Текст документа как коммуникативная составляющая библиотечно-информационной деятельности (развитие идей С. А. Сбитнева о документных коммуникациях)

Тип работы:
Реферат
Предмет:
Языкознание
Узнать стоимость новой

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

4. Gendina N. I., Kolkova N. I. Normativno-metodicheskoe obespechenie uchebnogo processa v vuze: standarty vysshego uchebnogo zavedenija [rekomendovany Min-vom kul'-tury RF dlja vuzov iskusstv i kul'-tury]. — 3-e izd., ster. — Kemerovo, 2002. — 170 s.
5. GOST R 1. 0−2004. Standartizacija v Rossijskoj Federacii. Osnovnye polozhenija. Vzamen GOST R 1. 0−92- vved. 2004−12−30. — M.: IPK Izdatel'-stvo standartov, 2005. — 12 s.
6. GOST R 1. 12−2004. Standartizacija v Rossijskoj Federacii. Terminy i opredelenija. Vzamen GOST R 1. 12−99- vved. 2005−07−01. — M.: IPK Izdatel’stvo standartov, 2005. — 10 s.
7. GOST R 1. 4−2004. Standartizacija v Rossijskoj Federacii. Standarty organizacij. Obshhie polozhenija. Vzamen GOST R 1. 4−93- vved. 2005−07−01. — M.: IPK Izdatel’stvo standartov, 2005. — 8 s.
8. GOST R 1. 5−2004. Standartizacija v Rossijskoj Federacii. Standarty nacional’nye Rossijskoj Federacii. Pravila postroenija, izlozhenija, oformlenija i oboznachenija Vzamen GOST R 1. 7−2008 v chasti razdela 8 i prilozhenij Zh, I, K (IUS 6−2009) — vved. 2005−07−01. — M.: IPK Izdatel’stvo standartov, 2005. — 35 s.
9. GOST R 1. 6−2005. Standartizacija v Rossijskoj Federacii. Proekty standartov. Organizacija provedenija jekspertizy- vved. 2006−07−01. — M.: Standartinform, 2006. — 16 s.
10. GOST R 1. 8−2011. Standartizacija v Rossijskoj Federacii. Pravila provedenija v Rossijskoj Federacii rabot po razrabotke, primeneniju, obnovleniju i prekrashheniju primenenija. Vzamen GOST R
1. 8−2004- vved. 2012−01−01. — M.: Standartinform, 2012. — 24 s.
11. Grechihin A. A., Drevs Ju. G. Vuzovskaja uchebnaja kniga. Tipologija, standartizacija, komp’juterizacija: uchebno-metodicheskoe posobie v pomoshh' avtoru i redaktoru. — M.: Logos: Moskovskij gos. universitet pechati, 2000. — 255 s.
12. Rossijskaja Federacija. Zakony. O tehnicheskom regulirovanii [Jelektronnyj resurs]: feder. zakon [prinjat Gos. Dumoj 15 dekabrja 2002 goda: odobren Sovetom Federacii 18 dekabrja 2002 godu]. — Rezhim dostupa: http: //files. stroyinf. ru/Data1/10/10 844/ (data obrashhenija 21. 11. 2012).
УДК 02
А. Г. Гук, Е. В. Мартынова, Л. М. Туева
ТЕКСТ ДОКУМЕНТА КАК КОММУНИКАТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (развитие идей С. А. Сбитнева о документных коммуникациях)
В статье ставится задача представить междисциплинарные концептуальные основы работы с текстами документов в библиотечно-информационной деятельности. Обосновывается место текста документа в информационном пространстве и в системе социальной документной коммуникации. Выводится определение понятия «текст», которое может быть использовано в дальнейшем в документовед-ческих исследованиях. Указываются качества текста документа, называются его системные свойства, раскрываются уровни реализации. Приводятся примеры внедрения в учебный процесс по направлению подготовки 71 900 «Библиотечно-информационная деятельность» дисциплин, обеспечивающих знания по основам текстологии.
Ключевые слова: текст, текст документа, информационное пространство, социальные документные коммуникации.
A. G. Guk, E. V. Martynova, L. M. Tueva
TEXT OF A DOCUMENT AS A COMMUNICATIVE COMPONENT OF LIBRARY AND INFORMATION ACTIVITY (development of S. A. Sbitnev’s ideas on document communications)
The quality of modern library and information services is connected with in-depth knowledge of characteristics of texts of documents. The concepts «text,» «text of document,» «document communications» are fundamental in high library school. There is still no generally accepted concept for «text.» The following list of text features is based on analysis of a number of concept definitions: semantic content, lexical cohesion, inner coherence, order, integrity, means of expression, informativity, completeness, fixity, reference, grammatical cohesion, authorship. The following conclusions have been drawn on the basis of analysis of the identified features: a) in most definitions under consideration, text is a complex multidimensional unity- b) text contains specific meaningful information (content) — c) text components are interrelated. The following definition is suggested: «Text is a complex systematic (speech, language) formation bearing certain meaning and having the features of integrity, (lexical, logical, grammatical) cohesion and fixity.» Resource and communicative directions of text research are considered. Interrelationship of text and information space is identified. Conclusions are drawn on alteration of the information space density due to development of communication technologies and increase of information exchange speed. The authors identify the factors when texts affect information space due to public needs when texts possess or lack artistic, scientific or otherwise merits, when text content agrees or disagrees with perception of the world by social groups. The authors also highlight simplification of texts of electronic documents and movement of written speech to oral speech, formation of new semiotic systems and Internet lexis. The authors argue on the communicative essence of the document text in the system of social document communication. The authors note S. A. Sbitnev’s merits as the founder of library education at the Kemerovo State University of Culture and Arts and his contribution to introduction of educational subjects which provide textology fundamentals.
Keywords: text, text of the document, information space, social document communications.
В системе «Библиотека» библиотечноинформационная деятельность представлена активным сотрудничеством библиотекаря между текстами документов и пользователями. Качество современных библиотечноинформационных услуг во многом связано, с одной стороны, с глубоким знанием библиотекарем особенностей текстов документов, а с другой стороны, с умением общаться с пользователем «душа в душу», как говорил Стас Андреевич Сбитнев. Ему же принадлежит инициатива открытия в начале 90-х годов прошлого века специализации по подготовке на библиотечном факультете в Кемеровском государственном университете культуры и искусств (КемГУКИ) технологов по форми-
рованию и эксплуатации информационных ресурсов, что потребовало новых подходов к разработке дисциплин документоведче-ского и коммуникативного циклов. Фундаментальными понятиями, определяющими подготовку специалистов в высшей библиотечной школе, стали следующие: «текст», «текст документа», «документная коммуникация».
Современные исследования документных и коммуникативных технологий многоаспектны. Прежде всего, это философские (Е. С. Коноплев, М. М. Кузнецов, Н. С. Розов,
В. Н. Руднев), культурологические и лингвистические (И. Р. Гальперин, В. В. Гуревич,
В. И. Карасик, В. А. Кухаренко, Г. Я. Сошаль-
ская), психологические (Р. Белл, Л. П. До-блаев, Т. М. Дридзе, Л. Н. Федотова) проблемы комплексного подхода к формированию умений воспринимать, понимать и создавать информацию, представленную в виде текста. Именно текст как устный, так и письменный, организует межличностную, профессиональную, документную и другие социальные коммуникации. С этой точки зрения текст можно рассматривать как коммуникативную составляющуюбиблиотечно-информационной деятельности.
Общепризнанного определения понятия «текст» до сих пор не существует. Разные авторы указывают на отдельные стороны этого объекта. Одни — на существование его создателя, реализующего в тексте некий замысел- другие — на основополагающую роль текста как средства коммуникации- третьи — на функциональную завершенность этого речевого произведения и т. д. [1- 2- 5- 9- 16- 17- 21].
В результате исследования множества определений понятия «текст», представленных в различных источниках, нами был составлен перечень признаков, которыми он обладает:
— смысловое содержание-
— внутренняя связанность-
— целостность-
— информативность-
— фиксированность-
— наличие грамматической связи-
— наличие лексической связи-
— упорядоченность-
— наличие выразительных средств-
— завершенность-
— адресованность-
— авторство.
Анализ выявленных признаков позволил сделать следующие выводы:
а) в большинстве рассмотренных определений текст представляется как сложное
многоплановое целое- б) текст заключает в себе определенную информацию (содержание), наделенную смыслом- в) компоненты текста взаимосвязаны между собой.
Перечисленные признаки были использованы для определения рабочего понятия «текст».
Текст — сложное системное образование (речевое, языковое), наделенное определенным смыслом и обладающее свойствами целостности, связанности (лексической, логической, грамматической) и зафиксированности.
Это определение не является универсальным, но оно может быть исходным, так как отражает сложившееся современное представление о тексте и фиксирует комплексный и многоаспектный подход к его изучению.
Заметим, что такой подход к тексту концентрирует внимание на его смысловом содержании и позволяет видеть его не только как коммуникативное средство, но и как что-то более сложное, в частности как информационную составляющую документа и более широко — как явление культуры.
С позиций коммуникативного подхода текст интересен, прежде всего, во взаимосвязях с информационным пространством.
Текст в информационном пространстве
Методологическая основа изучения информационного пространства предусматривает два возможных направления в изучении текста — ресурсный и коммуникативный. Ресурсное направление в изучении текста заключается в том, чтобы выявить, как фиксируется информация, как сохраняется на носителях разного вида, как передается в пространстве. Такой подход к тексту основан на представлении об информационном пространстве, прежде всего, как о среде, позволяющей хранить информацию, гене-
рировать и передавать знания о мире, извлекать эти знания и передавать пользователям. Коммуникативное направление рассматривает информационное пространство как среду для передачи знаний, обмена сообщениями и как средство, позволяющее тексту осуществлять социокультурные функции, обеспечивать движение смыслов между коммуникантами и реципиентами [11, 14, 19, 20].
Информационное пространство — это материально-идеальная категория. Материальную основу его составляют информационные ресурсы и каналы коммуникаций. Материальное бытование информационного пространства можно представить как в глобальных, административно-территориальных, отраслевых, проблемных, национальных и этнокультурных границах, так и исторически сложившимися коммуникативными системами, языково-коммуникативным взаимопониманием, этнокультурной средой. Идеальная же сторона предстает в движении, генерации и передаче смыслов, значений, общественных настроений.
Информационное пространство имеет разную плотность. Повышение скорости информационного обмена за счет развития коммуникативных каналов и новых коммуникативных технологий создания текстов увеличивает плотность информационного пространства.
Информационное пространство социально обусловлено. Сложные сочетания знаний, духовных ценностей и социальных норм тиражируются в текстах документов. Каждый автор своим текстом как бы задает некоторую систему правил организации внешней среды. В зависимости от широты распространения его взглядов можно говорить о степени воздействия произведений на организацию информационного пространства. Вместе с тем, не каждый текст документа способен влиять
и видоизменять информационное пространство. Множество текстов проходят практически бесследно. Это происходит не только в силу отсутствия в нем художественных, научных и иных достоинств. Содержание текста не всегда совпадает с мироощущением социальных групп, не всегда находит отклик в данный исторический момент. Социальные потребности могут принять или не принять предлагаемый автором текст. С одной стороны, тексты могут оказывать влияние на сознание и поведение людей, а с другой — социальные отношения, социальные установки, образ жизни находят отражение в текстах.
Появление текстов связано с предметноконкретной и когнитивной деятельностью людей.
Мотивируют создание текстов социальные потребности, которые определяются как рассогласование между наличным и нормальным состоянием общественного сознания [19, с. 385]. Следует отметить, что создание текста не является самоцелью в коммуникации. Замысел текста рождается как средство решения проблемы в той или иной предметно-конкретной ситуации.
Замысел возникает как мысленный образ будущего текста. Суть мыслительных операций заключается в переплетении мыслительных образов в сознании со свернутыми понятиями, лексическими единицами. Это так называемая внутренняя речь. Она не-произносима, неслышна для окружающих, свернута. Внутренняя речь замысла определяет смысловое содержание будущего текста, его цели, задачи, сферы функционирования [20, с. 228].
Далее замысел преобразуется во внешнюю мыслительно-речевую деятельность. В процессе этой деятельности замысел воплощается и реализуется. На этом этапе осуществляется выбор лексических средств,
грамматических конструкций и других средств языка. Нередко оказывается, что при переходе от внутренней речи автора к внешней, развернутой в сложных грамматических конструкциях, происходит несоответствие того, что хотел сказать создатель, тому, что сказал. Такое возникает в связи с тем, что мыслительные образы переводятся в систему языка- мысль при этом огрубляется, конкретизируется, убирается неопределенность, размытость. Таким образом, достигается необходимый уровень вербализации. В результате получается текст, построенный в соответствии с правилами грамматики и синтаксиса.
Тексты электронных документов в информационном пространстве Интернета стали предметом специального изучения совсем недавно [11]. Изучение развивается в двух направлениях. Во-первых, рассматривается проблема воздействия компьютеров, глобальной сети, искусственных языков на русский литературный язык. При этом отмечается усложнение компьютерных вариантов и упрощение традиционных текстов, подвергшихся воздействию глобальной сети. Во-вторых, отмечается конкуренция норм письменной и устной речи. Предпочтение имеет устная речь [1, 3, 19].
Интернет представляет собой множество областей общения, функционирующих автономно. Отсюда тексты Интернета по функционально-стилистическим признакам весьма разнородны. Причем функционируют как исконно сетевые тексты, так и заимствованные из традиционной документной коммуникации.
В интернет-общении производитель информации и ее потребитель равнозначны и равноправны в силу интерактивной природы самого сетевого общения.
Качественное разнообразие сетевых жанров тяготеет к разговорной диалогичной
речи. Так, монологические тексты отдельных пользователей являются реакцией на предыдущие сообщения и стимулом последующим, что делает эти тексты в высшей степени диалогичными.
Письменная речь в компьютерной коммуникации близка устной: будучи обычно спонтанной или частично подготовленной, она исправляется на ходу, содержит повторы, оговорки, поправки, уточнения, добавления, то есть характеризуется прерывистостью. Синтаксические конструкции стремятся к простоте и краткости.
Интернет-общение вызвало к жизни новые знаковые системы и интернет-лексику. Так, появились специальные пиктограммы (смайлики), выражающие разные чувства в виде улыбающихся или нахмурившихся масок. Такие знаки в сетевом речевом общении заменяют невербальные средства коммуникации.
Благодаря техническим возможностям в глобальной сети формируется гипертекст. Пользователь, воспринимая информацию, по многочисленным ссылкам имеет возможность нелинейного доступа к дополнительным сведениям.
Интернет имеет некоторые правила речевого этикета — сетикет, отличный от внесетевого. В текстах частных электронных писем нередко отсутствуют обращения, подписи.
В настоящее время тексты электронных документов, созданные в информационном пространстве глобальной сети, еще мало изучены.
Таким образом, информационное пространство — это в высшей степени обобщенная модель внешней среды, в которой функционирует текст.
Текст документа в системе социальной документной коммуникации
Социальные коммуникации — активно разрабатываемая область знания. Это специ-
фическая форма взаимодействия людей по передаче информации от человека к человеку, осуществляемая при помощи языка и других знаковых систем [20]. В другом определении — это движение смыслов в социальном времени и пространстве [19].
В документной коммуникации общение опосредовано текстом документа, зафиксированном на материальном носителе. Информация в документной коммуникации передается от коммуниканта к реципиенту через текст, смысл которого предстоит еще распредметить (декодировать). Таким образом, в процессе социальной документной коммуникации явно присутствуют три основных элемента: тот, кто передает (создатель-коммуникант) — передаваемый объект — средство передачи (документ) — тот, кому передают (адресат-реципиент).
При этом текст документа так же, как и сам документ, является коммуникативным средством, поскольку представляет его неотъемлемую часть — информационную составляющую.
Во взаимосвязи создателя и адресата, автора и читателя, говорящего и слушающего существует текст. В этом проявляется его коммуникативная сущность [20].
Важнейшими коммуникативными качествами текста являются персонализирован-ность и адресованность. В любом тексте в более или менее явном виде присутствует или подразумевается автор — создатель текста. Текст всегда рассчитан на восприятие. Именно в этом заключается его смысл. его назначение. Наличие адресата влияет на содержание и форму текста.
При создании текста его автор становится посредником между действительностью и создаваемым текстом. Отсюда могут вытекать достоинства и недостатки текстов. Они во многом зависят от способностей ав-
тора, его мировоззрения, разделяемых ценностей и идеалов. Талант автора проявляется и в том, как он отбирает материал, как очерчивает границы темы, какие выразительные средства использует. В результате может появиться как оригинальная информация, несущая новые данные об объекте, так и тривиальная, не содержащая принципиально новых знаний [13, 14].
Восприятие текста адресатом — важная коммуникативная проблема. В момент восприятия происходит отчуждение текста от авторской принадлежности. Роль индивидуального автора утрачивается, а знания обобществляются. Взаимодействие адресата с текстом можно рассматривать с двух сторон: информационно-содержательной и пространственно-временной. Информационно-содержательные координаты характе-ризируют лексические и семантические (смысловые) аспекты восприятия текста. Пространственно-временные — описывают где, когда, кем и при каких обстоятельствах воспринимался текст.
Смысловое содержание текста, воспринимаемое адресатом, часто не совпадает с тем, что заложено в него автором. Между замыслом текста, его воплощением и восприятием всегда есть дистанция. Преодоление этой дистанции обеспечивается опытом автора в ходе написания текстов, повышением уровня информационной культуры читателя, целями и мотивами чтения и другими факторами.
Различают несколько уровней восприятия текста, которые могут быть доступны или недоступны для понимания адресата [19, 20].
Первый уровень — знаковый. Знак -это метка, собственный смысл которой ничтожно мал по сравнению с тем смыслом, который может быть закреплен в их комбинации.
Второй — лексический. Знаки комбинируются в слово. Это осуществляется по определенным правилам — лексическим, словообразующим, грамматическим.
Третий — семантический, который отражает смысл, закрепленный за словами. Семантический уровень, в свою очередь, имеет несколько слоев:
— фактуальный («слой фактов») — поверхностный слой, отражающий конкретное описание событий, фактов, героев, то, что выражается словами-
— подтекстовый слой («слой языка»), способный нести скрытый смысл через многозначность слов, который не сочетается, но угадывается-
— концептуальный («слой идей») — более глубокий слой, который не выражается словами, но несет идею и домысливается читающим.
Следует заметить, что текст представляет собой систему — целостность, где все его элементы — смысловые единицы — находятся в некотором соотношении, гармонии. Каждая единица занимает свое место. Выделяют следующие системные свойства текста, которые проявляются в системе социальной документной коммуникации: целостность, обособленность, структурированность, внутренняя связанность, предназначенность для определенной цели и сферы общения [9- 10- 13- 15- 17].
В общем виде целевое назначение текста может быть когнитивным (сообщить знания адресату) — побуждающим (стимулировать адресата выполнить определенные действия) — эмоциональным (вызывать чувственные переживания) [20- 22].
Целевое назначение текста определяет его базовые функции в системе социальных документных коммуникаций.
Таким образом, все элементы текста документа атрибутируют в нем коммуни-
кативные черты и предназначенность для социальных коммуникаций. Особенно ярко его коммуникативная сущность проявляется во взаимосвязи «создатель — адресат».
Информационно-библиотечная деятельность всецело связана с текстом и документом, с процессом коммуникации и потребителями информации [4- 6- 7- 8- 12]. Существует органическая связь между текстом как единицей коммуникации и специалистом, работающим с ним. Работа с текстом требует определенной коммуникативной культуры и в то же время формирует и развивает ее.
Как область научного знания и практической деятельности документная коммуникативная культура в сфере информационнобиблиотечной деятельности давно привлекала к себе внимание исследователей. Одни анализировали восприятие текстов и отношение читателей к ним (В. М. Беспалов, Л. И. Беляева, Л. Г. Жабицкая, Е. А. Корсунский, А. М. Левидов, О. И. Никифорова). Другие развивали различные подходы к изучению текстов с точки зрения его формализованного информационного анализа (Д. И. Блюменау,
Н. И. Гендина, Г. Ф. Гордукалова, Н. И. Кол-кова, И. Л. Скипор и др.).
Результатом этих разработок стало введение по инициативе С. А. Сбитнева в институте информационных технологий КемГУКИ учебных курсов «Методика реферирования», «Лингвистическое обеспечение библиотечной технологии», спецкурсов по методике информационного анализа. Все это поставило работу с документами на качественно новый уровень.
В настоящее время по кафедре технологии документальных коммуникаций КемГУКИ ведутся дисциплины «Докумен-товедение», где одна часть посвящена основам текстологии, и «Аналитика текста». Они нацелены на обучение студентов навыкам распознавания текстов по их типам, сти-
лям, жанрам. Кроме того, они формируют умения создавать тексты. Это значит, что будущие специалисты традиционно составляют не только вторичные тексты (аннотации, рефераты, обзоры и др.), но и многочисленные первичные тексты, различные по адресному и функциональному назначению (заметки, рецензии, пресс-релизы и др.) —
студенты готовятся квалифицированно участвовать в деловой переписке. Знания основ текстологии углубляют документную коммуникативную культуру будущих специалистов в области библиотечно-информационной деятельности, повышают общий уровень их развития, формируют профессиональное отношение к культурному наследию.
Литература
1. Берестова Т. Ф. Документ: функции, определения, особенности функционирования в электронной среде // Научные и технические библиотеки. — 2011. — № 11. — С. 24−39.
2. Берестова Т. Ф. Законы формирования многоуровневой структуры информационного пространства и функции разных видов информации // Библиография. — 2009. — № 5. — С. 32−47.
3. Берестова Т. Ф. Функции разных видов информации как основа многоуровневой структуры информационного пространства // НТИ. Сер. 1. Организация и методика информационной работы. — 2009. — № 8. — С. 3−12.
4. Блюменау Д. И. Информационный анализ / синтез для формирования вторичного потока документов: учеб. -практ. пособие. — СПб.: Профессия, 2002. — 240 с. — (Серия «Специалист»).
5. Валгина Н. С. Теория текста: учеб. пособие. — М.: Логос, 2003. — 280 с.
6. Гендина Н. И., Колкова Н. И., Скипор И. Л. Информационный образ как основа разработки контента сайтов учреждений культуры [Электронный ресурс] // Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования, бизнеса: мат-лы Междунар. конф. «Крым-2006», г. Судак, Автономная республика Крым, Украина, 10−18 июня 2006 года. -М.: ГПНТБ России, 2006. — 1 CD-ROM. — Загл. с этикетки диска.
7. Гендина Н. И., Колкова Н. И., Алдохина О. И. Использование формализованных методов при подготовке текста для web-сайтов учреждений культуры [Электронный ресурс] // Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования, бизнеса: мат. конф. — М.: ГПНТБ России, 2007. — 1 CD-ROM. — Загл. с этикетки диска.
8. Гордукалова Г. Ф. Анализ информации: методы, технологии, организация: учеб. -практ. пособие. -СПб.: Профессия, 2009. — 512 с. — (Серия «Библиотека»).
9. Дридзе Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. — М.: Наука, 1984. -217 с.
10. Дридзе Т. М. Социальная коммуникация как текстовая деятельность в семиосоцио-психологии // Общественные науки и современность. — 1996. — № 3. — С. 84−95.
11. Лукина Н. П. Социокультурная роль документа в коммуникативном пространстве информационного общества // Документ как социокультурный феномен: сб. мат-лов IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / под ред. Н. С. Ларькова. — Томск: Томский гос. ун-т, 2010. — С. 7−15.
12. Кушнерук С. П. Аксиоматика современной документной коммуникации: документный текст // Вестник Тамбовского гос. ун-та. — Тамбов: ТГУ, 2008. — Вып. 6 (62). — С. 84−90. — (Серия «Гуманитарные науки»).
13. Кушнерук С. П. Документная лингвистика: учеб. пособие. — М.: Флинта, Наука, 2011. — 255 с.
14. Кушнерук С. П. Документные тексты: лингвистическая манифестация коммуникативных качеств // Известия Волгоградского гос. ун-та.- Волгоград: ВГПУ, 2008. — № 5 (29). — С. 52−56. -(Серия «Лингвистика»).
15. Кушнерук С. П. Современный документный текст: проблемы формирования, развития и состава. — Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2005. — 337 с.
16. Плешкевич Е. А. Проблемы эволюции теоретических положений в дисциплинах документального информационного цикла (обзор) // НТИ. Сер. 1. Организация и методика информационной работы. — 2009. — № 7. — С. 1−11.
17. Роготнева Е. Н. Документная лингвистика: учеб. пособие / Национальный исследовательский Томский политехнический ун-т. — Томск: Изд-во Томск. политех. ун-та, 2011. — 784 с.
18. Розов Н. С. Методика контент-анализа и визуализации понимания философских текстов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //www. nsu. ru/fief/rpha/gyllabi/method. htm
19. Соколов А. В. Метатеория социальной коммуникации / Рос. национальная б-ка. — СПб., 2001. -352 с.
20. Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации: учеб. пособие. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002. — 461 с.
21. Швецова-Водка Г. Н. Понятие и виды документальной коммуникации // Научные и технические библиотеки. — 2011. — № 5. — С. 23−31.
22. Швецова-Водка Г. Н. Система документальных коммуникаций // Научные и технические библиотеки. — 2011. — № 6. — С. 5−18.
Literatura
1. Berestova T. F. Dokument: funkcii, opredelenija, osobennosti funkcionirovanija v jelektronnoj srede // Nauchnye i tehnicheskie biblioteki. — 2011. — № 11. — S. 24−39.
2. Berestova T. F. Zakony formirovanija mnogourovnevoj struktury informacionnogo prostranstva i funkcii raznyh vidov informacii // Bibliografija- 2009 — № 5. — S. 32−47.
3. Berestova T. F. Funkcii raznyh vidov informacii kak osnova mnogourovnevoj struktury informacionnogo prostranstva // NTI. Ser. 1. Organizacija i metodika informacionnoj raboty. — 2009. — № 8. — S. 3−12.
4. Bljumenau D. I. Informacionnyj analiz / sintez dlja formirovanija vtorichnogo potoka dokumentov: ucheb. -praktich. posobie. — SPb.: Professija. — 2002. — 240 s.
5. Valgina N. S. Teorija teksta: ucheb. posobie. — M.: Logos, 2003. — 280 s.
6. Gendina N. I., Kolkova N. I., Skipor I. L. Informacionnyj obraz kak osnova razrabotki kontenta sajtov uchrezhdenij kul’tury [Elektronnyj resurs] // Biblioteki i informacionnye resursy v sovremennom mire nauki, kul’tury, obrazovanija, biznesa: mat-ly Mezhdunar. konf. «Krym-2006», g. Sudak, Avtonomnaja respublika Krym, Ukraina, 10−18 ijnja 2006 goda. — M.: GPNTB Rossii, 2006. — 1 CD-ROM. — Zagl. s etiketki diska.
7. Gendina N. I., Kolkova N. I., Aldohina O. I. Ispol’zovanie formalizovannyh metodov pri podgotovke teksta dlja web-sajtov uchrezhdenij kul’tury [Elektronnyj resurs] // Biblioteki i informacionnye resursy v sovremennom mire nauki, kul’tury, obrazovanija, biznesa: mat-ly. konf. — M.: GPNTB Rossii, 2007. -1 CD-ROM. — Zagl. s etiketki diska.
8. Gordukalova G. F. Analiz informacii: metody, tehnologii, organizacija: ucheb. -praktich. posobie. — SPb.: Professija. 2009. — 512 s. — (Serija «Biblioteka»).
9. Dridze T. M. Tekstovaja dejatel’nost' v strukture social’noj kommunikacii. — M.: Nauka, 1984. — 217 s.
10. Dridze T. M. Social’naja kommunikacija kak tekstovaja dejatel’nost' v semiosocio-psihologii // Obwestvennye nauki i sovremennost'. — 1996. — № 3. — S. 84−95.
11. Lukina N. P. Sociokul’turnaja rol' dokumenta v kommunikativnom prostranstve informacionnogo obwestva // Dokument kak sociokul’turnyj fenomen: sb. mat-lov IV Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem / pod red. N. S. Lar’kova. — Tomsk: Tomskij gos. un-t,
2010. — S. 7−15.
12. Kushneruk S. P. Aksiomatika sovremennoj dokumentnoj kommunikacii: dokumentnyj tekst // Vestnik Tambovskogo gos. un-ta — Tambov: TGU, 2008. — Vyp. б (б2). — S. 84−90. — (Serija «Gumanitarnye nauki»).
13. Kushneruk S. P. Dokumentnaja lingvistika: ucheb. posobie. — M.: Flinta, Nauka, 2011. — 255 s.
14. Kushneruk S. P. Dokumentnye teksty: lingvisticheskaja manifestacija kommunikativnyh kachestv // Izvestija Volgogradskogo gos. un-ta .- Volgograd: VGPU, 2008. — № 5 (29). — S. 52−5б. — (Serija «Lingvistika»).
15. Kushneruk S. P. Sovremennyj dokumentnyj tekst: problemy formirovanija, razvitija i sostava. -Volgograd: Volgogradskoe nauchnoe izdatel’stvo, 2005. — 337 s.
16. Pleshkevich E. A. Problemy evoljucii teoreticheskih polozhenij v disciplinah dokumental’nogo informacionnogo cikla (obzor) // NTI. Ser. 1. Organizacija i metodika informacionnoj raboty. — 2009. -№ 7. — S. 1−11.
17. Rogotneva E. N. Dokumentnaja lingvistika: ucheb. posobie / Nacional’nyj issledovatel’skij Tomskij politehnicheskij un-t. — Tomsk: Izd-vo Tomsk. politeh. un-ta, 2011. — 784 s.
18. Rozov N. S. Metodika kontent-analiza i vizualizacii ponimanija filosofskih tekstov [Elektronnyj resurs]. — Rezim dostupa: http: //www. nsu. ru/fief/rpha/gyllabi/method. htm.
19. Sokolov A. V. Metateorija social’noj kommunikacii / Ros. nacional’naja b-ka. — SPb., 2001. — 352 s.
20. Sokolov A. V. Obwaja teorija social’noj kommunikacii: ucheb. posobie. — SPb.: Izd-vo Mihajlova V A., 2002. — 4б1 s.
21. Shvecova-Vodka G. N. Ponjatie i vidy dokumental’noj kommunikacii // Nauchnyje i tehnicheskie biblioteki, 2011. — № 5. — S. 23−31.
22. Shvecova-Vodka G. N. Sistema dokumental’nyh kommunikacij // Nauchnyje i tehnicheskie biblioteki,
2011. — № б. — S. 5−18.
УДК 004. 42
Г. Ф. Леонидова
ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ НА КАФЕДРЕ ТЕХНОЛОГИИ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ
Рассматривается опыт применения программных средств, предназначенных для разработки компьютерных тестов, на кафедре технологии автоматизированной обработки информации Кемеровского государственного университета культуры и искусств. Определяются преимущества и перспективы внедрения информационно-коммуникационных технологий для контроля знаний на основе элемента тестирования модульной объектно-ориентированной системы MOODLE.
Ключевые слова: компьютерное тестирование, программные средства разработки компьютерных тестов, типы тестовых заданий, предоставляемые разработчику тестов сервисы, настройки теста, анализ результатов тестирования, система MOODLE.

Показать Свернуть
Заполнить форму текущей работой