Государственное и муниципальное управление Швейцарии

Тип работы:
Контрольная
Предмет:
Государство и право
Узнать стоимость новой

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине государственное и муниципальное управление зарубежных стран

на тему: «Государственное и муниципальное управление Швейцарии»

Липецк, 2016

ВВЕДЕНИЕ

Швейцарская Конфедерация (Швейцария) — небольшое по площади (41,3 тыс. км2) и населению (7,5 млн 2014 г.) государство, расположенное в центре Западной Европы. Швейцарская Конфедерация была основана 1 августа 1291 г. Столица: Берн. Крупнейшие города: Цюрих, Женева, Лозанна, Базель. Административное деление: 26 кантонов (20 кантонов и 6 полукантонов), 2636 общин.

Государственное устройство: федеративная парламентская республика, в которой система прямой демократии позволяет гражданам принимать активное участие в управлении страной. Денежная единица швейцарский франк (CHF). Главой государства и правительства является Президент.

Официальные языки: немецкий (64%), французский (19%), итальянский (8%), ретороманский (1%). Верующие: католики (48%), протестанты (44%)

Экономический успех Швейцарии непосредственно связан с либеральной экономической системой, политической стабильностью и тесным экономическим сотрудничеством с другими странами. На сегодняшний день страна является один из важнейших банковских и финансовых центров мира. Влияние государства ощущается, только если этого требуют интересы общества. Высокий уровень образования и развитая инфраструктура способствуют конкурентоспособности швейцарской экономики.

Цель контрольной работы — изучить экономическое состояние Швейцарии, каким образом характеризуется ее управление.

Объектом контрольной работы является развития страна Швейцария

Предмет — экономика и система государственного и муниципального управления Швейцарии.

Задачи:

1. Проанализировать экономическое положение Швейцарии за 2012−2014 гг.

2. Рассмотреть систему государственного и муниципального управления Швейцарии.

1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ШВЕЙЦАРИИ ЗА 2012−2014 ГГ.

На данный момент экономика страны является одной из самых стабильных и процветающих на европейском континенте. В экономическом отношении Швейцария специализируется на производстве высокотехнологичной продукции и известна своими высокообразованными специалистами. Ведущими отраслями являются микроэлектроника, биотехнологическая, электротехническая и фармацевтическая промышленность. Банковский и страховой сектор играет в экономике страны важную роль.

Швейцарии, для состоятельных зарубежных инвесторов страна продолжает оставаться основным центром безопасного капиталовложения в недвижимость. Швейцария, являясь мировым финансовым центром, известная также своей безопасностью и популярнейшими горнолыжными курортами, продолжает оставаться ведущим европейским регионом, где инвестиции в недвижимость очень выгодны. За последние пять лет цены на рынке недвижимости страны увеличились на 30%. Низкие процентные ставки в Швейцарии во многом способствуют тому, что темпы увеличения стоимости в данном сегменте обходят все европейские рынки недвижимости.

Швейцария не только отказалась от перехода на евро — она до сих пор использует золотой стандарт. Корреляция франка с золотом составляет 80%, поскольку 25% швейцарских денег обеспечены золотым запасом. Когда растет цена на золото, франк движется вверх, а когда падает — соответственно, вниз.

Швейцария зависит от экспорта (58% ВВП), а значит и от положения дел в странах-торговых партнерах. Основные торговые партнеры Швейцарии в еврозоне — Германия, Франция и Австрия, вне ее — США. Ухудшение экономической ситуации в любой из этих стран скорее всего не лучшим образом отразится на Швейцарии.

Основные макроэкономические показатели за 2012−2013 гг

Наименование

2012 г

2013 г

2014 г

ВВП (млрд. шв. франков)

574,31

586,78

592,99

Рост ВВП (%)

3,6

2,2

1,1

ВВП на душу населения ($)

69 887

71 500

78 750

Индекс потребительских цен (в % к предш. году)

0,7

0,2

0,2

Индекс цен швейцарских производителей (в % к предш. году)

-0,1

-1,1

-0,7

Уровень заработной платы (CHF)

6038. 79

6118

6160

Курс швейцарского франка к $ США

1,04

0,89

0,94

Курс швейцарского франка к евро

1,21

1,02

0,98

Учетная ставка национального банка Швейцарии (%)

0,55

0,50

0,65

Темпы роста объема промышленного производства (%)

0,0

2,2

2,2

Инфляция (%)

-0,7

-0,2

-0,1

Объем экспорта (млрд. дол. США)

332,1

378,5

388,9

Объем импорта (млрд. дол. США)

296,2

321,1

333,8

Государственный долг (% к ВВП)

52,4

35,5

34,7

ВВП отражает уровень и динамику производимых в стране конечных товаров и услуг, который имеет положительную динамику в показателях и за 3 года вырос на 18,68 млрд. франков. По объемам ВВП на душу населения Швейцария находится на 19 месте в мире.

ВВП состав секторов: сельское хозяйство — 1,2%; промышленность-27,5%; услуги 71,2%.

В составе секторов, составляющих ВВП страны сфера услуг (71%) занимают первое место. Сфера услуг Швейцарии включает в себя, прежде всего банковское дело, страхование, консалтинг, туризм, образование, медицину и торговлю. Наибольшая доля услуг при этом создается в банковской и финансовой сфере, составляющей почти 15% ВВП. Немалые доходы национальной экономике приносит туризм, в особенности ориентированный на прием зарубежных гостей.

Уровень инфляции

Борьба с инфляцией — одно из главных направлений деятельности Национального Швейцарского Банка. Целевой уровень инфляции в Швейцарии — не выше 2% в год. Чрезмерное усиление франка вызовет инфляцию и может подорвать экспортную торговлю, от которой во многом зависит швейцарская экономика. Поэтому в Швейцарии предпочтительнее ослабленный франк.

Процентная ставка

Процентная ставка — один из самых важных механизмов, с помощью которого осуществляется регуляция экономики страны. В частности, вопросы темпов экономического роста и инфляционное давление регулируются именно с помощью ставки процента. В Швейцарии 10 летние ставки находятся на отрицательном уровне. Отрицательная процентная ставка — мера, направленная на то, чтобы заставить владельцев накоплений вкладывать средства в экономику, а не хранить их в банках, надеясь укрыться, благодаря крепкому швейцарскому франку.

Устойчивость швейцарской валюты, политическая и экономическая стабильность в стране, выгодное географическое расположение и мягкий климат — все эти факторы делают Швейцарию исключительно привлекательным местом для предпринимательской деятельности и проживания в целом.

Промышленность (28%) Швейцарии представлена целым спектром отраслей, отличающихся высокой международной конкурентоспособностью. Это, в частности, пищевая промышленность, металлургия, фармацевтика, машиностроение, часовая промышленность. В Швейцарии химико-фармацевтическая промышленность является главной отраслью экономики, ориентированной на экспорт. Швейцарская часовая промышленность покорила мир благодаря высочайшему качеству своей продукции и стала на сегодняшний день одним из флагманов швейцарской экономики.

Сельское хозяйство не обладает большим весом в швейцарской экономике, но играет важную роль в развитии туризма и позволяет обеспечить продовольственную безопасность страны.

Уровень безработицы в Швейцарии традиционно низок. За рассматриваемые 3 года он колебался между 2 и 4% и не более того. Трудовые кадры Швейцарии имеют высокую квалификацию. Швейцарские специалисты славятся хорошим владением иностранными языками. Руководящее звено обладает богатым международным опытом.

Уровень заработной платы в Швейцарии относительно высок. Он отражает высокий уровень производительности и благосостояния: высокая заработная плата является свидетельством успеха и привлекает в страну квалифицированных специалистов.

Уровень занятости населения

Социальная и страховая система Швейцарии сочетает в себе государственное, корпоративное и индивидуальное страхование, которые дополняют друг друга. Большое значение придается личной ответственности, поэтому налоговая и социально-страховая нагрузка по сравнению с другими странами остается умеренной.

Швейцарская экономика является одной из самых либеральных и конкурентноспособных в мире. Иностранцы (имеющие или не имеющие вида на жительство) имеют право основывать швейцарские предприятия (самостоятельно или с привлечением швейцарских резидентов), участвовать в них в качестве акционеров и совладельцев, учреждать филиалы и, при соблюдении некоторых условий, управлять собственным делом.

При основании предприятия иностранцу не требуется каких-либо специальных лицензий или разрешений от органов власти, обязательного членства в торгово-промышленных палатах, союзах, ассоциациях и пр.

Благодаря относительно низким налогам, многие зарубежные фирмы и частные лица основывают в Швейцарии свои холдинговые или торговые предприятия, посредством которых они осуществляют свои зарубежные сделки.

Объем экспорта страны за 2012−3014гг показывает положительную динамику роста экспортируемой продукции. Из производимой в Швейцарии продукции на экспорт идет около 70% машиностроительной, более 50% текстильной, свыше 90% химической и фармацевтической, 98% часовой промышленности. На развитые индустриальные страны приходится 81% оборота внешней торговли Швейцарии, ее основными торговыми партнерами являются государства Еврозоны.

Объемы импорта за рассматриваемый период имеют незначительное повышение в 2013 году на 12,8 $ млрд. Швейцария импортирует, в основном сырье, полуфабрикаты и потребительские товары. Импортируя относительно дешевое сырье, страна специализируется на производстве высокотехнологичной продукции.

2. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ШВЕЙЦАРИИ

1. Федеративное устройство. Формально называясь конфедерацией, Швейцария фактически является федеративной республикой. Властные полномочия разделены между федеральным центром и кантонами (субъектами федерации) согласно принципу субсидиарности.

То, что касается всей Швейцарии, является компетенцией федерации: внешняя политика и внешнеэкономическая деятельность, оборона страны, вопросы денежного обращения, транспорт, экономическая политика, энергетическая политика, социальное страхование, налоги на предметы потребления, правовое регулирование во всех важнейших областях, таможенное дело, почта, телефон и телеграф.

То, что можно регулировать на уровне кантона, остается полностью или частично компетенцией кантона (образовательная и социальная политика, строительство и здравоохранение, судопроизводство).

Конфедерация принимает законы, конкретизацию и исполнение которых она оставляет за кантонами (к примеру, благоустройство местности, гражданская оборона, полиция, ведающая делами иностранцев). Техническое развитие ведет к тому, что кантоны все больше становятся исполнительными органами Конфедерации. Федеральная администрация слишком малочисленна, чтобы самостоятельно контролировать исполнение законов.

В составе Швейцарской Конфедерации 26 кантонов (20 кантонов и 6 полукантонов), из которых несколько немецкоязычных, несколько франкоязычных и один италоязычный. Кантоны отличаются друг от друга не только размерами, но и плотностью населения.

Согласно Конституции, «кантоны являются суверенными, если только их суверенитет не ограничен Конституцией Конфедерации». Поэтому они «осуществляют все права, которые не переданы федеральной власти». Таким образом, носителем суверенитета по Конституции является кантон, а не Конфедерация. Обратная же формулировка означала бы, что кантон имеет только те компетенции, которыми он официально наделен Конституцией.

Однако Конституция ограничивает эту правовой статус тем, что кантоны обязаны представлять свои конституции на одобрение Федеральному Собранию. Кроме того, существует принцип конституционного ранга, по которому федеральное право преобладает над кантональным.

Все кантоны и полукантоны в составе Федерации имеют свои конституции, свой суд и свои законы, которые, как правило, не противоречат федеральному праву; законодательная и исполнительная власть принадлежит большим советам (парламентам) и кантональным советам (правительствам). Кантоны обладают политической самостоятельностью и полной свободой принятия административно-хозяйственных и управленческих решений (каждый кантон имеет свое школьное законодательство и управление, установление размера).

Системы правления в кантонах различны. В большинстве кантонов решения принимаются кантональными советами, избираемыми гражданами кантона на определенный срок. В некоторых кантонах господствует прямая демократия. В кантонах, практикующих проведение конгресса земельной общины, существует еще и парламент, который предварительно обсуждает дела этой земельной общины и вносит на конгресс соответствующие предложения.

Все кантоны перечислены в заключительной части Конституции Конфедерации. Это означает, что образование нового кантона требует изменения Конституции на основе референдума.

2. Местное самоуправление. Политическая жизнь в Швейцарии проходит на трех уровнях: конфедерация, кантоны и общины. Исходя из принципа субсидиарности, именно общины Швейцарии издавна понимаются как первоначальные ячейки политического сообщества.

Большая значимость местного самоуправления имеет два важных следствия. Гражданство Швейцарии предоставляется на местном уровне. Чтобы стать гражданином страны, нужно стать членом общины, и вопрос о принятии новых членов решается местными властями. Политические деятели всегда начинают свою карьеру на местном уровне, переходя затем на кантональный, и позднее на федеральный уровень.

Для Швейцарии характерно многообразие форм местного самоуправления. Каждый кантон самостоятельно определяет вопросы организации местного самоуправления, поэтому практически в каждом кантоне своя система и свои особенности. Всего в Швейцарии около 2900 общин с самым разным статусом. В некоторых кантонах муниципалитеты большие и влиятельные, в других кантонах это местные объединения, не имеющие никакой власти.

Автономия общин считается государственно-правовым принципом на уровне Конституции, и нарушение ее может вызвать со стороны соответствующей общины обращение с государственно-правовым иском в федеральный суд.

Фактически общины — это образования с ограниченной автономией. Они подчиняются законодательству соответствующего кантона и федерации. На общины возлагаются все те задачи, которые по весомым причинам не относятся к компетенции более крупных политических единиц.

То, какие конкретно задачи относятся к компетенции общины, определяется кантональным правом. Задачи лежат, как правило, в следующих сферах:

учет населения (регистрация рождений, смертей, браков; регистрация миграции);

организация народной школы. Община не может устанавливать учебную программу в целом, но она вольна в выборе учителей, установлении расписания уроков, заработной платы, а также в строительстве школьных учреждений;

взимание налогов (федеральных, кантональных и местных коммунальных). Община взыскивает налоги, определяемые вышестоящей политической единицей, и имеет право взимать местный коммунальный налог. Это означает, что в зависимости от положения, численности населения и имущественной структуры общины налогообложение для конкретных жителей Конфедерации может быть весьма различно. Это означает также, что власти общины должны отчитываться перед жителями этой общины (которых — особенно в сельской местности — они часто знают лично), куда пошли деньги, полученные в результате взимания налогов;

организация выборов и голосований. Община несет ответственность, к примеру, за предоставление подходящего помещения для избирательного участка, помощников при проведении выборов и т. п.

социальное обеспечение. Забота о бедных, попечение о малолетних и несовершеннолетних и т. п. ;

регулирование определенных областей строительной деятельности, в частности, строительный надзор и благоустройство местности;

выполнение «повседневных задач», таких, как служба местной полиции, водоснабжение, пожарная охрана, удаление сточных вод, вывоз мусора, устройство мест для переработки особых отходов, организация общественного транспорта, решение проблем частного транспорта, устройство мест для проведения досуга (например, спортивных сооружений).

Правовая организация общин различна и зависит от географического положения и размера территории. Постоянно действует правление общины — исполнительный орган, состав которого может варьироваться от 3 до 9 человек. Законодательная же власть может быть представлена собранием жителей либо парламентом общины, который избирается путем тайного голосования. И законодательное собрание, и правление избираются сроком на четыре года.

Общинная автономия в Швейцарии не означает полной самостоятельности общин. За общинами осуществляется наблюдение и со стороны государства, и со стороны кантонов. Контроль производится за законностью актов, целесообразностью или своевременностью принятия тех или иных мер. Иногда контроль ведет к ограничению общинной автономии, в этом случае проверяющие органы исходят из интереса кантона или всего государства. Существуют оговоренные законом механизмы прямого вмешательства в дела общины со стороны кантона и государства, вплоть до отмены принятых общиной актов.

Кантон контролирует деятельность общинного самоуправления через префектов или свой департамент по делам общин. Должность префекта, существующая в большинстве кантонов, является организующим звеном, обеспечивающим координацию в деятельности кантональных органов и местного самоуправления.

Для выполнения задач, которые лучше решать сообща, несколько общин часто создают объединения целевого назначения (например, по вопросам водоснабжения, строительства домов для престарелых, госпиталей, очистных сооружений).

2. Законодательная власть

Парламент Швейцарии, или Объединенное Федеральное собрание, представляет собой законодательную власть страны и состоит из двух палат -Национального совета и Совета кантонов.

Национальный совет в составе 200 депутатов является представительством народа. Места в Национальном совете пропорционально распределены между кантонами в соответствии с численностью населения. Каждый кантон имеет в Национальном совете как минимум одного члена. Выборы национальных советников проводятся по пропорциональной избирательной системе каждые четыре года.

Совет кантонов представляет интересы 26 кантонов и является, таким образом, федеративным элементом Федерального Собрания. Имеют двух представителей 20 кантонов, 6 полукантонов — по одному. В целом Совет кантонов насчитывает 46 депутатов. Их выборы проходят в соответствии с кантональным правом и процедурой. За исключением кантона Ури, выборы проводятся по мажоритарной системе.

Таким образом, обе палаты уравновешивают друг друга. В законодательном процессе оба Совета являются равноправными. Они проводят свои заседания и принимают решения отдельно друг от друга. Решение Федерального Собрания вступает в силу, только если его одобрили оба Совета. В случае разногласий вопрос должен повторно рассматриваться в том Совете, который обсуждал его первым, с учетом позиции другого Совета. Если после всех увязок стороны все-таки не приходят к единому мнению, назначается согласительная конференция. Если выработанные ею предложения одним из Советов не принимаются, то вопрос с парламентской повестки дня снимается, так как он, по всей видимости, еще не созрел для решения.

Обе палаты контролируют работу правительства, а также могут потребовать изменения Конституции Федерации или федеральных законов. Раз в год для выбора Президента Швейцарии и один раз в 4 года — для выбора федеральных советников, оба Совета заседают вместе на Объединенном Федеральном собрании. Для выборов федеральных советников и федеральных судей, равно как и для решения некоторых других вопросов, оба Совета также заседают вместе. В этом случае председательствует председатель Национального совета.

Президиум в обеих палатах выбирается по принципу ротации: ежегодно на должность членов президиума назначаются новые члены Национального совета и Совета кантонов. Президент Национального Совета наряду с Президентом Швейцарии является самой важной политической фигурой страны. Швейцарский президент исполняет свои обязанности в течение года и является всего лишь «первым среди равных» в правительстве — Федеральном совете, одним из семи глав департаментов (министерств).

Члены Национального совета и Совета кантонов собираются четыре раза в год на очередные трехнедельные сессии. В порядке исключения созываются внеочередные сессии. Заседания парламента являются публичными.

Члены Федерального собрания не являются политиками-функционерами, а занимаются своей парламентской деятельностью по совместительству, за что получают вознаграждение по твердым ставкам. Помимо политики еще другой профессиональной работой. Они собираются четыре раза в год на очередные трехнедельные сессии (пленумы). Такая система сильно отличается от принятой в профессиональных парламентах, существующих во многих других государствах.

Интересен профессиональный состав Национального совета. Подавляющее большинство национальных советников занимаются педагогической деятельностью (учителя, профессора) или являются юристами — и те и другие занимают в Совете примерно по 30 мест. По 25 мест имеют сельские хозяева и чиновники. Ремесленники, промышленники и коммерсанты располагают примерно 20 местами, работники средств массовой нформации — примерно десятью, служащих и рабочих среди членов Национального совета всего двое-трое. Остальные места в парламенте занимают ученые, члены кантональных правительств и администраций, инженеры и т. д. Средний возраст членов Национального совета — около 50 лет.

Организация парламентской работы находится в ведении Генерального секретариата Федерального Собрания. Его сотрудники занимаются делопроизводством, стенографированием и переводом парламентских дебатов на официальные языки. Они отвечают также за организацию комиссий.

Подготовка к принятию решений в обоих Советах Федерального Собрания проходит с помощью комиссий.

Инициатива по созданию нового, по отмене или изменению уже существующего закона исходит от:

народа: путем конституционной инициативы;

кантона: путем кантональной инициативы;

Федерального совета: посредством правительственного предложения;

парламента: путем внесения предложения или инициативы отдельным членом парламента.

Внесение предложения и инициатива отдельного члена парламента становятся обязывающими только тогда, когда это предложение или инициативу одобрит большинство Национального совета или Совета кантонов.

Федеральный совет поручает администрации (соответствующему департаменту Федерального совета) разработать предварительный проект. Во многих случаях образуется экспертная комиссия, часто состоящая из непарламентских специалистов. В зависимости от области, к которой относится закон, к разработке могут быть привлечены также и заинтересованные организации.

При разработке проектов важных законов проводятся опросы. Кантоны, партии, заинтересованные организации и союзы выражают свою точку зрения на предварительный проект. На основе поступивших поправок вносятся изменения в текст проекта.

3. Исполнительная власть.

Федеральный совет является правительством (исполнительной властью) Швейцарии и тем самым высшей инстанцией федеральной администрации внутри страны, равно как и представительством Швейцарии в отношениях с зарубежными странами. В Конституции Федеральный совет назван «высшей исполнительной и руководящей властью Швейцарской Конфедерации».

Федеральный совет состоит из семи членов. Его задачи распределяются соответственно между семью департаментами:

Департаменты (министерства) Швейцарии;

Департамент иностранных дел;

Департамент юстиции и полиции;

Департамент внутренних дел;

Департамент окружающей среды, транспорта, энергетики и связи;

Департамент финансов;

Департамент обороны, защиты гражданского населения и спорта;

Департамент экономики и народного хозяйства.

Члены Федерального совета по очереди назначаются на пост президента сроком на один год. Очередной президент избирается пленумом Федерального собрания. Президент Швейцарии является всего лишь председателем Федерального совета как коллегиального органа («первый среди равных»), и одновременно с этим постом продолжает руководить находящимся в его ведении департаментом.

Федеральная администрация. Административный аппарат Конфедерации (аппарат правительства) полностью подчиняется Федеральному совету и дает ему возможность осуществлять выполнение задач и претворение в жизнь своей политики.

Политическая власть администрации велика. Генерального секретаря аппарата правительства зачастую называют «восьмым советником», т.к. он (или она) принимает непосредственное участие в еженедельных заседаниях Федерального совета, хотя и не имеет права голоса. Члены правительства зачастую занимают свои служебные посты более непродолжительное время, нежели чиновники администрации, которым не надо уходить в отставку при смене правительства. Чиновники-руководители часто являются к тому же специалистами и уже по одной этой причине имеют при известных обстоятельствах определенные преимущества перед политиками. Они в состоянии в значительной степени влиять на политический курс стоящего над ними руководителя департамента. Наряду с контролем со стороны Федерального совета по Конституции администрация подконтрольна парламенту.

Федеральные советники не назначаются, как в других странах, президентом или канцлером, а избираются парламентом. Поэтому они подотчетны парламенту. Срок службы федерального советника — четыре года. После очередного обновления Национального совета проходят и новые выборы Федерального совета.

Федеральный совет как орган власти принимает все решения коллегиально.

4. Судебная власть

Судебная система Швейцарии включает федеральные суды (только на самом высоком уровне) и суды кантонов, причем и те и другие могут применять как общешвейцарское право, так и право отдельных кантонов.

Федеральный суд, по традиции заседающий в Лозанне, состоит из 26−28 судей и 11−13 их заместителей — все они избираются сроком на 6 лет Федеральным собранием. В составе суда, согласно Конституции, должны быть представлены все 3 официальных языка федерации. Председатель и вице-председатель суда избираются Федеральным собранием каждые 2 года (без права переизбрания) из числа старших по возрасту и стажу судей. В составе Федерального суда, который никогда практически не собирается в полном составе, функционируют постоянные палаты из 5−7 судей каждая. 2 из них занимаются вопросами конституционного и административного права, 2 — гражданского права, 1 палата разбирает дела о взыскании долгов и 1 — о банкротстве, и, наконец, палата, называемая Кассационным судом, занимается вопросами уголовного права. Кроме того, при необходимости создаются другие палаты — на временной основе.

В компетенцию Федерального суда входит рассмотрение в качестве первой и единственной инстанции конституционных споров между властями федерации и кантонов, между кантонами, а также жалоб граждан на нарушения их конституционных прав. Суд разбирает гражданско-правовые споры федерации и кантонов между собой, с объединениями и гражданами, а также другие гражданские споры, если об этом просят обе тяжущиеся стороны и если сумма иска достигает установленного на данный период размера. Федеральный суд рассматривает по первой инстанции с участием присяжных уголовные дела о государственной измене, о преступлениях против международного права, о преступлениях и проступках политического характера и о преступлениях должностных лиц федерации. Он выступает в качестве высшей кассационной инстанции по гражданским, уголовным и административным делам, рассматривая жалобы по вопросам права на решения и приговоры высших судебных инстанций кантонов (для обращения в Федеральный суд имеются некоторые ограничения).

Как относительно самостоятельное подразделение Федерального суда в Люцерне заседает Федеральный суд по социальному страхованию. Он состоит из 7 судей и рассматривает жалобы на решения кантональных судов по вопросам выплаты пенсий и пособий.

Судебные системы отдельных кантонов, закрепленные в их конституциях, отличаются немалым своеобразием, что выражается даже в названиях соответствующих судебных инстанций. Так, высшие суды кантонов могут называться кантональными, высшими, кассационными либо апелляционными. В большинстве кантонов они выступают в качестве высшей судебной инстанции, куда могут быть обжалованы решения и приговоры нижестоящих судов, и лишь в немногих кантонах они рассматривают по первой инстанции некоторые категории гражданских и уголовных дел. В качестве низших судов по гражданским делам выступают либо мировые судьи, которые рассматривают мелкие тяжбы, либо окружные суды (иногда именуемые судами первой инстанции), в которых рассматривается основная масса гражданских дел (при относительно небольшой сумме иска дела в них обычно слушает единоличный судья). В качестве первой инстанции по уголовным делам выступают либо полицейские суды, в которых единоличный мировой судья рассматривает дела о малозначительных уголовных правонарушениях, либо исправительные трибуналы (в составе 3 судей) по делам о преступлениях и проступках средней тяжести, либо, наконец, суды присяжных — по делам о тяжких преступлениях. Уголовно наказуемые преступления и проступки подростков рассматриваются в судах по делам несовершеннолетних.

В некоторых кантонах, как правило более крупных, имеются также иные специализированные суды. В частности, для разбирательства коммерческих споров созданы торговые суды, в составе которых представлены как профессиональные судьи (обычно 2−3), так и представители деловых кругов, избранные кантональными советами. Конфликты в сфере трудовых отношений разбираются в судах по трудовым спорам, в состав которых входят профессиональный судья и представители предпринимателей и наемных работников. В 1−2 кантонах имеются также суды по аренде недвижимости. В ряде кантонов и на федеральном уровне действуют специальные органы (комиссии и т. п.) административной юстиции.

Судьи в кантонах избираются на свои должности либо населением, либо кантональными советами на различные сроки (от 3 до 8 лет), за исключением ряда кантонов, где судей низших судов назначают вышестоящие судебные инстанции. В низовых звеньях судебной системы во многих кантонах должности судей занимают лица, не имеющие юридического образования.

Расследование уголовных дел проводится полицией под более или менее строгим, в зависимости от кантона, контролем прокуратуры. Обвинение в суде обычно поддерживает прокурор кантона (он назначается кантональными властями) либо его представители. В Федеральном суде и по некоторым делам в кантональных судах обвинение поддерживает федеральный прокурор (его назначает швейцарское правительство) либо другие должностные лица федеральной прокуратуры.

Защиту обвиняемых по уголовным делам в большинстве кантонов могут осуществлять лишь профессиональные адвокаты, имеющие университетское юридическое образование и принятые после сдачи соответствующих экзаменов в кантональные ассоциации адвокатов. Интересы сторон по гражданским делам также часто представляют профессиональные адвокаты, однако в некоторых кантонах и при разбирательстве дела в Федеральном суде их участие не считается обязательным.

швейцария кантон экономический правление

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Экономика Швейцарии является одной из наиболее стабильных в мире. На сегодняшний день, Швейцария — одна из самых развитых в индустриальном отношении стран мира, занимающая одно из первых мест по опытности и квалификации инженеров и рабочих, качеству производимой продукции и по размерам прибылей, которые получает Швейцария от промышленных предприятий, находящихся в самой стране и за ее пределами, от капиталовложений. Географическое расположение Швейцарии дает серьёзное преимущество для развития такой отрасли экономики как туризм. Высокоразвитая внешняя торговля Швейцарии основана на экспорте промышленной продукции.

2. Значительно повлияла на экономический рост Швейцарии и ее система управления. Швейцария отличается уникальным государственно-политическим устройством, в котором реализован принцип коллективного руководства.

Децентралиция власти представляет собой делегирование части полномочий государства субъектам Федерации, входящих в его состав. Коллегиальность аппарата государственного управления предусматривает совещательный характер всех членов Совета Федерации, наделенных равными правами и обязанностями, а также совместную выработку рекомендаций по решению тех или иных государственных вопросов.

Использование механизмов прямой демократии, которые представляют собой особую форму правления страной на базе собственных разработок модели государственного управления.

Наделенные политической самостоятельностью, кантоны свободны в принятии и реализации решений административно-хозяйственного и управленческого характера.

Низовой ступенью территориально-административного деления государства Швейцарии является община, количество которых зависит от протяженности территории и численности проживающего населения в кантоне.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Василенко, И. А. Государственное и муниципальное управление: учебник для бакалавров / И. А. Василенко. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2013. — 495 с.

2. Прудникова А. С. Местное самоуправление (управление) в зарубежных странах: учеб. пособие для студентов вузов /под ред. А. С. Прудникова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: 2012. — 271 с.

3. Старилов, Ю. Н. Публичная (государственная) служба Швейцарии / Ю. Н. Старилов / Правоведение. — 2012. — № 3. — с. 150−160.

4. Шмит, Н. Швейцарская муниципальная система: гетерогенность, комплексность, актуальность./ Н. Шмит // Муниципальное право. — 2011. — № 1. — с. 92−100.

5. Деловые статьи о Швейцарии [электронный ресурс] http: //polpred. com/?cnt=175 (дата обращения 11. 07. 2015г)

6. Деловая швейцария [электронный ресурс] http: //www. osec. ch/internet/osec//handbook/overview_switzerland. html (дата обращения 11. 07. 2015 г.)

7. Разнообразная информация о Швейцарии, в том числе на русском языке [электронный ресурс] www. swissworld. org (дата обращения 10. 07. 2015г)

8. Федеральные органы власти Швейцарской Конфедерации [электронный ресурс] www. admin. ch (дата обращения 10. 07. 2015г).

9. Парламент Швейцарии [электронный ресурс] www. parlament. ch (дата обращения 10. 07. 2015г).

10. Швейцария — экономические показатели [электронный ресурс] http: //ru. tradingeconomics. com/switzerland/indicators (дата обращения 9. 07. 2015г).

11. Экономический портал [электронный ресурс] http: //ru. tradingeconomics. com/ (дата обращения 10. 07. 2015 г.)

Показать Свернуть
Заполнить форму текущей работой