Организационно-экономические и технические основы создания и функционирования машинно-технологических структур

Тип работы:
Диссертация
Предмет:
ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
Страниц:
368
Узнать стоимость новой

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

Известно, что машинно-технологическая система сельскохозяйственного производства агропромышленного комплекса (далее — АПК) определяет уровень его конкурентоспособности. При этом система включает в себя машинные технологии производства сельскохозяйственной продукции, инженерно-техническую сервисную инфраструктуру, а также отрасли, обеспечивающие АПК техникой и энергетическими ресурсами.

Подготовке данной работы предшествовало изучение опыта и аналитических материалов отечественных, российских и зарубежных ученых. Учтены положения и рекомендации, изложенные в Послании Президента Республики Казахстан & laquo-Об основных направлениях внутренней и внешней политики на 2003 год& raquo-. Использованы положения и материалы, изложенные в & laquo-Государственной агропродовольственной программе Республики Казахстан на 2003−2005 годы& raquo-.

Агропромышленный комплекс Казахстана на современном этапе является социально-экономической сферой, и поиск путей решения его проблем становится одной из главных задач в целом для молодой Республики. В связи с чем внимательное изучение и анализ основных проблем позволяет выработать сбалансированную агропродовольственную политику, определяющую продовольственную безопасность страны и способствующую интеграции в мировое сельскохозяйственное производство и рынки продовольствия с учетом вступления в ВТО.

Исходя из изложенного следует, что изучение и разработка мероприятий по эффективному использованию парка машин в сельскохозяйственном производстве и его машинно-технологической системе Республики Казахстан является составной частью мультипликационного эффекта, весьма актуального на этапе становления и развития молодого государства.

Цель данной работы заключается в создании и эффективном функционировании машинно-технологических станций Республики Казахстан.

Основные термины и понятия, связанные с обеспечением машинно-технологической системы в сельском хозяйстве

Сокращения

АПК — агропромышленный комплекс

МТС — машинно-технологическая структура (станция)

МТП — машинно-тракторный парк

ВТО — Всемирная торговая организация

СИМ — система использования машин

КР — капитальный ремонт

ТО — техническое обслуживание

TP — текущий ремонт

ТСМ — топливно-смазочные материалы (дизтопливо, бензин, масла моторные, трансмиссионные, гидравлические и другие нефтепродукты) t — наработка тенге — тг.

Термины и определения

Акционерное общество — организация, созданная по соглашению юридическими и физическими лицами (гражданами) путем объединения их вкладов (паев) в целях осуществления хозяйственной деятельности, удовлетворения общественных потребностей и извлечения прибыли. Имеет уставный фонд, разделенный на определенное число акций. АО несет ответственность по обязательствам только своим имуществом, а акционеры в пределах стоимости своих акций.

Аренда — основанное на договоре срочное возмездное владение и пользование землей, иными природными ресурсами, предприятиями, а также иным имуществом, необходимым арендатору для самостоятельного осуществления хозяйственной или иной деятельности.

Бизнес-план МТС — план развития станции (предпринимательской деятельности) на определенный период.

Комплекс машин — набор машин для выполнения нескольких рабочих операций, не обеспечивающих получение конечного вида продукции.

Машина — единство трех составных частей — рабочей машины (орудия), передаточного механизма и двигателя.

Машинно-технологическая система — единство трех составных систем -системы машин, системы современных технологий и системы кадров для эксплуатации машин с использованием современных технологий.

Прибыль — главная цель предпринимательской деятельности, основной обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятий всех видов, независимо от их организационно-правовой формы. Прибыль определяется как разность между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) в действующих оптовых ценах без налога на добавленную стоимость, акцизов и затратами на ее производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг).

Орудие — техническое средство производства, имеющее в своем составе рабочий орган или передаточный механизм.

Производственный процесс — сочетание технологических, сборочных, распределительных, транспортных и вспомогательных операций.

Производство — это сочетание процессов, необходимых для получения различной продукции растениеводства и животноводства.

Сельскохозяйственная техника — совокупность энергетических, технологических и транспортных машин, выполняющих различные операции в сельскохозяйственном производстве.

Система машин — набор взаимоувязанных машин, с помощью которых обеспечивается производство одного или нескольких видов продукции.

Автокорреляция — теснота связи между соседними величинами ряда.

Анализ факторный — математико-статистическое изучение и оценка результатов в зависимости от изолированного или совместного действия факторов.

Дисперсия — показатель, характеризующий отклонение случайной величины от ее математического ожидания.

Дисперсия коэффициента регрессии — отношение дисперсии результативного показателя к числу факторных показателей в уравнении.

Параметры технического состояния — различные физические величины, характеризующие работоспособность или исправность объекта. Их можно количественно измерить. Различают структурные и диагностические параметры состояния машин. К структурным параметрам относятся зазоры, натяги в соединениях, выходные характеристики машины — мощность, производительность, расход топлива, электроэнергии.

Параметры диагностические — параметры, используемые для определения технического состояния машин (температура, шум, вибрация, степень герметичности, давление, параметры движения деталей и др.), в основном косвенно характеризующие структурные параметры элементов машин.

Значение (отклонение) параметра допускаемое характеризуется граничным его значением, при котором составную часть машины допускают после контроля к эксплуатации без операций технического обслуживания или ремонта. Это значение приводят в технической документации на обслуживание и ремонт машин. При допускаемом значении параметра составная часть надежно работает до следующего планового контроля.

Значение параметра номинальное — значение параметра, определенное его функциональным назначением и служащее началом отсчета отклонений. Номинальное значение наблюдается у новых и капитально отремонтированных составных частей.

Значение параметра предельное — максимальное или минимальное значение параметра, которое может иметь работоспособное изделие (или его часть).

Связь корреляционная — связь, при которой изменение среднего значения результирующего показателя обусловлено изменением факторных показателей.

Связь прямая и обратная — связь, при которой с увеличением или. уменьшением значений факторного показателя происходит увеличение или уменьшение значений результативного.

Корреляционный анализ — количественное определение тесноты связи между двумя параметрами (при парной связи) и между результативным и множеством факторных параметров (при многофакторной связи).

Корреляция множественная — зависимость результативного и двух или более факторных параметров, включенных в исследование.

Корреляция парная — связь между двумя параметрами (результативным и факторным).

Коэффициент корреляции — количественный показатель, характеризующий тесноту связи между результативным и частными факторами.

Коэффициент детерминации множественный (R) — множественный коэффициент корреляции в квадрате, характеризующий, какая доля вариации результативного показателя обусловлена изменением частных факторов, входящих в регрессионную модель.

Коэффициент корреляции линейный — показатель, характеризующий тесноту и направление связи между двумя коррелируемыми показателями. Значимость линейного коэффициента корреляции проверяется на основе t-кри-терия Стьюдента.

Критерий Дарбина — Ватсона — коэффициент, осуществляющий проверку на наличие автокорреляции между величинами. Значение коэффициента вблизи 2 означает, что автокорреляция отсутствует.

Критерий Стьюдента t — критерий, характеризующий значимость коэффициентов регрессии.

Критерий Фишера F — критерий, характеризующий соответствие или несоответствие заложенных в уравнении регрессии связей реально существующим.

Регрессионный анализ — определение аналитического выражения регрессионной связи.

Регрессия — статистическая форма связи между результативным и одним или множеством факторных параметров (при многофакторной связи).

Регрессия множественная — выражение, характеризующее статистическую форму связи между результативным и множеством факторных параметров.

Результаты исследования тенденции развития сложившейся системы вложения средств в создание и организацию производственной деятельности МТС являются методической основой обоснованного прогноза развития различных видов инвестиций в эти структуры в области повышения эффективности и экономичности эксплуатации МТП МТС.

Упомянутое направление, в первую очередь, должно базироваться на использовании обоснованной методики экономической оценки эффективности МТС с учетом природно-климатических особенностей регионов Казахстана. В этом плане чрезвычайно важно учесть влияние основных параметров работы станций на их результирующие экономические показатели.

Для этого в полной мере должна быть выявлена и использована математическая модель регрессионного анализа факторов, влияющих на экономические показатели МТС.

Максимизация рентабельности осуществляется на следующих основных этапах:

1. Обоснование организационных основ создания и функционирования МТС.

2. Выявление основных факторов, влияющих на функционирование МТС в рыночных условиях.

3. Составление матрицы значений основных факторов и рентабельности по ряду МТС.

4. Выявление регрессионного многофакторного уравнения рентабельности работы МТС от исследуемых производственных факторов.

5. Определение коэффициентов регрессии по каждому исследуемому фактору.

6. Разработка рекомендаций по увеличению тех факторов, которые максимально влияют на повышение рентабельности работы МТС.

Немаловажное значение в процессе использования машинно-тракторного парка МТС имеет его высокая безотказность работы, максимальное использование заложенного ресурса в узлы и агрегаты машин. Наряду с применением оптимальных значений допускаемых показателей износа деталей и их соединений при ремонте и техническом обслуживании, учитываемых почвенно-климатических условий эксплуатации техники в Республике Казахстан, есть настоятельная необходимость в процессе ТО и ремонта прогнозировать остаточный ресурс основных элементов машин с тем, чтобы в каждом предстоящем сезоне эксплуатации они имели достаточные показатели безотказной работы и обусловливали при этом повышение фактически использованного ресурса составных частей.

На завершающем этапе исследований представляется необходимым осуществить опытную проверку и корректировку эффективного функционирования МТС в одном из регионов Казахстана.

Исходной информацией для проведения исследований являются:

• ведомственные статистические наблюдения за последние четыре года-

• отчеты АО & laquo-КазАгроФинанс»- о поставках сельскохозяйственной техники в области Казахстана, в том числе и на лизинговой основе-

• отчеты коммерческих фирм о лизинговой деятельности в АПК края и результаты анкетирования их специалистов-

• отчеты управлений по сельскому хозяйству и продовольствию-

• директивные документы Правительства республики по сельскому хозяйству и продовольствию, касающиеся поставок на село технических средств и их технической и производственной эксплуатации-

• нормативная база: нормы потребности в технике, нормы выработки и расхода топлива, нормы отчислений на ремонт и ТО, нормы отчислений на амортизацию, налоговая система, нормы загрузки и др. -

Показать Свернуть

Содержание

Основные термины и понятия в области эксплуатации машин. 5 Раздел 1 Современное состояние вопроса. ¦.

1.1 Состояние сельскохозяйственного производства Республики Казахстан и его машинно-тракторного парка.

1.2 Факторы, влияющие на создание и функционирование МТС в рыночных условиях.

1.3 Роль МТС в деятельности агропромышленного комплекса.

1.4 Методики экономической оценки эффективности МТС с учетом природно-климатических особенностей регионов Казахстана.

1.5 Снижение потерь от дефицита техники.

1.6 Технический сервис сельскохозяйственных машин.

1.7 Задачи исследований.

1.8 Общая программа и методика исследований.

Раздел 2 Обоснование организационных основ создания и функционирования МТС в Республике Казахстан.

2.1 Прогноз развития машинно-тракторного парка сельского хозяйства Республики Казахстан.

2.2 Основные принципы организации работы МТС.

2.3 Общие требования к МТС.

2.4. Проектирование МТС.

Выводы.

Раздел 3 Основные факторы, влияющие на создание и функционирование МТС в рыночных условиях с учетом природно-климатических регионов Казахстана.

3.1 Особенности организации производства сельскохозяйственных культур в различных регионах Казахстана.

3.2 Технологические и технические особенности, влияющйе на формирование парка машин МТС.

3.3 Классификация регионов при формировании парка машин МТС

3.4 Обоснование математической модели формирования парка машин МТС.

Выводы.

Раздел 4 Обоснование методики экономической оценки эффективности МТС.

4.1 Интегральные показатели создания и функционирования МТС.

4.2 Взаимосвязь между объемом производства, постоянными и переменными издержками.

4.3 Организация экономических отношений МТС с сельскими товаропроизводителями, в том числе оплата работ станции сторонними предприятиями.

4.4 Применение бизнес-плана и производственно-хозяйственного плана МТС.

Выводы.

Раздел 5 Разработка математической модели регрессионного анализа факторов, влияющих на экономические показатели МТС.

5.1 Общая методика многофакторного регрессионного анализа производственной деятельности МТС.

5.2 Выбор результирующего и производственных факторов и их применение.

5.3 Результаты регрессионного анализа деятельности МТС.

Выводы.

Раздел 6 Разработка метода и компьютерной программы прогнозирования остаточного ресурса элементов машин.

6.1 Постановка задачи.

6.2 Определение исходных данных для прогнозирования остаточного ресурса элементов машин.

6.3 Определение остаточного ресурса на основе экстраполяционных рядов.

6.4 Компьютерная программа для прогнозирования остаточного ресурса элементов машин.

6.5 Метод прогнозирования остаточного ресурса с использованием автокорреляционной функции.

6.6 Рекомендации по применению методов определения остаточного ресурса элементов машин.

Выводы.

Раздел 7 Совершенствование механизма управления техническим сервисом на базе МТС.

7.1 Основные положения.

7.2 Особенности диагностирования при использовании и техническом обслуживании машин.

7.3 Основные принципы технической политики в области диагностирования машин и организации технического сервиса в МТС.

7.4 Отличительные особенности системы ТОР импортной техники.

7.5 Совершенствование организации и управления технического сервиса сельскохозяйственной техники на базе МТС в условиях

Казахстана.

Выводы.

Раздел 8 Технико-экономическая эффективность улучшения функционирования машинно-технологических станций Казахстана.

8.1 Экономический эффект повышения рентабельности работы МТС.

8.2 Экономический эффект применения методов определения остаточного ресурса элементов машин.

8.3 Экономический эффект совершенствования управления техническим сервисом на базе МТС.

Выводы.

Список литературы

1. При анализе прибыли, себестоимости, в первую очередь, учитывается выручка, как произведение получаемого урожая (натуроплаты) на продажную цену.

2. В завершающейся части работы планируется провести анализ полученных технико-экономических результатов создания и функционирования, как интенсивности, так и экономичности работы МТС.

3. Выявленная научная новизна итогов работы, а также их достоверность отражается в основных выводах и результатах исследований.

4. Раздел 2 Обоснование организационных основ создания и функционирования МТС в Республике Казахстан

5. Прогноз развития машинно-тракторного парка сельского хозяйства Республики Казахстан

6. Главный социально-экономический фактор & laquo-производительность труда -заработная плата& raquo-.

Заполнить форму текущей работой