Воинский этикет и культура общения в курсантской среде фундаментальная основа правового воспитания военнослужащих

Тип работы:
Реферат
Предмет:
Народное образование. Педагогика
Узнать стоимость новой

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

8. Динамическая специфика в сочетании с эстетическими возможностями аудиовизуальных средств повышает активность познавательной деятельности в образовании.
Аудиовизуальные средства обучения можно рассмотреть, представив по исторически сложившейся схеме в виде следующей классификации.
Классификация аудиовизуальных средств трансляции учебно-научной информации:
— экранные средства (живописные картины, рисунки, фотографии, эскизы, вербальные тексты), применяемые с целью формирования понятий, представлений студентов-
— статические средства (графики, таблицы, диаграммы, гистограммы), служащие для формирования абстрактных понятий студентов-
— условно-схематические средства (графические схемы, плакаты, вербальные модели), помогающие формировать общие представления, развивающие мышление студентов-
— динамические средства (учебные кинофильмы, учебное телевидение), развивающие творческое воображение студентов и оказывающие воспитательную роль и влияние на познавательную активность-
— синтетические средства, отличающиеся многоплановыми целевыми программами и динамическими процессами (художественные и телевизионные кинофильмы, продуктивные компь-
УДК 172 Б 872
ютерные обучающие программы с художественной вербализацией текстов и музыкальным сопровождением), раскрывающими динамику изучаемых явлений и отличающиеся информативно-эмоциональной насыщенностью.
Успешная трансляция учебно-научной информации с применением аудио-визуальных средств сопровождается активным сотрудничеством преподавателя со студентами и студентов между собой. Компьютеры могли бы помочь осуществить диалог для активизации «речевых кинестезий» в процессе иноязычного обучения студентов.
Однако компьютеры, потенциально являясь эффективным средством предметного обучения, к сожалению, из-за неразработанности ряда дидактических задач, не способствуют учебному общению. Компьютеры индивидуализируют обучение, доводят её (индивидуализацию) до крайности и лишают возможности осуществлять диалогизацию процесса обучения. Следовательно, перед педагогической наукой встаёт вопрос поиска более эффективных средств активизации общения и взаимодействия в ходе иноязычного обучения.
Системно-структурный анализ дидактических возможностей средств обучения позволил определить наиболее целесообразные и эффективные аудиовизуальные средства трансляции учебнонаучной информации в условиях иноязычного непрерывного образования.
О.А. Браилко
ВОИНСКИЙ ЭТИКЕТ И КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ В КУРСАНТСКОЙ СРЕДЕ — ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ОСНОВА ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
В данной статье рассматриваются вопросы воинского этикета и культуры общения в курсантской среде, которые составляют неотъемлемую часть правового воспитания военнослужащих, в частности курсантов военного вуза. Создание соответствующей правовой, воспитательной среды курсантов военного вуза — немыслимо без воинского этикета и надлежащей культуры общения в курсантской среде Культура взаимоотношений с людьми, умение привить подчиненным правила поведения в соответствии с нормативно-правовой базой, определяют лицо курсанта военного вуза, как будущего командира, офицера. Высокая культура человеческих взаимоотношений — неотъемлемое качество российского офицера.
Ключевые слова: воинский этикет, культура общения, культура взаимоотношений, курсантская среда, воинские уставы, культура речи.
Обращение к проблемам этикета кур- привить подчиненным правила поведения в со-
сантов далеко не случайно и на сегод- ответствии с нормативно-правовой базой, опре-
няшний день достаточно актуально. деляют лицо современного командира. Опыт по-
Культура взаимоотношений с людьми, умение казывает, что от этого зависят как успехи и в дело-
362
Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова ¦ № 1, 2009
© О. А. Браилко, 2009
вой, и в профессиональной деятельности любого человека, так и профилактика правонарушений в воинской среде.
Знание правил этикета помогает командиру вести воспитательную работу грамотно и активно, интересно и умело руководить острыми дискуссиями, оперативно разрешать конфликтные ситуации в воинских коллективах, быть для подчиненных примером поведения на службе и в быту Высокая культура человеческих взаимоотношений — неотъемлемое качество российского офицера.
Соблюдение требований этикета отнюдь не отменяет справедливой требовательности и принципиальности. Этикет органично сочетается с высоким профессионализмом офицера, единством слова и дела, строевой выправкой, точностью и аккуратностью. Он способствует утверждению уставных, т. е. проникнутых уважением к личному достоинству подчиненных, отношений. В то же время этикет решительно отвергает грубость, бестактность сквернословие, высокомерие, неряшливость, нетребовательность, безразличие к нужным и заботам людей, а значит, устраняет питательную почву для беспорядка и неорганизованности.
Воинский этикет представляет собой свод общепринятых и установленных в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности. Основные требования воинского этикета изложены в общевоинских уставах Вооруженных Сил Российской Федерации. В соответствии с другими сферами человеческого общения (семья, быт, интимные отношения и пр.) могут быть выделены и соответствующие виды этикета. Приведенная классификация весьма условна, так как военнослужащий, курсант является носителем одновременно различных видов этикета и должен знать основные требования тех из них, с которыми сталкивается в воинской деятельности и повседневной жизни.
Таким образом, воинский этикет есть часть духовной культуры военнослужащих — в курсантской среде. Он представляет собой систему исторически сложившихся и законодательно закрепленных в общевоинских уставах и других документах правил поведения и общения в различных сферах служебной и неслужебной деятельности.
Изучение требований воинского этикет должно начинаться с уяснения его структуры. В учебниках можно встретить понятия «речевой» и «неречевой» этикет. Действительно, военнослужащего во многом оценивают по тому, как он
выражает свои мысли. Причем речь может быть или устной, или письменной. Существуют этикетные требования к докладу начальнику и выступлению на собрании, публичной лекции или беседе с друзьями, разговору при личной встрече или по телефону. Не менее важно правильно подготовить служебную записку или рапорт, составить отчет, написать личное письмо. Здесь также есть свои особенности. Все они входят в понятие «речевой этикет». Он, в свою очередь, определяет одну из граней культуры общения. Громкость голоса, тональность, подбор лексики в той или иной ситуации ярко демонстрируют уровень культуры общения.
Очень важную роль для курсанта играет и неречевой этикет. Правильные и красивые движения, жесты, мимика, даже взгляд — все это также учитывается при оценке культуры общения военнослужащего. В отношении воинского приветствия Строевой устав формулирует требования неречевого этикета следующим образом: «Воинское приветствие выполняется четко и молодцевато, с точным соблюдением правил строевой стойки и движения» (статья 60). Эти правила далее предписывают военнослужащему — курсанту военного вуза, как действовать при выполнении воинского приветствия в различных ситуациях. Это деление ярко показывает, что для этикета одинаково важно и то, как человек говорит (пишет), и то, как он двигается.
Воинский этикет — это свод правил поведения, основанных на принципах армейской морали, уставов и традиции Вооруженных Сил. Эти правила охватывают служебные и внеслужебные взаимоотношения воинов, формы их обращения друг к другу, ритуалы, отношение к гражданскому населению. К этикету близки такие понятия, как вежливость, такт, скромность, воспитанность. Вежливость составляет, по сути основу этикета, представляя собой соблюдение основных правил приличия. Такт (или тактичность) — это умение выбрать манеру поведения, в наибольшей степени соответствующую ситуации. Скромность — это стиль вежливого поведения, при котором человек не стремится привлекать внимания к своей личности. Под воспитанностью понимают наличие устойчивых навыков тактичного поведения. Все это вместе взятое и определяет культуру общения военнослужащего.
С нравственностью курсанта и требованиями воинского этикета неразрывно связаны и требо-
Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова ¦ № 1, 2009
363
вания воинских уставов. Устав требует от военнослужащего быть храбрым, дисциплинированным, честным, исполнительным, бдительным воином, дорожить войсковым товариществом и т. д. (Устав внутренней службы, статья 13). Этикет показывает, в каких формах должны проявляться эти качества в различных ситуациях.
Поведение человека в военной форме — та внешняя сторона, по которой окружающие в значительной мере судят о надежности, внутренней силе и нравственных качествах армии. Мать смотрит на военного, думая, что скоро таким станет ее сын. Ветеран, глядя на молодого человека в погонах, вспоминает о годах своей службы в Вооруженных Силах, сравнивает и делает выводы. Зарубежные гости придирчиво оценивают внешний вид и поведение представителей той армии, которая одержала столько славных побед. Этикет важен для курсанта во всех областях человеческого общения: в служебной деятельности, в общественных местах и семье.
В наше время основные этикетные нормы для военнослужащих заложены в общевоинских уставах Вооруженных Сил Российской Федерации. Общее правило сформулировано в статье 64 Устава внутренней службы: «Военнослужащие должны постоянно служить примером высокой культуры, скромности и выдержанности, свято блюсти воинскую честь, защищать свое достоинство и уважать достоинство других. Взаимоотношения между военнослужащими строятся на основе взаимного уважения». Заботясь о высокой культуре взаимоотношений военнослужащих, командир должен всегда исходить из того, что она опирается на прочную правовую базу. Уставы предписывают нам образцы взаимоотношений, соответствующие современным принципам общения между людьми в условиях военной организации.
Командир должен, прежде всего, выступать примером для своих подчиненных. Это особенно касается культуры общения во всех ее проявлениях: манере поведения, форме одежды, стиле отдания приказов и так далее. Стремление быть близким к людям похвально, но заигрывание с ними недопустимо. Высоко ценится доверие командира к своим подчиненным, но резкое осуждение вызывает перекладывание на плечи подчиненных своих функциональных обязанностей. Доброжелательность командира не должна перерастать в фамильярность и неуместное «тыканье».
Соблюдение требований этикета позволяет каждому военнослужащему ощутить себя членом единого коллектива, почувствовать гордость за принадлежность к нему, лучше реализовать свои возможности. Устав предписывает всем военнослужащим по вопросам службы обращаться друг к другу на «вы», предваряя обращение словом «товарищ». В других ситуациях хорошо знающие друг друга курсанты и, как правило, равные в воинских званиях могут обращаться друг к другу на «ты».
Самое ценное качество командира — уметь организовать людей, вызвать у них энтузиазм для выполнения поставленной задачи. А достичь этого можно лишь развивая все лучшее, что есть в людях, признавая их достоинства и поощряя за усердие.
Этикет предписывает курсанту военного вуза быть точным. Следовательно, техническим атрибутом его этикета должны быть часы. Важно, чтобы они были достаточно неброскими, с хорошим обзором в различных условиях.
Соблюдение требований бытового этикета нередко напрямую связано с сохранением здоровья военнослужащего. Недопустимо совместное использование опасных и безопасных бритв, игл для шитья и т. д. Такого рода «взаимовыручка» может быть чревата самыми печальными последствиями для здоровья.
Часто нарушение этикетных требований бывает связано с курением. Общее правило здесь таково: курение не должно вызывать даже скрытого раздражения сослуживцев. Это значит: не курить в служебных помещениях, на ходу (особенно недопустимо курение рядом с некурящей женщиной), выбирать для курения только те места, где курение разрешено. При курении нужно следить за своим поведением. Недопустимо приветствовать не только начальников, но и просто знакомых, держа сигарету во рту. В Уставе внутренней службы, кстати, говорится (статья 17), что военнослужащий «должен воздерживаться от вредных привычек (курения и употребления алкоголя)».
Важным элементом культуры является культура речи военнослужащего. Недопустимо, чтобы армейский коллектив превращался в своего рода «школу злословия». Между тем сквернословие — нередко бич в воинских подразделениях.
Еще одна важная составляющая служебного этикета, и не только служебного, — забота о своей внешности. Элегантный внешний вид — свидетельство уважения человеком самого себя и окружа-
364
Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова ¦ № 1, 2009
ющих. И, напротив, неряшливость в одежде, прическе и т. д. — показатель отсутствия деловых и нравственных качеств, необходимых в современном мире. Глубоко заблуждаются те, кто полагает, что одна только красивая военная форма заставит окружающих уважать их. Умение вести себя просто необходимо. И рассчитывать здесь только на один отдельный элемент: одежду, умение говорить или изящно двигаться — очень трудно.
Жизнь многообразна в своих проявлениях. Военнослужащий сталкивается с такими ситуациями, которые трудно предусмотреть заранее. Поэтому невозможно предписать правила поведения на каждый случай. Есть один общий принцип, который выручает почти всегда: помните о чести собственной и отдавайте должное достоинству окружающих.
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации.
2. Большая юридическая энциклопедия. — М., 2006.
3. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. — М., 2008.
4. О статусе военнослужащих. Федеральный закон // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1998. — 1 июня. — № 22.
5. О воинской обязанности и военной службе. Федеральный закон // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1998. — 30 марта. — № 13.
6. Семитко А. П. Русская правовая культура: мифологические и социально экономические истоки и предпосылки // Государство и право. — 1992.
7. Стучка П. И. Культура и право // Избранные произведения по марксиско-ленинской теории права. — Рига, 1964.
8. Ильин И. А. О сущности правосознания. -М., 1993.
9. Демин А. Ю. Правовое сознание военнослужащих внутренних войск как объект социальнофилософского анализа: Дис. … канд. филос. наук. — М.: ГАВС, 1994.
10. Шабаршов П. Т. Методологические основы формирования правосознания советских воинов: Дис. … канд. филос. наук. — М.: ВПА, 1972.
11. Франк С. Л. Духовные основы общества. Введение в социальную философию. — Париж, 1970.
УДК 796
Р. Г. Джабиев, А. Х. Кусова ВЛИЯНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ОСНОВНОГО И СПОРТИВНОГО ОТДЕЛЕНИЙ
Актуальность проблемы повышения уровня физического состояния студентов вуза определяется отсутствием научно-обоснованных и общепринятых пси-холого-педагогических технологий. В последние годы в изучении этой проблемы особое место заняла разработка методов саморегуляции эмоциональных состояний (Л.И. Борисевич [1]- Л. В. Тарасов [2]).
Целью работы явилось исследование влияния психических состояний студентов на показатели их физической подготовленности.
В работе анализировался опыт студентов основного и спортивного учебных отделений в связи с их участием в зачетных соревнованиях. В применяемых методиках опроса и анкетирования принципиально выяснились следующие три вопроса, относительно предзачетного состояния студентов:
1. Появляются ли изменения у студентов в их психическом состоянии за несколько дней до зачета?
2. Каковы особенности психических состояний в различные дни зачета?
3. Влияние психических состояний на результат выступления в зачетном задании?
Аналогичные вопросы выяснились также в процессе опроса и анкетирования преподавателей.
Анализ ответов студентов основного и спортивного отделения по первому вопросу дал практически однозначные результаты. Причем большинство обследуемых студентов (91,51%), преподавателей (89,06%) указали, что ярко выраженные изменения психических состояний у студентов наиболее выявляются непосредственно в последние дни перед зачетным требованием. Сводные данные представлены в таблице 1.
Ярко выраженные изменения в психическом состоянии у студентов наступают в различные
© Р. Г. Джабиев, А. Х. Кусова, 2009
Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова ¦ № 1, 2009
365

Показать Свернуть
Заполнить форму текущей работой