Инфраструктура бизнеса

Тип работы:
Курсовая
Предмет:
Менеджмент
Узнать стоимость новой

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Уральский государственный экономический университет

Заочный факультет.

Кафедра менеджмента

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Организационный менеджмент»

На тему:

Инфраструктура бизнеса

Выполнила: Манашерова Диана

студентка группы: ЗМ-13−1

Екатеринбург — 2015

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Сущность инфраструктуры бизнеса и её основные элементы

2. Взаимодействие организации с финансовыми, транспортными, страховыми организациями

2.1 Финансовые отношения предприятий

2.2 Формы взаимодействия транспортной компании с кредитными организациями

2.3 Особенности взаимодействия страховых организаций и банков

3. Виды и основные аспекты взаимоотношений организаций с органами власти

Заключение

Список используемых источников и литературы

ВВЕДЕНИЕ

Бизнес — инициативная экономическая деятельность, осуществляемая за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою ответственность, ставящая главными целями получение дохода и развитие собственного дела.

Бизнес может осуществляться частными лицами, предприятиями или организациями по извлечению природных благ, производству или приобретению и продаже товаров или оказанию услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги. Иными словами, бизнес означает любое занятие, дело, приносящее доход.

Бизнес представляет собой систему, охватывающую всех бизнесменов и интегрирующую их деятельность в одно целое.

1. СУЩНОСТЬ ИНФРАСТРУКТУРЫ БИЗНЕСА И ЕЁ ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Как и всякая другая система, бизнес обладает собственной инфраструктурой. Термин инфраструктура впервые использовали в экономическом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих нормальную деятельность вооруженных сил. В отечественной экономической литературе периода х годов инфраструктуру обычно рассматривали или как комплекс отраслей общего пользования, создающих необходимые условия для развития предприятий, или как совокупность инженерно-технических сооружений и объектов, обеспечивающих на определенной территории бесперебойное движение потоков грузов, людей, энергии, информации.

Сам по себе бизнес без широко разветвленной инфраструктуры существовать не может. Инфраструктура — обязательный компонент любой целостной экономической системы.

«Инфраструктура» — это объективно сложившаяся в результате общественного разделения труда система общих условий обеспечения общественного воспроизводства в рамках народного хозяйства и каждого его звена, представляющая совокупность рациональных технологических, организационно — экономических, информационных, социальных и др. взаимосвязей по эффективному обслуживанию функционирования структурообразующих отраслей и жизнеобеспечения населения".

Под инфраструктурой бизнеса следует понимать совокупность предприятий, организаций и учреждений, которые, функционируя совместно, обслуживают бизнес, оказывая ему те или иные платные услуги, обеспечивают его необходимыми средствами производства, транспортом, связью, информацией, кредитными ресурсами, рабочей силой, рекламой, консультациями и т. д. Другими словами, она представляет собой совокупность организационно-правовых форм, опосредующих деловые отношения и увязывающих эти отношения, разнообразные и разносубъектные, в единое целое.

В отношения между предпринимателями, наемными работниками и потребителями вклинивается огромное множество промежуточных структур, устанавливающих эти отношения и помогающих реализовать деловые интересы. Именно благодаря наличию необходимой инфраструктуры современный бизнес приобрел цивилизованные формы, в которых каждый его элемент специализируется на выполнении определенных функций, чем обеспечивается высокая производительность труда и в сфере самого бизнеса, и в сфере предприятий инфраструктуры.

Элементами инфраструктуры бизнеса являются:

Кредитная система и коммерческие банки

Эмиссионная система и эмиссионные банки, организационно оформленное посредничество на товарных, сырьевых, фондовых и валютных биржах, аукционы, ярмарки, др. формы организационного внебиржевого посредничества, система регулирования занятости населения и центры содействия занятости (биржи труда), информационные технологии и средства деловой коммуникации

Налоговая система и налоговые инспекции, система страхования коммерческого, хозяйственного риска и страховые компании (государственные и негосударственные)

Специальные рекламные, информационные агентства и средства массовой информации, торговые палаты, таможенная система, профессиональные союзы работающих по найму

Коммерческие — выставочные комплексы, система высшего и среднего экономического образования, консалтинговые компании, аудиторские компании, общественные и государственно — общественные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности, специальные зоны свободного предпринимательства.

Таким образом, инфраструктура организует деловые отношения и облегчает их участникам реализацию интересов, обеспечивает специализацию различных субъектов экономики, повышение оперативности и эффективности их работы на основе дифференциации заполняемых ими рыночных ниш, упрощает юридический и экологический контроль, государственное и общественное регулирование деловой практики.

2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНИЗАЦИИ С ФИНАНСОВЫМИ, ТРАНСПОРТНЫМИ, СТРАХОВЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

2.1 Финансовые отношения предприятий

Включают в себя отношения: с поставщиками, покупателями, строительно-монтажными и транспортными организациями, почтой и телеграфом, внешнеторговыми и другими организациями, таможней, фирмами иностранных государств. Это самая большая по объему денежных платежей группа. Отношения предприятий друг с другом связаны с реализацией готовой продукции и приобретением материальных ценностей для хозяйственной деятельности. Роль этой группы первична, так как именно в сфере материального производства создается национальный доход, предприятия получают выручку от реализации продукции и прибыль.

2.2 Формы взаимодействия транспортной компании с кредитными организациями

Взаимодействие транспортной компании с кредитными организациями осуществляется по-разному, прежде всего, в форме расчетно-кассового обслуживания. Кредитные организации осуществляют комплексное обслуживание транспортной компании, включающее выплату заработной платы и других денежных начислений сотрудникам на банковские карты. Эквайринг совершается уполномоченным банком путем установки платежных терминалов. Примером эквайринга является разработанный и реализованный проект по организации продаж железнодорожных билетов по банковским картам через кассы ОАО «РЖД» и Интернет на сайте транспортной компании.

Важнейшей формой взаимодействия являются займы, полученные ОАО «РЖД» от кредитных организаций. Это финансовая операция по взятию в долг денег, ценностей на определенных условиях, а кредит есть ссуда, предоставление ценностей (денег, товаров) в долг, коммерческое доверие3. Вследствие этого в отношении ОАО «РЖД», которое берет денежные средства в долг, нами будет употребляться понятие «заем», а в отношении банков, предоставляющих инвестиции, -- «кредит».

Анализ отчетности ОАО «РЖД» показал, что размер займов, полученных компанией с 2004 по 2010 г., равен размеру денежных средств, привлеченных вследствие размещения облигаций за то же время. Оптимизация структуры портфеля заемных средств транспортной компании осуществлялась с учетом существующей ситуации на финансовом рынке. Самый большой размер займов получен в 2008—2009 гг., когда в связи с нестабильной экономической ситуацией был закрыт рынок корпоративных облигаций, в результате чего основным источником ликвидности для транспортной компании в этот период стали кредиты, выданные российскими банками.

Компания активно использует облигации в качестве одного из источников финансирования своей деятельности. Организация выпуска облигаций, услуги по размещению ценных бумаг, разработка системы корпоративного управления и стратегии развития бизнеса, поиск стратегических партнеров, моделирование, оценка бизнеса входят в состав инвестиционно-банковских услуг, которыми пользуется компания. Помимо этого, с 2003 г. ОАО «РЖД» активно использовало механизм лизинга, который позволял ускоренными темпами проводить обновление подвижного состава. Грузовые и пассажирские вагоны, моторвагонный и тяговый подвижные составы были главными объектами лизинга транспортной компании. В 2007 г. ее руководство приняло решение о снижении лизинговых операций, в связи с чем лизинговая программа в 2008 г. составила всего 1 614 млн руб., а в 2009—2010 гг. приобретение подвижного состава по лизинговым контрактам не производилось.

Большое значение для транспортных компаний имеет проектное финансирование, которое учитывает особенности конкретного инвестиционного проекта и осуществляется соинвестированием кредитной организации и участников проекта, готовых разделить между собой предполагаемую прибыль и возможные риски. Примером использования проектного финансирования ОАО «РЖД» является поставка поездов Siemens по маршруту высокоскоростного движения Москва -- Санкт-Петербург с участием банков CALYON и Deutsche Bank.

Для эффективного управления остатками денежных средств компании ОАО «РЖД» использует депозиты. Отметим, что удельный вес депозитов в составе финансовых вложений невелик, самый большой удельный вес отмечен в 2006 г.: долгосрочные депозитные вклады -- 7,5%, краткосрочные -- 13,4%. С 2004 по 2010 г. преобладали краткосрочные депозиты: основная масса (более 95% всех размещаемых средств) приходилась на срок от 1 до 30 дней. В числе прочих банковских услуг ОАО «РЖД» использует инструменты торгового финансирования. С января по декабрь 2009 г. в рамках работы по обеспечению выполнения обязательств по торговым контрактам открыто 9 аккредитивов и выдано 35 банковских гарантий. Банки осуществляют широкий спектр услуг, связанных с ценными бумагами: брокерские услуги (покупка / продажа ценных бумаг за счет и по поручению клиента), депозитарное обслуживание (хранение ценных бумаг и учет прав на них), анализ и прогнозирование ситуации на российских и зарубежных финансовых рынках и т. д.

Таким образом, наряду с традиционными банковскими услугами по расчетно-кассовому обслуживанию, использованию зарплатных и корпоративных банковских карт для сотрудников компании, кредитованию, размещению свободных денежных средств ОАО «РЖД» применяет лизинг, торговое финансирование, инвестиционно-банковские услуги, услуги на рынке ценных бумаг. Хорошая деловая репутация ОАО «РЖД», сотрудничество с ведущими кредитными организациями, стабильные финансовые показатели -- важнейшие факторы, которые позволяют добиваться увеличения объемов и сроков финансирования проектов развития транспортной отрасли.

2.3 Особенности взаимодействия страховых организаций и банков

Функции коммерческих банков сводятся к привлечению в виде вкладов денежных средств физических и юридических лиц, размещению указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, а также открытию и ведению банковских счетов физических и юридических лиц. Функция привлечения денежных средств банков и накопительная функция страховщиков, по сути, являются единой функцией капитализации. Но в любом случае общей функцией банков и страховых организаций выступает инвестиционная функция.

Однако наличие общих и специфических функций банков и страховых организаций может быть экономической основой как их совместной деятельности и сотрудничества, так и конкуренции.

Для привлечения денежных доходов и свободных средств населения и предприятий банки предлагают различные формы депозитов — вклады до востребования, срочные вклады, депозитные сертификаты, сберегательные вклады целевого назначения и др. Страховые компании, в свою очередь, предлагают различные страховые продукты страхования жизни (страхование на дожитие, страхование ренты, пенсионное страхование, страхование аннуитетов и др.).

Отсюда следует вывод, что предложение банковскими и страховыми организациями населению и предприятиям различных финансовых услуг по капитализации свободных денежных средств означает формирование конкурентных отношений между данными финансовыми институтами. При этом отмеченные отношения конкурентного противоборства за свободные средства населения и предприятий дополняются участием других финансовых посредников — рынка ценных бумаг, негосударственных пенсионных фондов, паевых инвестиционных фондов и др.

В то же время совсем иной характер взаимоотношений возникает между банками и страховыми компаниями в связи с рисковой (компенсационной) функцией страхования. Объективная потребность в возмещении материальных потерь предприятий и населения и страхового обеспечения граждан удовлетворяется лишь страховщиками. Поэтому соответствующие денежные ресурсы предприятий и населения, направленные на обеспечение страховой защиты и страхового обеспечения граждан, не являются сферой жизненных интересов кредитных учреждений. Более того, как и любая сфера деятельности, банковское дело сопряжено с рисками, причем как общими для всех предприятий рисками (природно-естественными, техногенными, противоправными действиями третьих лиц и т. д.), так и специфичными рисками для кредитных учреждений (кредитными, депозитными, процентными, расчетными и др.). В этом случае банки являются носителями общественной потребности в страховании, носителями риска, а страховые организации обеспечивают эту потребность и в случае проявления риска компенсируют понесенные потери кредитных учреждений. При этом между банками и страховыми компаниями формируются отношения сотрудничества.

Отношениям сотрудничества между страховыми организациями и банками способствует и предупредительная функция страхования, выражающаяся в финансировании страховщиками мероприятий, минимизирующих банковские риски и возможные убытки кредитных учреждений.

Особые отношения между банками и страховыми организациями предопределяет инвестиционная функция. Для обеспечения выполнения функции капитализации свободных денежных средств банки и страховые организации осуществляют инвестиционную деятельность. При этом инвестиционная деятельность страховщиков касается не только страхования жизни, которое изначально предполагает необходимость капитализации собранных страховых взносов для обеспечения выполнения принятых обязательств, но и инвестирования страховых резервов по другим видам страхования, обеспечивая также проведение убыточных видов страхования и конкурентоспособность страховой деятельности.

Страховые организации имеют возможность разместить свои финансовые ресурсы по многим направлениям, в частности, страховые резервы — в государственные ценные бумаги, государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации, корпоративные ценные бумаги, паевые инвестиционные фонды, уставные капиталы обществ с ограниченной ответственностью и складочный капитал товариществ на вере, жилищные сертификаты, недвижимое имущество, слитки золота и серебра.

Инвестиционная деятельность страховщиков может быть обеспечена и банковской системой, хотя инвестиционная деятельность страховых организаций для банков имеет прикладное значение, а поэтому банки являются для страховых компаний важнейшими финансовыми институтами, обеспечивающими капитализацию финансовых ресурсов страховщиков.

Отсюда следует, что несмотря на конкурентные отношения банков и страховых организаций за свободные денежные средства населения и предприятий, между ними возникает тесное сотрудничество по размещению финансовых ресурсов страховщиков.

Действующие правила размещения страховых резервов допускают возможность инвестирования до 40% страховых резервов в стоимость банковских вкладов (депозитов), в том числе удостоверенных депозитными сертификатами, и векселя банков. Кроме того, допускается размещение до 30% резервов в корпоративные ценные бумаги, эмитентами которых могут быть и банки.

Однако этими же правилами установлены существенные ограничения по размещению страховых резервов в один банк. Суммарная стоимость ценных бумаг, прав собственности на долю в уставном капитале, средств на банковских вкладах, расчетном счете, а также в общих фондах банковского управления одного банка не может превышать 15%. При этом следует отметить, что размещение других финансовых ресурсов страховых организаций (уставного капитала, прибыли, резервов, сформированных из прибыли и др.) в настоящее время не регламентируется. Это также расширяет поле взаимного инвестиционного интереса банков и страховщиков.

Еще одной важнейшей предпосылкой организации взаимоотношений между банками и страховыми организациями является банковская функция расчетно-кассового обслуживания юридических и физических лиц. Расчетно-кассовое обслуживание многочисленной клиентуры страховых компаний выгодно для банков, оно способствует увеличению банковских ресурсов. Остатки на банковских счетах страховых клиентов, образующиеся при их расчетно-кассовом обслуживании, являются заемными средствами, которые банк получает более легким и дешевым способом по сравнению с поступлением заемных средств из других источников (депозиты, межбанковские кредиты и др.). Более того, средства, получаемые банком при расчетно-кассовом обслуживании клиентов-страховщиков, как и других клиентов, обеспечивают повышенную ликвидность банковского учреждения.

В конечном итоге можно сделать вывод что, экономическая основа взаимоотношений между банками и страховыми организациями может служить гарантией для успешного развития в будущем.

бизнес финансовый страховой транспортный

3. ВИДЫ И ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ОРГАНИЗАЦИЙ С ОРГАНАМИ ВЛАСТИ

Исследуя тему взаимоотношения государства и бизнеса в России, можно выделить несколько зачастую противоречивых подходов к определению сфер и даже самой категории взаимоотношения.

Итак, первое, о чем следует упомянуть это, пожалуй, частно-государственное партнерство. Слово, безусловно, модное, что упоминаемое и Президентом, и Правительством России, и объединениями предпринимателей, принятое на западе. Однако в самой трактовке английского Public Private Partnership нет единства: кто-то переводит его как частно-государственное партнерство, кто-то как общественно-частное, кто-то буквально как публично-частное. В то же время его однозначно относят к партнерству в сфере экономики и связывают с концессиями, контрактами, арендой. Хотя среди сфер частно-государственного партнерства выделяют так оказание общественных услуг, общественную безопасность, экологию, образование — но в России это двусторонние контакты бизнеса и власти без участия общественных организаций. В то же время в традиционной западной трактовке общественные и некоммерческие организации относятся именно к публичному сектору, то есть, в российском переводе к государственному.

Второй подход к взаимодействию менее известен, хотя повсеместно применяется на практике — это так называемое социальное партнерство — форма регулирования социально-трудовых отношений на трехсторонней основе между работодателями, властью и профсоюзами, закрепленная в трудовом кодексе РФ, ряде других федеральных и региональных законодательных актах. Так, законы о социальном партнерстве приняты в порядка 61 субъекте федерации, а соглашения о социальном партнерстве — в порядка 80 регионах. Однако сфера социального партнерства в настоящее время выходит за рамки лишь социально-трудовых проблем, а затрагивает также вопросы экономики, экологии, молодежной политики и т. д.

Третий подход носит, скорее, общетеоретический характер и выражается в разработанной Фондом «Институт экономики города» классификации моделей взаимоотношений власти и бизнеса. Исходя из нее, под социальным партнерством понимается оптимальная форма взаимодействия власти и бизнеса, основанная на принципе: выгодно каждому — выгодно всем.

Таким образом, выработке комплексной концепции взаимодействия власти, бизнеса и общественных организаций способствует:

а) наличие общих мест в вышеизложенных подходах;

б) необходимость формирования системы «стратегия, принципы, элементы, механизмы взаимодействия», которая, представляется, имеет важное как теоретическое, так и практического значение.

При разработке такого комплексного подхода следует обратить внимание, прежде всего, на следующие аспекты.

Категория. Выбор дефиниции комплексной модели может быть сделан из большого числа возможных вариантов определения категории взаимодействия бизнеса, власти и общественных организаций. Однако представляется, что термин социальное партнерство наиболее полно отражает смысл комплексного подхода по целому ряду причин:

1) устоявшийся термин как в отечественной теории, так и в практике;

2) шире, чем частно-государственное партнерство, так как отражает участие во взаимодействии общественных организаций;

3) мировой опыт развития бизнеса позволяет считать социальное партнерство высшей стадией эволюции предпринимательства, когда компании переходят к политики социального диалога с обществом;

4) в моделях PR социальное партнерство также считается высшей точкой развития прозрачности коммуникаций бизнеса и общества;

5) слово «социальный» можно рассматривать не только в связи с социальной сферой, но также как производное от «социум», то есть общество, общественное партнерство, партнерство трех общественных сфер — власти, бизнеса и некоммерческих организаций.

Стратегия. Стратегия взаимодействия бизнеса, власти и общественных организаций должна носить взаимовыгодный характер для всех сторон-участников. В этой связи стратегией социального партнерства следует считать создание на взаимовыгодной основе условий и эффективную реализацию мер властью, бизнесом и общественными организациями по развитию человеческого капитала на определенной территории. Стратегия (миссия) социального партнерства служит оплотом формирования системы подцелей, тактических и оперативных целей и задач.

Таким образом, под социальным партнерством понимается философия взаимоотношений и взаимодействия государственно-муниципальной власти, бизнеса и общественных организаций, носящая взаимовыгодный и эффективный характер и направленная на развитие человеческого капитала территории.

Принципы. Социальное партнерство как система взаимодействия власти, бизнеса и общественных организаций основывается на следующих принципах:

1. Системный характер социального партнерства.

2. Взаимовыгодный характер. Проявляется, прежде всего, в трехстороннем подходе к оценке эффективности.

3. Добровольный характер.

4. Интеграция социального партнерства в деятельность сторон и ответственность.

5. Реальный и прагматичный характер.

6. Разноуровневость социального партнерства.

7. Информационная открытость социального партнерства.

На основе данных принципов должны формироваться приоритетные направления развития социального партнерства на определенной территории.

Сферы (элементы). Можно выделить три основные сферы социального партнерства: развитие власти (стратегическое планирование, бюджет, антикризисные программы, кадровая политика и др.); развитие предприятий (продукция, персонал, инвестиции, устойчивость и др.); развитие местных сообществ (инфраструктура, социальная сфера, экология и т. п.). Соответственно этим сферам выделяют элементы социального партнерства.

Реализация. В целях создания эффективной системы реализации социального партнерства требуется формирование следующей иерархичной структуры: институты — методы — механизмы. При этом особое внимание следует уделить вопросам закрепления, в том числе правового и договорного, в стандартах, правилах, документах; определения критериев и способов мониторинга эффективности; проблемам информационной открытости и обратной связи. При этом механизмы социального партнерства могут носит как общий, для всех сфер, так и частный характер.

Эффективность. Комплексная модель взаимодействия предполагает выделения трех уровней эффективности: для компании (внутренний), для общества и государства (внешний), для стейкхолдеров компании (мезоуровень).

Концепция развития социального партнерства представляет собой систему аргументированных представлений о стратегических приоритетах развития социального партнерства в виде совокупности основополагающих принципов, целей, механизмов и критериев эффективности реализации задач в области взаимодействия региональной власти, бизнеса и общественных организаций области.

Под социальным партнерством понимается оптимально организованная на взаимовыгодных условиях и эффективная модель взаимодействия органов государственной власти, регионального бизнеса и общественных организаций в целях создания условий для развития регионального сообщества, основными критериями которого являются улучшение качества жизни населения, инновационный экономический рост и экологическое благополучие.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Бизнес, особенно крупный, невозможно организовать на собственные средства, поэтому у любого предпринимателя возникает необходимость обратиться к заемным средствам. И здесь на помощь приходят различные кредитные организации. Основной кредитующей организацией выступает банк.

Банк — кредитно-финансовое предприятие, основу деятельности которого составляет привлечение и эффективное распределение денежных капиталов.

Кредитование бизнеса чаще всего осуществляется под залог ценных бумаг, товаров, а также земли и другой недвижимости (ипотечный кредит); кредиты без залога даются лишь надежным заемщикам.

Банк в дальнейшем может продолжать сотрудничать с кредитуемым предприятием, например в области лизинга — долгосрочной аренде или сдаче производственных сооружений, машин и другого оборудования в аренду, иногда с последующем выкупом имущества.

Помимо банков существуют и другие кредитно-финансовые учреждения: страховые компании, пенсионные фонды, кредитные кооперативы и т. п. Их огромные капиталы тоже могут использоваться для кредитования и инвестирования производства. В их деятельности можно выделить одну или две основных операции, они доминируют в относительно узких секторах рынка ссудных капиталов и имеют специфическую клиентуру

В современных условиях специализированные кредитно-финансовые институты заняли важнейшее место на рынке ссудных капиталов, превратившись в основной резервуар долгосрочного капитала на денежном рынке.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Интернет источник http: //regionsar. ru/node/914

2. Интернет источник http: //www. grandars. ru/college/ekonomika-firmy/finansovye-otnosheniya-predpriyatiy. html

3. Интернет источник https: //ru. wikipedia. org/wiki/Инфраструктура

Показать Свернуть
Заполнить форму текущей работой