 год.

Рисунок 1. Система жилищно-коммунального хозяйства в городе Дубна Московской области

В Дубне успешно функционируют и развиваются все сферы жизнедеятельности, и сфера ЖКХ не исключение. В городе Дубна сегодня насчитывается 415 многоквартирных дома, общей жилой площадью более 1 039, 0 тыс. квадратных метров. Общее количество организаций, управляющих и осуществляющих оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирными домами на территории города Дубна — 30 единиц.

Обеспечение электроснабжения города осуществляет МУП «Электросеть» и Дмитровское Территориальное отделение Клиентский офис «Дубна» ОАО «Мосэнергосбыт».

На территории города Дубна функционируют 3 теплоснабжающие организации (ОАО «ПТО ГХ», ОАО «Энергия-Тензор», ОГЭ ОИЯИ), обеспечивающие теплом и горячим водоснабжением жилищный фонд, объекты социально-бытового и культурного назначения, на балансе и в эксплуатации которых находятся 5 котельных, 7 центральных тепловых пунктов, и 140,8 км тепловых сетей.

Рисунок 2. Теплоснабжающие организации города Дубна Московской области

Основными задачами отдела жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Дубны являются:

· обеспечение эффективного функционирования ЖКХ города, эксплуатации и развития зеленых насаждений;

· определение перспектив развития ЖКХ города, объектов инженерной инфраструктуры, эксплуатации и развития зеленых насаждений;

· формирование расходов бюджета по жилищно-коммунальной отрасли города;

· осуществление оценки деятельности предприятий и организаций ЖК комплекса, оценки деятельности предприятий по подготовке жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры к сезонной эксплуатации;

· разработка и реализация нормативно-правовых, организационных и экономических мер, программ и мероприятий по перспективному развитию;

· определение и разработка основных направлений охраны окружающей среды, обеспечение экологической безопасности, учет и оценка состояния природных ресурсов и окружающей среды;

· рассмотрение, подготовка к утверждению и мониторинг инвестиционных программ организаций коммунального комплекса;

· формирование экономически обоснованных тарифов и цен на работы и услуги ЖК назначения;

· составление прогнозов развития отрасли, всех необходимых расчетов, сводной статистической и другой отчетности предприятий ЖКХ города;

· контроль за рациональным и эффективным использованием топливно-энергетических ресурсов.

На протяжении последнего десятилетия органы местного самоуправления города Дубна вели активную деятельность по развитию и совершенствованию жилищно-коммунального хозяйства на всей территории города. Проанализировав отчеты Главы города за период 2003—2013 годов, можно выделить основные моменты этой деятельности:

1. реализовывались намеченные мероприятия по сохранению, развитию и совершенствованию городской инженерной инфраструктуры;

2. стабильное проведение отопительного сезона за весь рассматриваемый период;

3. регулярно проводился ремонт кровель домов, лифтов, заменено большое количество единиц санитарно-технического, электро- и газового оборудования; отремонтированы подъезды домов, заменены сети холодного водоснабжения;

4. были применены новые технологии и совершенно новое высокотехнологичное оборудование (в частности, при замене участков ветхих тепловых сетей на ул. Сахарова и Трудовой);

5. Завершен ремонт и реконструкции кровель домов, построенных по «болгарским» проектам.

6. Все объекты жизнеобеспечения города функционировали надежно и бесперебойно, что позволило с учетом технических возможностей предоставлять всем потребителям тепло, горячую и холодную воду, водоотведение, электрическую энергию.

7. В целях улучшения качества питьевой воды в обеих частях города на насосно-фильтровальных станциях установлены системы обеззараживания воды гипохлоритом натрия.

8. Происходила модернизация технологического оборудования во всех котельных города.

9. Заменен канализационный дюкер под руслом р. Волга, построен напорный канализационный коллектор в районе Александровки.

10. Полностью решен вопрос сбора и вывоза твердых бытовых отходов. Начат их селективный сбор и утилизация.

11. Значительно улучшилось экономическое положение предприятий и организаций жилищно-коммунального и городского хозяйства, на что позитивно повлияло погашение долгов прошлых лет, переход к экономически обоснованным ценам за оказываемые услуги юридическим и физическим лицам.

12. Начали работать частные управляющие компании и ТСЖ. Завершена работа по выбору способа управления многоквартирными жилыми домами.

13. проводилась работа, направленная на погашение жителями города задолженностей по оплате за жилье и коммунальные услуги;

14. активная газификация малоэтажных домов в левобережье;

15. успешное выполнение задач работниками сферы ЖКХ города;

16. проведено быстрое восстановление после чрезвычайных ситуаций и ураганов (в частности, 2005 года). В кротчайшие сроки производилось остекление, расчистка дворов и дорог от мусора и поваленных деревьев.

17. велись активные работы по реконструкции существующих и монтажу новых линий наружного освещения города (в частности, на улицах Дачная, Векслера, Правды, Ленинградская);

18. смонтированы линии с самонесущими изолированными проводами на участке плотины ГЭС до ул. Жуковского и по ул. Станционной;

19. заменено 315 единиц сантехнического оборудования в квартирах участников войны, произведен ремонт в 35 квартирах ветеранов.

20. Была завершена прокладка в городе магистральных газопроводов к домам малоэтажной застройки;

21. Проводился мониторинг затрат и сравнительный анализ фактических расходов предприятий, оказывающих жилищно-коммунальные услуги;

22. замена и модернизация технологического оборудования в котельной МУП «ПТО ГХ».

23. оказывалась социальная поддержка по оплате жилья и коммунальных услуг населению;

24. создан запас материально-технических средств, позволяющий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, восстановить жизнеобеспечение объектов города в короткие сроки.

25. организационно-разъяснительную работу, связанную с реформированием ЖКХ. Этому посвящались встречи с жителями, прямые телеэфиры, публикации в печатных СМИ.

Особое внимание за период 2003—2013 гг. г. уделялось формированию тарифной политики, способной обеспечить баланс интересов производителей и потребителей услуг. С целью минимизации расходов, пересмотр тарифов на коммунальные услуги проводился на основе экспертизы экономической обоснованности затрат, включенных в себестоимость коммунальных услуг. Тарифы согласовались и утверждались в Топливно-энергетическом комитете, Министерстве жилищно-коммунального хозяйства и Министерстве экономики Московской области. Их уровень не превысил индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения платы граждан за коммунальные услуги, утвержденных Министерством экономики Московской области. Повышение тарифов проводилось одновременно с применением мер социальной защиты малообеспеченных слоев населения в виде предоставления льгот и субсидий.

Для осуществления всех вышеперечисленных мероприятий администрацией г. Дубна Московской области был разработан ряд программ, в рамках которых удалось улучшить состояние жилищно-коммунального комплекса, а также реализовать ранее запланированные меры (см. рисунок 3).

В результате реализации вышеназванных программ удалось:

Программа «Энергосбережение»:

· в левобережной части города было заменено 7,5 тыс. метров тепловых сетей и сетей горячего водоснабжения, установлены индивидуальные тепловые пункты;

· в институтской части произведен капитальный ремонт, реконструкция, модернизация энергоисточников и инженерных сетей. ;

Рисунок 3. Программы и мероприятия, позволившие улучшить состояние ЖКХ в г. Дубна

· с применением новых технологий и современного оборудования заменены участки ветхих тепловых сетей на ул. Сахарова и Трудовой, установлены новые приборы учета газа и тепла на котельных;

· с установкой на головной КНС электронного оборудования удалось до минимума свести количество аварий на принадлежащем ОИЯИ канализационном коллекторе.

«Экология Подмосковья»:

· сдан в эксплуатацию двухтрубной дюкер под рекой Волгой.

Программа развития Дубны как наукограда:

· в левобережье завершены проектные работы по прокладке водовода от насосно-фильтровальной станции до котельной, что позволит обеспечить регулярную подачу воды на верхние этажи домов;

· ведется предпроектная проработка программы перспективного развития электроэнергетической инфраструктуры города, что очень важно для его экономического развития;

· практически в полном объеме завершен ремонт, реконструкция и строительство городских дорог;

· проводились работы по устройству водоводов левобережной НФС;

· в пос. Александровка проводилась реконструкция коллектора и дооборудована котельная;

· создается автоматизированная система диспетчеризации лифтового хозяйства;

· был завершен переход на 100% оплату населением за потребленные коммунальные услуги.

Программа комплексного развития коммунальной инфраструктуры городского округа Дубна на 2007−2012 годы:

· консолидация финансовых ресурсов для модернизации коммунальной инфраструктуры города Дубны.

Долгосрочная Программа энергосбережения объектов бюджетной сферы на 2012−2020 годы:

· установлены и исправно работают индивидуальные тепловые пункты, внедрение которых позволило существенно снизить затраты на теплоснабжение.

Муниципальная адресная Программа ремонта дворовых территорий многоквартирных домов и проездов к ним:

· на 2012 год были отремонтированы 52 дворовые территории, обустроено 36 691 кв. м дорожного и тротуарного покрытия;

· продолжен ремонт тротуаров по улицам: Володарского, Блохинцева, Вавилова, Интернациональная, проспекту Боголюбова и другим, площадью более 6 тыс. кв. м.

· в городе проделан большой объём работ по нанесению дорожной разметки, установлено 158 дорожных знаков согласно утвержденной схеме дислокации.

Несмотря на успешную реализацию программ и мероприятий, направленных на совершенствование и решение проблем сферы ЖКХ, можно выделить ряд проблем, которые систематически возникают на протяжении рассматриваемого периода.

Проблемы сферы ЖКХ в г. Дубна:

· Проблема отсутствия стабильного финансирования сферы ЖКХ;

· Недостаточное кадровое обеспечение жилищно-коммунального управления;

· Недостаточное техническое оснащение сферы;

· Отсутствие стабильного и четкого взаимодействия жителей города с управляющими компаниями, энергетиками;

· Невнимательность и слабая информированность населения о проводимых мероприятиях, о нововведениях и изменениях законодательства в сфере ЖКХ.

· Не удалось сократить долги энергетиков за газ. Основными причинами являются неплатежи управляющих компаний ресурсоснабжающим организациям.

Из отчетов Главы города за 2012 и 2013 года можно увидеть, что расходы бюджета на сферу ЖКХ хоть и незначительно, но все же уменьшились (см. рисунки 4,5 и 6).

Рисунок 4. Расходы бюджета по разделам в млн. руб. и % к общему расходу бюджета за 2012 год

Рисунок 5. Расходы бюджета по разделам в млн. руб. и % к общему расходу бюджета за 2013 год

Рисунок 5. Сравнение расходов бюджета г. Дубна на сферу ЖКХ за 2012 и 2013 года (млн. руб.)

Для того, что проследить, как жители города оценивают деятельность органов МСУ в сфере ЖКХ (и других сферах жизнеобеспечения), администрацией был проведен социологический опрос «Оценка деятельности органов местного самоуправления г. Дубны за 2012 год». Было опрошено 600 человек в возрасте от 18 лет с 20 февраля по 5 марта 2013 года. Результаты опроса опубликованы на сайте администрации.

· Ответ респондентов на вопрос «Как вы оцениваете качества работы жилищно-коммунального комплекса в поставках коммунальных услуг?»

Таблица 1. Оценка качества работы жилищно-коммунального комплекса в поставках коммунальных услуг

Оценка

2011 (%)

2012 (%)

Очень плохо

6,2

14,3

Скорее плохо, чем хорошо

14

36,5

Средне

18,6

27,3

Скорее хорошо, чем плохо

31,4

8,8

Очень хорошо

27,4

9,7

Не могу оценить

2,4

3,3

Рисунок 6. Оценка качества работы жилищно-коммунального комплекса в поставках коммунальных услуг

· Ответ респондентов на вопрос «Как вы оцениваете качество предоставляемых услуг по текущему ремонту и содержанию жилых домов и придомовой территории»?

Таблица 2. Оценка качества предоставляемых услуг по текущему ремонту и содержанию жилых домов и придомовой территории

Оценка

2011 (%)

2012 (%)

Очень плохо

15,2

6,7

Скорее плохо, чем хорошо

17,8

14,8

Средне

34,8

39,8

Скорее хорошо, чем плохо

24,8

24,8

Очень хорошо

3,6

6,8

Не могу оценить

3,8

7

Рисунок 7. Оценка качества предоставляемых услуг по текущему ремонту и содержанию жилых домов и придомовой территории

Проанализировав результаты опроса можно отметить, что население в 2012 году более недовольны качеством предоставляемых услуг, чем в 2011. Примерно в 2 раза возросло число тех, кто оценивает деятельность как «очень плохо», при этом в 3 раза уменьшилось число тех, кто оценивает работу органов МСУ как «очень хорошо» (см. рисунок 6). Это говорит о том, что хоть администрация и ведет работу по совершенствованию и развитию услуг сферы ЖКХ, но, возможно, делает это в неправильном направлении или не так, как население хотело бы. Стоит отметить и то, что граждане города считают проблемы сферы ЖКХ первоочередными и требующими обязательного мониторинга со стороны органов МСУ (см. таблицу 3).

· Ответ респондентов на вопрос: «приоритетные направления, которыми должны заниматься органы местного самоуправления»:

Таблица 3. Приоритетные направления, которыми должны заниматься органы местного самоуправления (по мнению жителей города)

Направление деятельности

На 2012

На 2013

ЖКХ

62,9%

49,3%

Здравоохранение

45,0%

41,2%

Повышение уровня заработной платы

не называлось

34,7%

Создание новых рабочих мест

41,9%

30,7%

Работа транспорта

20,7%

25,5%

Социальная защита граждан

34,6%

24,3%

Молодежная политика

35,2%

23,8%

Строительство жилья

20,7%

20,3%

Улучшение экологической обстановки

10,2%

13,2%

Улучшение организации торговли

9,8%

12,3%

Борьба с преступностью

17,6%

11,5%

Повышение общего уровня культуры

10,6%

не называлось

Другое

10,2%

6,5%

Как видно из таблицы 4, большая часть населения также полагает, что проблемами ЖКХ нужно заниматься в первую очередь (причем заметим, что так считают жители всех районо Дубны). Это говорит о том, что жилищно-коммунальные проблемы возникают по всей территории наукограда.

Таблица 4. Приоритетные направления, которыми должны заниматься в 2013 году органы местного самоуправления по районам города

Приоритеты

ЛБ

БВ

ЧР

ИЧ

ЖКХ

11,7

10,3

13,7

13,7

Здравоохранение

8,3

12,3

11,5

9,0

Создание новых рабочих мест

7,2

8,5

5,3

9,7

Повышение качества образования

7,7

4,3

4,0

4,8

Молодежная политика

5,3

4,5

4,7

9,3

Социальная защита граждан

6,3

6,5

5,5

6,0

Работа транспорта

7,8

6,0

3,2

8,5

Строительство жилья

5,3

5,5

4,0

5,7

Борьба с преступностью

3,3

2,3

2,2

3,7

Улучшение экологической обстановки

4,2

4,0

1,7

3,3

Улучшение организации торговли

3,7

3,2

2,3

3,2

Повышение заработной платы

8,0

10,2

7,8

8,7

Другое

3,5

0,5

0,3

2,2

Заключение

ЖКХ является сферой, непосредственно связанной с благосостоянием населения, удовлетворением его жизнеобеспечивающих потребностей. Именно поэтому проблемы этой сферы жизнедеятельности в первую очередь должны быть решены как органами МСУ, так и государством в целом. При этом меры, предпринятые для этого, должны быть крайне эффективными, ведь в конечном итоге они влияют на главную цель государства — повышение качества жизни населения.

жилищный коммунальный бюджет самоуправление

Список использованных источников

1. Отчет Главы города об итогах работы за 2004 год;

2. Отчет Главы города об итогах работы за 2005 год;

3. Отчет Главы города об итогах работы за 2006 год;

4. Отчет Главы города об итогах работы за 2007 год;

5. Отчет Главы города об итогах работы за 2008 год;

6. Отчет Главы города об итогах работы за 2009 год;

7. Отчет Главы города об итогах работы за 2010 год;

8. Отчет Главы города об итогах работы за 2011 год;

9. Отчет Главы города об итогах работы за 2012 год;

10. Отчет Главы города об итогах работы за 2013 год;

11. Социологический опрос «Оценка деятельности органов местного самоуправления г. Дубны за 2012г»;

12. Официальный сайт наукограда Дубна

Показать Свернуть
Заполнить форму текущей работой