Модель повышения технической подготовленности девочек-подростков 12-14 лет занимающихся спортивной аэробикой на основе развития мышления

Тип работы:
Реферат
Предмет:
Физическая культура и спорт
Узнать стоимость новой

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

УДК 796. 01
МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
ДЕВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ 12−14 ЛЕТ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКОЙ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ
Л. Д. Назаренко — доктор педагогических наук, профессор
Л. В. Разумова — аспирант Ульяновский государственный педагогический университет
Ульяновск
THE MODEL OF 12−14 YEAR TEENAGE GIRLS ENGAGED IN SPORTS AEROBICS TECHNICAL READINESS INCREASE ON THE BASIS OF
THINKING DEVELOPMENT
L.D. Nazarenko- doctor of pedagogics, professor L.V. Razumova — postgraduate student Ulyanovsk State Pedagogical University Ulyanovsk
e-mail: elena funina@mail. ru
Ключевые слова: стабильность соревновательной деятельности, компоненты, общефизическая и специальная подготовленность
Аннотация. Спортивная аэробика как один из художественных видов спорта оказывает разнообразное воздействие на организм, является эффективным средством формирования двигательной культуры, музыкального вкуса, гармонизации личности, что является привлекательным для подростков и молодежи. Однако данный вид спортивной деятельности характеризуется также согласованностью интеллектуальной и двигательной деятельности, что открывает широкие возможности для совершенствования ведущих интеллектуальных качеств.
Методы: анализ и обобщение научной и методической литературы, тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Материал.В статье предлагается разработанная автором модель повышения технической подготовленности девочек-подростков 12−14 лет на основе формирования мышления. Раскрываются различные виды мыслительных процессов, их направленность и содержание- критерии оценки, методика развития и совершенствования с учетом специфических особенностей рассматриваемых разновидностей мышления. В статье представлен оригинальный материал предлагается новый подход к повышению уровня технической подготовленности занимающихся спортивной аэробикой.
Результат. Педагогический эксперимент показал, что в процессе спортивной подготовки осуществляется успешное формирование различных видов мыслительных способностей, увеличение которых, в свою очередь, оказывает позитивное воздействие на повышение показателей физической подготовленности как базы для роста технического мастерства. Формирование каждой разновидности мышления предусматривает использование специфических средств педагогического воздействия- разработку специальных интеллектуальных и двигательных заданий, а также критериев оценки логического, творческого, оперативного тактического мышления.
Заключение. В ходе педагогического эксперимента сформирован устойчивый интерес к спортивной аэробике как основному средству духовно-нравственного, физического и эстетического развития, обеспечивающему реализацию творческих способностей девочек 12−14 лет.
Keywords: stability of competitive activity, components, all-physical and special readiness
Annotation. Sports aerobics as one of art sports makes various impact on an organism, is an effective remedy of motive culture formation, musical taste, harmonization of the personality that is attractive to teenagers and youth. However this type of sports activity is characterized also by coherence of intellectual and motive activity that opens ample opportunities for improvement of leading intellectual qualities.
Research methods: analysis and generalization of scientific and methodical literature, testing, pedagogical experiment, methods of mathematical statistics.
Research material. The model of 12−14 years teenage girls technical readiness increase developed by the author on the basis of thinking formation is offered in the article. Different types of thought processes, their orientation and the contents- criteria of an assessment, development and improvement technique taking into account specific features of considered versions of thinking are revealed. The original material is presented, new approach to increase technical readiness level is engaged in sports aerobics offered in this article.
Results. Pedagogical experiment showed that in the course of sports training successful formation of different types of thinking powers which increase, in turn, makes positive impact on increase of physical readiness indicators as bases for growth of technical skill is carried out. Formation of each version of thinking provides using specific means of pedagogical influence- development of special intellectual and motive tasks, and also criteria of an assessment of logical, creative, operational tactical thinking.
Conclusion. During pedagogical experiment steady interest to sports aerobics as to the main means of spiritual and moral, physical and esthetic development providing realization of 12−14 years girls creative abilities of is created.
Уровень технической подготовленности в спортивной аэробике обусловлен рядом факторов: показателями общефизической, психологической подготовки- сложностью выполняемых элементов, опытом соревновательной деятельности и др. Анализ специальной литературы, а также материалы наших собственных исследований свидетельствуют о том, что на уровень спортивного мастерства оказывают большое влияние степень сформированности восприятия, внимания, мышления и других интеллектуальных качеств. Однако в доступной нам литературе не обнаружено работ по проблеме влияния уровня сформированности мышления и других познавательных процессов на техническую подготовленность спортсменов.
Целью данной работы является теоретическое и методологическое обоснование значимости совершенствования мышления как одного из основополагающих факторов повышения уровня технической подготовленности девочек 12−14 лет, занимающихся спортивной аэробикой.
Задачи: 1. Разработать модель повышения технической подготовленности аэробисток на основе развития мышления.
2. Экспериментальная проверка эффективности использования данной модели.
Спецификой спортивной аэробики как одного из художественных видов спорта является требование к высокому уровню технического мастерства при артистичности исполнения элементов различных групп трудности. Это предъявляет высокие требования к культуре движений, воспитанию музыкально-художественного вкуса, использованию разнообразных средств выразительности двигательных действий, а также оптимальным показателям развития двигательно-координационных качеств: мышечной силы, быстроты,
выносливости, специфической ловкости, прыгучести, равновесия и др., что составляет основу общефизической подготовленности.
Правилами соревнований по спортивной аэробике установлены требования к технической подготовленности спортсменок, реализация которых обусловливает качество усвоения структурных элементов каждого моторного акта, входящего в содержание композиции программного выступления. Уровень технической подготовленности определяется в значительной степени способностью к пониманию закономерностей ориентировки в пространстве и времени- приростом качественных сторон двигательной деятельности- выполнением сложных элементов, что требует развития интеллектуальных качеств и, прежде всего, мышления — основного вида познавательной деятельности.
Проявление мыслительных способностей обусловлено необходимостью понимания зависимости формы и содержания моторного акта от точности их воспроизведения, а также условий, определяющих эффективность выполнения каждого двигательного задания.
Данные исследований Е. А. Анисимовой, И. С. Колесник, Л. И. Костюниной, указывают на взаимосвязь и взаимообусловленность интеллектуальной и двигательной деятельности. Интегрированный характер тренирующего воздействия интеллектуальных качеств в зависимости от вида спортивной деятельности обеспечивает повышение тренировочного эффекта на каждом этапе спортивной подготовки (Бальсевич, 2006, 2012- С. Д. Неверкович 2011, Л. Д. Назаренко 2006 и др.). Н. А. Бернштейн рассматривает проблему двигательной активности с позиций предварительного планирования моторных актов, что включает мыслительные процессы в мышечную деятельность индивида.
Чем детальнее спортсмен анализирует структурное содержание усваиваемого физического упражнения, последовательность выполнения его отдельных фаз, их взаимозависимость и взаимообусловленность, тем быстрее и успешнее происходит создание мыслеобраза выполняемого элемента. Активное включение мышления в процессе усвоения техники достаточно сложного элемента значительно сокращает время его усвоения, снижает энерготраты, повышает работоспособность. В связи с этим большой интерес, на наш взгляд, представляет разработка модели технической подготовленности аэробисток 12−14 лет на основе развития мыслительных способностей.
Содержание модели призвано обеспечить общее представление о направленности и содержании тренировочных занятий, способствующих развитию и совершенствованию мышления, с учетом его основных разновидностей. Модель (рис. 1) опирается на ведущие концептуальные положения, подтверждающие согласованность мыслительной и двигательной деятельности- необходимость рассмотрения процесса спортивной подготовки как целостного объекта исследования с анализом всех сторон деятельности индивида: интеллектуальной, мышечной, психологической и т. д.
Модель базируется на ведущих принципах обучения и тренировки, реализация которых предусматривает целенаправленное воздействие на организм не только с целью совершенствования двигательных и вегетативных функций, но и с целью активизации мыслительной деятельности. В процессе разработки модели были выявлены следующие разновидности мышления, имеющие большую значимость для усвоения рациональной техники двигательных действий, составляющих основное содержание спортивной аэробики: логическое, творческое, оперативное и тактическое. Оптимальные показатели данных видов мышления обеспечивают повышение стабильности и надежности соревновательной деятельности, уверенности в своих силах, выбор тактики ведения спортивной борьбы в зависимости от уровня соревнований, состава участников соревнований, времени проведения состязаний, жеребьевки и других факторов, влияющих на результат выступления.
Важным структурным компонентом предложенной модели является определение факторов и условий развития мышления средствами спортивной аэробики, а также влияния мыслительных процессов на повышение уровня технической подготовленности.
Концептуальные положения:
— единство сознания и деятельности-
— процесс спортивной подготовки как целостный объект исследования-
— выявление и реализация причинно-следственных связей, обусловливающих эффективность тренировочного процесса_
Теоретическое обоснование роли, мышления Цель: повышение технической подготовленности занимающихся в спортивной аэро-
Задачи:
1. Выявить зависимость спортивных результатов от уровня развития мышления.
2. Установить виды мышления.
3. Определить способы развития мышления средствами спортивной аэробики
Принципы обучения и тренировки:
— целостность и непрерывность тренировочного процесса-
— единство общей и специальной физической подготовки-
— цикличность тренировочного процесса-
— постепенность повышения тренировочной нагрузки-
— индивидуализация
Виды мышления:
1. Логическое
2. Творческое
3. Оперативное
4. Тактическое
У
Факторы и условия развития мышления:
1. Понимание роли мышления для роста спортивного мастерства.
2. Постановка задач, направленных на развитие мышления.
3. Управление мотивационной сферой.
4. Создание педагогических ситуаций, требующих проявления мышления.
Методика развития мышления:
— средства-
— методы и методические приемы-
— критерии оценки мышления в соответствии с его разновидностями
Рис. 1. Модель повышения технической подготовленности аэробистов на основе развития
мышления
Основополагающей частью модели является методика формирования мыслительных процессов в соответствии с их разновидностями, определяющая выбор и использование средств для совершенствования логического, творческого и других видов мышления- методов и методических приемов, отвечающих специфике каждой разновидности мышления, а также критериев оценки мыслительных процессов в соответствии с их разновидностями.
Одной из ведущих задач при разработке модели явилось определение зависимости спортивных результатов от уровня развития мышления. С этой целью были разработаны критерии оценки показателей сформированности каждого из рассматриваемых мыслительных процессов. Так, степень развития логического мышления определяется
способностью к установлению внешних и внутренних связей между простыми и сложными элементами композиции, формами соединений, разнохарактерных двигательных действий. Критерии оценки:
5 баллов — сформированность навыков установления рационального распределения технически сложных, зрелищных элементов в начале композиции, в ее средней и завершающей части- выбора направлений движений по площадке, позволяющих в полной мере передать эмоциональное состояние спортсменов- использование средств выразительности с постепенным увеличением их эстетического воздействия на зрителей-
4 балла — выявление внешних и внутренних связей межу различными частями соревновательной программы- установление оптимального количества динамических и статических элементов- оптимального сочетания быстрых и медленных отрезков композиции-
3 балла — установление оптимального количества акробатических, гимнастических, танцевальных, вращательных и прыжковых упражнений- установление соответствия мелодии и соревновательной программы-
2 балла — способность к установлению характера программного выступления в соответствии с типологическими и фенотипическими особенностями спортсменок, показателями их физической и технической подготовленности.
1 балл — понимание необходимости чередования медленных и быстрых частей композиции.
Критерии оценки уровня сформированности творческого мышления.
Оценивается готовность спортсмена к разработке теоретической модели выполнения программы в условиях соревновательной деятельности- степень сформированности навыков создания двигательного и художественно-музыкального образа- поиску оригинальных сочетаний танцевально-хореографических, гимнастических и акробатических элементов.
Критерии оценки:
5 баллов — сформированность навыков создания теоретической модели композиции в сложных условиях соревновательной деятельности с участием ведущих мастеров спортивной аэробики- применение эффективных средств выразительности, подчеркивающих оригинальность индивидуального стиля-
4 балла — сформированность навыков разработки двигательного и музыкально-художественного образа, обеспечивающего высокую зрелищность программного выступления- использование выразительных, виртуозных поз, вызывающих зрительские симпатия, умение целесообразно использовать динамическую и статическую осанку, жесты и мимику как средства выразительности-
3 балла — способность к рациональному сочетанию технически сложных элементов с танцевальными и беговыми дорожками, повышающими эстетическую направленность композиции-
2 балла — затруднения с разработкой новых подходов, обеспечивающих согласованность сложных технических действий с разнообразными средствами выразительности-
1 балл — возможность создания двигательного образа с помощью тренера.
Критерии оценки оперативного мышления. Оценивается способность к объективному анализу соревновательной ситуации как необходимости коррекции программы выступления в зависимости от хода спортивной борьбы и возможности реализации поставленной цели.
5 баллов — способность к объективной оценке соревновательной обстановки- сформированность навыков своевременной коррекции программы путем исключения рискованных, технически сложных элементов, а также с учетом психо-эмоционального состояния и психологической готовности к реализации поставленных задач-
4 балла — готовность к объективной оценке напряженности спортивной борьбы и самооценке физической и технической подготовленности- способность к коррекции содержания программы при примерно равной подготовленности с противником-
3 балла — психологическая готовность к исключению рискованных элементов для выполнения поставленной задачи. Способность к достижению необходимого уровня артистичности выступления-
2 балла — неспособность к коррекции программного выступления- затруднения с пересмотром программы перед началом соревнований-
1 балл — снижение психоэмоционального состояния перед участием в соревнованиях.
Степень сформированности тактического мышления оценивалась с помощью
следующих критериев, свидетельствующих о сформированности навыков управления психоэмоциональным состоянием, независимо от сложности предстоящей соревновательной деятельности.
Критерии оценки:
5 баллов — способность к концентрации психических и мышечных усилий для успешного выступления независимо от состава участников и времени проведения соревнования. Соответствие результатов выступлений прогнозируемым показателям.
4 балла — способность к реализации поставленных задач, независимо от жеребьевки и состава участников. Реализация поставленных задач- критический анализ своего выступления-
3 балла — снижение психоэмоционального состояния в связи с жеребьевкой, неполная реализация планируемого результата-
2 балла — неготовность к управлению психологическим состоянием при неудобном времени-
1 балл — затруднения с прогнозированием возможных результатов участия в предстоящих соревнованиях.
Данные критерии оценок рассматриваемых разновидностей мышления были апробированы в ходе педагогического эксперимента и позволили получить объективные результаты. Таким образом, методика развития мышления включает в свое содержание средства, комплекс методов и методических приемов обучения и тренировки, а также критерии оценки логического, творческого, оперативного тактического мышления.
С целью проверки эффективности данной модели был проведен педагогический эксперимент с участием 26 девочек. Занимающихся спортивной аэробикой 12−14 лет, (II и I разряд). Было организовано две группы: контрольная (КГ) — 12 спортсменок, и экспериментальная (ЭГ) — 14 человек. Перед началом педагогического эксперимента было проведено тестирование с целью выявления исходного уровня общефизической подготовленности, а также показателей развития мышления. Для оценки физической подготовленности использовались следующие контрольные упражнения:
— челночный бег 3×11 м (с) —
— бег на 100 м (с) —
— бег на 1000 м (с) —
— прыжок в длину с места, толчком двух (см) —
— поднимание туловища из положения лежа на животе, руки за голову (кол-во раз за одну мин) —
— поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за голову (кол-во раз за одну мин) —
— сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз) —
— поднимание прямых ног из положения лежа на спине до касания пола за головой (кол-во раз).
Полученные результаты не обнаружили существенных различий по уровню общефизической подготовленности спортсменок КГ и ЭГ (р& gt-0,05).
Анализ исходных показателей сформированности логического, творческого и оперативного мышления также не выявил существенных различий по уровню их проявления у спортсменок КГ и ЭГ (р& gt-0,05). Тренировочные занятия в КГ проводились по общепринятой методике в соответствии с программой спортивной подготовки, рекомендованной федерацией
гимнастики. В ЭГ использовалась разработанная нами методика развития и совершенствования основных разновидностей мышления. Так, при формировании логического мышления, необходимого для установления характера взаимосвязей между отдельными элементами и частями композиции, использовались следующие задания:
— объяснить необходимость чередования медленных и быстрых частей программ, особенностей перехода от танцевальных движений к акробатическим, прыжковым и т. д. -
— выполнить различные варианты соединений, связок и танцевальных дорожек- выявить наиболее эффективный- дать обоснование-
— дать оценку соответствия содержания композиции характеру музыкального сопровождения, индивидуальным особенностям и уровню технической подготовленности спортсменов-
— определить степень сложности элементов, составляющих содержание композиции, их распределение по отдельным частям программы, установить логику связей между ними и т. д.
Совершенствование творческого мышления осуществлялось при использовании следующих заданий:
— в ходе анализа выступлений разных спортсменок выявить особенности выполнения танцевальных дорожек- назвать приемы и средства повышения выразительности движений- создать мысленный образ наиболее оригинального двигательного действия, требующего проявления максимальной элегантности, виртуозности и пластичности-
— показать разные способы повышения артистичности выполнения отдельных элементов соревновательной программы и др.
Совершенствование оперативного мышления предусматривало использование соответствующих заданий:
— после просмотра соревнований провести анализ уровня исполнительского и технического мастерства, их участников- дать объективную оценку оригинальности наиболее ярких выступлений- выявить перспективы усложнения своей программы.
Формирование тактического мышления потребовало выполнения системы специальных заданий:
— определить тактику своего выступления в зависимости от жеребьевки-
— выполнить прогноз результатов собственной соревновательной деятельности-
— самостоятельно определить целесообразность включения рискованных элементов в зависимости от соревновательной обстановки.
После проведения педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование с целью выявления динамики показателей общефизической подготовленности, а также исследуемых разновидностей мышления. Анализ результатов педагогического эксперимента показал, что улучшение произошло в обеих группах: КГ и ЭГ, однако в ЭГ показатели были существенно выше. Так, в КГ в челночном беге 3×11 м © при исходных данных 9,35±0,54 с к окончанию педагогического эксперимента результаты возросли на 1,51% (р& gt-0,05) — в ЭГ, соответственно, при исходных показателях 9,37±0,49 прирост составил 3,87% (р& gt-0,05). В КГ при выполнении прыжка в длину с места при исходных данных 115,24±5,32 см к концу педагогического эксперимента улучшение произошло на 4,64% (р& gt-0,05) — в ЭГ, соответственно, при исходных показателях118,36±4,75 прирост результатов составил 11,85% (р& lt-0,05). Подобная тенденция была выявлена и по другим тестам. Анализ характера изменений показателей мышления также позволил выявить неравномерность их увеличения.
Так, при исходных показателях логическогомышления (при оценке степени взаимосвязи структурных компонентов композиции) — 2,88±0,21 балла к завершению педагогического эксперимента прирост результатов в КГ составил 11,66% (р& lt-0,05) — в ЭГ, соответственно, при исходных данных 2,79±0,25 балла к окончанию педагогического эксперимента увеличение составило 34,36, (р& lt-0,05).
При исходных показателях сформированности творческогомышления (при оценке способности к созданию модели композиции) в КГ при исходных данных 2,82±0,22 балла
прирост к окончанию педагогического эксперимента составил 10,20% (р& lt-<- 0,05) — в ЭГ, соответственно, при исходных данных 2,78±0,20 балла увеличение результата произошло на 24,67% (р& lt-0,05).
Динамика сформированности оперативного мышления также оказалась различной в КГ и ЭГ. Так, в КГ при исходных данных (при объективной оценке соревновательной обстановки) 13,19±0,25 балла улучшение показателей произошло на 7,0% (р& gt-0,05) — в ЭГ, соответственно, при исходных показателях 3,21±0,29 балла прирост составил 21,90% (р& lt-0,05).
В КГ при исходных данных тактического мышления (выбор варианта выступления в зависимости от жеребьевки) 3,04±0,26 балла к завершению педагогического эксперимента улучшение результатов произошло на 10,40% (р& lt-0,05) — в ЭГ, соответственно, при исходных данных 3,09±0,22 балла прирост составил 27,64% (р& lt-0,05).
Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что в процессе спортивной подготовки осуществляется успешное формирование различных видов мыслительных способностей, увеличение которых, в свою очередь, оказывает позитивное воздействие на повышение показателей физической подготовленности как базы для роста технического мастерства. Формирование каждой разновидности мышления предусматривает использование специфических средств педагогического воздействия- разработку специальных интеллектуальных и двигательных заданий, а также критериев оценки логического, творческого, оперативного тактического мышления.
Литература
1. Анисимова, Е. А. Формирование мышления средствами спортивной подготовки / Е. А. Анисимова, И. С. Колесник, Л. И, Костюнина// Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. — № 8 (66). — СПб., 2010. — С. 37.
2. Лисицкая, Т. С. Хореография в аэробике / Т. С. Лисицкая, Л. В. Сиднева. — М.: Тровант, 2000. — 18 с
3. Лубышева, Л. И. Десять лекций по социологии физической культуры и спорта / Л. И Лубышева. — М.: Теория и практика физической культуры, 2000. — 151 с.
4. Назаренко, Л. Д. Развитие двигательно-координационных качеств как фактор оздоровления детей и подростков / Л. Д. Назаренко. — М.: Изд-во. Теория и практика физической культуры, 2001. — 332 с. ил.
5. Назаренко, Л.Д., Повышение надежности и стабильности соревновательной деятельности в спортивной аэробике /Л.Д. Назаренко, Н. А. Каксаткина. — Ульяновск: УлГПУ, 2012. — 176 с.
6. Сомкин, А. А. Спортивная аэробика. Классификация упражнений и основные компоненты подготовки высококвалифицированных спортсменов / А. А. Сомкин. — Спб.: Спб ГАФК им П. Ф. Лесгафта. — 2001. — 222 с.
7. Спортивная аэробика в школе: уч. пособие. — М.: Спорт Академии Пресс, 2002. — 84 с.
8. Спортивная аэробика: историческая справка // Физическая культура в школе. — 2001. — № 7. — С. 41−42.
Bibliography
1. Anisimov, E.A. Formation of thinking means of sports training / E.A. Anisimov, I.S. Kolesnik, L.I. Kostyunina//Scientific notes of university of P.F. Lesgaft. — No. 8 (66). — SPb. 2010. — P. 3−7.
2. Lisitsky, T.S. Choreography in aerobics / T.S. Lisitsky, L.V. Sidnev. — M: Trovant, 2000. — 18 p.
3. Lubysheva, L.I. Ten lectures of sociology of physical culture and sport / L.I. Lubysheva. — M: Theory and practice of physical culture, 2000. — 151 p.
4. Nazarenko, L.D. Development of motive and coordination qualities as factor of children and teenagers improvement / L.D. Nazarenko. — M: Publishing house. Theory and practice of physical culture, 2001. — 332 p.
5. Nazarenko, L.D. Increase of reliability and stability of competitive activity in sports aerobics/L.D. Nazarenko, N.A. Kaksatkina. — Ulyanovsk: UlGPU, 2012. — 176 p.
6. Somkin, A.A. Sports aerobics. Classification of exercises and main components of highly skilled athletes training / A.A. Somkin. — SPb.: SPb GAFKof P.F. Lesgaft. — 2001. — 222 p.
7. Sports aerobics at school: study grant. — M: Press Academy sports, 2002. — 84 p.
8. Sports aerobics: historical information//Physical culture at school. — 2001. — No. 7. — P. 41−42.
Статья напечатана в рамках государственного задания Минобрнауки Р Ф № 2 шифр 6. 663. 2011
Статья поступила в редакцию: 25. 10. 2013 г.

Показать Свернуть
Заполнить форму текущей работой