Самоактуализация как психолого-педагогическое понятие: историко-логический обзор

Тип работы:
Реферат
Предмет:
Психология
Узнать стоимость новой

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 159. 923. 2+37. 015. 3
ББК Ю940 ГСНТИ 14. 09. 03 Код ВАК 13. 00. 01
Н. И. Баженова
Екатеринбург
САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ: ИСТОРИКО-ЛОГИЧЕСКИЙ ОБЗОР
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: самоактуализация- самореализация- жизненный путь- предназначение- личностная компетентность.
АННОТАЦИЯ. Рассматривается становление категории самоактуализации в психологопедагогической науке- проводится анализ исследований зарубежных, отечественных философов, психологов, педагогов по проблемам самоактуализациии- выделяются сущностные характеристики самоактуализации и формулируются направления для дальнейшего изучения явления.
N. I. Bazhenova
Ekaterinburg
SELF-FULFILLMENT AS PSYCHO-PEDAGOGICAL NOTION: HISTORICAL-LOGICAL SURVEY
KEY WORDS: self-fulfillment- self-realization- the way of life- predestination- personal competence.
ABSTRACT. The establishment of the category of self-fulfillment in psycho-pedagogical science is described in this article. There is the analysis of research works by the Russian and foreign philosophers, psychologists and teachers on the problems of self-fulfillment. The main characteristics of self-fulfillment are defined and the directions of further studies are formulated by the author.
В основе современной образовательной политики России лежат интересы человека, его благосостояние, физическое и социальное здоровье и т. д. Сугубо экономические критерии развития постепенно заменяются критериями качества жизни, развитие человеческого потенциала становится целью и фактором экономического роста. Параллельно требования к содержанию образования ориентируют образовательное сообщество на «удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном, нравственном развитии» [11], на обеспечение самоопределения личности, создание условий для самореализации, воспитание студента, способного быть активным субъектом деятельности.
Несмотря на то что понятие «самоактуализация» было введено в научный оборот еще в XIX в. К. Гольдштейном и глубоко исследовалось в рамках гуманистической психологии, первые обращения к вопросам самопознания человека, его совершенствования мы находим еще в философии античного периода.
Сократ возвел в философский принцип знаменитое изречение дельфийского оракула: «Познай самого себя!» [5. С. 365]. Платон видел задачу человека «в том, чтобы освободить душу от всего телесного, сосредоточить ее на себе, на внутреннем мире умозрения и иметь дело с истинным и веч-
ным» [Там же. С. 368]. Значительное внимание внутреннему переустройству личности уделяли представители философских школ: эпикурейской, стоицизма и скептицизма на рубеже Ш-ГУ вв. до нашей эры, культивируя независимость от внешнего мира, призывая человека искать опору в себе.
В период Средневековья наметился новый этап в осмыслении роли и назначения человека, связанный прежде всего с христианским учением. Характеризуя этот период, Н. Бердяев отмечал, что «христианство освободило человека от власти космической бесконечности, в которую он был погружен в Древнем мире, оно поставило его на ноги, укрепило, поставило его в зависимость от Бога, а не от природы» [2. С. 249].
В эпоху Возрождения стала доминировать идея о том, что человека можно понять, если изучать условия его реальной жизни, возможности осуществления свободы и достоинства личности каждого. Гуманистов этой эпохи привлекало раскрытие творческого потенциала личности человека. Чуть позже французские просветители М. Вольтер, Ж. -Ж. Руссо выдвинули тезис о том, что первопричинами социальноэкономических и духовно-политических изменений в обществе являются сущностные характеристики человеческой природы (эгоизм, влечения, страсти). Так, Ж. -Ж. Рус-
со утверждал, что, для того, чтобы понять человека, следует погрузиться в его душевные глубины: «Человек рожден свободным, а между тем он везде в оковах» [13. С. 13].
Таким образом, от идеи природы как основы всего сущего, доминирующей в античном мире, философы затем перешли к идее Бога, которому должна быть посвящена жизнь человека, а после — к идее самого индивида, человека, его познания как части и природы, и божественного начала.
Не случайно в философии Нового времени большое внимание уделялось изучению разума человека. Б. Паскаль показал способность разума человека познать Вселенную, назвав его «мыслящим тростником». Р. Декарт и Б. Спиноза выдвинули положение о врожденной способности приобретать знания, которую можно каждый день совершенствовать и развивать. Отсюда знаменитые изречения Р. Декарта: «Gogito ergo sum» («Я мыслю, следовательно, существую» [15. С. 391].
И. Фихте доказывал, что цель и назначение человека — он сам как определяющий сам себя. Внутренняя определенность дает шанс индивиду актуализировать себя, указывая на взаимосвязь и взаимообусловленность идентичности и самореализации человека. Г. Гегель также находил истину постижения человека в его самопознании. Абсолютная идея, пройдя определенные этапы, возвращается к самой себе и постигает себя в форме человеческого сознания и самосознания.
Расширенное толкование предназначения человека в философском смысле внес XX в. В этот период особенностью подхода к проблеме человека становится идея Э. Гуссерля о том, что человека, его «Я» можно познать через нераздельный «двуединый процесс поиска и творения в себе своего собственного смысла и поиска смысла из общекультурных источников» [5. С. 23].
При всех различиях философских подходов к проблеме самоактуализации человека практически во всех утверждается мысль о необходимости самоопределения, самопознания, саморефлексии. Данная проблема рассматривается как базисная характеристика самореализации человека как субъекта труда, общения и познания.
Такое философское осмысление человека и психологические поиски создали почву для развития экзистенциализма (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. -П. Сартр, А. Камю). Представители этого направления считали, что подлинное бытие — это переживание субъектом своего «бытия в мире». Бытие как непосредственно данное человеческое существование и есть экзистенция, которой присущи открытость, направлен-
ность на другое, становящееся центром ее притяжения. М. Хайдеггер сосредоточивается на индивидуальном начале в бытии человека — на личностном выборе, ответственности, поисках собственного «Я», ставя при этом экзистенцию в связь с миром в целом. «Бытие в мире раскрывается через неотъемлемое от человека осмысление мира, через „делание“, которое предполагает „заботу“» [3. С. 205]. По К. Ясперсу, человек постигает экзистенцию в моменты глубочайших потрясений, в «пограничной ситуации», на грани жизни и смерти. Свобода обеспечивает возможность самоактуализации человека и осуществляется лишь «в сообществе свободных людей» [16. С. 167]. Принимая решения и обретая свободу, человек берет на себя выбранную им же самим несвободу, ответственность. Согласно позиции Ж. -П. Сартра, человек обретает свою человеческую сущность, становится личностью через свободу. Основным деянием человека является творение самого себя. «Если существование предшествует сущности, то человек ответственен за то, что он есть. Таким образом, экзистенциализм отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за осуществление» [14. С. 317]. В то же время А. Камю считал, что даже в условиях отчужденности и враждебности, чувства заброшенности в этот мир человек обязан заставить себя жить и творить самого себя.
Исследования западных ученых не могли не заинтересовать научные и философские школы России. Концепции личностного развития Н. А. Бердяева, В. М. Бехтерева, П. А. Сорокина, М. М. Троицкого,
В. В. Розанова сочетали в себе глубокую философию и конкретные психологические аспекты. Для этого времени характерно рассмотрение таких понятий, как «свобода», «гармоничность», «индивидуальность», «душа».
Важный вклад в развитие теории самоактуализации внесли такие видные отечественные ученые психологи, как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн. Они рассматривают личность как субъект деятельности, который самостоятельно формируется в деятельности и общении, определяет характер этой деятельности и общения.
С. Л. Рубинштейн считает, что формирование личности и развитие самосознания — это длительный процесс познания своих качеств, мотивов и стремлений. Это решающий, поворотный момент: «здесь начинается либо путь к душевной опустошенности, к нигилизму, к нравственному скептицизму, к моральному разложению, либо другой путь — к построению нравст-
венной человеческой жизни на новой, сознательной основе… с этого момента встает проблема ответственности человека за все содеянное и упущенное» [12. С. 258].
А. Н. Леонтьев выдвигает идею о том, что личность достигает счастья лишь на пути постановки и реализации высоких жизненных целей, которые «сливают ее жизнь с жизнью людей, их благом» [9. С. 168].
Д. А. Леонтьев определяет самоактуализацию как «процесс развертывания и созревания заложенных в организме и личности задатков, потенций, возможностей» [10.
С. 18], показывает взаимосвязь и различия процессов самоактуализации, самореализации, самоутверждения, самовыражения, саморазвития, когнитивной основой которых является самопознание (рефлексия). Их различия имеют прежде всего мотивационный характер, проявляющийся в динамике развития: самовыражение — самоутверждение — самореализация — саморазвитие — самоактуализация. В процессе самоактуализации человек «выходит за пределы того, что ему дано, — не только внешних требований и ожиданий, но и собственных потребностей» [10. С. 23].
В середине прошлого века идея само-акуализации получила новое толкование в рамках гуманистического направления психологии (работы А. Маслоу, К. Роджерса, Р. Нельсон-Джоунса, Э. Шострома и др.). К. Роджерс полагал, что личность и поведение в большей степени являются функцией уникального восприятия человеком его окружения, в то время как А. Маслоу, наоборот, придерживался мнения, что поведение человека и его опыт регулируются иерархией потребностей. Феноменология человека в его теории не ставилась во главу угла в отличие от теории К. Роджерса. Самоактуализирую-щаяся личность, по мнению А. Маслоу, — это личность, которая развивает свои уникальные способности, потенциальные возможности, она свободна от самоограничений и эмоциональной неуравновешенности. В иерархии мотивов А. Маслоу мотив самоактуализации занимает высшее положение.
В то же время К. Роджерс подчеркивал, что самоактуализация (актуализация) — это стремление, которое присутствует во всей органической и человеческой жизни, распространяться, расширяться, становиться независимым, развиваться, зреть — тенденция выражать и задействовать все возможности организма до такой степени, что такая активность усиливает организм или «Я». Это стремление к зрелости, тенденция к росту, побуждение к движению вперед. Самоактуализация представляется как условие и средство самоосуществления, сохранения личности, ее дальнейшего совер-
шенствования. Таким образом, важнейший мотив жизни человека заключается в том, чтобы актуализировать себя, максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы.
Во второй половине XX в. теория самоактуализации получила свое развитие и в трудах российских психологов, педагогов: А. Г. Асмолова, П. И. Пидкасистого, В. И. Сло-бодчикова, Л. М. Фридмана и др.
А. Г. Асмолов изучает феномен самореализации, самоактуализации с позиций свободного выбора человеком пути развития личности. А выбор требует ориентировки в системе смыслообразующих мотивов и личностных смыслов.
М. Г. Гарунов, П. И. Пидкасистый и Л. М. Фридман полагают, что возможности человека могут раскрыться и реализоваться лишь при рациональной самоорганизации учебной деятельности, которая не связана прямо с уровнем развития познавательных способностей. Сущность самоактуализации в образовательном процессе — это передача от воспитателей к воспитуемым способов, методов и путей, посредством которых человек может стать тем, кем он может стать.
Е. И. Исаев, В. И. Слободчиков определяют самоактуализацию как процесс становления человека субъектом собственной жизнедеятельности и требует освоения им норм и способов деятельности, правил общежития, основных смыслов и ценностей, регулирующих совместную жизнь людей в обществе.
Основные идеи гуманистической психологии перекликаются с положениями ак-меологии. Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, Е. Е. Вахромов, А. А. Дергач считают, что идеи достижения максимума реализации своей сущности и идея достижения личностью «вершинного» состояния в акмеоло-гии близки. Под самоактуализацией в ак-меологии понимается процесс перехода потенциальных характеристик человека как специалиста в актуальные характеристики. Это происходит не только в процессе профессиональной деятельности, но и в период подготовки к ней, в процессе обучения, в том числе и вузовского. В этом аспекте самоактуализация рассматривается в качестве необходимой формы движения человека к личностной зрелости и вершинам профессионализма.
Б. Г. Ананьев считет, что источником «самости», самомотивации, саморегуляции и самоорганизации человека является индивидуальность, которая представляет собой устойчивую, закрытую систему свойств человека как индивида, личности и субъекта деятельности. Направленность индивидуальности — «концепция жизни» пред-
ставляет собой обобщенное отношение человека к жизни, структуру его жизненных ориентаций.
А. А. Бодалев предлагает исследовать великих и выдающихся людей, нравственно достойно и практически неординарно проявивших себя на различных поприщах, чтобы конкретизировать знание факторов, которые необходимы, чтобы конструктивно помогать большему количеству людей достигать подлинного акме в своем развитии.
В работах Е. Е. Вахромова самоактуализация рассматривается как деятельность, направленная на выполнение жизненного плана и имеющая три особенности: во-первых, каждое действие должно завершиться конкретным результатом- во-вторых, объект и субъект этой деятельности совпадают (действие направлено на самого себя и на самопре-образование) — в-третьих, субъект является источником собственной активности. Каждый акт самоактуализации завершается пиковым переживанием, положительным в случае успеха и отрицательным (боль, разочарование) в случае неудачи.
До сих пор в некоторых случаях понятие «самоактуализация» неоправданно подменяется понятием «самореализация». На семантическом уровне самоактуализация означает, что человек осуществляет переход с уровня возможности на уровень действительности, т. е. развивается- а самореализация — что человек воплощает самого себя, свою сущность в предметной форме. То есть самоактуализация всегда предшествует самореализации и является ее обязательным условием. На содержательном уровне самоактуализация — это в большей степени внутренний механизм развития человека, самореализация — это продуктивный процесс осуществления человека в социально направленной деятельности, который предполагает презентацию себя и своей деятельности.
В последнее время интерес к самоактуализации не угасает, это подтверждается частотой обращения к категории «самоактуализация». Так, Э. П. Бакшеева, исследуя сущностную характеристику самоактуализации, рассматривает ее, с одной стороны, как мотив, побудитель, движущую силу процесса, с другой стороны, как процесс, стимулятор развития мотива [1].
Е. Н. Городилова определяет ее как потребность, результат и процесс реализации индивидуальности человека [4]. Т. В. Дубо-вицкая рассматривает самоактуализацию и как черту личности, и как психическое состояние, и как процесс, характеризующий динамику развития личности [7].
Е. Ф. Ященко считает самоактуализацию интегральным образованием, комплексом системных качеств: и процессом, и состоянием, и метапотребностью, и свойством личности, и свойством направленности личности [17].
А. А. Деркач, Э. В. Сайко определяют феномен самоактуализации как потребность в осуществлении своих способностей, талантов, творческих потенций, в «воплощении» себя [6].
Е. В. Коротаева в контексте исследований педагогических взаимодействий трактует самоактуализацию как «процесс познания субъектом самого себя, своего предназначения, своих ценностных установок, продолжающийся всю жизнь» [8].
В итоге можно отметить, что в современной психолого-педагогической науке самоактуализация представляет собой сложную категорию, которую можно рассматривать в динамическом плане — как выявление внутренних противоречий саморазвития, разрешение экзистенциальных проблем, приводящих к переходу личностных качеств человека из потенциального в актуальное состояние- в содержательном плане — как интегративное личностное качество, обеспечивающее человеку готовность и возможность преодолевать внутренние противоречия в ходе саморазвития, мобилизовать свои ресурсы для реализации жизненных планов, программ, эффективного решения личностных и профессиональных задач. Самоактуализацию следует считать в большей степени внутренним механизмом развития человека, выявления его субъектности по отношению к жизнедеятельности в целом и ее отдельным сферам в частности.
Таким образом, исследования категории и явления самоактуализации постоянно продолжаются. Трудности процесса изучения данной категории связаны с многомерностью самого явления, которое есть и процесс, и состояние, и особенность личности, и мотив развития индивидуальности, а также с междисциплинарным характером, представленным единством социальных, психологических и педагогических связей. Но именно трудности, связанные с постижением сущности самоактуализации, становятся векторами для дальнейшего изучения данной категории: обращение к историческому анализу самоактуализации и использование идей прошлого в современной пси-холого-педагогической науке- исследования особенностей самоактуализации в разные возрастные периоды и разработка программ развития самоактуализации и т. д.
ЛИТЕРАТУРА
1. БАКШЕЕВА Э. П. Педагогическая поддержка студентов самоактуализации в пед. вузе: дис. … канд.
пед. наук / СурГПИ. Сургут, 2002.
2. БЕРДЯЕВ Н. А. Самопознание: сочинения. Москва: ЭКСМО-Пресс — Харьков: Фолио, 1997.
3. ГАЙДЕНКО П. П. Экзистенциализм и проблемы культуры. М.: Высшая школа, 1963.
4. ГОРОДИЛОВА Е. Н. Самоактуализация и ее связь с интегральной индивидуальностью: монография / Перм. гос. ун-т. Пермь, 2002.
5. ГУССЕРЛЬ Э. Картезианские размышления. СПб.: Наука, 1996.
6. ДЕРКАЧ А. А., САИКО Э. В. Развитие в акмеологии и акмеологическое развитие в структуре онтогенеза / / Мир психологии. 2007. № 2.
7. ДУБОВИЦКАЯ Т. Д. Развитие самоактуализирующейся личности учителя. Контекстный подход: дис. … д-ра психол. наук. М., 2004.
8. КОРОТАЕВА Е. В. Педагогическое взаимодействие: опыт проблемного анализа / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2007.
9. ЛЕОНТЬЕВ А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
10. ЛЕОНТЬЕВ Д. А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психологический журнал. 2000. № 1.
11. О ВЫСШЕМ и послевузовском профессиональном образовании: федер. закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ (ред. от 03. 12. 2011) // СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4135.
12. РУБИНШТЕЙН С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000.
13. РУССО Ж. -Ж. Об общественном договоре. М.: Государственное соц. -экон. изд-во, 1938.
14. САРТР Ж. -П. Экзистенциализм — это гуманизм / / Сумерки богов. М.: Политиздат, 1990.
15. СПИРКИН А. Г. Философия. М.: Гардарики, 2000.
16. ЯСПЕРС К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994.
17. ЯЩЕНКО Е. Ф. Ценностно-смысловая концепция самоактуализации: дис. … д-ра психол. наук. Челябинск, 2006.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Е. В. Коротаева

Показать Свернуть
Заполнить форму текущей работой