Туристско-рекреационная и игорная зоны как приоритетные направления социально-экономического развития Приморского края (критический анализ)

Тип работы:
Реферат
Предмет:
Экономические науки
Узнать стоимость новой

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

УДК 332. 1
Щур О. О.
Туристско-рекреационная и игорная зоны как приоритетные направления социально-экономического развития Приморского края (критический анализ)
Tourist-recreational and gambling zones as priority directions of social and economic development of Primorski Territory (The critical analysis)
В соответствии с Федеральным законом № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и Федеральным законом № 240-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об особых экономических зонах в Российской Федерации“» и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительством Р Ф, а также региональными властями были приняты меры по созданию на территории Приморского края особых экономических зон туристско-рекреационного, игорного и портового типов. На сегодняшний момент эти усилия не возымели должного эффекта. Автор статьи выявляет основные причины этого фиаско и определяет приоритетные направления развития Приморского края в данной сфере.
Ключевые слова: Приморский край, туристско-рекреационная. зона, игорная. зона, особые экономические зоны, депрессивный регион, точки роста
¦
According to the Federal law № 116-ФЗ «About special economic zones in the Russian Federation» and the Federal law № 240-ФЗ «About modification of the Federal law „About special economic zones in the Russian Federation“ and separate acts of the Russian Federation» the Government of the Russian Federation, and also the regional authorities have been taken measures on creation special economical zones of tourist-recreational, gambling and port types in Primorski Territory. For today these measures haven'-t conceived due effect. In article attempt on the basis of the critical analysis is undertaken to reveal principal causes of the given fiasco and to define the priority directions on development of Primorski Territory.
Key words: Primorski Territory, a tourist-recreational zone, a gambling zone, special economic zones, depressive region, growth points
На протяжении многих лет исследователи в области регионального развития пытаются определить наиболее приоритетные и оптимальные
ЩУР Оксана Олеговна, соискатель, ассистент кафедры социологии, экономики и философии Уссурийского государственного педагогического института (г. Уссурийск). E-mail: ogorom@yandex. ru
по своим условиям и характеристикам направления развития депрессивных регионов, одним из которых является и Приморский край.
С момента образования данного субъекта Российской Федерации было предложено значительное количество проектов по повышению качества жизни населения, показателей экономического и социального развития. При этом реализация данных проектов иногда не только не приносила положительных результатов, но и способствовала ухудшению общего состояния экономики и социальной развитости региона.
Переход на рыночные отношения лишний раз подтверждает тот факт, что уровень развития экономики страны зависит не только от величины общих показателей (ВВП, НВП и т. п.), характеризующих социально-экономическое состояние в целом, но и от степени развития и доли вовлечённости в экономические отношения всех её территориальных единиц (регионов, краёв, муниципальных образований). Это обусловливает всевозрастающий интерес к практике формирования и дальнейшего развития соответствующих особых экономических зон.
Данные зоны в мировой практике выступают так называемыми «точками роста», способствующими не только более эффективному социально-экономическому развитию соответствующих депрессивных регионов, но и их вовлечению в общие интеграционные процессы.
Так на сегодняшний день в рамках Стратегий развития Дальнего Востока и Приморского края до 2025 г. было предложено создать туристско-рекреационную и игорную зоны на территории Приморского края.
Выбор этих типов зон был обоснован наличием определённых характеристик, способных оказать положительное влияние на реализацию соответствующих проектов на территории данного региона. К таковым характеристикам относятся:
¦ выгодное территориально-географическое месторасположение-
¦ благоприятные климатические условия-
¦ богатый природно-ресурсный потенциал-
¦ наличие объектов, представляющих культурно-историческую ценность-
¦ наличие более благоприятной экологической обстановки по отношению к приграничным территориям.
Названные характеристики в рамках реализации проектов по созданию туристско-рекреационной и игорной зон можно не только классифицировать на общие и частные, но и немного расширить (См. рис. 1).
Из данной классификации следует, что создание особой экономической зоны для развития депрессивного региона, вне зависимости от её типологии, должно отталкиваться от почти одних и тех же характеристик, которыми должна обладать соответствующая территориальная единица.
На взгляд автора, это объясняется тем, что как создание туристско-рекреационной зоны, так и создание игорной зоны связано с развитием в Приморском крае сферы обслуживания. В свою очередь, развитие сферы обслуживания способно выступить определённым локомотивом для развития других сфер деятельности в регионе.
Так, создание данных зон позволит увеличить объёмы строительных работ, инвестиционных потоков, количество привлекаемых людей в трудовую деятельность, увеличить объёмы производственных мощностей действующих на территории региона хозяйствующих субъектов из-за возрастающей величины спроса на различные виды товаров. Последний фактор способен оказать существенное влияние на необходимость повышения качества предоставляемых товаров, услуг и разработки их новых видов. Это, в свою очередь, потребует разработки новых и модер-
Рис. 1. Классификация характеристик, способствующих созданию туристско-рекреационной и игорной зон
низации старых видов технологий, что невозможно осуществить без повышения уровня инновационной и инвестиционной активности в Приморском крае.
Сами проекты по созданию туристско-рекреационной и игорной зоны имеют следующие характеристики.
Игорная зона предположительно будет размещена в районе мыса Черепаха бухты Муравьиной в 70 км от Владивостока и 23 км от международного аэропорта [1, с. 1].
Площадь зоны составит 620 га. Проектом предусматривается строительство на этой территории трёх гостиниц на 600 номеров в каждой, четырёх казино на 1000 игровых автоматов, 45 игорных столов, 20 покер-столов, 10 VIP столов в каждом. Кроме того, на территории игорной зоны будут построены конференц-центр на 1800 мест, торгово-развлекательные центры, бары и рестораны на 510 мест, автопарковка на 2150 мест. Стоимость реализации первого этапа, предусматривающего строительство первой гостиницы и казино, оценивается в 2,8 млрд руб.
В ближайшее время планируется заключить договор на аренду земельного участка площадью 263 гектара сроком на 15 лет [2, с. 1].
В общей сложности здесь планируется построить несколько гостиниц 3−5 звёзд на 2500 номеров общей площадью 430 тысяч квадратных метров, и в каждой — своё казино соответственно классу, а также 12 гостевых вилл. Кроме того, здесь планируется построить яхт-клуб, горнолыжный центр и гольф-клуб, объекты для пляжного отдыха, многофунк-
циональный торгово-выставочный комплекс общей площадью около 100 тысяч квадратных метров. Общая стоимость проекта оценивается в 30,6 млрд. рублей. Инициаторы проекта обещают создать здесь 3,5 тысячи рабочих мест.
Первый этап игорной зоны планируется реализовать уже в 2012 году. К этому времени здесь появятся первые участники «профильного» бизнеса, а затем уже гольф, лыжи и т. д. И эти этапы большого пути намечены на 2017−2025 годы [2, с. 2].
Что касается характеристик проекта по созданию туристско-рекреационной зоны, то по оценкам органов управления рекреационно-туристической деятельностью в Приморском крае, создаваемая рекреационно-хозяйственная инфраструктура такой зоны должна будет обеспечивать ежегодный длительный отдых, санаторное лечение и всевозможные виды туризма — от так называемого пляжного до маршрутного. Учитывая, что общая площадь, необходимая для организации длительного и кратковременного отдыха — 58,7 тыс. га, необходимо будет благоустроить 230−250 га морских и примерно столько же речных и приозёрных пляжей. Общая потребность в санаторно-курортных учреждениях составляет 7,2 тыс. мест, из них не менее 1,9 тыс. мест — детские [4, с. 89].
Общие объёмы инвестиций всех проектов на территории Российской Федерации по созданию и развитию туристско-рекреационных зон составили 56,9 млрд. рублей в период с 2007 по 2010 гг. При этом в рамках реализации проекта по созданию всей необходимой инфраструктуры для проведения саммита АТЭС 2012 в городе Владивостоке федеральным бюджетом планируется выделить 147 млрд. рублей. Данный объём инвестиций планируется использовать не только на создание социальной инфраструктуры, гостиничных комплексов, но также на модернизацию транспортных развязок, реконструкцию аэропорта, строительство объектов на острове Русский. Также разработчики проекта планирует создать дополнительно более 6000 рабочих мест [5, с. 1].
Поскольку ресурсы для организации курортно-санаторного отдыха в крае очень велики — это перспективная ветвь развития экономики края.
В то же время, при всех положительных характеристиках Приморского края, способных оказать положительное влияние на создание и развитие туристско-рекреационной и игорной зон на его территории, не всё выглядит столь благоприятно.
Выделим основные аспекты, являющиеся сдерживающими факторами в реализации столь грандиозных проектов (См. табл. 1).
Из выделенных автором факторов следует, что на сегодняшний день с учётом сложившихся условий в регионе и стране в целом, реализация вышеупомянутых проектов кажется необоснованной, а в некотором случае и просто невозможной.
В первую очередь, это касается создания игорной зоны в бухте Муравьиной. В тоже время, автор не уменьшает роли данного проекта в улучшении социально-экономического развития Приморского края, но при наличии иных условий и решении значительного перечня сопутствующих проблем.
Таким образом, по мнению автора, наиболее приоритетным и оптимальным в рамках сложившейся ситуации является проект по созданию туристско-рекреационной зоны.
В тоже время, здесь следует отметить тот факт, что создание и дальнейшее эффективное развитие данного типа ОЭЗ возможно при выполнении следующих условий.
1. Акцент при развитии туристической инфраструктуры и разра-
Таблица 1. Факторы, оказывающие негативное влияние на реализацию проектов по созданию игорной и туристско-рекреационной зон на территории Приморского края
Факторы Туристско-рекреационная зона Игорная зона
Административные Низкий уровень защищённости бизнеса, бюрократические препятствия, отсутствие чётко проработанной законодательной базы Высокий уровень коррупции, отсутствие стабильной и хорошо проработанной законодательной базы, административные препятствия
Материальные Отсутствие развитой гостиничной инфраструктуры, развитого внутреннего туристического бизнеса и соответствующих туристических продуктов Отсутствие в целом материальной основы для зарождения данной зоны в определённом законодательством месте, отсутствие представителей развлекательного бизнеса
Транспортные Отсутствие полноценных дорог и развитой притранспортной инфраструктуры, низкий уровень комфортабельности самого транспорта
Услуги Низкий уровень качества предоставляемых услуг с учётом необоснованно завышенной цены на них, отсутствие уникальных продуктов и сопутствующих им дополнительных услуг (из сферы развлечений, шоп-туры, сувенирная продукция и т. д.)
Информационные Отсутствие не только грамотно проработанных рекламных кампаний, но и какой-либо полноценной информации о существующих туроператорах, компаниях, акциях и т. д. Полное отсутствие какой-либо информации о данном проекте для широких масс населения, и невозможность получения достоверной информации о реализации данного проекта
Финансовые Маленькие объёмы финансирования, как со стороны бюджетов различных уровней, так и со стороны частных инвесторов
Трудовые Отсутствие высококвалифицированных и узкоспециализированных кадров
ботки соответствующих туристических продуктов следует делать, в первую очередь, на внутренний рынок. Это позволит удержать часть населения Приморского края от выезда в приграничные территории, это позволит увеличить объёмы выручки местных предпринимателей, и как следствие, поступлений в бюджет регионального и муниципального уровней.
2. Для реализации первого пункта необходимо пересмотреть политику ценообразования на предлагаемый перечень туристических продуктов в сторону снижения. Это позволит расширить целевую аудиторию и увеличить прибыль за счёт роста объёма оборотов.
3. При реализации второго пункта необходимо не забывать о такой немаловажной составляющей как уровень качества предоставляемых продуктов и сервисного обслуживания. Так как, заплатив даже небольшую сумму при какой-либо покупке, каждый потребитель желает получить и полноценное обслуживание. Здесь следует уделить внимание воспитанию культуры поведения трудовых ресурсов.
4. В рамках реализации данного проекта также следует уделить внимание сохранению уникальности природных ресурсов Приморского края, а также улучшению экологической обстановки в регионе.
5. Реализация четвёртого пункта невозможна без развития научно-исследовательского потенциала региона, как следствие, строительство объектов на острове Русском в рамках реализации законопроекта по соз-
данию и развитию ДВФУ на его территории, как нельзя лучше отвечает современной действительности.
6. Для увеличения объёмов инвестиционных потоков, в первую очередь, со стороны частного капитала необходимо более чётко проработать законодательную базу, снизить инвестиционные риски за счёт развития страховой деятельности и обеспечения стабильности нормативно-правовой базы и политической деятельности. Также следует проработать более широкий перечень предоставляемых преференций и налоговых льгот.
7. Для увеличения потоков туристов также следует уделить значительное внимание развитию транспортной инфраструктуры и придорожного бизнеса.
Таким образом, создание туристско-рекреационной зоны на территории Приморского края, как и любой другой, не будет эффективным, если не подойти к решению существующих проблем комплексно.
Исходя из вышесказанного, автор считает, что развитие Приморского края как депрессивного региона невозможно без привлечения иностранного капитала, развития инновационной и научно-исследовательской деятельности, а также стабильной и полноценно проработанной законодательной базы.
В целом, следует отметить тот факт, что при всех существующих проблемах, развитие туризма за счёт создания туристско-рекреационной зоны в Приморском крае окажет положительное влияние на динамику социально-экономических показателей региона, а также будет способствовать его дальнейшему вовлечению в мировые интеграционные процессы.
¦
Литература
1. Дробышева И. Игорная зона «Приморье» откроется к саммиту АТЭС / И. Дробышева // Российская Бизнес-газета. 2010. № 760. с. 1−3.
2. Игорные зоны в России. Справка. Электронный ресурс. URL: http: //www. rian. ru/society/20 090 630/175902914. html
3. Мартышенко Н. С. Формирование туристского кластера и управление его развитием на территории Приморского края / Н. С. Мартышенко // Регион: системы, экономика, управление. 2008. № 2. С. 122−132.
4. Тодоров А. И. Перспективы развития рекреационно-туристичес-кого потенциала Приморского края. Электронный ресурс. / А. И. Тодоров. URL: http: //www. elibrary. ru
5. Шаповалов А. Особые экономические зоны растут в цене: Источник РосОЭЗ / А. Шаповалов // Коммерсант. 2007. № 4. С. 5−6.

Показать Свернуть
Заполнить форму текущей работой