Творчество живописца-миниатюриста Питера Эдварда Строли

Тип работы:
Диссертация
Предмет:
Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура
Страниц:
163

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

Портретная миниатюра на кости, которую называют & laquo-классической миниатюрой& raquo-1, получила широкое распространение в Европе XVIII века и сохранила необычайную популярность до 1840−50-х гг. — времени появления фотографии.

Период расцвета портретной миниатюры, занявший полтора столетия, отмечен деятельностью многих выдающихся художников. Один из них — немецкий живописец-миниатюрист Питер Эдвард Строли (1766 -не ранее 1828). Известный своей изысканной, пленительной манерой, он создал обширную галерею миниатюрных, живописных и графических портретов, на которых запечатлел весь высший свет Европы конца XVIII -начала XIX в. В его произведениях нашли яркое отражение стилистические, композиционные и эстетические представления рубежа веков. Сочетание упомянутых качеств, делают П. Э. Строли показательной фигурой своего времени, заслуживающей самого пристального внимания. Искусство этого интереснейшего мастера было благосклонно принято первыми лицами государств Европы, удостоилось признания многих видных деятелей культуры. Имя Строли достаточно хорошо известно специалистам в области русской и западноевропейской миниатюры и живописи XVIII—XIX вв., однако в общей искусствоведческой литературе встречается редко.

Миниатюрные портреты и аллегории П. Э. Строли, его живописные полотна украшают самые известные музейные и частные собрания коллекционеров во многих странах, работы мастера часто появляются на ведущих мировых аукционах, но опубликована лишь немногая часть его наследия. В подавляющем большинстве книг о портретном искусстве

1 Понятие & laquo-классическая миниатюра& raquo- используется в отношении произведений, написанных на костяных пластинах — в отличие от других видов миниатюр (по эмали, меди, фарфору). второй половины XVIII — начала XIX в. его имя не упоминается. Творческая биография Строли — является одной из самых малоизученных страниц в истории искусства. Высокие эстетические достоинства произведений, длительное и плодотворное сотрудничество с монаршими европейскими домами, тонкое понимание и отображение вкусов аристократических заказчиков, делают Строли одной из самых перспективных фигур для изучения. Отсутствие в отечественной науке полноценного, систематического исследования, посвященного творчеству Питера Эдварда Строли, определяет актуальность темы исследования.

Степень изученности темы исследования. Творчеству Строли посвящены отдельные строки в общих трудах по истории миниатюры. Специальных работ о творчестве мастера нет, за исключением словарных статей. Отсутствие в литературе фундаментальных и монографических изысканий, при постоянном упоминании имени художника в обобщающих исследованиях, приводит к путанице в историографии фактов биографии мастера. Подробно история вопроса рассмотрена в главе & laquo-Историография творчества П.Э. Строли& raquo-.

Объектом исследования в диссертации послужили произведения самого мастера, находящиеся в собраниях отечественных и зарубежных музеев, галереях и частных коллекциях.

Предмет исследования — творчество П. Э. Строли в контексте современных ему тенденций европейской и русской культуры и искусства.

Хронологические рамки исследования определяются годами жизни художника и охватывая весь его творческий путь:

— 1766 — 92 — & laquo-ранний период& raquo- творчества П. Э. Строли характеризуется серией малоформатных произведений в духе сентиментализма, созданных в разных городах Германии. Работы типологически очень похожие и созданные как будто по определенной схеме, преобладают семейные или одиночные портреты, изображения детей. В конце 1780-х появляются первые миниатюры на кости.

— 1792 — 94 — & laquo-итальянский период& raquo-, определяется временем работы П. Э. Строли при дворе Неаполитанского короля, создаются миниатюрные работы, на которых изображены члены королевского дома. Стилистически период характеризуется тяготением мастера к достаточно ярким цветам.

— 1794 — 97 — & laquo-венский период& raquo- отражает деятельность мастера при дворе монархов Австро-Венгерской империи. Исследуются живописные и миниатюрные произведения, с портретами семьи императора Франца II и представителей известных аристократических фамилий. Выявляется изящный и утонченный художественный почерк Строли, отмечается увлечение мастера холодной цветовой гаммой, появление аллегорических произведений.

— 1797 — 1802 — & laquo-русский период& raquo-. Рассматривается время работы Строли в Москве и Санкт-Петербурге, при дворе Павла I. Уделяется особое внимание портретным образам представителей высшего света, занимавших важное положение в жизни российского общества конца XVIII — начала XIX в. Анализируется большое количество миниатюрных портретов, живописных произведений и рисунков. Делается вывод, о типологическом разнообразии работ Строли в указанный период.

— 1803 — 28 — & laquo-английский период& raquo-, заключительный этап творчества Строли, связывается с пребыванием художника в Лондоне. Звание Исторического живописца его Королевского Величества принца-регента и создание многочисленных работ, позволили Строли прочно занять свою нишу в художественной среде Лондона. Выявляется влияние английской школы миниатюры на произведения немецкого мастера в 1803 — 07 гг., а также романтические веяния в станковых произведениях 1820-х гг.

Целью исследования является реконструкция творчества П. Э. Строли в контексте общеевропейских тенденций в искусстве XVIII -XIX столетий. Для достижения данной цели, необходимо решить ряд конкретных задач.

Задачи исследования: выявить условия в культурно-историческом процессе, способствовавшие становлению и развитию художественной манеры П.Э. Строли-

— провести комплексный анализ творчества П. Э. Строли как живописца и миниатюриста

— определить этапы творческой деятельности живописца-

— рассмотреть проблемы заказов, художественных симпатий и вкусовых предпочтений Строли- проанализировать композиционные, иконографические и семантические особенности художественного решения сюжетов в живописных и миниатюрных произведениях П. Э. Строли, исследовать его портретную концепцию.

— рассмотреть и систематизировать материал, в соответствии с основными темами творчества художника, в конкретные периоды его жизни и в связи с культурными особенности эпохи-

Методология и методика исследования. В основе исследования лежит комплексный подход, сочетающий искусствоведческие, общеисторические и культурологические методы.

Для изучения произведений мастера применены традиционные искусствоведческие методы — стилистический, технико-технологический и иконографический.

Формально-стилистический метод и сравнительный анализ позволили:

— выявить основные этапы эволюции творчества мастера, его место в европейской культуре второй половины XVIII — первой четверти XIX в. -

— определить степень влияния разнообразных художественных направлений в европейском и отечественном искусстве, которое испытал в своем творчестве П. Э. Строли. проанализировать особенности композиционного и колористического решения произведений художника

Иконографический и иконологический методы выявили первоисточники, к которым обращался П. Э. Строли, и то каким образом они трансформировались в произведениях мастера.

Технико-технологический метод использовался при атрибуционных исследованиях и для определения техники исполнения произведений миниатюрной живописи.

Историко-культурный метод помог обозначить художественную и культурную среду периода конца XVIII — первой четверти XIX в., когда жил и творил художник.

Метод историографического анализа использовался при изучении и обобщении литературы по данной теме. При исследовании опубликованных и выявлении неопубликованных материалов автор диссертации обращался к эвристическим методам и источниковедческим методикам изучения архивных материалов.

Источниковая база исследования включает как изобразительные, так и повествовательные источники, опубликованные и неизданные, основные и вспомогательные. Её состав основан на задачах исследования и подчинен решению основной цели диссертационной работы. Изобразительные источники — произведения Питера Эдварда Строли, в их качестве послужили предметы из экспозиции и фондов ГЭ, где находится семнадцать произведений П. Э. Строли, исполненных на холсте, миниатюры на кости, а также из ГРМ (четыре миниатюры и шесть рисунков), ГМИИ им. А. С. Пушкина (три миниатюрных произведения) — ГИМ (миниатюра и два рисунка), дворца Хофбург, Вена (четырнадцать миниатюрных произведений), Метрополитен-музей, Нью-Йорк (миниатюра & laquo-русского периода& raquo- - & laquo-Портрет дамы около фонтана& raquo- 1790-е гг.), из собрания королевы Елизаветы II в Виндзорском замке (одна миниатюра и серия портретов принцесс), портреты героев войны с Наполеоном М. И. Платова, JI. JL Беннигсена (холст, масло), из Национальной портретной галереи, Лондон (миниатюра и живописный портрет маслом на холсте), из Музея Виктории и Альберта (миниатюра), Лондон, из Лувра (две миниатюрные работы и портрет маслом на холсте) — а также из частных отечественных собраний — А. В. Руденцова (две миниатюры), С.А. и Т. А. Подстаницких (десять миниатюр и одна работа -дерево, масло), В-Нарта (семь миниатюр) и зарубежных Eps collection, Швейцария (шесть миниатюр), Р. Кейла, Вена (пять миниатюр) и других. Эти источники служат материалом для собственно изучения творческой манеры Питера Эдварда Строли |www.ylibka.org.ua, 29|.

Для воссоздания его биографии исследовались архивы фондов РГИА, РГАДА, отдела рукописей РНБ, фототека великого князя Николая

Михайловича в ГЭ и ГИМ, публикации архивных материалов, а также периодику (русскую и английскую) конца XVIII — начала XIX в. В качестве вспомогательных источников использовались мемуары современников Д. Ходовецкого, М. И. Кутузова, Ф. Ф. Вигеля, Дж. Фарингтона, Т. Мора и др.4 Для уточнения отдельных моментов

2 Сборник материалов для истории императорской С. -Петербургской Академии художеств за сто лет ее существования. Под ред. П. Н. Петрова. Спб., Т. 1,1864.

3 Morning Post — Friday 21 February 1806- Morning Chronicle — Monday 31 May 1813- Annual of the fine arts. L., 1820. Vol. IV- London Standart — 16 July 1827-

4 Memoirs, Journal, and Correspondence of Thomas Moore: 1814-Aug. 1819. Vol. 11. L., 1853- Steinbruker C. Brief Daneil Chodowieckis an Anton Graff. Berlin-Leipzig, 1921- Вигель Ф. Ф. Записки. M., 2003. творческой деятельности, изучались каталоги художественных выставок, в том числе и прижизненных5.

Научная новизна обусловлена тем, что в диссертации впервые проведено монографическое, многоаспектное исследование творчества Питера Эдварда Строли. В научный оборот введены новые документальные материалы, на основании широкого комплекса источников и литературы, была составлена биография художника, уточнены и выяснены даты жизни, опровергнуты мифологемы, окутывающие имя немецкого мастера. Впервые творчество П. Э. Строли рассматривается как самостоятельный этап в искусстве западноевропейской и русской миниатюрной живописи. Впервые был каталогизирован весь комплекс художественного наследия мастера. Ряд произведений, ранее рассматриваемых как анонимные, были атрибутированы художнику, а сведения об уже известных работах уточнены.

Практическая значимость диссертации определяется тем, что собранные и проанализированные автором сведения могут оказаться полезными при подготовке лекционных курсов, в научно-исследовательской, музейной и выставочной деятельности. Кроме того, представленная работа способствует развитию научных контактов между отечественными и зарубежными специалистами, заинтересованными в изучении русско-западноевропейских художественных связей.

Структура диссертации отражает поэтапное изучение материала в соответствии с поставленными задачами, решаемыми для достижения главной цели диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, приложения и альбома,

Заключение.

Творчество немецкого живописца и миниатюриста Питера Эдварда Строли (1766 — не ранее 1828) — одно из самых ярких художественных явлений европейского и отечественного искусства конца XVIII — первой трети XIX века. Строли принадлежал к типу & laquo-странствующих»- живописцев, к которому относились многие другие известные в то время мастера: Ж-Л. Монье, Л. Гуттенбрун, М. -Ф. Квадаль, А. Рослин, М. -Л. -Э. Виже-Лебрен, Д. Босси и братья Г. и Ф. Кюгельхены. По уровню профессионализма и стилевому содержанию полотна Строли близки работам многих европейских мастеров, особенно это заметно при сопоставлении их портретных концепций, в то время как аллегорические и графические изображения говорят об оригинальности и самобытности авторского воображения.

Уроженец немецкого горда Дюссельдорф, Питер Эдвард Строли смог реализовать свой художественный потенциал как живописец и миниатюрист, снискать успех и уважение. Он получал заказы от монархов, знаменитых исторических деятелей, первых красавиц и самых влиятельных европейских особ своего времени. Тем более удивительным было обнаружить, что фигура этого неординарного мастера, ранее не была исследована, а все сведения о нем ограничивались цитированием не всегда верных справочников.

Художественное наследие Питера Эдварда Строли, после проведенных автором диссертации изысканий насчитывает более двух сотен миниатюр, живописных работ на меди и холсте, графических рисунков и гравюр.

Начиная свою деятельность в небольших немецких городах, занимаясь написанием картин для мелких буржуа, художник с помощью своего искусства стремился достичь большего, оказаться в другом мире, привилегированном мире потомственной аристократии и состоятельного дворянства, создавать работы для венценосных монархов и быть в их окружении. Неаполитанское королевство и Венский двор оказались небольшими, но полезными остановками на пути к намеченной цели. На больший срок он задерживается в России. И если бы не смерть благоволившего к нему монарха — Павла I, Строли мог проработать в северной столице гораздо дольше. Тем не менее, Питера Эдварда Строли можно считать одним из ведущих придворных мастеров павловского времени. Он пробыл в Петербурге пять лет с 1797 по 1802 год, в этот недолгий, но плодотворный период, исполнил значительное количество изящных произведений искусства, заслужил уважение у высшей аристократий и придворных кругов российской столицы. В Петербурге Строли органично продолжил традицию придворных иностранных мастеров, работавших в северной столице до его прибытия, поэтому наряду со многими приезжими художниками, справедливо относится к представителям & laquo-россики»-.

Пика своей карьеры Строли достиг во время пребывания в Англии, ведь если бы его устремления и желания не были удовлетворены, он вряд ли бы остался в Британии почти тридцать лет. Репутация портретиста русского императора, художника работавшего для Габсбургов и королевского двора Берлина, вместе со званием Исторического живописца его Королевского Величества Принца Регента позволили Строли прочно занять свою нишу в художественной среде Лондона. Заказы известному и модному художнику органично входили в сферу интересов аристократии. Ни в какой другой стране печатная пресса не упоминала имя Строли так часто, как это было в Англии, что неудивительно, в Соединенном королевстве Строли достиг того уровня и качества жизни, о котором мечтал и стремился с ранних лет- он вел откровенно светский образ жизни, его дом-мастерская являлась городской достопримечательностью и привлекала внимание своими египетскими мотивами и архитектурными отсылками. В его & laquo-Египетском салоне& raquo- собиралась элитарная публика, проводились выставки и концерты. Одновременно Строли было характерно несомненное чувство собственного достоинства и также уверенности в своем таланте и статусе. Вспыльчивый, не терпящий возражений и остро реагирующий на отказы, Строли постепенно начал терять состоятельных клиентов, которые были наслышаны о его требованиях и методах, используемых художником при желании получить названную им оплату за работу. Ссора с королем Георгом IV — его многолетним покровителем, оказала негативное влияние на репутацию и дальнейшую карьеру художника. Жизнь не по средствам привела к расстройству финансовых дел Строли, а процедура признания банкротом омрачила его последние годы его жизни.

Творческие поиски Строли соотносятся с господствовавшими стилевыми направлениями конца XVIII — первой трети XIX столетия, на протяжении всей жизни он сохранял репутацию мастера, знакомого с последними требованиями художественных тенденций и моды, его искусство на всех этапах хорошо передает эпоху. В первую очередь творчество Строли принадлежит сентиментализму, однако в ранних станковых произведениях чувствуются отголоски рококо, более зрелый период отмечен качествами свойственными неоклассицизму, а в последние годы жизни — романтизму.

Живописное наследие Строли нашло продолжение в гравюре XIX столетия. Композиционно выверенные, четкие линии его рисунков хорошо переводились в графическую технику. Это обстоятельство оказало важную услугу в сохранении и популяризации творчества немецкого живописца. Особенно это касается серии & laquo-Шестнадцать портретов знаменитых лиц, посетивших Лондон в июне 1814 года& raquo-, где среди изображенных представлены: император Александр I, вел. кн.

Екатерина Павловна, король Пруссии, генерал Матвей Платов, фельдмаршал Блюхер, Вильгельм Гумбольдт, Левин Август Беннигсен, наследные принцы Пруссии и т. д. (кат. № 201−210) Только благодаря гравированным работам мы сейчас имеем представление о & laquo-Портрет актера Джорджа Беннета в роли Юлия Цезаря& raquo- (гравер — В. Шарп, 1831, кат.№ 213) или & laquo-Мисс Робинсон в роли Пердиты& raquo- (гравер Г. Адлард, 1830 г., кат. № 212).

Наследие Строли представлено широким спектром типологических возможностей. На всех этапах своего творчества мастер отдавал предпочтение небольшим, компактным работам, за оплату которых, кстати, не стеснялся обозначить сумму, какую художники могли осмелиться попросить лишь за масштабное, трудоемкое и трудозатратное произведение. В & laquo-русском»- и & laquo-английском»- периодах встречаются впечатляющие своими размерами вещи, но они составляют значительно меньшую часть работ Строли. Художник завоевал себе прочную репутацию в обществе и как миниатюрист, и как станковист. Однако характерной чертой его творческой биографии является преобладание в ранние годы заказов на семейные портреты и миниатюры, в более зрелом возрасте миниатюры и репрезентативные портреты, в поздние годы миниатюрные работы — единичны, художник больше пишет на холсте портреты среднего формата.

Однако какую бы технику художник не избрал, для его творчества характерны пластическая выразительность формы. Индивидуальным почерком для миниатюрных произведений является удлиненный, точный мазок, варьируя который художник моделирует форму, создавая её подобно граверу на меди — перекрещивая, и накладывая друг на друга линии, создавая подобие объемного каркаса. Его работы исполнены предельно аккуратно, смелые и широкие мазки иногда можно встретить только на мужских портретах при написании одежды. Для живописных работ, исполненных на меди и холсте также более характерна силуэтно-плоскостная трактовка, определенная сухость и графичность. Во многих случаях портретной концепции Строли не чужда литературность: введение атрибутов, характеризующих личность модели, сферу деятельности заказчика, и аллегорий.

Заказчицы на миниатюрах Строли элегантны и спокойны, представительны и одновременно похожи на хрупких, эфемерных созданий, но их лица часто кажутся немного сонными или отмечены легким налетом меланхолии, им свойственна замкнутость и мечтательность. В живописных работах они не теряя легкость и хрупкость, приобретают монументальные черты, делающие их похожими на античные статуи. Чувство собственного достоинства, некоторая надменность, соответствующая воспитанию и положению в обществе, можно обнаружить на многих мужских портретах. Прямая осанка, выразительность запечатленных лиц прямо указывает на принадлежность высшему кругу и следованию правилам этикета. Элегантное, яркое творчество художника органично отвечало запросам дворянской культуры рубежа столетий.

Произведения Строли можно условно разделить на две категории: одни предназначены для узкого круга избранных людей, которым были понятны зашифрованные символы и тайные послания его миниатюр, вторая группа вещей рассчитана на публичное обозрение и отличается представительностью, даже если исполнена в камерных вариантах. Мастер любил демонстрировать драпировки, предметы мебели, нередко соединяя конкретную обстановку с условными пейзажными мотивами. Не чужда ему и демонстрация богатства аксессуаров. Чувство меры также было в нем двойственным, отсекая все лишнее, он умело подчеркивал главное и приглушал второстепенное, в многофигурных же композициях из-за стремления изобразить как можно больше персонажей и действий, иногда не мог избежать перегруженности и дробности.

В произведениях немецкого живописца нашли яркое отражение стилистические, композиционные и эстетические представления своего времени. Сочетание упомянутых качеств, делают П. Э. Строли показательной фигурой своего времени, заслуживающей самого пристального внимания. Его портретные миниатюры и живописные полотна на протяжении уже двух столетий удостаивается и положительных, и критических реплик в свой адрес, но никого не оставляют равнодушными.

Показать Свернуть

Содержание

Глава 1. История изучения жизни и творчества П. Э. Строли.

Глава II. Реконструкция биографии художника П. Э. Строли.

Глава III. Творчество П. Э. Строли.

3.1. Ранние годы творчества П. Э. Строли.

3.2. Творчество П. Э. Строли в России.

3.3. Творчество П. Э. Строли в Англии.

3.4. П. Э. Строли и европейская художественная среда XVIII—XIX вв.

Список литературы

1. Источники.1. РГАДА.Ф. 1239.

2. Московский Дворцовый архив. Канцелярия статс-секретарей. Оп.З. Ед. хр. 58 467. Выписка из прошения живописца Стрелли и взятой по оной справке.

3. РГИА. Ф. 788. Редакция журнала & laquo-Старые годы& raquo-. Оп.1. Д. 1138. Репродукция с картин П. Стролли.

4. РГИА. Ф. 466. & laquo-Высочайшие»- повеления по придворному ведомству.

5. Оп.1. Д. 206. Высочайшие повеления, объявленные придворной конторы обер-гофмаршалом.

6. Оп.1. Д. 209. Высочайшие повеления гоф-интендантской конторы разным лицам.

7. Оп.1. Д. 211. Высочайшие повеления придворной конторы собственноручно подписанные Его Величеством.

8. РГИА. Ф. 468. Кабинет Его Императорского Величества.

9. Оп. 1, ч.2. Д. 4038. Изустные высочайшие указы за 1802 год I половина.

10. РГИА. Ф. 789. Императорская Академия художеств. Оп. 1, ч.1. Д. 2389. О деятельности разных художников.

11. РГИА. Ф. 1486. Бумаги статс-секретарей П. С. Молчанова, П. А. Кикина и М. Н. Муравьева.

12. Оп.1. Д. 391. Стрелли, живописец.

13. Отдел рукописей РНБ. Фонд 504. Ед. хр. 13.

14. А. П. Мюллер. Английское искусство и английские художники в России (с XVI по XX в.) После 1932 г?.

15. Отдел рукописей РНБ. Фонд 504. Ед. хр. 14.

16. А. П. Мюллер. Словарь английских художников, работавших в1. России. Б.д.

17. ГИМ. Отдел ИЗО. Фототека великого князя Николая Михайловича.

18. ГЭ. ОИРК. Фототека великого князя Николая Михайловича.1. Литература.

19. Accrescimbeni Е. Ritratti in miniatura della Collezione Barocchi. Livorno, 2009.

20. Allgemeines Lexikon der Bildenden Kunstler von der Antike bis zur Gegenwart. von Dr. Ulrich Thieme und Dr. Felix Becker. Bde. 1−37, 1907−1950. Bd. XXXII.

21. Annual of the fine arts. L., 1820. Vol. IV. 14. Appolo. 1980. № 10.

22. Benezit E. Dictionnaire critique et documentaire des peintres, sculpteurs, dessinateurs et graveurs. P., 1999. V. 13.

23. Bernhard, M. Verlorene Werke der maierei: in Deutschland in Der Zeit Von 1939 Bis 1945. Zerstorte Und Verschollene Gemalde aus Museen und Galerien. 1965.

24. Biermann, Georg and Brinckmann. Die Miniaturensammlung seiner Koniglichen Hoheit des Grossherzogs Ernst Ludwig von Hessen und bei Rhein. Munchen, 1917.

25. Binyon L. Catalogue of Drawings by British Artists and Artists of Foreign Origin Working in Great Britain, Preserved in the Department of Prints and Drawings in the British Museum, 4 vols. L., 1898−1907.

26. Blattel H. International dictionary miniature painters, porcelain painters and silhouettists. Munchen, 1992.

27. Boehn M. Miniaturen und Silhouetten. Munchen, 1917, 1918, 1925.

28. Bouchot H. La miniature franfaise. P., 1910.

29. Bouchot H. La miniature franfaise. Vol.2. P., 1907.

30. Bourgoing J. Die franzosische bildnisminiature. Vienne, 1928.

31. Boyl’s court guide for april 1824. L., 1825

32. Bryan’s Dictionary of Painters and Engravers. New edition revised and enlarged under the supervision of George C. Williamsom, Litt.D. Vol. I-V. London, 1903−5. Vol. V (S-Z).

33. Burlington magazine. 1977. № 11.

34. Captain Gronow’s recollections and anecdotes of the camp, the court, and the clubs: at the close of the last war with France. London, 1864.

35. Catalogue of the special exhibition of portrait miniatures on loan at the South Kensington museum. L., 1865.

36. Coffin S. Portrait miniatures in enamel. L., 2000.

37. Cust L. Index of artists represented in the department of print and drawings in the British museum. L., 1893−1896. 2 vols.

38. Das Gemalte Kleinportrat. I. Das Kleinportrat in den Handschriften der Nationalbibliothek. II. Zwei Wiener Miniaturensammlungen: A. Strasse und Prof. E. Ullmann. Wien, 1931.

39. Demonts L. Catalogue de la donation Felix Doistau. Miniatures des XVIIIet XIX siecle. Musee du Louvre. P., 1922.

40. Edwards E. Anecdotes of painters who have resided or been born in England. L., 1808.

41. Exposition d’Art Russe ancient et moderne organisee par le Palais des beaux-arts de Bruxelles: Catalogue Inauugaration des salles d’exposition Mai Juin 1928. Bruxelles. 1928].

42. Exposition de la miniature. Catalogue generale. Bruxelles, 1912.

43. Fiorillo V. Geschichte der zeichnenden Kunste von ihrer Wiederauflebung bis auf die neuesten Zeiten, 5 vols., 1798−1808. Kste, 5 (1808).

44. Foskett D. Collecting Miniatures. Woodbridge, 1979.

45. Foskett D. Miniatures: Dictionary and Guide. Suffolk, 2001.

46. French and British paintings 1600−1800 in the Art institute of Chicago. Chicago, 1996.

47. Fussli J.H. Allgemeines Kunstlerlexikon: oder: Kurze Nachricht von dem Leben und den Werken der Maler, Bildhauer, Baumeister, Kupferstecher, Kunstgiesser, Stahlschneider., 1813 MDCCCXII

48. Graves A. The Royal Academy of Arts. A complete dictionary of contributors and their works from its foundation in 1769 to 1904. Vol. VII. L., 1905.

49. Graves A. Art sales from early in the XVIII century to early in the XX century. Vol. 3. N-Y., 1970.

50. Graves A. The British Institution, 1806−1867: a complete dictionary of contributors and their work from the foundation of the Institution. L., 1908.

51. Grunstein L. Die Sammlung Professor Dr. Emerich Ullmann. Wien, 1925.

52. Henninger-Tavcar K. Miniatur Portrats. Die personlichsten Zeugen der Kunstgeschichte. Karlsruhe 1995.

53. Hofstetter B. Die Welt der Bildnisminiatur. Meisterwerke aus der Sammlung Emil S. Kern. Hrsg.: Museum Briner und Kern, Winterthur, 2008.

54. Ingamells J. Mid-Georgian Portraits 1760−1790. London, 2004.

55. Johnson J. Works exhibited at the Royal society of British artists 1824−1893 and the new English art club. 1888−1917. L., 1975.

56. Katalog der Alten Meister der Hamburger Kunsthalle. Hamburg, 1966.

57. Keil N. Die Miniaturen der Albertina in Wien. Wien, 1977.

58. Keil R. Die Portratminiaturen des Hauses Habsburg. Wien, 1999.

59. Kennedy H.A. Early english portrait miniatures in the collection of the duce of Buccleuch. L., 1917.

60. Kraftner J. Neoclassicism and Biedermeir: Liechtenstein Museum Vienna, 2004.

61. Leisching E. Die Bildnis-Miniatur in Osterreich von 1750 bis 1850. Wien, 1907.

62. Lemberger E. Die Bildnis-Miniatur in Deutschland. 1550−1850. Munchen, 1909.

63. Lemberger E. Meisterminiaturen des funf Jahrhunderten. Stuttgart, 1911.

64. Lemone-Bouchard N. Les peintres en miniature actifs en France 1650−1850. P., 2008.

65. London Standart 16 July 1827.

66. Martin, Heinz E.R. Miniaturen des Rokoko, Empire und Biedermeier. Munchen, 1981.

67. Martin, Heinz E.R. Miniaturen des Rokoko, Empire und Biedermeier. Munchen, 1981.

68. McGrew R.E. Paul I of Russia. 1754−1801. Oxford. 1992.

69. Memoirs, Journal, and Correspondence of Thomas Moore: 1814-Aug. 1819. Vol. II. L., 1853.

70. Miliar O. Pictures in the Royal collection. Later Georgian pictures. L., 1969. Vol. 1−2.

71. Millar O. The Later Georgian Pictures in the Collection of Her Majesty The Queen. L., 1969. Vol. 1−2.

72. Millar O. The Tudor, Stuart and Early Georgian Pictures in the Collection of Her Majesty The Queen. L., 1963. Vol 1−2.

73. Miniaturen Ausstellung im palais des K.K. Ministerrats-prasidimus. W., 1905.

74. Miniaturen der Revolutionszeit 1789−1799 aus der Sammlung Tansey. Herausgegeben von der Stiftung Miniaturensammlung Tansey im Bomann-Museum Celle. Munchen, 2005.

75. Miniaturen XVI-XIX Jahrhundert. Gemaldegalerie Berlin. Katalog. B., 1996

76. Miniatury. Katalog zbiorow Museum Narodowego w Poznaniu. Luty-Kwiecien, 1995.

77. Morning Chronicle Monday 31 May 1813.

78. Morning Chronicle Saturday 16 May 1812.

79. Morning Chronicle Wednesday 16 July 1823.

80. Morning Post Friday 21 February 1806.

81. Morning Post Saturday 06 December 1806.

82. Morning Post Wednesday 08 April 1807.

83. Morning Post Monday 20 May 1816.

84. Morning Post Saturday 07 July 1827.

85. Muller H.A., Singer H.W. Allgemeines Kunstler-Lexikon. Band I-VI. Frankfurt, 1921−1922.

86. Musee Nationale du Chateau de Versailles. Catalog de peintres / par Claire Constans. P., 1980.

87. Nagler G.K. Neues allgemeines Kunstler Lexicon oder Nachrichten von dem Leben und den Werken der Maler, Bildhauer, Baumeister., ets., Munich, 1847. Sole Surugue.

88. Nimmergut J., Wager A-M. Miniaturen, Dosen. Munchen, 1982.

89. Pasquer J. La miniature, portrait de l’intimite. P., 2010.

90. Pierrette J-R. Inventaire des miniatures sur ivoire conservees au Cabinet des dessins, Musee du Louvre et Musee d’Orsay. P., 1994.

91. Rainer M. Die Miniaturen des 18 Jahrhunerts. B., 2012.

92. Redgrave S. A Dictionary of Artists of the English School: Painters, Sculptors, Architects, Engravers and ornamentists: with notices of their lives and work. L., 1878.

93. Reimers H. L' Academie Imperiale des Beaux-Arts a St. -Petersbourg depuis son origine jusqu’au regne d’Alexandre I. St. -Petersbourg, 1807.

94. Reynolds G., Baetjer K. European Miniatures in The Metropolitan Museum of Art. N-Y., 1996.

95. Saywell D., Simon J. Complete Illustrated Catalogue of National Portrait Gallery. L., 2004.

96. Schaarschmidt, F. Zur Geschichte der Dusseldorfer Kunst insbesondere im XIX. Jahrhundert. Dusseldorf, 1902.

97. Schidlof Leo R. Die Bildnisminiatur in Frankreich im XVII, XVIII und XIX Jahrhundert. Vienne, Beyers Nachfalger, 1911.

98. Schidlof Leo R. The Miniature in Europe in the 16th, 17th, 18th and 19th centuries. Graz, 1964. V. 1−4.

99. Steinbruker C. Brief Daneil Chodowieckis an Anton Graff. Berlin, Leipzig, 1921.

100. Stewart B., Cutten M. The dictionary of portrait painters in Britain up to 1920. L., 1997.

101. The Annual register or a view of the history, politics and literature for the year 1813. L., 1823.

102. The Annual register or a view of the history, politics and literature for the year 1813. L., 1823.

103. The British portrait 1660−1960 / Edited By R. Strong. Woodbridge, 1996.

104. The dictionary of portrait painters in Britain up to 1920. L., 1977.

105. The Index of paintings sold in the British isles during the XIX centuries/ Edited by B.B. Fredericksen. Vol. 1−4. Oxford, 1988−1996.

106. The Journal of Thomas Moore. Vol. I. Canada, 1983.

107. Trefusis E. Poems and tales in 2 Vol. L., 1808. Vol. 11.

108. Walker R. Regency portraits. L., 1985. Vol. 1−2.

109. Walker R. The Eighteenth and Early Nineteenth century Miniatures in the Collection of Her Majesty The Queen, Cambridge, 1992.

110. Walkley G. Artist’s houses in London 1764 1914. L., 1994.

111. Waterhouse E. The dictionary of British XVIII century painters. L., 1981.

112. Weber J. Memoires concernant Marie-Antoinette, archiduchesse d’Autriche, reine de France et de Navarre. L., 1809

113. Whitley W.T. Art in England, 1800−1820. L, 1928.

114. Williamson G.C. Portrait miniatures: from the time of Holbein 1531 to that of Sir William Ross 1860: a handbook for collectors. L., 1897.

115. Wright C., Gordon C., Peskett Smith M. British and Irish paintings in public collections: an index of British and Irish oil paintings by artists born before 1870 in public and institutional collections in the United Kingdom and Ireland. Suffolk, 2006.

116. Yung, K.K., Pettman M. National Portrait Gallery. Complete Illustrated Catalogue: 1856−1979. L., 1981.

117. Александрова Е. Я. Становление и развитие системы художественного образования в России XVIII начала XX века. М., 1997.

118. Алексеева Т. В. Бытовой жанр // История русского искусства. М., 1961. T. VII.

119. Алексеева Т. В. Русский портрет на рубеже XVIII—XIX вв.еков // Проблемы портрета. М., 1973.

120. Альбом исторической выставки предметов искусства устроенной в 1904 году, в Санкт-Петербурге, под августейшим покровительством ея императорского величества государыни Александры Федоровны в пользу раненых воинов. Текст Адриана Прахова. Спб., 1907.

121. Васильева И. М. Русское изобразительное искусство XVIII -начала XX века в собрании Новгородского музея-заповедника. М., 2007.

122. Вигель Ф. Ф. Записки. М., 2003.

123. Врангель Н. Н. Очерки по истории миниатюры в России // Старые годы. 1909. Октябрь. С. 508 573.

124. Врангель Н. Н. Иностранцы XIX века в России // Старые годы. Июль Сент. 1912.

125. Врангель H.H. Иностранцы XVIII века в России // Старые годы. Венок мертвым. Художественно-исторические статьи. Спб., 1913

126. Врангель H.H. Миниатюры императорского Эрмитажа // Золотое Руно. 1908, № 2. С. 15−20.

127. Врангель H.H. Портретная галерея русских деятелей. СПб., 1864−1865.

128. Врангель H.H. Русский музей императора Александра Ш. СПб., Т. 1−11, 1904.

129. Выставка 1812 года. Иллюстрированное издание под ред. В. Божовского. М., 1913

130. Выставка общества поощрения художеств. Исторический альбом портретов известных лиц XVI—XVIII вв.еков. Сфотографировано и издано A.M. Душевым. Спб., 1870.

131. Выставка С. А. и Т. А. Подстаницких из новых поступлений 2007 года. Каталог. Музей-квартира И. Д. Сытина. М., 2007.

132. Гаврилова Е. И. Князь И.М. Долгоруков и другие в рисунках П. Э. Штрелинга // Страницы истории отечественного искусства: XII первая половина XIX века. Вып. VIII. СПб., 2002. С. 169 -174.

133. Глинка В. М. Русский военный костюм XVIII начала XIX века. Д., 1988.

134. Головкин Ф. Г. Двор и царствование Павла I. Портреты, воспоминания. М., 2003.

135. Государственная Третьяковская галерея. Каталог живописи XVIII века. М., 1984.

136. Государственный музей изобразительных искусств имени A.C. Пушкина. Каталог картинной галереи. М., 1957.

137. Государственный музей изобразительных искусств имени A.C. Пушкина. Каталог картинной галереи / Составители: И. А. Антонова и др. / Под ред. Б. Р. Виппера. М., 1961.

138. Государственный музей изобразительных искусств имени A.C. Пушкина. Каталог картинной галереи. Живопись, скульптура, миниатюра. М., 1986.

139. Государственный музей изобразительных искусств имени

140. A.C. Пушкина. Каталог / Ред. И. Е. Даниловой. М., 1995.

141. Государственный музей искусств Узбекской ССР. Каталог. Русское и советское искусство. Живопись, миниатюра, графика, скульптура / Сост. Е. М. Никифорова. JL, 1968.

142. Государственный музейный фонд. Каталог художественных произведений бывшей Юсуповской галереи. Пг., 1920.

143. Государственный Русский музей. Живопись XVIII века. Каталог. T. I / Ред. тома Г. Н. Голдовский. СПб., 1998. Государственный Эрмитаж. Отдел западноевропейского искусства. Каталог живописи / Ред. В.Ф. Левинсон-Лессинг. М. -Л., 1958.

144. Государственный Русский музей. Каталог живописи / Ред.

145. B.А. Пушкарев и др. JI., 1980.

146. Дашкова Е. Р. Записки. Письма сестер М. и К. Вильмонт из России. М., 1987.

147. Дягилев С. П. Список портретов, отобранных для историко-художественной выставки 1905 г. генеральным комиссаром С. П. Дягилевым в общественных и частных собраниях г. Санкт Петербурга. СПб., 1905.

148. Евангулова О. С., Карев A.A. Портретная живопись в России второй половины XVIII века. М., 1994.

149. Евангулова О. С. Русский портрет XVIII века и проблема & laquo-россики»- //Искусство 1986. № 12. С. 56−61

150. Евангулова О. С. Русское искусство XVIII века и иностранные мастера // Художественная культура XVIII века и иностранные мастера. Сборник всесоюзной конференции молодых специалистов. Тезисы докладов. М., 1982. С. 3−6.

151. Екатерина Великая и Москва. Выставка ГТГ. М., 1997.

152. Екатерина Великая. Русская культура второй половины XVIII века. Каталог выставки. ГЭ. СПб., 1993.

153. Епатко Ю. На аукционе не узнали русскую императрицу // Антикварное обозрение. 2008. № 1(26). С. 6−8.

154. Есаян С. Русская портретная миниатюра // Творчество. № 7, 1968.С. 25−26.

155. Живопись XVIII начало XX века. Каталог ГРМ. СПб., 1998.

156. Живопись XVIII начало XX века. Каталог ГРМ. Д., 1980.

157. Живопись XVIII—XX вв.еков в частных коллекциях. Ленинград // Санкт-Петербург. Спб., 1993.

158. Жидков Г. В. Русское искусство XVIII века. М., 1951.

159. Западноевропейская живопись. Каталог. ГЭ. Л., 1981.

160. Западноевропейская миниатюра XVI—XIX вв.еков. Каталог выставки из фондов Эрмитажа. Л., 1982.

161. Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России. Т. 1−2. М., 1990.

162. Золотов Ю. К. Французский портрет XVIII века. М., 1968. 155. & laquo-.И мира звук в ответ мечу гремел& raquo- Museum С. и Т. Подстаницких. М., 2010.

163. История России в портретах. Частное собрание русской миниатюры конца XVII XIX века. М., 2010.

164. Казнаков С. Н. Павловская Гатчина // Старые годы. 1910. Июль-сентябрь. С. 101- 188.

165. Карев A.A. Миниатюрный портрет в России XVIII в. М., 1989.

166. Каталог состоящей под высочайшим его Императорского величества Государя императора покровительством историко-художественной выставки русских портретов, устраиваемой в Таврическом дворце, в пользу вдов и сирот павших в бою воинов. СПб., 1905.

167. Комелова Г. Н. Русская миниатюра на эмали. Спб., 1995.

168. Комелова Г. Н. Августин Ритт русский миниатюрист. М., 2004.

169. Коноплева М. С. Дом-музей Шуваловой. Путеводитель. Сост. хранителем музея М. С. Коноплевой. Пг., 1923.

170. Корнилова A.B. Мир альбомного рисунка. Русская альбомная графика конца XVIII- первой половины XIX века. JI., 1990. 164. & laquo-. Красоту её Боровиковский спас& raquo-. Каталог выставки. М., 2008.

171. Марисина И. М. Портрет и портретист в Петербургской и Лондонской Академии художеств во второй половине XVIII века // Русское искусство нового времени. Вып. 5. М., 1999.

172. Маркина Л. А. Немецкие художники в России: от барокко до бидермейера // Русское Искусство. № 3. 2007. С. 10−21.

173. Марченко Н., Певзнер Л. Каждый портрет новелла // Советский музей. № 5, 1991.С. 44−51.

174. Миниатюра в России XVIII начала XX века. Каталог выставки из фондов Эрмитажа. Л., 1981.

175. Молева Н., Белютин Э. Педагогическая система Академии художеств XVIII века. М., 1956.

176. Молева Н., Белютин Э. Русская художественная школа второй половины XIX-начала XX века. М., 1967.

177. Морозов A.B. Каталог русских гравированных и литографированных портретов. Т. I-IV. М., 1913.

178. Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени. Каталог, М., 1975

179. Мюллер А. П. Быт иностранных художников в России. JL, 1927

180. Мюллер А. П. Иностранные живописцы и скульпторы в России. М., 1925.

181. На благое просвещение: к 250-летию со дня рождения графа Н. П. Румянцева. Альбом-каталог. В 2 ч. Ч. 2. М., 2005.

182. Незабываемая Россия. Русские и Россия глазами британцев. XVII—XIX вв. М., 1997.

183. Немецкая и австрийская живопись XVIII века. Из собраний московских музеев. Каталог выставки. М., 1996.

184. Николай Михайлович, Великий Князь. Император Александр I: Опыт исторического исследования. Пг., 1914.

185. Николай Михайлович, Великий Князь. Императрица Елизавета Алексеевна, супруга Александра I. 1−3 т. Спб., 1908−1909.

186. Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. СПб., 1999.

187. Петров П. Н. Каталог исторической выставки портретов лиц XVI—XVIII вв., устроенной Обществом поощрения художников. Спб., 1870.

188. Подстаницкий С. А. Портретная миниатюра из частных собраний. М., 2007.

189. Портрет в европейской живописи. Выставка в Государственном музее изобразительных искусств имени A.C. Пушкина / Сост. И. Данилова, И. Кузнецова. М., 1975.

190. Портретная миниатюра в России XVIII—XIX вв.еков из собрания Государственного Исторического музея. JL, 1988.

191. Портретная миниатюра в России XVIII XIX в собрании Государственного Эрмитажа. Д., 1986.

192. Портретная миниатюра в собрании Русского музея. Спб., 1995.

193. Портретная миниатюра XVIII XIX века из собрания Государственного Русского музея. Д., 1979

194. Поспелов Г. Г. Русский интимный портрет второй половины XVIII начало XX веков // Русское искусство XVIII века: материалы и исследования. М., 1968.

195. Преснова Н. Г. Портретное собрание графов Шереметевых в усадьбе Кусково. Альбом-каталог. М., 2002.

196. Пуликова Л. В. К истории учреждения класса миниатюры в Императорской Академии художеств. Культурно-исторические предпосылки // Молодые об искусстве. Сб. ст. Вып.2. М., 2011.

197. Пуликова Л. В. Миниатюрист королей // Искусствознание № 34. 2011.С. 343−360.

198. Пуликова Л. В. Миниатюры П.Э. Строли // Среди коллекционеров. № 3(4). 2011.С. 76−79.

199. Пуликова Л. В. Немецкий миниатюрист при дворе Павла I // Русское искусство. № 3. 2007. С. 82−86.

200. Рисунок XVIII века // Каталог ГТГ. М., 1996. Т. 1.

201. Рисунок и акварель в России. XVIII век. Спб., 2005.

202. Ровинский Д. А. Подробный словарь гравированных портретов. Спб., 1888.Т. I IV.

203. Ровинский Д. А. Подробный словарь русских граверов XVI—XIX вв.еков. СПб., 1887. Т. 1.

204. Ровинский Д. А. Подробный словарь русских гравированных портретов. СПб., 1886. T. I-IV.

205. Ромм М. Русская портретная миниатюра // Художник. 1979. № 8. С. 34−39.

206. Руднева Л. Ю. Жан Луи Вуаль в России. Диссертация кандидата искусствоведения. М., 1994.

207. Русская портретная галерея: Фототипии с лучших оригиналов. СПб., 1887.

208. Русская портретная миниатюра из собрания С. И Т. Подстаницких. М., 2010.

209. Русские императоры, немецкие принцессы / Сост. А. Данилова. М., 2002

210. Русские портреты XVIII и XIX вв. Собрание портретов русских людей эпохи 1752 — 1825 гг., исполненные гелиогравюрой и фототипией в Эксп. загот. гос. бумаг. Т. 1 5. Спб., вел. кн. Николай Михайлович, 1905.

211. Русские портреты XVIII и XIX столетий. Издание Великого Князя Николая Михайловича. T. I-V. Спб., 1905 1909.

212. Русский биографический словарь. СПб., 1905.

213. Санкт-Петербургские Ведомости. 1801. № 103, № 104, № 105.

214. Собрание Сергея и Татьяны Подстаницких. Избранное. М., 2008.

215. Страницы истории отечественного искусства XII- первой половины XIX века. Вып. VIII. Спб., 2002. С. 169−174.

216. Строев А. Ф. & laquo-Те, кто поправляет Фортуну& raquo-: Авантюристы Просвещения. М., 1998.

217. Турчин B.C. Александр I и неоклассицизм в России. М., 2001.

218. Турчин B.C. Эпоха романтизма в России. К истории русского искусства первой трети XIX столетия. Очерки. М., 1981.

219. Турчин B.C. Проблемы русского искусства второй половины XVIII-начала XIX века в контексте изучения западноевропейского неоклассицизма // Русский классицизм второй половины XVIII-начала XIX века. М., 1994.

220. Холл Д. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999.

221. Шарнова Е. Б. Портреты частных лиц // Мир Музея. № 2. 1994.С. 34−35.

222. Шедевры европейского портрета конца XVIII начала XIX веков. М., 2012.

223. Шильдер Н. К. Император Павел I. СПб., 1901.

224. Эрмитаж. Собрание западноевропейской живописи: Научный каталог: В 16 т. Д., 1990. Т. 13: Английская живопись XVI—XIX вв. / JI.A. Дукельская, Е. П. Ренне.

225. Эттингер П. Иностранные художники в России // Среди коллекционеров. М., 1922. № 1. С. 13−19.

Заполнить форму текущей работой